Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
Широкое применение получили аккумуляторы кислотные (свинцовые) и ще лочные (железо-никелевые и кадмии-шгкелевые), для питания электровозов используются щелочные железо-никелевые аккумуляторы типа ТЖН (тяговые железо-никелевые).
В свинцовых аккумуляторах положительным электродом является двуокись свинца (РЬО^), отрицательным — губчатый металлический свинец. Электролитом служит раствор серной кислоты ( H 2 S 0 4 ) плотностью 1,18—1,29 г/см3.
В железо-никелевых аккумуляторах положительным электродом является гидрат окиси никеля (Ni(OH)3 ), смешанный с графитом, а отрицательным — губчатое железо с мелким порошком железа. Электролитом служит едкий каллй (КОН) плотностью 1,19—1,2 г/см3.
Для увеличения срока службы аккумулятора и повышения его емкости в элек тролит добавляется моногидрат лития (LiOH) в количестве 20 г на 1 л.
Приготовление электролита производится в стеклянной или керамической посуде. В дистиллированную воду (можно использовать также снеговую или дождевую) добавляется щелочь (ни в коем случае нельзя наливать воду в щелочь). После остывания электролита до температуры не более -(-25° С его заливают в аккумуляторы. При этом уровень электролита в аккумуляторе должен быть выше верхней кромки пластин электродов на 15—20 мм.
По мере расхода электролита добавляют дистиллированную воду или сла бый раствор едкого калия. Электролит заливают в аккумулятор перед зарядкой. Плотность электролита измеряется ареометром.
Зарядка аккумуляторов производится нормальным зарядным током в те чение 7 ч.
Величина зарядного тока указывается в паспорте аккумулятора. В случае его отсутствия можно определять по формуле
где Q — |
емкость |
аккумулятора. |
|
Для |
питания |
тяговых двигателей составляются аккумуляторные батареи |
|
с определенным количеством элементов в батарее. В батареях |
аккумуляторы |
||
имеют определенные обозначения. Первое число в обозначении |
аккумуляторов |
указывает количество элементов в батарее, последнее — емкость батареи в ам пер-часах. Например: батарея типа 36ТЖН-300 состоит из 36 тяговых железоникелевых аккумуляторов емкостью 300 а-ч.
Емкость батареи вычисляется как произведение силы тока при разрядке на продолжительность включения батареи в часах. Батарея емкостью 300 а-ч обеспечивает работу электровоза в течение 5 ч при разрядном токе 60 а.
Зарядку аккумуляторных батарей производят при открытой крышке бата рейного ящика. Открытыми должны быть также и клапаны аккумуляторов, которые закрываются не реже чем через 2—3 ч после зарядки. Температура электролита при зарядке не должна быть более 43° С.
Перед тем как использовать для работы новые железо-никелевые аккумуля торы, их «тренируют», т. е. несколько раз заряжают — разряжают (обычно три раза). Два раза заряжают в течение 12 ч нормальным зарядным током и после каждого раза разряжают 5-часовым разрядным током до напряжения 1,0 в. Тре тий раз аккумуляторы заряжают в течение 7 ч и разряжают 5-часовым разряд ным током. После разряда напряжение каждого аккумулятора должно быть не менее 1,0 в.
Через каждые 300 циклов зарядки-разрядки электролит заменяется. Замена электролита производится при разряженных аккумуляторах.
При замене старый электролит сливается и в аккумуляторы заливается вода. Через сутки вода сливается, в аккумуляторы заливается электролит.
При длительном хранении (более 1 года) аккумуляторы разряжаются до напряжения 1,0 в на каждый элемент, электролит сливается, и они плотно за купориваются. Характеристики аккумуляторов приведены в табл. 199.
Характеристика аккумуляторов
|
|
Разряд |
Разрядные токи (а) и минимальные допускаемые |
|||||||||
Тип |
Емкость, |
ный ток |
напряжения при продолжительности |
разряда |
||||||||
7-часо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
аккумулятора |
а-ч |
вого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
режима, |
8 ч - д о |
5 |
ч - д о |
3 ч - д о |
2 |
ч - д о |
1 |
ч - д о |
||
|
|
а |
1,1 |
в |
1,0 в |
0,8 в |
0,65 |
в |
|
0,5 в |
||
ЖН-22 |
22 |
5,5 |
2,7 |
|
4,4 |
7,3 |
|
И |
|
|
22 |
|
ЖН-45 |
45 |
11,2 |
5,6 |
|
9 |
15 |
|
22 |
|
|
45 |
|
ЖН-60 |
60 |
11,5 |
7,5 |
|
12 |
20 |
|
30 |
|
|
60 |
|
ЖН-ЮО |
100 |
25,0 |
12,5 |
|
20 |
33 |
|
50 |
|
|
100 |
|
ТЖН-250 |
250 |
62,5 |
31,3 |
|
50 |
83 |
|
125 |
|
|
250 |
|
ТЖН-300 |
300 |
75 |
37,5 |
|
60 |
100 |
|
150 |
|
|
300 |
|
ТЖН-350 |
350 |
90,0 |
43,7 |
|
70 |
115 |
|
175 |
|
|
350 |
|
ТЖН-500 |
500 |
12,5 |
62,5 |
100 |
266 |
|
350 |
|
|
500 |
||
П р и м е ч а н и е . |
Напряжение |
аккумулятора |
в начале |
зяряда |
равно |
|||||||
1,55 в, в конце заряда—1,8 в. |
Начальное |
рабочее |
напряжение |
1,25—1,35 в, |
||||||||
напряжение в конце разряда—1,0—1,1 в. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОДСТАНЦИИ |
|
|
|
|
|
||||||
Для питания тяговых двигателей контактных |
электровозов и зарядки аккумуля |
торов требуется преобразователь переменного тока в постоянный. Для этой цели используются двигатель-генераторы, одноякорные преобразователи, ртутные и селеновые выпрямители. Для подземных подстанций рудничной откатки кон тактными электровозами применяются ртутные выпрямители, стеклянные (ВАРС), металлические (РМ), селеновые выпрямители (ТВ-1) и двигатель-генераторы. В зарядных подстанциях для зарядки щелочных и кислотных батарей приме няются стеклянные ртутные выпрямители (ВАРС), селеновые выпрямители (ВСЗПІ) и зарядные выпрямительные устройства (ЗУ и ЗУГ). Характеристики выпрямителей приведены в табл. 200, 201 и 202.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 200 |
|||
Характеристика |
металлических ртутных |
выпрямителей |
|
|
|||
|
|
|
Тип выпрямителя |
||||
Показатели |
|
РМ-200 |
РМ-500 |
||||
|
|
|
|||||
Номинальное выпрямленное |
напряжение, в |
. . . |
600 |
|
600 |
||
|
|
|
200 |
|
500 |
||
|
|
|
25% |
в течение 15 мин |
|||
|
|
|
50% |
в течение |
3 мин |
||
Диапазон регулирования |
выпрямленного |
напря- |
100% |
в течение |
3 сек |
||
0—100 |
0 - 100 |
||||||
|
|
|
|||||
Максимальное значение обратного напряжения, в |
1500 |
|
1500 |
||||
|
|
|
150 |
|
150 |
||
|
|
|
|
Воздушное |
|||
|
|
|
принудительное |
||||
|
|
|
|
3 |
|
6 |
|
|
|
|
|
6 |
|
6 |
|
|
|
|
|
15 |
|
15 |
|
Допустимые колебания напряжения сети собствен- |
+ 1 0 |
|
+ 1 0 |
||||
|
|
|
—15 |
|
—15 |