Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
моменту и коэффициенту кратности максимального момента, имеющему значе ния 1,9 4- 2,2,
^£ - = 1 , 9 - 5 - 2 , 2 .
"I ном
Включение электродвигателей в сеть
В соответствии с техническим паспортом электродвигателя и напряжением сети включение его в сеть должно производиться либо по схеме «треугольник», либо
по схеме «звезда». Так, |
если в паспорте (металлический щиток, укрепленный |
|
на корпусе двигателя) |
указано номинальное |
напряжение питающей сети |
Д/У220/380| v, то это означает, что |
|
|
электродвигатель может быть вклю- |
О |
|
чей в сеть 220 в по схеме соединения д |
||
обмоток «треугольник» |
и в сеть |
|
380 в по схеме «звезда». |
|
|
С] Сг |
о 3 |
|
|
|
|
|
Рис. 109. Схема соединений обмо |
Рис. |
110. Соединение выводов |
фазных |
|||
ток |
электродвигателя: |
|
обмоток |
электродвигателя на |
щитке |
|
а — «треугольник»; б — «звезда» |
|
|
|
зажимов: |
|
|
|
|
|
|
а—«треугольник»; б—«звезда» |
||
Концы |
статорных обмоток |
асинхронного электродвигателя маркируются |
||||
и имеют следующие обозначения: |
|
|
|
|
||
|
I |
фаза |
I I |
фаза |
I I I фаза |
|
|
Начала |
Сг |
|
С2 |
С3 |
|
|
Концы |
С4 |
|
С5 |
С6 |
|
При включении электродвигателя в сеть по схеме «треугольник» начало каждой статорной обмотки соединяется с концом последующей обмотки, а место их соединения — с фазой сети (рис. 109, а).
При включении электродвигателя в сеть по схеме «звезда» все три начала статорных обмоток (или все три конца) соединяются в общую точку, а к трем концам обмоток (или к трем началам) подводятся фазы сети (рис. 109, б).
У электродвигателя концы фаз обмоток могут быть выведены на щиток зажи мов. В этом случае порядок вывода концов и подсоединение фаз сети к зажимам производятся так, как показано на рис. 110.
Определение начал и концов фаз статорной обмотки
На практике нередко появляется необходимость в определении соответствующих начал и концов выводов обмотки статора электродвигателя. Работа эта произво дится в два приема: сначала определяются выводы отдельных фазных обмоток (концы, относящиеся к одной и той же фазе), затем определяют, какие концы
относятся к «началам» фаз, какие к «концам». Первая часть задачи выполняется следующим образом. К одному зажиму сети подключают один из шести выводов обмотки двигателя, а ко второму зажиму — один конец контрольной лампы. Подсоединяя второй конец контрольной лампы поочередно к остальным пяти выводам обмотки электродвигателя, определяют, какой из них относится к иско мой фазе (по загоранию лампочки). Аналогичным образом определяются осталь ные две пары выводов. Каждую пару выводов, принадлежащую к одной фазе, отмечают какпм-либо способом и после этого решают вторую часть задачи — определяют начала и концы.
Рис. 111. Последователь ность определения на чал и концов в фазовых обмотках
Ш
-0 "НА
Водну из фаз включают контрольную лампу (или вольтметр со шкалой 25—50 в), а две другие соединяют последовательно и включают в сеть. Если лампа даст небольшой накал (или вольтметр покажет наличие индуцированной э, д. с), то это будет свидетельствовать о том, что в общей точке двух последовательно
Рис. 112. Определение начал и концов фазных обмоток подбором схемы «звезда»
соединенных фаз находятся начало одной и конец другой фазы. Если лампочка не даст накала, то необходимо выводы одной из фаз поменять местами и снова включить в сеть.
На выводах (соединенных в общей точке) делают пометки условного начала (Hj) и конца ( К 2 ) . Определение «начала» и «конца» третьей обмотки производится таким же образом. Контрольную лампу включают в одну из фаз, «начало» и «ко нец» обмотки которой уже определены (рис. 111).
Для электродвигателей небольшой мощности (до 3 — 5 квт) эту задачу можно решить значительно проще.
Выводы обмоток (после того как определено, что они относятся к соответ ствующим фазам) соединяют по схеме «звезда» (наугад) (рис. 112) и включают двигатель в сеть, при этом двигатель будет сильно гудеть и работать ненормально (двигатель может работать нормально, если случайно соединить все «начала» или «концы» в общую точку). Если двигатель гудит, то необходимо выводы одной из обмоток (любой, например /) поменять местами. Если двигатель будет продол-
жать гудеть, то необходимо переставить выводы обмотки / в прежнее положение, но поменять местами выводы другой обмотки (например, //). Если двигатель опять будет работать ненормально, необходимо снова переставить выводы об мотки I I в прежнее положение и поменять местами выводы обмотки ///. После этого двигатель будет работать нормально и, следовательно, можно пометить условные «начала» и «концы» обмоток.
Характеристика электродвигателей
Асинхронные электродвигатели мощностью до 100 квт нашими заводами выпус каются единой серии А2 и А02. По наружному диаметру сердечника статора эти двигатели выпускаются девяти габаритов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11. Оболочка электродвигателя (станина и щиты) изготовляются из чугуна или алюминия {последние на 30% легче).
По способу защиты электродвигатели выполняются защищенными и закры тыми обдуваемыми.
Специфические особенности двигателей и способ их монтажа обозначаются буквенными индексами. Например: С — двигатель с повышенным скольжением; Э — двигатель со встроенным электромагнитным тормозом; П — двигатель с повышенным пусковым моментом; Щ — с щитовыми подшипниками и креплением на лапах; Ф — с фланцем на щите, без лап; В — для работы в вертикальном положении. Типоразмер двигателя определяется габаритом и длиной сердечника. Габарит — условная величина наружного диаметра сердечника.
Каждый тип двигателя имеет буквенные и цифровые обозначения. Например, двигатель АОЛ2—32—4 расшифровывается следующим образом: А — асинхрон ный, О — обдуваемый, Л — легкий. Цифра 2 после Л — признак новой серии; цифра 3 после (первого тире) — третьего габарита, 2 — второй длины, 4 — (после второго тире) — с четырьмя полюсами.
Двигатели исполняются на номинальные напряжения 220/380 в, 380 в при соединении обмотки статора треугольником и 500 в при соединении обмотки статора звездой.
Единая серия электродвигателей предусматривает и специализированные исполнения, в том числе и рудничное взрывобезопасное.
Взрывозащищенные электродвигатели серии ВАО (взрывозащищенный асинхронный, обдуваемый) мощностью от 0,27 до 100 квт разработаны в десяти габаритах по две длины в каждом габарите. Номера габаритов и длин электродви гателей совпадают с номерами габаритов и длин электродвигателей А02 соответ ствующих мощностей (за исключением нулевого габарита). У электродвигателей серии ВАО полностью совпадают с электродвигателями АО 2 также и наружные диаметры статора и установочные размеры.
В табл. 203 приведены основные технические данные этой серии основного исполнения. Первая цифра в обозначении электродвигателя — условный поряд ковый номер наружного диаметра пакета статора, вторая цифра — условный порядковый номер длины пакета статора, цифра после тире — число полюсов.
Основное номинальное напряжение электродвигателей 380/660 в при частоте сети 50 гц и соединении фаз обмотки статора треугольник/звезда. По требованию заказчика электродвигатели могут изготавливаться на напряжение сети 127,
220 и 600 в в зависимости |
от их мощности: |
|
|
|
|
|||
127 |
в |
при |
мощности |
от |
0,27 |
до |
5,5 |
квт |
220 |
» |
» |
» |
» |
0,27 |
» |
30 |
» |
500 |
» |
» |
» |
» |
0,27 |
» |
100 |
» |
Из модификаций серии электродвигателей ВАО представляют интерес дви гатели типа ВАМП — для привода хода и подъема ковша породопогрузочных машин и электродвигатели типа ВАОМ — для привода вентиляторов местного проветривания типа ВМ.
Электродвигатели ВАМП выпускаются на синхронную скорость 750 об/мин и предназначены для работы в часовом режиме (ПВ — 25%), 600 пусков в час.