Файл: Проворов К.Л. Радиогеодезия учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Описанным способом можно определять азимуты при расстоянии до 400 км с ошибкой около 1". Для более длинных сторон (в несколько тысяч километров) в качестве подвижных визирных целей можно использовать искусственные спутники Земли или ракеты.

При выводе формул для вычисления азимута примем прямое и обратное нормальное сечения совпадающими с геодезической ли­ нией. Это допущение при расстояниях до 400 км даст ошибку не

более

0,5".

Согласно рис. 164, на

котором

линия А В — сторона

сети,

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A = a

i - ß ;

 

(333)

Так как

 

 

4 2 = a2 + /cß.

 

 

 

 

Л 2 = А + 7 + 1 8 0 ° ,

 

 

то из

(333)

найдем

 

 

 

 

 

(334)

 

 

 

ß(l+/V) = a 1 - a 2

+ V+180° .

 

 

 

 

При углах,

не превышающих 1°, можно

написать

 

 

 

 

DA

sin fcß ^

A ß _ _ ,

 

(335)

 

 

 

DB

~ s i n ß ~

ß ~ K -

 

 

 

 

 

 

Подставив

это значение к в (334), получим

 

 

 

 

R « і - « 2 + У

+ 180°

 

 

Теперь по вычисленным значениям ß и к из (333) найдем прямой и обратный азимуты линии AB. Величины a і, а 2> DA И Ö J получают из измерений. Сближение меридианов у можно найти из решения обратной геодезической задачи по координатам точек А и В.

При помощи радиогеодезических систем можно определять поло­ жение отдельных точек, расположенных на большом удалении. Для этого измеряют описанными выше способами расстояния или ази­ муты от определяемой до двух исходных точек и находят координаты определяемой точки по методу линейной или угловой засечки на эллипсоиде. При этом можно получить как плановые координаты, так и высоту точки (при засечке не менее чем с трех исходных пунк­ тов). Применение радиогеодезического метода при картографировании значительно сокращает сроки создания топографических карт. В этом случае построение радиогеодезических сетей может выполняться одновременно с аэрофотосъемкой и созданием рабочего обоснования съемки.

Значительные по объему работы рассмотренным методом проводи­ лись в Канаде, где в 1950—1960 гг. была построена сеть геодезиче­ ских пунктов на территории около 2 000 000 км2 (рис. 165). Вначале стороны измерялись импульсной радиогеодезической системой Шо­ ран, а затем ее усовершенствованным вариантом — системой Хиран.

303


Средняя квадратическая ошибка измерения сторон сети по резуль­ татам уравнивания составила около ± 6 , 5 м. Сети с длинами сторон 400—400 км, измеренными с ошибками 1 : 50 000—1 : 100 000, созда­ вались также в Австралии, Африке и некоторых странах Малой Азии.

Радиогеодезические системы эффективно применяются для соеди­ нения геодезических сетей различных материков и островов, разде­ ленных значительными водными препятствиями. Для этого строятся

120°

110°

100°

90°

80°

70"

 

 

Р и с .

165

 

 

геодезические четырехугольники или другие жесткие системы с изме­ ренными сторонами, пункты которых располагаются по разные сто­ роны водной преграды. В течение последних двух десятилетий таким методом осуществлены геодезические связи Скандинавии и Англии, Англии и Исландии, Африки и Малой Азии, Северной и Южной Аме­ рики через Большие и Малые Антильские острова и ряд других. Радиогеодезическим методом осуществлено соединение геодезиче­ ских сетей Северной Америки и Европы через Атлантический океан. Схема проложенной для этого геодезической сети показана на

304

j

Цепь

1.Флорида — Пуэрто - Рико

2.Пуэрто-Рико—Тринидад

з .

Крит — Африка

. . . .

4.

Северо-Атлантическая

Длинацепи, км

 

 

 

 

Т а б л и ц а 17

тов

рон

няя

шая

Наибольшая поправка стороны,м

Средняя квадратичесошибкакая измеренной стороны,м

 

Количество

Длина

сто­

 

 

 

 

 

рон, км

 

 

 

пунк­

сто­

сред­

наи­

 

 

 

боль­

 

 

 

 

 

 

 

 

1610

29

106

293

756

13

6

1239

17

98

311

758

12

5

410

6

15

362

573

10

6

3347

36

141

460

884

11

6

^-Шотландия-

о. Лися некого

о. Mayи

о.Каула

о. Гавайи

Джонстон

Рис . 166

рис. 166, а. При помощи радиогеодезических сетей выполнены боль­ шие работы в Тихом океане (от Австралии до Аляски). В табл. 17 помещены некоторые сведения по цепям, построенным с помощью системы Хиран.

Для повышения точности кроме расстояний измеряют также ази­ муты наиболее длинных сторон. Измерение азимутов производят по

20 Заказ 129

305


способу пересечения створа. На рис. 166, б изображена схема геоде­ зической сети Гавайских островов, на которой тонкими линиями по­ казаны расстояния, измеренные радиогеодезическим методом, а утол­ щенными — линии, для которых, кроме того, измерены азимуты. Общее протяжение радиогеодезической сети цепи Гавайских островов около 3000 км.

Средняя квадратическая ошибка измерения сторон радиогеодези­ ческих сетей и рядов, построенных при помощи современных радио­ технических средств, находится в пределах 3—10 м. Относительная

сшибка в зависимости от расстояния

составляет 1 : 50 000—

1 : 100 000. Ошибки уравненных элементов

сети подсчитывают обыч­

ным способом по формуле

 

 

(336)

где ms — средняя квадратическая ошибка измеренных сторон, а 1

обратный вес рассматриваемого элемента, найденный из решения нормальных уравнений.

В последнее десятилетие основным методом построения геодези­ ческих сетей со сторонами в несколько сот (и даже тысяч) километ­ ров становится метод космической триангуляции, точность которого одного порядка с точностью радиогеодезического метода.

§44. П Р И М Е Н Е Н И Е Р А Д И О Э Л Е К Т Р О Н Н Ы Х СРЕДСТВ

ПР И АЭРОФОТОСЪЕМКЕ, ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ С Ъ Е М К Е

И В Р А З Л И Ч Н Ы Х ОБЛАСТЯХ П Р И К Л А Д Н О Й Г Е О Д Е З И И

Радиоэлектронные средства измерения расстояний широко приме­ няются для планового и высотного обоснования аэрофототопогра­ фических съемок в масштабах 1 : 25 000—1 : 100 000, а в отдельных случаях и в масштабе 1 : 10 000. В особенности эффективно примене­ ние их в малообжитых районах, где выполнение наземных работ сопряжено с большими трудностями, а главная геодезическая основа отсутствует или сильно разрежена. Радиогеодезический метод обосно­ вания аэрофотосъемки заключается в определении местоположения самолета в момент фотографирования местности, т. е. в определении координат центров фотографирования, используемых при фотограм­ метрической обработке аэрофотоснимков. Плановые координаты полу­ чают по измеренным расстояниям от самолета, выполняющего аэро­ фотосъемку, до двух наземных пунктов с известными координатами, на которых установлены радиостанции (рис. 167, а), или по разно­ стям расстояний от самолета до трех наземных станций (см. рис. 167, б). Указанные величины определяют при помощи импульсной или фазо­ вой радиогеодезической системы. Измеренные наклонные дальности редуцируют на поверхность эллипсоида или на плоскость в проекции Гаусса — Крюгера. Координаты, найденные по этим расстояниям,

306


соответствуют точке надира аэрофотоснимка. Синхронность работы

радиогеодезической

системы

и

аэрофотоаппарата обеспечивается

управляющим импульсом от

аэрофотоаппарата.

 

Для планового

обоснования

съемок в масштабах

1 : 50 ООО—

1 : 100 ООО достаточно определить координаты центров

фотографиро­

вания лишь на специальных каркасных маршрутах, так как коорди­ наты остальных точек вполне надежно определяются аналитическим методом с применением ЭВМ. При этом целесообразно из каркасных маршрутов строить замкнутые полигоны, что обеспечивает надежный контроль особенно в случае применения систем, работающих по методу фазового зонда или радиолага. Средние квадратические ошибки положения точек, определенных этим методом, составляют 3—10 м.

Р и с . 167

Положение отдельных наземных точек, замаркированных на местности или совпадающих с точками естественных контуров, можно определить радиогеодезическим методом при помощи аэрофотосним­ ков. Для определения достаточно иметь одну пару перекрывающихся снимков (одну стереопару) соответствующего участка местности, по­ лученных аэрофотоаппаратом одновременно с измерением расстояний от самолета до наземных станций. По измеренным расстояниям (или разностям расстояний) находят координаты точек надира снимков, которые путем стереофотограмметрических измерений передают на намеченную точку. Для повышения точности координаты точки можно определить по нескольким стереопарам, полученным при по­ вторных пролетах самолета над намеченной точкой. Указанным спо­ собом можно определить положение точки с ошибкой до 3 м.

Площадь, на которой можно выполнять плановое обоснование круговой радиогеодезической системой при заданном расположении наземных станций, определяется дальностью действия системы и за­ данной ошибкой M определения положения самолета, выполняющего аэрофотосъемку. Характер диаграммы направленности наземных

20*

307


станций учитывают соответствующим ориентированием антенн.

Необходимую

дальность

системы

рассчитывают

по формуле

Dmax =

4,1 (УН\

— Н0 +

Y H

— Я 0 ) ,

где Нг

и H — абсолютные

высоты

станции

и самолета, а

Н0 — среднее

значение

абсолютной

высоты местности. Средняя квадратическая ошибка положения точки, определенной методом линейной засечки (в предположении, что сред­

 

 

 

 

ние квадратические ошибки

изме­

 

 

 

 

рения

расстояний

ms

не

зависят

 

 

 

 

от

длин линий),

равна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М-

sm 7

1/2,

 

 

 

(337)

 

 

 

 

где

у — угол

при

определяемой

 

 

 

 

точке.

Определив

для заданного

 

 

 

 

масштаба

аэрофотосъемки высоту

 

 

 

 

фотографирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я =

mf,

 

 

 

 

 

 

 

 

где

m — знаменатель

масштаба,

 

 

 

 

а

/ — фокусное

расстояние

аэро­

 

 

 

 

фотокамеры,

найдем величину на­

 

 

 

 

ибольшей

дальности

по

формуле

 

 

 

 

(124). Проведя из наземных стан­

 

 

 

 

ций

А

к В

(рис: 168), на

которых

 

 

 

 

установлены антенны, дуги

радиу­

 

 

 

 

сом Dmax,

 

получим зону, в которой

 

 

 

 

радиогеодезическая система

может

 

 

 

 

действовать при

данном

располо­

 

 

 

 

жении

наземных

станций.

Поль-

 

Р и с . 168

 

зуясь

формулой

(337), можно по­

 

 

 

 

строить

кривые

равных

ошибок

положения самолета, которые

будут

иметь

вид окружностей,

по­

строенных на линии AB = с, служащей

хордой.

Радріусы

 

этих

окружностей

будут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г = 2 sin у

2 V 2

 

 

 

 

 

 

 

(338)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

с — длина

хорды, а А

=

M

Построив

кривые

для M =

Ams

— 1,4; 1,6;

1,8 и т. д.,

см. рис. 168),

нетрудно

определить

 

зону

в виде прямоугольника, в пределах которой средняя

квадратическая

ошибка M не превзойдет заданной величины Мтах

(на

рис

168

заштрихована зона, внутри которой ошибка M не превысит

 

2ms).

 

Ширина рабочей зоны (высоты прямоугольника) h равна

 

 

 

 

h-

 

Л2

 

1

-

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ѵг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

308