Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ширина этой группы должна быть уже не меньше 25 м. Если же закрытие необходимо сделать еще ближе к закрываемой мест­ ности или предмету, то закрывающую группу нужно будет соз­ дать почти такого же размера, как н закрываемый предмет. Ширину и высоту закрытия можно получить путем постановки на соответствующих местах вех различной величины. С их по­ мощью будет видно, закрывает или не закрывает данная высота или данная ширина предмет, подлежащий закрытию.

В садово-парковом пейзаже открытая ровная постепенно по­ вышающаяся поверхность кажется гораздо обширнее, чем есть на самом деле, а понижающаяся, наоборот, — менее своего реального размера. Точно так же ровные местности кажутся об­ ширнее при отсутствии в глубине их возвышений. Поэтому при крутых берегах водные поверхности кажутся меньше, а при по­ логих — больше.

Каждый предмет выглядит лучше на известном расстоянии. Вне этого предела некоторые детали начинают стушевываться, ближе детали выступают слишком резко, и наблюдатель не всегда сразу может охватить предмет в целом. Нормальным расстоянием для обозрения предмета считается расстояние, рав­ ное двойной или тройной высоте данного предмета. Поэтому группы высоких деревьев, рассчитанные на полный показ очер­ таний их форм, должны быть расположены дальше, чем пред­ назначенные для тех же целей группы деревьев или кустарни­ ков, обладающие меньшей высотой.

Предметы выглядят лучше, если они расположены от зрите­ ля на горизонтальной или слегка подымающейся плоскости. Не­ которые предметы наиболее интересны при рассмотрении их сверху или снизу. Деревья со своеобразным построением кроны, пирамидальные, плакучие и с восходящими ветвями пли ажур­

ным построением кроны особенно эффектны при

рассмотрении

их снизу вверх. В этом случае на фоне неба хорошо

вырисовыва­

ются особенности их строения. Цветники, бассейны, реки, четкие группы деревьев и кустарников создают наиболее благоприятное впечатление при рассмотрении их сверху.

Расстояние между зрителем и отдаленным предметом опти­ чески сокращается, если скрыть лежащую между ними в проме­ жутке местность. Это происходит потому, что наш глаз в дан­ ном случае не получает впечатления от целого участка террито­

рии. В садово-парковом строительстве этот прием

используется

в тех случаях, когда красивый пейзаж,

лежащий

вне границ

.парка, желательно оптически включить в парк.

 

Воздушная перспектива. Воздушная

или красочная пер­

спектива зависит от окружающего воздуха, расположенного бо­ лее или менее толстым слоем между нашим глазом и удаленным предметом. Синеватая окраска воздуха, обволакивающего пред­ мет, ухудшает его окраску и очертания. Благодаря этому явлению краски пейзажа наиболее чисты и сочны только в непосредствен-

Л00


ной

близости. При отдалении же синева

воздуха накладывает

на

них свой голубоватый отпечаток и

значительно стушевы­

вает их. Под влиянием воздушной перспективы разноокрашениые предметы по-разному изменяют свой цвет: желтые предме­

ты

кажутся зеленоватыми, оранжевые — грязно-красными и так

до

фиолетового включительно; синий цвет не меняет окраски

и при удалении остается также синим, только тон его постепен­ но сгущается; зеленая окраска при удалении показывает все переходы к синему цвету. То же самое происходит и с фиолето­ вой окраской, которая при удалении исчезает быстрее других. Белая окраска менее всего стушевывается. Поэтому белые пред­ меты, особенно на темном фоне, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. При значительном удалении белая окраска ка­ жется не синеватой, а желтоватой, часто с оранжевым оттенком. Это зависит от оптического обмана. На ярко освещенной снеж­ ной равнине белые предметы на теневой стороне кажутся голу­ боватыми, а на ярко освещенной стороне — бледно-оранжевыми.

Черная окраска по мере удаления становится светлее.

В садово-парковом строительстве законы воздушной пер­ спективы имеют такое же большое значение, как и законы ли­ нейной перспективы. Чем ближе к нам предмет, тем чище его краски и тем определеннее его контуры и, наоборот, чем дальше от нас предмет, тем матовее и неопределеннее становятся цвет и контуры его форм. При желании путем соответствующего под­ бора можно оптически усилить глубину пространства и удален­ ность некоторых предметов. Предметы неясных контуров и си­ неватых оттенков на известном расстоянии оптически как бы уходят в глубину. Поэтому применение разновидностей деревь­ ев, обладающих более мягкими и плавными очертаниями крон или синевато-зеленым охвоением или облиствением на заднем фоне пейзажа, например веймутовой сосны, придает пейзажу большую оптическую глубину. Посадка темнолиственных пород в глубине выемок и бухт опушек древесных насаждений и групп усиливает тени внутри этих бухт, отчего как бы увеличивается их глубина, и наоборот, деревья со светлоокрашенной листвой, особенно серебристые, пестрые и золотистые, посаженные на выступающих мысах опушек, подчеркивают их выпуклость и как бы приближают их к наблюдателю.

В композиции парковых пейзажных картин,

так

же

как

и в -пейзажной живописи, огромную роль играют

окраска

крон

и стволов и их освещение.

 

 

 

Цвет. Парковый строитель в своей деятельности

постоянно

сталкивается с эффектами, зависящими от цвета и света. По­ этому знакомство с основными свойствами эмоционального воз­ действия различных цветовых оттенков для паркостроителя так же необходимо, как и для живописца.

Как известно, цвета, воспринимаемые нашим глазом, явля­ ются колебаниями эфира различной частоты. Наиболее частые

101


из воспринимаемых глазом колебания создают ощущение фио­ летового цвета, наиболее медленные — ярко-красного. Между этими двумя крайними цветами располагается целая гамма пе­ реходных цветов. Из бесконечного количества оттенков солнеч­ ного спектра обычно выделяется шесть главных цветов: крас­ ный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Осталь­ ные цвета являются промежуточными оттенками.

Существует международная таблица обозначения оттенков цвета, насчитывающая 63 названия:

 

Международная таблица цветовых

оттенков

 

1.

Бледно-желтый

34.

Рубиновый

 

 

2.

Зелено-желтый

35.

Шоколадный

 

 

3.

Лимонно-желтый

36.

Лиловый

 

 

4.

Желтый хром

37.

Лилово-орхидейный

5.

Золотисто-желтый

38.

Пурпурно-мальвовый

6.

Желты й

39.

Красный

оттенка

анили­

7.

Желтая охра

 

новой краски

 

 

8.

Соломенно-желтый

40.

Красный

оттенка

бур­

9.

Персиковый

 

гундского вина

 

10.

Оранжевый хром

41.

Каштановый

оттенок

11.

Желтый оттенок ногот­

42.

Оттенок

гелиотропа

 

ков

43.

Розовато-лиловый

 

12.

Желто-оранжевый

44.

Цвет лаванды

 

13.

Оранжевый

45.

Лиловый

оттенок

аню­

14.

Хна

 

тиных

глазок

(виолы)

15.

Оранжево-розоватый

46.

Пурпурный

 

 

16.

Красный черничный

47.

Сливовый

 

 

17.

Красный

48.

Цвет

плодов

ежевики

18.

Терракотовый

49.

Цвет

плодов

баклажана

19.

Алая

50.

Голубой

гиацинтовый

20.

Жженая сиена

51.

Голубой

горечавки

21.

Сепия

52.

Голубой

глицинии

 

22.

Цвет герани

53.

Фиолетовый

 

 

23.

Коралловый

54.

Аметистовый

 

 

24.

Киноварь

55.

Лиловый

темный

 

25.

Алый

56.

Пурпурно-фиолетовый

26.

Карминовый

57.

Серый

 

 

 

27.

Вишневый

58.

Голубовато-серый

 

28.

Темно-вишневый

 

59.

Лазоревый

 

 

29.

Розовый

 

 

60.

Синий

 

 

 

 

30.

Мальвовый

 

 

 

 

31.

Пунцовый

61.

Темно-синий

 

 

32.

Малиновый

62.

Светло-синий

 

 

33.

Бордо

63.

Сине-зеленый

 

 

 

 

 

 

Физиологическое и психологическое воздействие цвета на организм человека известно с давности. Цвет активно воздей­ ствует на организм человека и его нервную систему. В современ­ ной медицине цветом лечат некоторые органические и психиче­ ские заболевания.

В зрительном восприятии красок принимают участие не толь­ ко зрение, но и остальные чувства, включая слух, осязание, обо-

102


няние, вкус. Исходя из прежнего опыта' человек ассоциирует оранжевый с апельсином, красный с огнем, голубой с небом и во­ дой и т. д.

Эмоциональное воздействие цвета усиливается при использо­ вании цветовых композиций. Два контрастирующих цвета, участвуя в сочетаниях в одинаковых массах, не дают благопри­

ятного эффекта. В этом случае нарушается равновесие

между

•светосилой этих

масс, так как каждый цвет обладает своей осо­

бой светосилой,

т. е. количеством лучей,

которые он посылает

в наш глаз с единицы площади. Наибольшую светосилу

имеют

краски: желтая, оранжевая п красная;

наименьшую — синяя

и фиолетовая. Если краски смешаны в одинаковых количествах, то краска, обладающая большей светосилой, как бы выступает вперед и гармония нарушается. Наиболее приятные сочетания возникают примерно при следующих соотношениях количеств сопоставляемых цветов: три желтых и пять красных; три желтых и восемь синих или тринадцать фиолетовых, а также пять крас­

ных и одиннадцать зеленых; три

оранжевых и восемь синих.

От светосилы окраски зависят

место и процент участия ра­

стений в тех или иных композициях.

Растения с цветками, обладающими цветом большой свето­ силы, например белыми, желтыми, золотистыми и огненно-крас­ ными, сажаются для смягчения их окрасок в значительном уда­ лении от путей следования посетителей. Герань сорта «Метеор» вблизи при полном освещении бывает настолько ярка, что часто

глаз не может на нее смотреть. Растения, обладающие

цветками

синей и фиолетовой окраски, должны сажаться вблизи

дорог,

так как в отдалении они быстро

теряют свой цвет.

Скромная

фиалка уже незаметна за 10—15

шагов. Естественно, это

прави­

ло нельзя понимать буквально.

 

 

 

Основные краски — красная,

желтая и синяя, взятые

в гу­

стых тонах, не производят при сочетании их между собой благо­ приятного впечатления, но в более нежных оттенках могут дать иные результаты. Так, желтый и красный цвета в цветке розы составляют приятное сочетание, а собранные вместе желтые п красные георгины грубы и назойливы. Но если между основ­ ными красками ввести черную или белую, то сочетания делают­ ся более гармоничными. Отсюда следует, что впечатление от ма­ лосогласованных между собою красок можно смягчить путем введения нейтральной белой краски.

Белый цвет не образует дисгармоничных сочетаний ни с од­ ной из других красок. Рядом с белым другие цвета кажутся подчеркнутыми и как бы освещенными. Белые цветки растений становятся особенно интересными в пасмурную погоду или в ве­ черние сумерки, когда они как бы светятся среди других цветов.

Черный цвет дает глазу полный отдых лишь временно, при более длительном восприятии он раздражает, так как вынуж­ дает глаз к бездействию; особо благоприятные сочетания дает

103


с так называемыми теплыми красками: красной, оранжевой, желтой.

Настоящего черного цвета в растениях не встречается, в большинстве случаев имеется лишь высшая степень концен­ трации красного и фиолетового, благодаря чему они кажутся почти черными. Например, такую окраску имеют некоторые сор­ та периллы, колеуса, анютиных глазок.

Однако пятна растений с «черной» листвой образуют в об­ щей композиции неприятные, как бы пустые отверстия.

Зеленая окраска, находящаяся в шкале красок как раз посе­ редине, действует на глаз и настроение наиболее благотворно.

Доминирующий цвет листвы и кустарников зеленый. Однако имеется много садовых форм, имеющих «цветную» листву — пеструю, золотистую, голубоватую, красноватую. Окраска «цвет­ ных» форм древесных растений подчас богаче, чем у цветков, и почти всегда дольше сохраняется в ландшафте, а у некоторых видов удерживается круглый год. Поэтому композиции, опираю­ щиеся на цветную листву, удерживают красочный эффект го­ раздо дольше.

Из переходов от темно-зеленого облиствения некоторых веч­ нозеленых растений через более светлые к желто-зеленым, се­ ребристым или к серо-зеленым, голубовато-зеленым, добавляя случайные мазки более сильных цветов — пурпурных, темнокрасных и желтых, можно создать очень эффектные компо­ зиции.

Но в применении цветной листвы нужно соблюдать большую осторожность из-за ее необычности.

Голубые ели, красиолистая слива «Писсарда», золотистые формы хвойных поражают садоводов своим экзотическим видом и создают сильное желание их широкого применения. Но опыт­ ные садоводы используют их только иногда как акцент (рис. 40).

Эмоциональное воздействие цвета в системе пейзажа может проявиться в полной мере только при определенных объемах цветочной массы. Отсюда возникает новый принцип распределе­

ния цветущих растений в системе сада или

парка — принцип

концентрации на определенных участках

сада одновременно

цветущих растений. Этот принцип позволяет

сконцентрировать

в пейзаже большую массу красок и оказать

благодаря этому на

посетителя сильное эмоциональное воздействие. Применение это­ го принципа требует точного знания фенологии для подбора ви­ дов одновременно цветущих растений. Например, вместе с розовоцветными декоративными яблонями цветут белая спирея ост­ розубчатая и красные тюльпаны.

При их совместной посадке красочные цветки появляются в массе на кронах яблонь, ветви кустов спиреи залиты как мо­ локом белыми цветками, почва покрыта ярким цветным ковром из цветков тюльпана. Краска в массах занимает все воздушное пространство от верхушек крон до почвенного покрова. Если

104