Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 314

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П Р Е Д И С Л О В И Е

Исторический XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза наметил грандиозную программу коммунистического строительства. Важную роль в реше­ нии поставленных задач играют морской и речной флоты страны, которые получат еще большее развитие за годы 9-й пятилетки.

Однако уже в настоящее время суда представляют собой сложные инженерные сооружения, оснащенные большим количеством автоматизированных систем и уст­ ройств. Высокая степень автоматизации судов, а также важность решаемых автома­ тизированными системами задач привели к необходимости решения проблемы надеж­ ности их работы. Этому важному вопросу посвящен ряд монографий, выпущенных издательством «Судостроение» [10, 29, 38 и др. ].

По определению ГОСТ 13377—66 и ОСТ 5.0016—70 надежность изделия обуслов­ ливается его безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, а также долго­ вечностью его частей. Если первая компонента достаточно хорошо изучена, то послед­ ние три, особенно применительно к судовым системам управления, рассмотрены недо­ статочно, хотя они играют большую роль в обеспечении высокой надежности и эф­ фективности флота СССР, так как влияют на снижение скорости судна, на время задержки его в портах, на стоимость ремонта и т. д.

Целью настоящей книги является изучение некоторых вопросов ремонтопригод­ ности и сохраняемости судовых систем управления и, в частности, подробное рассмо­ трение такой важной характеристики, как функция готовности, тем более что суще­ ствующая литература по вопросам надежности уделяет весьма малое внимание ее изучению. В теории восстановления, развитой рядом ученых [18, 24, 35], основное внимание уделяется мгновенному восстановлению. Однако в условиях реальной эксплуатации мгновенное восстановление практически отсутствует. Даже резерви­ рование замещением при наличии идеального переключателя — автомата надежности не обеспечивает в полной мере мгновенного восстановления. Кроме того, проведение плановых профилактических и аварийных контрольных проверок требует значи­ тельного времени и приводит к простоям системы.

В силу сказанного внимательное изучение особенностей поведения систем при конечном времени восстановления имеет большое практическое значение.

В предлагаемой монографии авторы большое внимание уделяют методам опреде­ ления функции готовности, изучению специфики ее поведения, исследованию особен­ ностей функционирования судовых систем управления и изысканию путей повыше­ ния готовности этих систем, что приводит в конечном счете к увеличению эффектив­ ности использования судов в целом.

В начале книги рассматриваются общие вопросы готовности. В частности, уста­ навливается связь характеристик безотказности и готовности и изучаются предель­ ные свойства функции готовности.

Математические методы, применяемые в гл. 2 для анализа функции готовности, хорошо известны, поэтому исследование функции готовности с помощью пред­ лагаемых методов не вызовет затруднений у читателя, желающего применить их на практике. В более сложных случаях в работе приводятся методы, реализуемые с помощью АВМ.

Большое внимание в настоящее время уделяется стоимостным критериям. Поэтому алгоритмы оптимизации по критерию стоимости, рассмотренные в гл. 4, должны привлечь внимание специалистов, занимающихся решением оптимальных задач в области судостроения.

1*

3


ПРЕДИСЛОВИЕ

При исследовании процесса функционирования комплекса систем управления, работающих на судне, с помощью аналитических методов, рассматриваемых в книге, могут возникнуть большие трудности. Поэтому значительное место в книге занимает рассмотрение методов статистического моделирования. Ввиду того что в случае много­ значных систем описание их структуры затруднено, предлагаются варианты пред­ ставления структур, пригодные для исследования на ЭВМ. Аналитические и вычисли­ тельные алгоритмы предназначаются для исследования трех характерных режимов работы судовых систем управления, а именно плавания, ремонта в порту и хранения (консервации).

В многочисленных приложениях к книге содержатся процедуры и программы, записанные на языке АЛГОЛ. Программы отработаны и проверены в ходе практиче­ ской деятельности авторов.

Большая часть материала книги имеет оригинальный характер, остальная часть обобщает материал, полученный советскими и зарубежными авторами в течение последних лет.

Авторы выражают свою признательность научному редактору д-ру техн. наук О. В. Щербакову и рецензенту инж. В. А. Франтасьеву за ценные советы и замеча­ ния, сделанные ими при работе над рукописью-

Авторы искренне благодарят кандидатов технических наук И. И. Безуглого и И. М. Смагаринского, внесших свой вклад в настоящую книгу. Так, И. И. Безуг­ лым написан § 2.8, а И. М. Смагаринским— § 5.7.

Все замечания и пожелания авторы просят направлять по адресу: 191065, Ленин­ град, ул. Гоголя, 8, издательство «Судостроение».

Глава 1

О Б Щ И Е В О П Р О С Ы Г О Т О В Н О С Т И С У Д О В Ы Х

С И С Т Е М У П Р А В Л Е Н И Я

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

§ 1.1

Способность восстанавливаемой системы максимальное время нахо­ диться в состоянии работоспособности носит название готовности. На наш взгляд, это свойство систем имеет такое большое значение, что требует углубленного и самостоятельного исследования. В самом деле, многие судовые автоматизированные системы должны работать в течение всего времени плавания и могут характеризоваться показа­ телями готовности. Системы, работающие в режиме деж урства, хар ак ­ теризую тся произведением коэффициента готовности и показателя безотказности, если последний обладает свойством стационарности.

Значительная часть судовых систем и устройств восстанавли ­ вается в процессе работы, поэтому готовность является одной из их основных технических характеристик. Зачастую разработчики и проектировщики, задавая требования в технических заданиях на разработку, не осознаю т, что они задаю т именно характеристики готовности. Например, такие формулировки, как «система не должна находиться в нерабочем состоянии более 100 ч за автономное плава­ ние длительностью полгода» либо «вероятность нахождения в нера­ бочем состоянии за время рабочего цикла (8 ч) долж на быть 2% », прямо или косвенно формулируют требования к готовности или вре­ мени использования системы.

В ы сокая готовность систем зависит от большого числа факторов, среди которых можно назвать длительность циклов работы систем, степень избыточности, параметры потоков отказов и восстановлений,

режим

и характер профилактики и т. д. Больш инство из этих фак­

торов

будет рассмотрено в дальнейшем.

Если полагать (как это сделано в большинстве работ по теории восстановления), что восстановление системы происходит мгновенно, то коэффициент готовности будет равен единице. Однако, как пра­ вило, реальные системы обладают конечным (зачастую достаточно большим) временем восстановления. Сокращение времени восста­ новления является одной из важ ны х задач проектирования новых судовых систем автоматического управления.

Ремонтопригодность

систем

долж на

обеспечиваться на первых

этапах проектирования

совместно с

обеспечением требований к тех ­

ническим характеристикам системы

и к

ее безотказности.

К числу факторов, влияющ их на ремонтопригодность, относятся:

слож ность агрегатов и

узлов

системы,

компоновка элементов и

5


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГОТОВНОСТИ

устройств, вес минимального сменного узла, свобода доступа к узлу, степень стандартизации и унификации, невозможность быстрой ло­

кализации

отказавш его узла, наличие узла в ЗИ П е,

возможность

ремонта узла

и т. д.

 

 

 

 

При эксплуатации на ремонтопригодность могут

такж е оказы ­

вать влияние

окружаю щ ие условия, документация

на

систему,

квалификация

обслуживаю щ его персонала,

характер обслуживания

и т. д.

 

 

 

 

 

 

Время

восстановления прямо

зависит

от указанны х

факторов

и в общем случае вклю чает в себя

ряд составляю щ их:

 

 

а) время

обнаружения отказа, особенно в случае резервирован­

ных

систем,

когда нет индикации первого

происшедшего от­

каза;

 

 

 

 

б)

время

 

отыскания отказа, включающ ее в

себя время подго­

товки контрольных приборов и стендов, логических операций по

локализации

и т. д .;

 

 

 

 

 

в) время

на

подготовку и доставку отказавш их

узлов

из ЗИ П а,

склада или

базы;

 

 

 

 

 

г) время

на

восстановление

отказавш его

узла

(при

отсутствии

ЗИ П а)

и его замену;

 

 

 

 

 

д)

время

на

проверку системы

после ремонта;

 

 

е) время

на

незапланированные

потери.

 

 

 

Общий учет

разнообразных

составляю щ их

времени восстановле­

ния в ряде случаев приводит к необходимости рассматривать раз­ личные законы распределения времени восстановления.

Прежде чем переходить к конкретному изложению вопросов, свя ­ занных с исследованием функции готовности, рассмотрим, какие виды автоматизированных устройств встречаются на судах и какие функции они выполняют.

В се автоматизированные судовые системы и устройства могут выполнять следующие основные функции:

а) функции автоматизированного управления судами и отдель­ ными системами и устройствами (радиолокационные станции, дви­ жители, энергетические установки, системы управления метеороло­ гическими ракетами и т. д .);

б) функции автоматического управления и регулирования пара­ метров агрегатов или установок (поддержание заданного давления пара, температуры охлаждаю щ ей воды, частоты вращения турбины и т. д .);

в) функции автоматической блокировки, защиты и сигнализации для остановки механизмов, дублирования действий оператора, сигна­ лизации и т. п.

Естественно, что наибольший интерес представляет исследова­ ние процессов функционирования систем управления в целом.

При рассмотрении возможных режимов работы судовых систем управления можно выделить три основные фазы использования си­ стем; хранение, эксплуатацию , ремонт,

6


ГЛАВА 1

При хранении в порту все системы как разового, так и много­ кратного действия представляю т собой обслуживаемые системы (при наличии профилактики) и характеризую тся коэффициентом готов­ ности при хранении. При хранении на судне системы разового дей­ ствия не восстанавливаю тся и, следовательно, характеризую тся уж е вероятностью безотказного хранения.

Эксплуатация является основной фазой использования судовых

систем управления,

которые

могут находиться в различных рабо­

чих режимах.

 

 

Виды судовых систем управления и режимы их использования

при эксплуатации

приведены

в табл. 1.1. П оказатели, характери­

зующие систему в том или ином режиме, выбираются в соответствии с «Методическими указаниями по выбору номенклатуры нормируе­ мых показателей надежности технических устройств» (М У 3— 69).

Т а б л и ц а 1.1

Режимы использования и виды судовых систем управления

Конструк­

тивное

решение

системы

Невосстанавливаемая

Восстаиавливаемая

Временной

Продолж нтельность

Виды судовых устройств

режим

эксплуатации

 

н систем управления

 

использования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разовый

До

первого от-

Системы управления

ме-

 

каза

 

 

теорологических ракет

 

Непрерывный

До

достижения

Системы

управления

и

 

предельного состоя-

защиты атомного реактора,

 

ния или до

окон­

системы

главного энерго­

 

чания

выполнения

снабжения,

вычислитель­

 

требуемых функций

ные

навигационные

ком­

Циклически

До отказа

или до

плексы

 

 

контроля,

Аппаратура

регулярный

достижения предель­

системы

энергоснабжения

 

ного состояния

вторичных

потребителей,

 

 

 

 

радиолокационные и радио­

Циклически

То же

 

технические системы

меха­

 

Вспомогательные

нерегулярный

 

 

 

низмы,

системы

обеспече­

 

 

 

 

ния

живучести,

системы

 

 

 

 

аварийного оповещения

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

§ 1.2

Понятие готовности как свойства, определяющего надежность, при­ менимо для восстанавливаемых систем с конечным временем восста­ новления и наиболее полно характеризует с вероятностной точки зрения возможность выполнения системой в нужный момент вре­ мени задач, определяемых ее целевым назначением.

7


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГОТОВНОСТИ

В зависимости от режима работы и условий эксплуатации системы, обусловливаю щ их в конечном счете свойства потока ее отказов, а такж е в зависимости от особенностей выполняемых системой задач следует использовать различные критерии готовности. Основными критериями являю тся:

а) функция готовности Г ( і) — вероятность того, что система будет работоспособна в любой случайно выбранный момент времени t,

принадлежащий ограниченному промежутку

[0,

/*];

 

б) функция готовности на промежутке

Г (i,

s)

вероятность

того, что система будет исправна в

течение

промежутка

[/, t + s],

t б [0,

і*]\

 

 

 

 

в)

коэффициент готовности kr

характеристика, показываю щ ая

долю времени, в течение которого система готова к работе, если интервал оценки достаточно велик.

М ожно ввести ряд других показателей готовности, отражающ их те или иные особенности использования системы. /Мы будем рассмат­ ривать лишь перечисленные выше показатели. При этом будем сле­ довать терминологии, принятой в [3 0 ].

Функция готовности. При определении понятия функции готов­ ности, а такж е некоторых других характеристик надежности будем использовать там, где это удобно, статистический подход, т. е. будем предполагать, что в первоначальный момент времени / = 0 на испы­ тание поставлено N однотипных систем и в дальнейшем испытание проводится по одному из известных планов.

В соответствии с принятым ранее определением функции готов­ ности статистическое ее значение Г* (/) равно отношению числа исправных систем в момент времени t к числу первоначально по­

ставленных

на

испытание

при условии,

что отказавш ие системы

после восстановления вновь

вступаю т в строй. Таким

образом,

 

 

 

Г *(0 = - п ^ ,

 

(1.1)

где

т (/) —

число исправных систем в момент времени t.

 

Согласно закону больш их чисел

 

 

 

 

 

lim Р\ | Г *(0 — Г (0| S& в} = 0

 

 

 

 

N->co

 

 

 

для

любого е >

0. Сходимость по вероятности будет предполагаться

и при статистическом определении других

критериев

надежности.

 

Т ак как

число исправных систем т (t) в случайный

момент вре­

мени t зависит от безотказности системы и ее восстанавливаемости

при данных условиях эксплуатации, то Г (I) является

функцией

этих двух показателей.

 

 

 

Д л я невосстанавливаемых

систем

функция готовности

совпадает

с вероятностью безотказной

работы

Р (if):

 

Г

(/) = Р

(і).

 

8