П Р Е Д И С Л О В И Е
Исторический XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза наметил грандиозную программу коммунистического строительства. Важную роль в реше нии поставленных задач играют морской и речной флоты страны, которые получат еще большее развитие за годы 9-й пятилетки.
Однако уже в настоящее время суда представляют собой сложные инженерные сооружения, оснащенные большим количеством автоматизированных систем и уст ройств. Высокая степень автоматизации судов, а также важность решаемых автома тизированными системами задач привели к необходимости решения проблемы надеж ности их работы. Этому важному вопросу посвящен ряд монографий, выпущенных издательством «Судостроение» [10, 29, 38 и др. ].
По определению ГОСТ 13377—66 и ОСТ 5.0016—70 надежность изделия обуслов ливается его безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, а также долго вечностью его частей. Если первая компонента достаточно хорошо изучена, то послед ние три, особенно применительно к судовым системам управления, рассмотрены недо статочно, хотя они играют большую роль в обеспечении высокой надежности и эф фективности флота СССР, так как влияют на снижение скорости судна, на время задержки его в портах, на стоимость ремонта и т. д.
Целью настоящей книги является изучение некоторых вопросов ремонтопригод ности и сохраняемости судовых систем управления и, в частности, подробное рассмо трение такой важной характеристики, как функция готовности, тем более что суще ствующая литература по вопросам надежности уделяет весьма малое внимание ее изучению. В теории восстановления, развитой рядом ученых [18, 24, 35], основное внимание уделяется мгновенному восстановлению. Однако в условиях реальной эксплуатации мгновенное восстановление практически отсутствует. Даже резерви рование замещением при наличии идеального переключателя — автомата надежности не обеспечивает в полной мере мгновенного восстановления. Кроме того, проведение плановых профилактических и аварийных контрольных проверок требует значи тельного времени и приводит к простоям системы.
В силу сказанного внимательное изучение особенностей поведения систем при конечном времени восстановления имеет большое практическое значение.
В предлагаемой монографии авторы большое внимание уделяют методам опреде ления функции готовности, изучению специфики ее поведения, исследованию особен ностей функционирования судовых систем управления и изысканию путей повыше ния готовности этих систем, что приводит в конечном счете к увеличению эффектив ности использования судов в целом.
В начале книги рассматриваются общие вопросы готовности. В частности, уста навливается связь характеристик безотказности и готовности и изучаются предель ные свойства функции готовности.
Математические методы, применяемые в гл. 2 для анализа функции готовности, хорошо известны, поэтому исследование функции готовности с помощью пред лагаемых методов не вызовет затруднений у читателя, желающего применить их на практике. В более сложных случаях в работе приводятся методы, реализуемые с помощью АВМ.
Большое внимание в настоящее время уделяется стоимостным критериям. Поэтому алгоритмы оптимизации по критерию стоимости, рассмотренные в гл. 4, должны привлечь внимание специалистов, занимающихся решением оптимальных задач в области судостроения.