Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вращения их роторов кинетические моменты Нг и Я 2 гироскопов будут численно одинаковы. Разложим каждый из векторов Нг и Я 2 на со­

ставляющие Нх и Ну по направлению биссектрисы угла между глав­ ными осями гироскопов и по перпендикуляру к ней. Составляющие

Н х одинаковы по величине и направлению и поэтому могут быть пред­ ставлены суммарным вектором 2НХ, направленным по биссектрисе угла

между главными осями. Составляющие Н у направлены в противопо­ ложные стороны и также равны по величине. Следовательно, двухгироскопный чувствительный элемент можно рассматривать как одно-

гироскопный с кинетическим моментом 2Н х. На этом основании линию, определяемую вектором 2Нх, назовем главной осью X — X гиросферы и обозначим ее N — S, а ось гиросферы, определяемую векторами Я ;/, обозначим Y Y.

Если гиросфера находится в положении равновесия, то ее главная ось X — X совпадает с гирокомпасным меридианом.

Сила инерции Fy, возникающая при качке судна, стремится повер­ нуть гиросферу вокруг ее главной оси, причем направление этой силы меняется через каждые полпериода качки. Если в первую половину

периода качки сила Fy направлена на запад, то момент этой силы L x направлен на север (рис. 62, а). Следовательно, согласно правилу по­ люсов гироскопы начнут поворачиваться вокруг вертикальных осей,

причем полюсы гироскопов, т. е. концы векторов

и Я 2,

будут пе­

ремещаться к северу (на рисунке показано стрелками).

направлена

В течение второй половины периода качки сила

Fy

к востоку, а момент L x — к югу, поэтому полюсы гироскопов будут пе­ ремещаться к югу (рис. 62, б). Но вследствие прецессионного движения гироскопов вокруг вертикальных осей в гироскопах возникнут гиро­

скопические моменты, которые уравновесят силу Fy и не дадут ги­ росфере повернуться вокруг своей главной оси X — X.

Таким образом, вместо того чтобы раскачивать гиросферу вокруг главной оси N — S, сила инерции Fv будет вызывать прецессионные

93


движения гироскопов вокруг их вертикальных осей то в одну, то в дру­ гую сторону.

Итак, ось Y Y двухгироскопного чувствительного элемента при качке судна остается горизонтальной, а это значит, что составляющая

Lzl отсутствует и погрешность качки не возникает.

Во всех остальных отношениях двухгироскопный чувствительный элемент подобен одногироскопному, поэтому все сказанное об одногироскопном компасе с пониженным центром тяжести чувствительного элемента справедливо и для двухгироскопного, с той лишь разницей, что кинетический момент последнего имеет величину

2НХ = 2Н cos %,

где х — абсолютное значение угла между осью N — S гиросферы и главной осью каждого из гироскопов.

В частности, когда % 45°, то

2Н х = 2Н cos 45° = Н Ц Т .

Здесь Я — кинетический момент каждого из гироскопов, т. е.

Я - Я, - Я.,.

Углы поворота гироскопов вокруг вертикальных осей при качке судна невелики, поэтому угол между главными осями гироскопов оста­

ется равным 90° и кинетический момент гиросферы 2Н х не изменяет своей величины.

Гироскопы располагают в гиросфере в виде буквы «Т» (см. рис. 60), так как при таком расположении они занимают наименьший объем.

§ 25. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КАЧКИ НА ГИРОКОМПАС С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ МАЯТНИКОМ

Известно, что ртутные сосуды (гидравлический маятник) подвеши­ ваются к гирокамере для создания прецессионного движения чувстви­ тельного элемента к меридиану, или, иными словами, для превраще­ ния гироскопа в гирокомпас (см. §8). Центр тяжести такого чувстви­ тельного элемента совпадает с точкой подвеса, поэтому силы инерции, возникающие при качке судна, не создают моментов относительно точ­ ки подвеса и, следовательно, не вызывают инерционной прецессии. Однако общий центр тяжести системы, включающей чувствительный элемент и кольца карданового подвеса гирокомпаса, понижен относи­ тельно оси качаний. Благодаря этому на качке чувствительный эле­ мент под действием сил инерции совершает колебания относительно оси подвеса. В общем случае эти колебания могут быть разложены на коле­ бания в плоскости ротора чувствительного элемента и в плоскости, перпендикулярной ей. Колебания в плоскости ротора происходят под

действием составляющей Fy силы инерции. Чувствительный элемент

раскачивается при этом вокруг своей главной оси. Составляющая F х силы инерции заставляет чувствительный элемент раскачиваться

94


вплоскости, перпендикулярной плоскости ротора. Кроме того, под действием этой составляющей, дважды изменяющей свое направление

втечение периода качки, ртуть перетекает из сосуда в сосуд, т. е. совер­ шает вынужденные колебания. Силы тяжести инерционного избытка

жидкости в одном из сосудов вызывают инерционную прецессию чув­ ствительного элемента, что приводит к появлению погрешности гиро­

компаса.

Вынужденные колебания ртути_в сосудах происходят со сдвигом

по фазе относительно силы инерции F х, вызывающей эти колебания. Это обстоятельство и используется в гирокомпасах с ртутными сосудами для предупреждения погрешности качки.

Ш

Ш

I

Рис. 63. Колебание ртути в сосудах со сдвигом по фазе на 90° относительно качки судна при равенстве периодов

Предположим, что период вынужденных колебаний ртути Т рт равен периоду качки. В этом случае наступает явление резонанса, которое характерно тем, что в моменты максимальных значений ^шлы

инерции F х в сосудах ртути будет поровну, а в моменты, когда F х = 0, в одном из сосудов наблюдается максимальный избыток ртути.

Максимальные величины силы инерции F x наблюдаются в моменты наибольших поворотов гирокамеры относительно оси X X под

действием силы Fц, Т- е. в моменты наибольших размахов чувствитель­ ного элемента.

На рис. 63 показаны последовательные положения чувствительного элемента и ртути в сосудах за промежуток времени, равный половине периода качки.

Вположении / угол у наклона оси У — Y прибора к горизонту максимален и ртути в сосудах поровну.

Вположении II угол у становится меньше и в одном из сосудов

образуется избыток ртути, сила тяжести последнего вводит момент L y относительно наклоненной оси Y Y чувствительного элемента. Разложим этот момент на составляющие Lzl и LqSt. Отметим, что со­

ставляющая L zl в этом положении направлена вниз.

В положении I I I

ось У — У горизонтальна и в сосуде, обращенном

к нам, наблюдается

максимальный избыток ртути, поэтому и момент

Ly максимален, a Lzl равен нулю.

95


Вположении IV угол у изменил знак, следовательно, изменила знак

исила F х, ртуть перетекает в противоположный сосуд, и момент Lv

уменьшается. Составляющая Lzl в этом положении направлена вверх.

Вположении V угол у вновь максимален, а ртути в сосудах поровну.

Втечение следующей половины периода качки процесс повторится

стой лишь разницей, что избыток жидкости будет теперь в противо­ положном сосуде.

Из рис. 63 видно, что среднее значение вертикальной составляющей

момента Lzl за полпериода качки равно нулю, так как в течение первой

 

 

четверти периода вектор Lzl был

 

 

направлен вниз,

а в течение второй

 

 

четверти — вверх. Поэтому

и

за

 

 

полный период качки

среднее зна­

 

 

чение момента Lzl

будет равно ну­

 

 

лю, а так как именно составляю­

 

 

щая Lzl является

причиной

появ­

 

 

ления погрешности качки, то у ги­

 

 

рокомпасов с таким чувствитель­

 

 

ным элементом погрешность качки

 

 

не возникает.

 

 

 

 

 

 

 

Вектор момента LoSt в течение

 

 

первой

половины

периода

качки

Рис. 64. Компенсация остаточной по­

направлен к востоку,

а в течение

второй

половины — к

западу,

по­

грешности качки

балансировочными

этому

среднее

значение этого мо­

грузами

 

 

мента

за

полный

период

качки

 

 

также равно нулю.

 

 

 

Итак, если период качки равен периоду собственных колебаний

ртути в сосудах, то погрешности качки не будет.

различных сосудов

Как известно, частота качки неодинакова

для

и непостоянна для данного судна.

Период же собственных колебаний

ртути является

для данного гирокомпаса величиной постоянной.

По­

этому погрешность качки отсутствует лишь в том случае, когда качка совершается с периодом, равным расчетному периоду собственных ко­ лебаний ртути. В гирокомпасах с ртутными сосудами расчетный период колебаний ртути делается равным примерно периоду самой медленной качки и составляет около 14 с. Следовательно, во всех случаях, когда период качки не равен 14 с, гирокомпас будет обладать некоторой остаточной погрешностью качки, величина которой зависит от разности

т

Т

1 к

1 рт*

Остаточную погрешность качки определяют после изготовления гирокомпаса. Для этого гирокомпас испытывают на специальных ка­ челях при различных периодах качки. Если остаточная погрешность качки превосходит величину, допускаемую по техническим условиям, то производят дополнительную балансировку чувствительного эле­ мента, чтобы несколько повысить его центр тяжести относительно точ­

ки подвеса (рис. 64). Если, например, сила инерции F х направлена

96


к северу и качка совершается с периодом, меньшим 14 с, то избыток ртути будет наблюдаться в южном сосуде, т. е. в том, из которого ртуть уходит. Сила тяжести избытка ртути Р создает момент относительно оси Y Y чувствительного элемента, стремящийся повернуть всю систему по часовой стрелке. Одновременно к центру тяжести чувстви­

тельного элемента будет приложена сила F x, вводящая момент, про­ тивоположный по направлению моменту силы Р, т. е. стремящийся повернуть всю систему против часовой стрелки.

Подбором балансировочных грузов, укрепляемых на чувствитель­ ном элементе, остаточная погрешность качки может быть снижена до допустимых для судовождения пределов.

§ 26. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КАЧКИ НА ГИРОКОМПАС С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

Под влиянием качки чувствительный элемент гирокомпаса с элект­ ромагнитным управлением раскачивается в плоскости ротора гиро­ скопа, т. е. в плоскости Ost — W (рис. 65). Это раскачивание происхо­

дит под действием силы инерции Fy. _

Под действием же силы инерции F х происходит смещение рабочего тела индикатора горизонта то к N, то к S с частотой качки. По этой

ДМу

W

Рис. 65. Действие качки на чувствительный элемент гирокомпаса с электромаг­ нитным управлением

причине на выходе индикатора горизонта появляются электрические сигналы, знак которых будет изменяться через каждые полпериода качки. Эти сигналы поступают на датчики моментов, и они вводят мо­

менты ~1у и_Ьг.

Момент Ly так же, как и в случае одногироскопного компаса с по­ ниженным центром тяжести (см. рис. 59), имеет вертикальную состав­ ляющую, которая в течение обоих полупериодов качки действует в од­ ном направлении, изменяясь от нуля до максимального значения. ЕГре-

4 П, А, Нечаев, Н, Б, Кудревич

97

зультате этого чувствительный элемент прецессирует в вертикальной плоскости, что в свою очередь приводит к смещению рабочего тела ин­ дикатора горизонта и, следовательно, вызывает дополнительную пре­ цессию чувствительного элемента в горизонтальной плоскости.

Если разложить момент L z на вертикальную и горизонтальную со­ ставляющие, то мы увидим, что горизонтальная составляющая этого момента также в течение обоих полупериодов качки действует в одном

направлении. Следовательно, и момент Lz вызывает дополнительную прецессию чувствительного элемента в горизонтальной плоскости.

Таким образом, под влиянием качки у гирокомпаса с электромаг­

нитным управлением возникает погрешность.

 

Предупреждение появления погрешности

качки в гирокомпасах

с электромагнитным управлением достигается

приданием индикатору

горизонта значительной инерционности за счет подбора упругости пружин и вязкости жидкости, в которую погружено рабочее тело ин­ дикатора. Благодаря этому рабочее тело индикатора горизонта почти не успевает реагировать на ускорения, возникающие на качке, и появляющаяся погрешность качки настолько мала, что практического значения не имеет.

Отметим также, что большая инерционность индикатора горизонта устраняет влияние на гирокомпас кратковременных ускорений, воз­ никающих при внезапных сотрясениях корпуса судна и вибрациях.

Глава IV. ГИРОСКОП НАПРАВЛЕНИЯ

ИИНЕРЦИАЛЬНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

§ 27. ГИРОСКОП НАПРАВЛЕНИЯ

Г и р о с к о п о м н а п р а в л е н и я называется прибор, пред­ назначенный для сохранения с определенной точностью какого-либо выбранного азимутального направления в течение заданного интервала времени. Такой прибор называют еще и г и р о а з и м у т о м .

Принцип действия гироскопа направления основан на свойстве сво­ бодного гироскопа сохранять неизменным в пространстве направле­ ние главной оси.

Как известно, свободный гироскоп в результате вращения Земли совершает видимое движение относительно плоскостей горизонта и ме­ ридиана. Поэтому, если ориентировать в первоначальный момент глав­ ную ось свободного гироскопа, например, по линии N — S, то гироскоп, совершая видимое движение, уйдет из этого положения.

Численная величина скорости видимого ухода главной оси сво­ бодного гироскопа из плоскостей истинного горизонта и меридиана наблюдателя в некоторых широтах показана в табл. 5. Таблица рас­ считана для случая, когда в начальный момент главная ось свободного гироскопа совпадает с линией N —- S.

Из таблицы видно, что уход главной оси свободного гироскопа от первоначального направления в азимуте совершается довольно быст-

98