Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где /шах —

амплитудное значение ускорения;

сок —

частота качки, определяемая ее периодом Тк;

 

Вектор ускорения /к расположен в плоскости качаний, которая всегда перпендикулярна фронту волны (рис. 58).

Разложим вектор ускорения

/к на составляющие j x и jy

по осям

X X и Y Y чувствительного элемента. При этом будем считать,

что судно не имеет движения, т.

е. скоростная погрешность

отсутст­

вует и главная ось X X при­ бора находится в меридиане.

Из рисунка имеем:

Рис. 58. Направление вектора ускоре­ ния, возникающего при качке судна

ix = ГкCOS 0 = /тах sin 0)к t COS 0;

jy = /„ sin 0 = /max Sin C0K / sin 0,

где 0 — румб качки.

Силы инерции, обусловленные ускорениями j x и jv, будут:

Fx = mjx = —m /maxsincoK^cos0;

Fv = —mjy = —m/max sin coK* sin 0,

где m :— масса

чувствительного

элемента.

 

Силы инерции F х и Fy приложены к центру тяжести чувствитель­ ного элемента и направлены в каждый момент времени в стороны, про­

тивоположные ускорениям j x и jy.

Сила Fy в течение одной половины периода качки действует по на­ правлению Ost, а в течение другой половины — на W (рис. 59). Эта сила раскачивает чувствительный элемент вокруг оси X X и по­

этому прецессионного движения не вызывает. Под действием силы Fy центр тяжести чувствительного элемента совершает колебания относи­ тельно отвесной линии Z1—Zx, смещаясь поочередно к востоку и за­ паду.

Сила F х в течение одной половины периода качки действует по направлению S (на рисунке показано кружком с точкой), а в течение второй половины периода — N (на рисунке показано кружком с крес­ тиком). Эта сила стремится повернуть чувствительный элемент, вокруг наклоненной оси Y Y и поэтому вызывает инерционную прецессию.

Момент Ьу, вводимый силой F х относительно оси У — У, будет иметь величину

Ly = F x a.

Разложим этот момент на горизонтальную LqSt и вертикальную

LZl составляющие. Из рисунка видим, что горизонтальная составляю-

88


щая LQst в течение каждого полупериода качки действует в прямо про­ тивоположные стороны. Поэтому в течение каждой половины периода качки момент LoSt вызывает инерционные перемещения чувствитель­

ного элемента, равные по величине и противоположные по направле­ нию: полпериода к западу и полпериода к востоку. Следовательно, за полный период качки среднее значение инерционного перемещения чув­

ствительного элемента под действием момента LoSt равно нулю. Если при этом учесть, что период качки (7—15 с) весьма мал по сравнению

Z,

Zr

Рис. 59. Действие качки на одногироскопный компас с пониженным центром тяжести чувствительного элемента

с периодом затухающих колебаний гирокомпаса, то можно сказать, что главная ось гирокомпаса не успевает практически уходить из ме­

ридиана под действием момента LQ t-

Из рисунка видим, что составляющая LZt в течение обоих полупериодов качки имеет одинаковые направления (на нашем рисунке —

вверх). Следовательно, момент Ьг, будет создавать инерционную прецессию чувствительного элемента в одном направлении. Согласно правилу полюсов эта прецессия будет совершаться вокруг линии Ost — W, причем северный конец оси чувствительного элемента пойдет вверх. Подъем северного конца оси гирокомпаса приведет к увеличе­ нию угла р наклона главной оси к горизонту, что увеличит угловую скорость прецессии чувствительного элемента вокруг вертикальной оси. Последнее обстоятельство приведет к тому, что главная ось гиро­ компаса «перегонит» меридиан и перейдет в западную половину гори­ зонта, если судно находится в северной широте. Западная половина го­ ризонта начнет подниматься под осью прибора с угловой скоростью, равной полезной составляющей земного вращения. При некотором угле

89


6„ отклонения оси гирокомпаса от меридиана наступит равенство угловых скоростей

со' = со3,

где со' — угловая скорость прецессии чувствительного элемента под

действием момента LzV Этот угол бк определяет положение равнове­ сия оси гирокомпаса при качке судна и является погрешностью качки.

Выведем формулу погрешности качки.

Подставляя в последнее выражение вместо со' и со3 их значения, по­ лучим:

~= (о6 cos cp sin 6К,

л

откуда

 

 

 

 

 

COS ф

 

 

 

Из рис. 59

имеем:

 

 

 

 

 

 

 

Lzl = Ly sin у,

 

 

где у — мгновенное значение

угла

наклона оси

Y Y к горизонту

под действием силы F .

 

 

 

 

 

Из того же рисунка

 

 

 

 

 

tg Y

fv

т ! т а х sin COi; t

sin О

j max sin cott/ sin 0.

 

 

Р

mg

 

g

 

 

Полагая tg у «

sin у, что

справедливо для

небольших углов у,

получим следующее выражение для Lzl:

 

 

 

 

 

Ьл = Ly -?max

sincoKt sin 0,

 

но

 

Ly = Fx a =---majmax sin coKt cos 0,

 

 

тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.2

sin2 o»Kt sin 0 cos 0.

 

 

 

Lzi = ma

 

 

Вводя в последнее соотношение принятое нами обозначение В =

=

mga и учитывая,

что sin 0 cos 0 = sin 20,

 

получим:

 

В

 

 

 

 

 

 

 

/гпах

sin2 сокt sin 20.

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

В

течение полного периода качки

момент

Ьл изменяется от нуля до

наибольшего значения. Среднее значение его за полный период качки

определяется средней величиной

множителя sin2 сок^:

(sin2 сок /)ср = ( —------—cos 2т.л

2_

2 ’

V 2

2

90


поэтому

 

. 2

L z i ср — 4

/max sin 20.

Подставляя это значение Lzlcp в выражение для sin бк, получим:

sin6„

/max sin 20

 

4Я(0Й cos ср

или при малых углах 8К

В

.1

(50)

/шах sin 20.

4//со* ccs ф

Рассматривая последнюю формулу для 8К, видим, что погрешность гирокомпаса на качке зависит:

1)от широты ф места, причем с увеличением широты погрешность возрастает;

2)от квадрата ускорения /£,ах, сообщаемого гирокомпасу на качке;

это значит, что даже при незначительном увеличении /тах погрешность качки быстро возрастает;

3) от sin 20, что определяет четвертной характер погрешности качки; при румбах качки N, Ost, S и W sin 20 =-- 0 и погрешность качки не возникает; при румбах качки NO, SO, SW, NW sin 20 = 1 и погреш­ ность качки максимальна.

Четвертному характеру погрешности качки можно дать простое физическое объяснение. Действительно, если волна идет с главных рум­

бов N или S, то составляющая силы инерции Fy = 0 и прибор не рас­ качивается вокруг оси X — X. По этой причине ось Y Y остается

все время горизонтальной, так же как и момент Ьу, и составляющая Lzl отсутствует. Но мы видели, что именно составляющая Ьл и вы­

зывает погрешность качки.

_

Если волна идет с румбов Ost или

W, то составляющая F х = 0,

момент Lv = 0, Lzl =

0 и погрешность качки также не возникает.

При румбах качки,

отличающихся от N, S, Ost h_W, обе составля­

ющие силы инерции F х и Fy не равны нулю, момент Lzl также не равен нулю и у гирокомпаса возникает погрешность.

В заключение отметим, что погрешность качки имеет одинаковый характер для всех одногироскопных компасов.

§ 24. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КАЧКИ НА ГИРОКОМПАС С ПОНИЖЕННЫМ ЦЕНТРОМ ТЯЖЕСТИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА

В предыдущем параграфе мы убедились, что погрешность качки вызывается вертикальной составляющей Lzl момента, вводимого силой

инерции Fx. Составляющая Lzl появляется вследствие раскачива­ ния чувствительного элемента вокруг главной оси X — X. Следова­ тельно, для предупреждения погрешности качки нужно предупре-

91


дить раскачивание чувствительного элемента вокруг главной оси X

X, т. е. стабилизировать ось Y Y прибора так, чтобы она все время оставалась горизонтальной. Именно на этом основан метод пре­ дупреждения возникновения погрешности качки в гирокомпасах с по­ ниженным центром тяжести чувствительного элемента.

Для стабилизации оси Y — У в горизонтальной плоскости гиро­ скопическая система (чувствительный элемент) таких гирокомпасов состоит не из одного, а из двух совершенно одинаковых гироскопов. Эти гироскопы установлены внутри шара, называемого г и р о с ф е ­ р о й (рис. 60).

Рис. 60. Гиросфера (вид сверху):

Рис. 61. Кинетический момент гиро­

/ — камера гироскопа; 2 — кронштейн; 3

сферы

шарнирная тяга; 4 — пружина

 

Относительно гиросферы гироскопы могут поворачиваться одно­ временно только вокруг их вертикальных осей в противоположные стороны и на одинаковые углы, что обеспечивается специальным меха­ низмом. Этот механизм устроен следующим образом. К камерам 1,

вкоторых заключены гироскопы, жестко прикреплены кронштейны 2, обращенные в противоположные стороны. Кронштейны соединены шар­ нирной тягой 3, цапфы которой входят в подшипники кронштейнов. Шарнирная тяга, в свою очередь, связана с корпусом гиросферы при помощи двух пружин 4. Эти пружины устанавливают гироскопы так, что их главные оси образуют между собой угол 90°.

Если гироскопы начнут поворачиваться вокруг вертикальных осей

водинаковых направлениях, то шарнирная тяга явится жесткой связью между ними, и вместе с гироскопами начнет поворачиваться вся гиро­ сфера. Поворот же гироскопов вокруг их вертикальных осей, но в про­ тивоположные стороны ограничивается только пружинами.

Чтобы выяснить, как рассматриваемая система предупреждает возникновение погрешности качки, расположим гироскопы несколь­ ко иначе (рис. 61). Как уже отмечалось, гироскопы подбирают со­ вершенно одинаковыми, поэтому при равенстве угловых скоростей

92