Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технические данные

Показатели

АБ-0,5-0/115/4-400

АБ -1- П/30

АБ-1-О/30

 

0,5

1

1

 

115

2 4 - 3 6

230

 

5,4

33,4

5,4

 

Переменный однофаз­

Постоянный

Переменный

 

ный

 

однофазный

Скорость вращения, об/мин . . . .

400

3000

50

4000

3000

 

СД-60

2СДВ

2СДВ

 

ГАБ-0,5-0/115/4-400

ГАБ - 1 - П/30 ГАБ-1-О/230

 

 

В о з д у ш н а я п р и н у-

 

А-66 и масло

д и т е л ь н а я

 

Летом А-66 и автол 10

 

А К П - 5 в соотношении

в соотношении 2 5 : 1

 

25 : 1

0,9

0,9

 

0,63

 

А К П - 5

Летом автол

10, зимой

 

 

автол 4

 

22

70

72

 

600

800

800

Технические данные

 

Е"

Напряжение,в

тока,Силаа

Числооб/мин

 

 

 

а

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

Марка

Марка агрегата

А

 

 

 

Марка двигателя

генератора

 

О

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

а

230

 

1500

2 4 - 8 , 5 / 1 1

ЕС-52-4С-Ф

АД-5-Т/230

5

15,7

АД-10-Т/230

10

230

37,5

1500

4 4 - 8 , 5 / 1 1

ДГС81-4Щ-Ф2

АД-20-Т/230

20

230

63

1500

Д - 40А

ДГС82-4Щ-Ф2

АД-30-Т/400

30

400

54

1500

ЯАЗ-204Г

ДГС-Я1-4Щ-Ф2

АД-50-Т/400

50

400

91

1500

1Д6-100АД

ДГС-92-4Щ-Ф2

АД-75-Т/400

75

400

135

1500

1Д6-150АД

ПС-93-4

АДЗС-20

12

400

31,6

1500

2 4 - 1 0 , 5 / 1 3

МСА - 72/4А

Э-8Р

8

400

25

1500

2 4 - 8 , 5 / 1 1

ГМ-8А

Э-16

16

400

50

1500

4 4 - 8 , 5 / 1 1

ГМ-16

АСДА-50

50

400

156

1500

6 4 - 1 2 / 1 4

ЕСС-91-4Ф

ДГА-48

48

400

150

1500

6 4 - 1 2 / 1 4

ДГС-92/4

ДГА-100

100

400

314

1500

1Д6С-150М

С-117-4

ДГА-2 00

200

400

628

1500

Д12Б

ГС-104-4

ДГ-100-3

100

400

314

750

64 - 18/22

ГСС-103-8

4ДГА-19/30 •

135

400

423

600

4Д-19/30

СГД-1224-10А

6ДГА-19/30

205

400

642

600

6Д-12/30

СГД-1236-10А

ДГА-400

400

400

1250

500

84Н-25/34

МС-500

ДГА-630

630

400

1970

375

64Н-36/45

ГСД-630

АД-50

600

400

1870

750

Д-50

МС-99-8/8

7Д-100

1000

400

3120

750

7Д-100

ГСД-1708-6

агрегатов серии АБ

АБ-2-О/230/4-400

АБ -4-П/30

АБ-4-Т/230

АБ-8-Т/230М

АБ-12-Т/400

2

4

4

8

 

12

230

30

230

230

230

или 400

10,9

140

12,6

25,2

37,5

или 21,7

Переменный однофаз­

Постоянный

Переменны * трехфазный

 

 

ный

 

 

 

 

 

400

3000

50

50

 

50

3000

3000

3000

 

15 000

УД-1

УД-2

УД - 2

«Москвич» 407

ГАЗ-322

ГАБ-2-О/230/4-400

ГАБ-4-П/30

ГАБ-4-Т/230

ГАБ-8-Т/230

ЕС-62-4СФ

 

 

 

В о д я н а я с р а д и а т о р о м

А-66

А-60

А-66 или

А-72

 

А-70

 

 

А-70

 

 

 

1,5

3,0

3,68

3,48

 

5,0

Летом автол АБ -10, зимой автол А К - 6

Летом автол Лi K - 1 0

или СУ ,

200

230

256

зимой АСП,

АКП - 5

420

 

770

800

800

800

800

 

800

дизельэлектрических

агрегатов

 

 

Т а б л и ц а 198

 

 

 

 

Вид топлива

топлива,Расход кг/ч

Вид

масла

маслаРасход

Способ пуска

вес,Сухойкг

Моторесурс,ч

 

 

 

 

Дизельное

2,3

Дизельное

0,16

Электростартер-

710

5 000

(ГОСТ 3 0 5 - 5 8

4,6

(ГОСТ

5 3 0 4 - 5 4 )

0,16

ный

1 320

5 000

или

9,6

 

 

0,25

То же

2 200

5 000

4 7 4 9 - 4 9 )

14,4

Авиационное

0,6

»

2 090

5 000

То же

22

1,6

»

3 800

5 000

»

4,4

(ГОСТ

1 0 1 3 - 4 9 )

0,12

»

1 050

5 00»

»

То же

»

410

6 000

»

 

»

»

525

6 000

»

16,4

Дизельное

0,6

»

1 700

6 ООО

»

(ГОСТ

5 3 0 4 - 5 4 )

»

2 200

»

16,4

То

же

0,6

»

5 ООО

»

31,5

Авиационное

1,8

»

3 850

4 000

»

60

МК-22

3,6

»

5 500

4 ООО

»

25

Дизельное

0,6

При помощи

5 000

15 000

»

41,5

(ГОСТ

5 3 0 4 - 5 4 )

1,3

сжатого возду­

7 000

8 000

»

62

Моторное T

1,92

ха

9 000

8 ООО

Моторное

100

или автол 10

2,4

То же

16 000

20 ООО

 

 

д т

147

Моторное

3,6

»

28 600

12 ООО

»

140

 

»

3,6

»

29 170

15 000

»

230

 

»

6

в

10 000

324

325


Широкое применение получили аккумуляторы кислотные (свинцовые) и ще­ лочные (железо-никелевые и кадмии-шгкелевые), для питания электровозов используются щелочные железо-никелевые аккумуляторы типа ТЖН (тяговые железо-никелевые).

В свинцовых аккумуляторах положительным электродом является двуокись свинца (РЬО^), отрицательным — губчатый металлический свинец. Электролитом служит раствор серной кислоты ( H 2 S 0 4 ) плотностью 1,18—1,29 г/см3.

В железо-никелевых аккумуляторах положительным электродом является гидрат окиси никеля (Ni(OH)3 ), смешанный с графитом, а отрицательным — губчатое железо с мелким порошком железа. Электролитом служит едкий каллй (КОН) плотностью 1,19—1,2 г/см3.

Для увеличения срока службы аккумулятора и повышения его емкости в элек­ тролит добавляется моногидрат лития (LiOH) в количестве 20 г на 1 л.

Приготовление электролита производится в стеклянной или керамической посуде. В дистиллированную воду (можно использовать также снеговую или дождевую) добавляется щелочь (ни в коем случае нельзя наливать воду в щелочь). После остывания электролита до температуры не более -(-25° С его заливают в аккумуляторы. При этом уровень электролита в аккумуляторе должен быть выше верхней кромки пластин электродов на 15—20 мм.

По мере расхода электролита добавляют дистиллированную воду или сла­ бый раствор едкого калия. Электролит заливают в аккумулятор перед зарядкой. Плотность электролита измеряется ареометром.

Зарядка аккумуляторов производится нормальным зарядным током в те­ чение 7 ч.

Величина зарядного тока указывается в паспорте аккумулятора. В случае его отсутствия можно определять по формуле

где Q

емкость

аккумулятора.

 

Для

питания

тяговых двигателей составляются аккумуляторные батареи

с определенным количеством элементов в батарее. В батареях

аккумуляторы

имеют определенные обозначения. Первое число в обозначении

аккумуляторов

указывает количество элементов в батарее, последнее — емкость батареи в ам­ пер-часах. Например: батарея типа 36ТЖН-300 состоит из 36 тяговых железоникелевых аккумуляторов емкостью 300 а-ч.

Емкость батареи вычисляется как произведение силы тока при разрядке на продолжительность включения батареи в часах. Батарея емкостью 300 а-ч обеспечивает работу электровоза в течение 5 ч при разрядном токе 60 а.

Зарядку аккумуляторных батарей производят при открытой крышке бата­ рейного ящика. Открытыми должны быть также и клапаны аккумуляторов, которые закрываются не реже чем через 2—3 ч после зарядки. Температура электролита при зарядке не должна быть более 43° С.

Перед тем как использовать для работы новые железо-никелевые аккумуля­ торы, их «тренируют», т. е. несколько раз заряжают — разряжают (обычно три раза). Два раза заряжают в течение 12 ч нормальным зарядным током и после каждого раза разряжают 5-часовым разрядным током до напряжения 1,0 в. Тре­ тий раз аккумуляторы заряжают в течение 7 ч и разряжают 5-часовым разряд­ ным током. После разряда напряжение каждого аккумулятора должно быть не менее 1,0 в.

Через каждые 300 циклов зарядки-разрядки электролит заменяется. Замена электролита производится при разряженных аккумуляторах.

При замене старый электролит сливается и в аккумуляторы заливается вода. Через сутки вода сливается, в аккумуляторы заливается электролит.

При длительном хранении (более 1 года) аккумуляторы разряжаются до напряжения 1,0 в на каждый элемент, электролит сливается, и они плотно за­ купориваются. Характеристики аккумуляторов приведены в табл. 199.


Характеристика аккумуляторов

 

 

Разряд­

Разрядные токи (а) и минимальные допускаемые

Тип

Емкость,

ный ток

напряжения при продолжительности

разряда

7-часо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аккумулятора

а-ч

вого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

режима,

8 ч - д о

5

ч - д о

3 ч - д о

2

ч - д о

1

ч - д о

 

 

а

1,1

в

1,0 в

0,8 в

0,65

в

 

0,5 в

ЖН-22

22

5,5

2,7

 

4,4

7,3

 

И

 

 

22

ЖН-45

45

11,2

5,6

 

9

15

 

22

 

 

45

ЖН-60

60

11,5

7,5

 

12

20

 

30

 

 

60

ЖН-ЮО

100

25,0

12,5

 

20

33

 

50

 

 

100

ТЖН-250

250

62,5

31,3

 

50

83

 

125

 

 

250

ТЖН-300

300

75

37,5

 

60

100

 

150

 

 

300

ТЖН-350

350

90,0

43,7

 

70

115

 

175

 

 

350

ТЖН-500

500

12,5

62,5

100

266

 

350

 

 

500

П р и м е ч а н и е .

Напряжение

аккумулятора

в начале

зяряда

равно

1,55 в, в конце заряда—1,8 в.

Начальное

рабочее

напряжение

1,25—1,35 в,

напряжение в конце разряда—1,0—1,1 в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОДСТАНЦИИ

 

 

 

 

 

Для питания тяговых двигателей контактных

электровозов и зарядки аккумуля­

торов требуется преобразователь переменного тока в постоянный. Для этой цели используются двигатель-генераторы, одноякорные преобразователи, ртутные и селеновые выпрямители. Для подземных подстанций рудничной откатки кон­ тактными электровозами применяются ртутные выпрямители, стеклянные (ВАРС), металлические (РМ), селеновые выпрямители (ТВ-1) и двигатель-генераторы. В зарядных подстанциях для зарядки щелочных и кислотных батарей приме­ няются стеклянные ртутные выпрямители (ВАРС), селеновые выпрямители (ВСЗПІ) и зарядные выпрямительные устройства (ЗУ и ЗУГ). Характеристики выпрямителей приведены в табл. 200, 201 и 202.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 200

Характеристика

металлических ртутных

выпрямителей

 

 

 

 

 

Тип выпрямителя

Показатели

 

РМ-200

РМ-500

 

 

 

Номинальное выпрямленное

напряжение, в

. . .

600

 

600

 

 

 

200

 

500

 

 

 

25%

в течение 15 мин

 

 

 

50%

в течение

3 мин

Диапазон регулирования

выпрямленного

напря-

100%

в течение

3 сек

0—100

0 - 100

 

 

 

Максимальное значение обратного напряжения, в

1500

 

1500

 

 

 

150

 

150

 

 

 

 

Воздушное

 

 

 

принудительное

 

 

 

 

3

 

6

 

 

 

 

6

 

6

 

 

 

 

15

 

15

Допустимые колебания напряжения сети собствен-

+ 1 0

 

+ 1 0

 

 

 

—15

 

—15


 

 

 

 

 

 

Характеристика

стеклянных

 

 

 

 

 

Сторона выпрямлен­

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ного тока

 

 

 

 

Тип

Назначение

 

 

 

 

 

 

 

 

Напряже­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

Число

Напряжение,

 

 

 

 

 

ние,

Ток,

 

 

 

 

 

в

 

 

фаз

в

 

ВАРЗ-12/24-12

Зарядный

12

12

 

1

1 2 7 / ? ? 0

ВАРЗ-12/24-20

 

»

 

24

12

 

2

1 2 7 / 9 2 0

 

 

12

20

 

1

JL t-J 1 1

LjCjXJ

ВАРЗ-120-30

 

»

 

24

 

 

2

127/220

 

 

120

30

 

3

220/480

ВАРЗ-24/80-30/6

 

»

 

24

30

 

3

220/380

ВАРЗ-120-60

 

»

 

80

6

 

 

 

 

 

 

120

60

 

3

220/Ч8П

ВАРС-275-100

Силовой

275

90

 

3

220/380

ТУ Л Т\ ҐЛ л Л г— '

 

»

 

115

 

ВАРС-1І5-3

 

 

3

 

1

127/220

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

202

 

Характеристика селеновых

выпрямителей

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип

выпрямителей

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

ВСЗШ-70/36

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСЗШ-2Щ |

ТВ - 1

Напряжение сети переменного

тока, в

220/380

 

380

220/380

Номинальное

выпрямленное

напряже­

 

 

 

 

 

 

 

ние, в

 

 

 

 

56/65

 

140/170

50

 

Номинальный зарядный ток, а . . .

 

70

 

75

70

 

Номинальная выпрямленная мощность

4,55

 

 

 

 

Выпрямленное

напряжение

холостого

 

12,6

3,5

 

 

 

 

 

 

 

хода при номинальном

напряжении

 

 

 

 

 

 

сети, в

из сети мощность

пере­

 

58

 

175

60

 

Потребляемая

 

 

 

 

 

 

менного тока, квт . . .

 

 

 

 

6,3

 

17,5

4,7

 

гі.п.д. выпрямителя, %

 

 

 

 

69

 

72

74

 

Коэффициент мощности . .

 

 

 

0,7

 

0,61

0,7

 

Тип селеновых

дисков . .

 

 

 

100-В-З

100-В-З

100-В-З

Продолжительность заряда .

 

 

8 - 9

 

8 - 9

 

 

Общий вес (с маслом), кг

 

 

 

860

 

1380

485

 

Вес без масла,

кг . . . .

 

 

 

500

 

8^5

285

 

Размеры в плане, мм . . .

 

 

 

770X1350

920X1350

770X1155

 

 

 

 

 

1240

 

1800

• і v / \ і j, к/кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1050

 

2.ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

На геологоразведочных работах применяются асинхронные и синхронные элек- 7 ^ Т Я К п е Р е м е н н ° г ° тока. В промышленности наиболее n m p o T n p m t

эп л е « т Р ° Д в и ™ трехфазного тока, изобретенные русским

электротехником М. О. Доливо-Добровольским.

ртутных выпрямителей

Сторона переменного тока

 

 

 

 

 

 

 

В ыпрямительная

 

Потребляемая

Коэффициент

К. п.

схема

Ток, а

 

мощность,

 

мощности

%

 

 

ква

 

 

4,8/2,8

0,61

0,69

35

Двухфазная

7,6/4,4

0,96

0,65

46

 

7,5/4,3

0,95

0,70

36

 

11,2/6,5

1,42

0,69

49

Трехфазная

23/13

8,9

0,57

71

6,7/3,9

2,5

0,57

50

»

7,3/4,2

1,6

0,53

56

Двухфазная

46/27

18

0,56

74

Трехфазная

100/60

39

0,75

86

»

5,5/3,1

0,7

0,79

62

Двухфазная

В асинхронных двигателях магнитное поле вращается с постоянными (син­ хронными) оборотами, а число оборотов ротора изменяется в зависимости от нагрузки. При этом число оборотов магнитного поля определяется частотой сети и числом полюсов на фазу. Разность между синхронной скоростью магнит­ ного поля и скоростью вращения ротора, отнесенная к синхронной скорости, называется скольжением. Число оборотов вращающегося магнитного потока определяется по формуле

/•60

где / — частота; р — число пар полюсов.

Поскольку промышленная частота тока равна 50 гц, то в зависимости от числа пар полюсов скорость вращения поля может иметь значения 3000, 1500, 1000, 750, 600 и 500 об/мин.

Скорость вращения ротора (гер) меньше, чем скорость вращения магнитного поля статора (пс), на величину скольжения S, которое находится из выражения

пс— Пр

• 100%.

Скольжение S в двигателях находится в пределах 2—10%. Число оборотов ротора асинхронного электродвигателя:

гер=(1 — S) пс, об/мин.

По устройству роторной обмотки асинхронные двигатели делятся на двига­ тели с короткозамкнутым ротором и фазным ротором.

В двигателях с короткозамкнутым ротором стержневая обмотка ротора нако­ ротко замкнута кольцами по концам. Магнитные силовые линии вращающегося поля статора, пересекая стержни обмотки ротора, наводят в них э. д. с , под дей­ ствием которой в стержнях ротора протекает ток и возникают магнитные потоки.

Магнитное поле ротора, взаимодействуя с вращающимся магнитным полем статора, заставляет вращаться ротор.

В двигателе с фазным ротором последний имеет трехфазную обмотку из изо­ лированных проводов, соединенных по схеме «звезда». Концы обмоток ротора соединяются с изолированными контактными кольцами. На кольца накладывают


скользящие угольные или медно-графитовые щетки, при помощи которых в цепь обмоток ротора включается дополнительное сопротивление реостата (рис. 108).

При включении электродвигателя в сеть дополнительное сопротивление рео­ стата включено полностью в цепь обмоток ротора, что увеличивает общее сопро­ тивление цепи обмоток. Затем по мере увеличения числа оборотов реостат выво­ дят. При этом обмотки ротора замыкаются накоротко, и он работает как короткозамкнутый. При работе двигателя щетки специальным приспособлением подни­ маются.

При включении в сеть двигателя с фазным ротором ток, потребляемый из сети, меньше, чем при включении короткозамкнутого электродвигателя такой же мощности.

Вращающий момент электродвигателя определяется:

М = 9 7 5 — .

 

 

 

п

 

 

 

 

Рабочий ток электродвигателя:

 

 

т

-77=

imp

 

 

I =

а -

 

 

 

КЗ • И • U • cos ф

где

Р — мощность

электродвигателя при

 

 

полной номинальной нагрузке,

 

 

квт;

 

 

U — рабочее напряжение, в;

cos ф — коэффициент мощности;

 

г) — к. п. д. электродвигателя.

 

Температура нагрева электродвигателя:

 

 

т =

 

(234.5-to), °С,

где

R±

— сопротивление нагретой обмотки,

 

 

ом;

 

Рис. 108. Схема двигателя с фаз-

Л 0

— сопротивление холодной обмотки,

t0

ом;

 

ным ротором

— температура окружающей среды.

 

 

 

°С.

 

Пусковой ток статора короткозамкнутого электродвигателя /п у ск может быть определен по номинальному току / н о м и коэффициенту кратности пускового тока. В зависимости от мощности электродвигателя кратность тока находится в пре­ делах 4,5—7,5.

= 4 , 5 - = - 7 , 5 .

••ном

Пусковой ток электродвигателя с фазным ротором зависит от сопротивления пускового реостата и обычно не превышает 2 -f- 2,5 от /ном-

Пусковой момент короткозамкнутого электродвигателя определяется по номинальному моменту и коэффициенту кратности пускового момента, завися­ щему от мощности и числа оборотов ротора. Коэффициент кратности пускового момента находится в пределах 1,2 -н 2.

4 ^ = U - 2 .

М н о м

Максимальный момент характеризует допустимые перегрузки двигателя (соответствует критическому скольжению) и определяется по номинальному