ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 2
Отметим особенности инерционной погрешности второго рода: это — «запаздывающая» погрешность, так как она достигает своего наибольшего значения не сразу после окончания маневра, а приблизи
тельно через четверть периода затухающих колебаний; величина погрешности зависит только от характера маневра и не
зависит от широты; независимо от характера маневра погрешность всегда направлена
в сторону первоначального гирокомпасного меридиана.
Величина инерционной погрешности второго рода обычно меньше, чем первого рода. Однако на быстроходных судах при резких маневрах она может достигать 5°.
§ 21. МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ИНЕРЦИОННЫХ ПОГРЕШНОСТЕЙ
Для предупреждения инерционных погрешностей первого рода не обходимо при переходе судна в другие широты регулировать величи ну периода незатухающих колебаний гирокомпаса так, чтобы во всех широтах он оставался равным 84,4 мин. В этом случае условие аперио дического перехода оси гирокомпаса в новое положение равновесия будет соблюдено во всех широтах и у гирокомпаса инерционной по грешности первого рода не возникнет.
Гирокомпас, у которого период незатухающих колебаний равен 84,4 мин во всем диапазоне широт плавания судна, называется а п е р и о д и ч е с к и м к о м п а с о м .
Из формул (13) и (14) периодов незатухающих колебаний гироком пасов с пониженным центром тяжести чувствительного элемента и гид равлическим маятником (ртутными сосудами) видим, что Т0можно ре гулировать по широте, изменяя конструктивные величины гирокомпа сов Я, В и Срт.
Если положить
Я -= Я* cos ф,
то формулы (13) и (14) примут вид:
Полученные выражения для Т0 не зависят от широты, |
поэтому под |
|
бором конструктивных |
величин В и Срт и изменением |
Я по закону |
Я = Я ¥ cos ф можно |
обеспечить равенство периода незатухающих |
колебаний гирокомпаса 84,4 мин для всех широт.
Однако регулировка периода Т0 таким методом влечет за собой уменьшение направляющего момента гирокомпаса и поэтому не может быть использована в широком диапазоне широт. Действительно, под ставляя в выражение (9) вместо Я произведение Я* cos ф , получим:
R = Я* о^ cos2 ф sin ос.
83
Из полученного выражения видим, что в этом случае при увеличе нии широты R уменьшается пропорционально cos2 <р.
Чтобы осуществить апериодический компас подбором величин В и Срт, эти величины нужно изменять пропорционально секансу широ ты, т. е.
В = В* sec ф;
Срт — Срт* sec ф.
С учетом этих равенств формулы (13) и (14 ) запишем в следующем виде:
Полученные выражения для Т0 не зависят от широты, поэтому, ре гулируя конструктивные величины В и Срт, можно достигнуть ра венства Т0 = 84,4 мин для всех широт.
Для предупреждения инерционной погрешности второго рода в ги рокомпасах с пониженным центром тяжести применяются специальные устройства — в ы к л ю ч а т е л и з а т у х а н и я , перекрывающие трубку, соединяющую сосуды масляного успокоителя при маневре. Благодаря этому жидкость не может перетекать из одного сосуда в другой, чем предупреждается появление «инерционного избытка» жидкости в одном из сосудов и, следовательно, появление инерционной погрешности второго рода. Сразу же после окончания маневра приспо собление для затухания вновь должно быть включено.
Вгирокомпасах с гидравлическим маятником приспособление для выключения затухания в целях предупреждения инерционной погреш ности второго рода не применяется.
Вгирокомпасах с электромагнитным управлением предупреждение инерционных погрешностей может быть достигнуто несколькими спосо бами.
Первый из них заключается в компенсации силы инерции, прило женной к рабочему телу индикатора горизонта, при маневре судна. Для компенсации силы инерции вычислительное устройство гироком паса вычисляет величину действующего ускорения по показаниям лага. Сигнал, напряжение которого пропорционально вычисленному уско рению, подается на датчик момента и компенсирует сигнал, возникший вследствие инерционного перемещения рабочего тела индикатора.
Второй способ состоит в том, что в индикаторе горизонта устанав ливают контактные ограничители, которые разрывают цепь индика тора горизонта при смещении рабочего тела под действием сил инер ции. В этом случае чувствительный элемент прекращает реагировать на вращение Земли и, следовательно, превращается в обыкновенный гироскоп. Однако за время маневра он не успевает существеннооткло-
84
литься от первоначального направления, а так как положение равно весия гирокомпаса с электромагнитным управлением при маневре не меняется, то после включения индикатора горизонта в показаниях гирокомпаса появляется очень незначительная ошибка.
§ 22. СУММАРНАЯ ИНЕРЦИОННАЯ ПОГРЕШНОСТЬ
Гирокомпасы, устанавливаемые на транспортных судах, в большин стве случаев являются неапериодическими и, как правило, не имеют приборов, предназначенных для выключения затухания. Следователь но, при маневре судна в широте, отличающейся от расчетной, у гиро компаса появляются инерционные погрешности и первого и второго рода, т. е. суммарная инерционная погрешность. Поэтому показания гирокомпаса в течение некоторого времени после маневра будут неточ ными.
После окончания маневра обе погрешности начинают уменьшаться по закону затухающих колебаний, причем фазы их не совпадают: когда погрешность первого рода имеет наибольшее значение, погреш ность второго рода близка к нулю.
Подробное исследование суммарной инерционной погрешности показывает, что ее характер зависит от соотношения широт: расчетной
ф* и фактической широты ф ма |
|
|
||
невра. |
|
а) в |
|
|
На рис. 55 показаны графики |
|
|||
погрешностей первого и второго |
|
|
||
рода в разных широтах. |
|
|
||
Из графиков видно, что в ши |
|
|
||
роте ф < |
(рис. 55, а) эти по |
|
|
|
грешности в течение первой чет |
|
|
||
верти периода противоположны |
|
|
||
по знаку и близки по величине, |
|
|
||
поэтому они будут взаимно по |
|
|
||
гашаться. Следовательно, в ши |
|
|
||
ротах меньших расчетной неце |
Рис. 55. Графики инерционных погреш- |
|||
лесообразно |
выключать затуха |
|||
иостей первого и |
второго рода: |
|||
ние на время маневра. |
а —в широтах, меньших расчетной; б — в ши |
|||
Если же ф > ф* (рис. 55, б), |
ротах, больших |
расчетной |
то в течение первой четверти периода погрешности имеют одинаковые знаки и суммарная погреш
ность может достигать значительной величины. В этом случае при маневре целесообразно выключать затухание.
Суммарная инерционная погрешность достигает особенно боль ших величин и очень медленно уменьшается при плавании в высоких широтах, где направляющая сила гирокомпаса мала, а период затухаю щих колебаний велик. Например, в широте 82° направляющая сила гирокомпаса в 3 раза меньше, чем в расчетной широте, а период зату хающих колебаний в несколько раз больше расчетного (84,4 мин).
Зависимость суммарной инерционной погрешности от широты и ха рактер ее изменения с течением времени наглядно иллюстрируются
85
Широта гр
0°
30
40
50
60
70
75
Широта ф
0 °
30
40
50
60
70
75
Широта ф
75°
75
Широта ф
о ю о -о -Г
Т а б л и ц а 4
|
|
|
|
|
Время t, |
мин |
|
|
|
|
0 |
|
10 |
|
|
20 |
|
30 |
40 |
50 |
60 |
— 1 , 9° |
0 , 0 ° |
+ 1, 0° |
+ 0 , 7 ° |
0 , 0 ° |
- 0 , 5 ° |
— 0 , 6 ° |
||||
— ] , 6 |
0 , 0 |
|
+ 0 , 8 |
+ 0 , 6 |
0 , 0 |
— 0 , 5 |
— 0 , 6 |
|||
— 1 , 3 |
+ 0 , 3 |
|
+ 0 , 9 |
+ 0 , 6 |
0 , 0 |
- 0 , 5 |
— 0 , 6 |
|||
— 0 , 8 |
+ 0 , 6 |
+ 0 , 9 |
+ 0 , 5 |
- 0 , 1 |
— 0 , 6 |
— 0 , 7 |
||||
+ 0 , 0 |
+ |
1 , 3 |
|
+ |
1, 2 |
+ 0 , 5 |
— 0 , 4 |
— 0 , 9 |
— 1,1 |
|
+ 1 , 8 |
+ 2 , 8 |
|
+ 2 , 3 |
+ |
1,1 |
— 0 , 2 |
— 1 , 3 |
— 1, 9 |
||
+ 3 , 1 |
+ 4 , 2 |
+ 3 , 7 |
+ 2 , 5 |
+ 0 , 8 |
— 0 , 7 |
— 2 , 1 |
||||
|
|
|
|
|
Время t, |
мин |
|
|
|
|
70 | |
80 |
j |
90 |
|
100 |
|
1 10 |
120 |
130 |
140 |
— 0 , 2 ° + 0 , 1 ° + 0 , 2 ° |
+ 0 , 1 ° |
|
|
|
|
|
||||
— 0 , 3 |
0 , 0 |
|
+ 0 , 2 |
|
+ 0 , 2 |
|
0 , 0 ° |
|
|
|
— 0 , 4 |
— 0, 1 |
|
+ 0 , 1 |
|
+ 0 , 2 |
|
+ 0 , 2 |
+ 0 , 1 ° |
|
|
— 0 , 5 |
— 0 , 2 |
|
+ 0 , 1 |
|
+ 0 , 2 |
|
+ 0 , 2 |
0 , 0 |
|
|
— 1 , 0 |
— 0 , 6 |
|
— 0 , 2 |
|
+ 0 , 1 |
|
+ 0 , 1 |
+ 0 , 4 |
+ 0 , 3 ° |
0 , 0 ° |
— 2 , 2 |
- 2 , 0 |
|
— 1,4 |
|
— 0 , 7 |
|
— 0 ,1 |
+ 0 , 4 |
+ 0 , 7 |
+ 0 , 8 |
— 2 , 0 |
— 3 , 3 |
|
— 3 , 2 |
|
— 2 , 8 |
|
— 2,1 |
— 1, 3 |
— 0 , 5 |
+ 0 , 2 |
|
|
|
|
|
Время t, |
мин |
|
|
|
|
150 |
160 |
|
|
170 |
|
180 |
190 |
200 |
210 |
|
+ 0 , 6 ° |
+ 0 , 3 ° |
+ 0 , 1 ° |
— 0 , 1 ° |
— 0 , 3 ° |
— 0 , 3 ° |
— 0 , 2 ° |
||||
+ 0 , 8 |
+ 1 ,2 |
|
+ 1 , 3 |
+ 1 , 3 |
+ 1, 2 |
+ 0 , 9 |
+ 0 , 5 |
|||
|
|
|
|
|
Время t, |
мин |
|
|
|
|
220 |
230 |
|
24 0 |
|
250 |
|
260 |
270 |
| 280 |
290 |
0 , 1 ° |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ 0 , 2 |
— 0 , 1 ° — 0 , 3 ° — 0 , 4 ° — 0 , 6 ° — 0 , 5 |
— 0 ,5 ° — 0 , 4 ° |
табл. 4. Эта таблица рассчитана для параметров гирокомпаса типа «Курс» и для маневра, при которой AvM= 30 узлам.
Из таблицы видно, что суммарная инерционная погрешность пред ставляет практический интерес только в течение первого полупериода затухающих колебаний гирокомпаса, а затем она становится незна чительной.
После окончания маневра судно, управляемое по гирокомпасу, будет уклоняться в обе стороны от линии курса вследствие изменения поправки гирокомпаса, т. е. будет перемещаться в границах некоторой
полосы, называемой п о л о с о й с н о с а (рис. 56). Это необходимо учитывать при плавании в стесненных условиях, например в узкостях. Ширина полосы сноса зависит от характера маневра и широты. В высо ких широтах при резких маневрах ширина полосы сноса может дости гать нескольких кабельтовых.
Как показывают исследования, суммарная инерционная погреш ность после второго максимума изменяется по закону затухающих коле баний. Поэтому после исчезновения погрешности судно возвращается на линию курса. С достаточной степенью точности можно считать, что
снос прекращается, т. |
е. судно воз |
t,Muri |
|
|
|
|||
вращается |
на линию |
курса, к мо |
|
|
|
|||
менту времени, определяемому по |
200 |
|
|
|
||||
графику (рис. 57) в зависимости от |
150 |
|
|
|
||||
широты места маневра. |
|
|
|
|
||||
|
100 |
|
|
|
||||
Если судно совершает несколько |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|||||
маневров, |
следующих один за дру |
50 |
10 20 30 |
40 50 ВО 70 Т° |
||||
гим через |
некоторые |
промежутки |
О |
|||||
|
|
|
|
|||||
времени, то инерционная погреш |
Рис. 57. График для определения |
|||||||
ность |
накапливается. |
При |
много |
времени |
исчезновения |
суммарной |
||
кратном маневрировании возможна |
инерционной |
погрешности |
||||||
такая |
последовательность |
манев |
|
могут быть в |
2—3 раза |
|||
ров, при которой инерционные погрешности |
больше, чем при одиночном маневре. Причем инерционные погреш ности, возникающие при многократном маневрировании, могут су щественно отличаться по характеру изменения по времени от тех, которые возникают в результате одиночного маневра.
§23. ВЛИЯНИЕ КАЧКИ НА ГИРОКОМПАС
СПОНИЖЕННЫМ ЦЕНТРОМ ТЯЖЕСТИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА
При качке судна, как и при маневрировании, возникают силы инер ции, вызывающие погрешность в показаниях гирокомпаса.
Погрешность гирокомпаса, вызываемая силами инерции, возни кающими при качке судна, называется п о г р е ш н о с т ь ю к а ч к и .
Ускорения и силы инерции, возникающие при качке судна, значи тельно больше, чем при изменении режима движения судна. Поэтому погрешности качки могут достигать таких величин, которые сделают гирокомпас практически непригодным, если не предупредить их воз никновение.
Рассмотрим явления, связанные с возникновением погрешности качки у гирокомпаса с пониженным центром тяжести чувствительного элемента. Для простоты будем считать, что качка совершается по си нусоидальному закону. Тогда ускорение /к, сообщаемое чувствительно му элементу гирокомпаса при качке судна, имеет следующий вид:
/к /max
87