Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

циях путем изготовления пробных эскизов, составленных из тех

же растений.

 

 

 

 

Схемы,

перспективы

и эскизы садово-парковых композиций

на

бумаге

обычно дают

лишь самое

отдаленное представление

об

окраске

сочетаемых

растений. В

растениях окраска

цветков

ослабляется и разделяется массами листвы и тенями от нее.

 

Растения могут оказаться на солнце или попасть

в тень и

из-за этого сильно изменить свой цвет. Красками и карандашом чрезмерно трудно изобразить все бесчисленные нюансы оттен­ ков, которые приобретают цветки и листья растений под влия­

нием смены освещения и времен

года. Поэтому паркостроитель

при создании своих композиций вынужден

руководствоваться

лишь общими соображениями

относительно

окраски листьев

и цветков растений. В процессе

практической

деятельности ему

приходится изучать не гармонию красок, а наиболее благопри­ ятные сочетания растений. В этом отношении практический опыт очень важен.

Свет. Паркостроитель, учитывая общие климатические усло­ вия данной местности, обязан предусмотреть в создаваемых им пейзажных картинах те или иные эффекты, зависящие от ат­ мосферных явлений, и в первую очередь от освещения. Для паркостроителя, как и художника-пейзажиста, одной из главных задач является правильное распределение света и теней в пей­ заже.

Освещение предметов и отбрасываемая ими тень играют большую роль в создании общего впечатления от различных пейзажей. Сочетание светлых и темных пространств, образуе­ мых падающими тенями, накладывает определенный отпечаток на характер пейзажа.

Необходимые соотношения между светом п тенью достига­ ются соответствующим расположением древесных насаждений, древесных и кустарниковых групп, отдельных деревьев, лужаек, водных пространств, цветников, зданий. Водные пространства,, лужайки и цветники образуют светлые пятна, кустарники и де­ ревья, особенно хвойные, способствуют созданию темных про­ странств.

Преобладание света или тени в отдельном пейзаже в общей схеме всего парка во многом зависит от климата. Светлый парк быстрее просыхает в весенний период и после дождей, благода­ ря чему коэффициент его полезного действия выше, чем тени­ стого парка.

Каждый из более или менее высоких элементов пейзажа дает свою тень и должен быть поставлен так, чтобы он воспринимал­ ся с наивыгоднейшей стороны. Для этого каждый предмет дол­ жен быть соответственно освещен и показан наблюдателю. Правильное освещение предмета направляет внимание наблю­ дателя на главные предметы композиции и подчеркивает их формы. Например, поставленная в конце аллей небольшая ста-

106


 

Рис. 41.

Эпюры тени от деревьев для широты 51,5°

 

 

1 — высота

солнца

1—21

июня 12

и;

2 — 21

июня 10 и 14

ч; 3

— 21 марта

или

21 сентября

12 ч; 4 — 21

марта

или 21

сентября

10

п

14 ч;

5 — а з и м у т ы

5—21

нюня 10 и

14 ч;

6 — 21 мар­

 

 

 

та

или

21

сентября 10 н 14 ч

 

 

 

 

туя, ярко освещенная солнцем на фоне темной зелени, благодаря контрасту между темной аллеей и ярким светом, падающим на статую, может служить главным элементом всей композиции. Широкая тень от дерева, падающая на газон, может создать обрамление для дальнего пейзажа, освещенного солнцем. Сеть теней от ветвей кроны, падающая па гладкую стену здания, мо­ жет значительно обогатить его архитектурный облик.

Любое растение наиболее эффектно выглядит, если находит­ ся между зрителем и солнцем.

Еще в XVI столетни Леонардо да Винчи в своей записной книжке отметил: «Деревья в ландшафте, находящиеся между Вами и солнцем, воспринимаются более красивыми, чем тогда, когда Вы находитесь между солнцем и деревом».

Так как в течение суток солнце меняет свое положение, ме­ няется и освещение предметов (рис. 41, а и б). Тени изменяют свои направление, интенсивность и форму, и многие предметы композиции, находящиеся в тени, переходят на свет, а находя­ щиеся на свету — уходят в тень.

Парковые композиции в течение дня подвергаются всем ню­ ансам изменений солнечного освещения. Следовательно, группи­ руя в пейзажах картин различные предметы, необходимо изу­ чить эффекты от освещения этих предметов в различные часы суток.

Различают утреннее, дневное и вечернее освещение. Утреннее освещение наиболее эффектно. Воздух чист и про­

зрачен. Тени длинные, ясные, четкие и в наибольшей степени

107



для вечернего обозрения, требуют иной композиции, чем пред­ назначенные для дневного осмотра.

В сумерках и при искусственном освещении большей частью воспринимается не цвет, а свет и тени. Ночью видны только белые или бледноокрашенные цветки. Поэтому для вечера деко­ ративно-цветущие деревья, кустарники п травянистые растения должны подбираться преимущественно с белыми или светложелтыми цветами. Другие краски, давая днем с белой прекрас­ ные сочетания, вечером будут в значительной мере стушевы­ ваться. Жасмин для севера и магнолии и белые лилии для юга должны явиться неотъемлемой частью вечернего пейзажа.

Равновесие. Парковые композиции состоят из значительного количества разнообразных предметов, и каждый из них привле­

кает наше внимание в разной степени.

Одни — яркостью окра­

ски, контрастностью, определенностью

своих форм; другие —

бросаются в глаза сразу, надолго фиксируя наше внимание, бла­ годаря связанным с ними ассоциациям. По другим элементам пейзажа глаз скользит безразлично, и они остаются малозамет­ ны. Полное удовлетворение от созерцания получается лишь в тех случаях, если предметы, привлекающие особое внимание,

будут расположены в

известном

равновесии по отношению

к центральной оси всей

композиции

пейзажа.

Равновесие внимания к предметам, находящимся на разных сторонах оси пейзажа, в некоторых случаях может быть достиг­ нуто точным повторением расположения одинаковых предметов по обеим сторонам этой оси. В этих случаях мы будем иметь дело с так называемым симметричным равновесием, применя­ емым главным образом в регулярных решениях садовых ланд­ шафтов (рис. 44).

Однако равновесие внимания может быть достигнуто также посредством расположения по ту и другую сторону оси пейзажа предметов, хотя и несхожих и неодинаково расположенных, но так подобранных, скомпонованных и размещенных, что внима­ ние, уделяемое им по одну сторону оси, уравновешивается вни­ манием, уделяемым предметам, лежащим по другую сторону оси. Такой вид равновесия носит название симметричного рав­ новесия (рис. 45).

Так, например, мощный дуб, расположенный по одну сторону оси пейзажной картины, может потребовать для придания рав­ новесия всей картине создания по другую сторону оси целой молодой древесной рощи. Группа темных плотных елей потре­ бует для своего равновесия почти целой светлой березовой ро­ щи. Следовательно, при асимметричном равновесии сумма вни­ мания по ту и другую сторону оси пейзажа может уравновеши­ ваться или предметами, привлекающими внимание в равной степени, или количественным увеличением предметов.

Особое внимание к какому-либо из предметов парковой ком­ позиции может быть привлечено путем выделения этого предме-

110


Рис. 44. Простое симмет­ рическое равновесие обес­ печивается повторением рисунка или посадкой на равных расстояниях оди­ наковых форм растений

по обе стороны оси

Рис. 45. Асимметрическое

>>- л я

'M

пли скрытое

равновесие.

I

ш

 

Достигается

путем

рас­

 

положения

элементов

 

рисунка

или

посадок на

 

различных

расстояниях

 

от осп и в таких сочета­

 

ниях, чтобы

сила впечат­

 

ления от

одной

стороны

 

 

уравновешивалась

впе­

 

 

чатлением

от

другой

 

 

та из среды других и подчеркивания его отличительных качеств. Наше сознание гораздо легче охватывает все то, что отличается от ранее воспринятого, поэтому контраст, новизна и неожидан­ ность служат лучшим способом привлечения внимания наблюда­ теля к данному предмету. Само собой разумеется, что предмет, которому уделяется главное внимание, должен быть соответст­ вующей значимости и эстетической ценности, иначе при более близком знакомстве с ним он может вызвать разочарование и не сможет удержать нашего внимания значительное время.

4. ДЕКОРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ДЕРЕВЬЕВ, КУСТАРНИКОВ И ИХ ГРУППИРОВКА

Растения — живая палитра, с помощью которой паркостроитель создает свои художественные композиции. Чтобы правиль­ но использовать этот материал, необходимы глубокие познания его декоративных качеств и биологических свойств.

Внешний облик растения, его форма, цвет, текстура есть следствие наследственных свойств вида и внешних факторов,