Файл: Проворов К.Л. Радиогеодезия учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при выполнении работ должна быть обеспечена высокая достовер­

ность как измерений, так и результатов

вычислений.

Проложение полигонометрии выгодно

в полузакрытых и лесо­

степных районах, где за счет снижения

высоты знаков экономия

по сравнению с методом триангуляции достигает 25% . Преимущества полигонометрии особенно выступают в тяжелых физико-географи­ ческих условиях, где построение триангуляции связано с большими трудностями.4 Наибольшая эффективность метода полигонометрии достигается при применении механизированного транспорта — авто­ машин, вертолетов.

Достоинства радио- и светополигонометрии были сразу оценены зарубежными и советскими геодезистами. Так, с середины 50-х годов на территории Австралии главная геодезическая основа страны стала создаваться в виде системы полигонов полигонометрии с изме­ рением сторон теллурометром. Аналогичные работы проводятся в США, Канаде и других странах. С этого же времени начали прово­ диться работы по построению сетей полигонометрии взамен триангу­ ляции и в нашей стране.

К настоящему времени в Советском Союзе радио- и светополигонометрия применяется как для создания первоклассных звеньев (пре­ имущественно в северных районах), так и для построения сплошных сетей 2 и 3 классов. Во всех случаях точность результатов не усту­ пает точности триангуляционных работ. Так, из исследованных 36 по­ лигонов астрономо-геодезической сети линейные невязки полигонов

получены в среднем: для

10 триангуляционных полигонов — 3,5 м,

для

10 полигонов, образованных

ходами

радиополигонометрии,—

3,5

м и для 16 полигонов светодальномерной полигонометрии — 3,4 м.

Относительные

ошибки

в полигонах

находились в

пределах

1 : 250 ООО—1

: 350 000.

Экономия

средств по сравнению

с методом

триангуляции составила 40—50%. О производительности метода полигонометрии можно судить, например, по работам 1963 г. в тун­ дровом районе Заполярья, когда в течение одного сезона партия в составе трех угломерных, двух астрономических и одной радиодальномерной бригад проложила четыре хода радиополигонометрии 1 класса общей протяженностью 800 км (39 сторон). Невязки замкну­ тых полигонов в сетях 2 и 3 классов, как правило, находятся в пре­ делах 1 : 200 000.

В настоящее время предложено несколько вариантов развития сети полигонометрии внутри первоклассного полигона. В одном из них (рис. 159, а) полигон разбивают на меньшие полигоны взаимно перпендикулярными ходами полигонометрии 2 класса, прокладыва­ емыми, например, через 40 км. Недостатком этой схемы является наличие большого числа «свободных» вершин в ходах 2 класса, не являющихся узловыми точками и поэтому определяемых с несколько меньшей точностью. В другом варианте (рис. 159, б) внутри полигона

1 класса строятся

второклассные полигонометрические полигоны

со сторонами 10—15

км, т. е. с узловыми пунктами, расположенными

в пределах длин сторон триангуляции 2 класса. Дальнейшее сгуще-

294


ние при обоих вариантах производится путем проложения полигонометрии 3 и 4 классов. Если в последнем варианте углы и стороны полигонометрйи измерены со средними квадратическими ошибками соответственно 1,0" и 1 : 200 000, то при расстояниях между узло­ выми точками 12,5 км средние квадратические продольная и попереч­ ная ошибки во взаимном положении двух смежных вершин полиго­ нов составят: mt = ± 4 см и ти = ± 5 см. Для сети триангуляции, построенной из равносторонних треугольников, со сторонами 12,5 км, при той же точности измерения углов соответствующие ошибки будут: т( = ти = ± 4 см. Таким образом, и в этом случае метод политоно­ метрии почти не уступает по точности методу триангуляции.

а

б

Р и с . 159

Применение радиоэлектронных средств при построении государ­ ственной геодезической сети не исчерпывается рассмотренными ме­ тодами. Возможность точного измерения как расстояний, так и углов позволяет использовать при построении сетей треугольники с лю­ быми по величине углами, четырехугольники с диагоналями и без них, а также строить комбинированные сети из треугольников, четы­ рехугольников и полигонометрии. Пример такой сети, построенной в 1965—1967 гг. в заболоченном районе Сибири, показан на рис. 160. На рис. 160 сплошными линиями показаны стороны полигонометрии, а пунктирными — стороны триангуляции. Сеть состоит из ходов по­ лигонометрии и цепочек триангуляции, образующих систему поли­ гонов. Из треугольников построены как системы линейно-угловой, так и линейной триангуляции. Стороны измерялись радиодально­ мером РДГ с ошибками около 1 : 200 000. Невязки замкнутых поли­ гонов не ниже 1 : 90 000.

При построении триангуляции на ракетном полигоне Канаверал (США), состоящей из 63 пунктов, значительная часть сторон треуголь­ ников (43 стороны), образовавших полигонометрические ходы, была

295


измерена геодиметром NASM-2A, что привело к существенному по­ вышению точности сети. Удачное сочетание радио- и светодальномерных измерений применялось в Польше, где при построении сплошной сети трилатерации с измерением сторон радиодальномерами, отдель­ ные стороны измерялись точными светодальномерами, что позволяло более надежно определить масштабную поправку радиодальномеров.

Эффективным средством повышения точности сети может ока­ заться измерение диагоналей звеньев первого класса и сплошной сети 2 класса. Такие измерения с ошибкой ~ 1 м могут выполняться радиодальномерными системами РДС (СССР) и Аэродист. При помощи

Р и с . 160

радиоэлектронных средств возможно создание высокоточной астро- номо-геодезической сети, составленной из фигур с длинами сторон 1000—1500 км. Такая сеть необходима для дальнейшего уточнения формы и размеров Земли. Стороны ее могут служить базисами для космической триангуляции. Наконец, без радиоэлектронных средств измерения расстояний невозможно обеспечить достаточную точность космической триангуляции, которая становится основным методом

определения положения

точек, удаленных

на

большие расстояния,

и

единственным методом

создания

мировой

геодезической

системы.

 

На

значительной территории

СССР построены

сплошные

сети

2

и 3

классов

с плотностью около

1 пункта

на 100 км2 в горных

и около 50 км2 в равнинных обжитых районах. Эти

работы проводи­

лись в основном классическим триангуляционным

методом,

и

лишь

в

последнее

десятилетие началось

массовое

применение

радио-

и светодальномеров. Как известно, необходимая точность сети при методе триангуляции обеспечивается лишь при весьма жестких требованиях к форме треугольников, что во многих случаях достига­ лось в ущерб необходимому расположению пунктов. Из рассмотрен­ ного видно, что построение геодезических сетей при современных

296


средствах можно проводить с большой гибкостью, наилучшим обра­ зом обеспечивая необходимую плотность и расположение пунктов в конкретных физико-географических условиях. Электронно-вычис­ лительные машины позволяют определить оптимальный метод по­ строения сети с наивыгоднейшим сочетанием угловых и линейных измерений с учетом не только технических, но также и экономических

и организационных

факторов.

 

 

Измерение длин

сторон в

государственной

геодезической сети

с помощью радиоэлектронных

средств требует

четкой организации

и соблюдения

жестких

технических условий. Кроме обязательных

исследований

и поверок аппаратуры, при измерении светодальноме-

рами следует

выбирать

периоды времени, соответствующие спокой­

ным и четким изображениям, распределяя программу измерений по возможности равномерно на несколько периодов наблюдений. При этом следует иметь в виду, что при измерении в равнинной мест­ ности ночные измерения радиодальномерами могут приводить к си­ стематическому преувеличению расстояний. В горной местности, на­ оборот, дневные измерения в большей степени искажаются за счет температурных аномалий. Поэтому лучший результат в большинстве случаев дает распределение измерений на ночное и дневное время, причем в дневное время рекомендуется измерения распределять рав­ номерно на дополуденные и послеполуденные часы.

Большое внимание должно уделяться измерению метеорологиче­ ских элементов. Следует избегать периодов с резкими изменениями метеорологических условий, вызванными временем суток, подстила­ ющей поверхностью или переменой погоды. Следует иметь в виду, что при измерении метеорологических элементов только на концах линии в горной местности могут возникнуть ошибки из-за их значительного различия вдоль визирного луча. При измерении радиодальномерами существенное значение имеют высота луча над препятствием и харак­ тер подстилающей поверхности. Поэтому рекомендуется устанавли­ вать инструменты по возможности на. возвышенных местах с тем, чтобы луч проходил над препятствием не ближе 6—7 м при расстоя­ ниях 10 км и 10—12 м при расстояниях —50 км. Результаты полу­ чаются точнее при измерениях над местностью, покрытой лесом

ивысокой травой. Следует избегать сырых участков почвы на линии

иводных поверхностей, от которых радиоволны испытывают наиболь­ шее отражение.

§ 43. ПОСТРОЕНИЕ РАДИОГЕОДЕЗИЧЕСКИХ СЕТЕЙ

Для обеспечения плановой геодезической основой малообжитых и труднодоступных территорий иногда строят радиогеодезические сети, представляющие собой трилатерацию, стороны которой изме­ рены при помощи радиогеодезических систем. Такие сети создают в виде рядов или сплошных сетей из четырехугольников или других фигур с диагоналями.

297


Радиогеодезические ряды и сети можно строить со сторонами от 100 до 1000 км. Возможность прохождения электромагнитных волн УКВ диапазона на такие расстояния имеет место лишь в исклю­ чительных случаях. Поэтому линии в таких сетях измеряют, исполь­ зуя радиогеодезическую систему, одна из станций которой устано­ влена на самолете, пролетающем над измеряемой линией примерно посередине (рис. 161, а) методом пересечения створа. На концах линии устанавливают наземные станции. При приближении самолета к створу через каждые 2—3 с. по индикатору самолетной станции

одновременно получают расстояния

(наклонные дальности) Dl

и DJ

от самолета до наземных станций и находят суммы

= D\ +

D"t,

соответствующие каждому моменту

измерения. При

приближении

Ри с . 161

кствору измеряемой линии величина 2 будет уменьшаться, в момент пересечения створа она станет наименьшей, а затем снова начнет возрастать. Определив значение 2шіп> соответствующее моменту

пересечения самолетом линии, исправляют наклонные дальности d' и d" необходимыми поправками и после редуцирования на по­

верхность эллипсоида получают длину измеряемой линии sx +

s2

(см. рис. 161, а).

 

При полете определяют высоту самолета Н, необходимую

для

редуцирования, и метеорологические элементы. Метеорологические элементы измеряют также на наземных станциях, высоты которых должны быть известны. Если построить график суммы измеренных расстояний, то получится кривая, близкая к параболе. На рис. 162, а показан график суммарных расстояний, измеренных радиогеодезиче­ ской системой Шоран.

Определение сравнительно коротких расстояний (меньше 100 км) производят способом внешнего пересечения створа измеряемой линии (см. рис. 161, б), когда самолет пролетает над продолжением створа. В этом случае моменту пересечения створа соответствует наибольшая

298