способу пересечения створа. На рис. 166, б изображена схема геоде зической сети Гавайских островов, на которой тонкими линиями по казаны расстояния, измеренные радиогеодезическим методом, а утол щенными — линии, для которых, кроме того, измерены азимуты. Общее протяжение радиогеодезической сети цепи Гавайских островов около 3000 км.
Средняя квадратическая ошибка измерения сторон радиогеодези ческих сетей и рядов, построенных при помощи современных радио технических средств, находится в пределах 3—10 м. Относительная
сшибка в зависимости от расстояния |
составляет 1 : 50 000— |
1 : 100 000. Ошибки уравненных элементов |
сети подсчитывают обыч |
ным способом по формуле |
|
|
(336) |
где ms — средняя квадратическая ошибка измеренных сторон, а 1 —
обратный вес рассматриваемого элемента, найденный из решения нормальных уравнений.
В последнее десятилетие основным методом построения геодези ческих сетей со сторонами в несколько сот (и даже тысяч) километ ров становится метод космической триангуляции, точность которого одного порядка с точностью радиогеодезического метода.
§44. П Р И М Е Н Е Н И Е Р А Д И О Э Л Е К Т Р О Н Н Ы Х СРЕДСТВ
ПР И АЭРОФОТОСЪЕМКЕ, ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ С Ъ Е М К Е
И В Р А З Л И Ч Н Ы Х ОБЛАСТЯХ П Р И К Л А Д Н О Й Г Е О Д Е З И И
Радиоэлектронные средства измерения расстояний широко приме няются для планового и высотного обоснования аэрофототопогра фических съемок в масштабах 1 : 25 000—1 : 100 000, а в отдельных случаях и в масштабе 1 : 10 000. В особенности эффективно примене ние их в малообжитых районах, где выполнение наземных работ сопряжено с большими трудностями, а главная геодезическая основа отсутствует или сильно разрежена. Радиогеодезический метод обосно вания аэрофотосъемки заключается в определении местоположения самолета в момент фотографирования местности, т. е. в определении координат центров фотографирования, используемых при фотограм метрической обработке аэрофотоснимков. Плановые координаты полу чают по измеренным расстояниям от самолета, выполняющего аэро фотосъемку, до двух наземных пунктов с известными координатами, на которых установлены радиостанции (рис. 167, а), или по разно стям расстояний от самолета до трех наземных станций (см. рис. 167, б). Указанные величины определяют при помощи импульсной или фазо вой радиогеодезической системы. Измеренные наклонные дальности редуцируют на поверхность эллипсоида или на плоскость в проекции Гаусса — Крюгера. Координаты, найденные по этим расстояниям,