ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
Контрольные репитеры устанавливают в штурманской рубке, каю те капитана и вблизи кормового (аварийного) рулевого поста.
Репитеры радиолокатора, радиопеленгатора и авторулевого мон тируют в блоки перечисленных приборов по месту установки последних.
В схеме радиолокатора репитер гирокомпаса служит для стабили зации изображения на экране относительно гирокомпасного мери диана.
Всхеме радиопеленгатора репитер гирокомпаса применяется для снятия компасных радиопеленгов (вместо курсовых углов) радио маяков.
Всхеме авторулевого репитер гирокомпаса является датчиком угла отклонения судна от курса, который используется для приведения в действие рулевого привода и возвращения судна на курс. Когда авто рулевой устанавливается вблизи штатного поста управления рулем, этот репитер используется и в качестве путевого.
Электрическая связь между отдельными узлами гирокомпасной
схемы осуществляется с помощью соединительных кабелей. Требования, предъявляемые к гирокомпасу. Основным требованием
является точность его показаний и надежность работы. Современные суда неограниченного района плавания могут совершать рейсы между портами в течение многих дней и даже недель без заходов. Отсюда вытекает еще одно важное требование к гирокомпасу — возможность длительной непрерывной работы. Существенными требованиями яв ляются также простота конструкции, компактность установки и дол говечность.
§ 31. ПРИНЦИПЫ КОНСТРУКЦИИ И СПОСОБЫ ПОДВЕСА ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
В качестве гироскопов во всех современных гирокомпасах ис пользуются роторы электродвигателей переменного тока со стабили зированной скоростью вращения. Стабилизация оборотов необходима для предотвращения изменений направляющего момента и вызываемого этим появления случайных погрешностей в показаниях гирокомпаса. В качестве электродвигателей применяются асинхронные трехфазные двигатели с короткозамкнутой роторной обмоткой.
Двигатели, применяющиеся в гироскопических приборах, назы ваются гиромоторами. Они отличаются от обычных электродвигателей тем, что статор у них помещен внутри ротора. Такая конструкция по зволяет придать ротору больший момент инерции относительно глав ной оси при заданном весе, чем увеличивается кинетический момент гироскопа. Роторы современных гиромоторов изготовляют из высоко качественных хромоникелевых или хромомарганцевых сталей. При сборке гиромотора большое значение имеет правильная посадка мас сивной части ротора на ось. Небольшие перекосы при посадке вызы вают динамическую неуравновешенность ротора, которая вредно влияет на подшипники и ось. Для избежания этого гиромоторы двухгироскопных компасов имеют ротор, выточенный вместе с осью из одного куска стали, причем соединение маховой части ротора с осью выполне
115
но в виде упругой диафрагмы (рис. 75). Такое соединение позволяет ротору самобалансироваться при вращении.
Сердечники обмоток у ротора и статора изготовляют из листового трансформаторного железа. Короткозамкнутая обмотка ротора (типа «беличье колесо») отливается из алюминия под давлением. Скорость вращения гиромоторов обычно составляет от 6 до 30 тыс. об/мин. По вышение числа оборотов выгодно, так как"оно приводит к увеличению направляющего момента гирокомпаса. Но в то же время при больших
Рис. 75. |
Ротор с осью и |
упругой |
Рис. 76. Схема устройства температур |
||
|
диафрагмой: |
|
ного компенсатора |
скользящего под |
|
1 — маховик; |
2 — обмотка ротора; |
3 — ось; |
шипника: |
|
|
4 — упругая диафрагма |
|
1 ~ пружина компенсатора; |
2 — опорный |
||
|
|
|
винт; 3 — подшипник: |
4 — ось |
гиромотора; |
|
|
|
5 — корпус гирокамеры |
числах оборотов быстрее изнашиваются шарикоподшипники, в кото рых вращается ось ротора в камере гиромотора. Долговечность под шипников гиромотора определяет срок службы чувствительного эле мента в целом, который обычно составляет от 5 до 15 тыс.ч работы.Для повышения долговечности подшипников камера, содержащая гиро мотор, заполняется каким-либо легким газом. Благодаря этому умень шается сопротивление вращению ротора и, следовательно, нагрев под шипников гиромотора.
Характерной особенностью гиромотора является устройство, ком пенсирующее температурное изменение длины оси ротора. Это устрой ство называется температурным компенсатором (рис. 76). Один из глав ных подшипников, в которых вращается ось ротора, является сколь зящим. Перемещение подшипника при изменении длины оси ограничено пружинной шайбой, работающей на сжатие. Применяются и другие температурные компенсаторы.
Для увеличения направляющего момента гирокомпаса желательно, чтобы ротор гиромотора был как можно массивнее и имел разнесенную
116
относительно оси вращения массу, так как благодаря этому увеличи вается момент инерции ротора. Однако при этом возрастает вес гиро мотора и его габариты, а следовательно, увеличивается сила сухого трения в подвесе чувствительного элемента. Сухое трение, как извест но, растет пропорционально нагрузке от опоры подвеса.
Это противоречие в настоящее время решается в пользу малогаба ритных конструкций. Связанное с малыми габаритами уменьшение на правляющего момента компенсируется повышением качества опор, т. е. уменьшением силы трения в подвесе чувствительного элемента и уве личением чувствительности следящей системы.
В табл. 7 приведены основные характеристики гиромоторов совре менных компасов.
Тип гироком паса
Корректи руемый «Курс»
«Амур»
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
|
|
, |
|
|
|
ротоЧисло ров |
Скорость |
ротораВес кг |
Кинетичес |
Направляю |
|
|
вращения |
|
кий |
щий момент, |
Род питающего тока |
|
ротора, |
|
момент. |
гем, при |
|
|
тыс. |
|
гсм-сек- |
<р — 0 ° , |
|
|
об/мин |
|
10» |
а = 1 ° |
|
1 |
12 |
0,3 |
СО •I- сл |
0,003—0,006 Трехфазный 40 В, |
|
2 |
Около 20 |
2,3 |
по |
0,14 |
400 Гц |
Трехфазный 120 В, |
|||||
2 |
» 30 |
0,67 |
43 |
0,056 |
330 Гц |
Трехфазный 120 В, |
|||||
|
|
|
|
|
500 Гц |
П р и м е ч а н и е . |
Роторы гирокомпасов «Курс» и «Амур» помещены в ги |
росфере, заполненной |
водородом; ротор корректируемого гирокомпаса помещен |
в герметичной гирокамере, заполненной гелием.
Стабилизация оборотов гиромоторов обеспечивается постоянством частоты и напряжения питающего их переменного тока.
Гироскоп (или система гироскопов) должен иметь три степени сво боды, т. е. возможность вращения в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Свобода вращения вокруг главной (собственной) оси обес печивается с помощью упомянутых выше главных подшипников. Сво бода вращения вокруг остальных осей создается надлежащим подвесом чувствительного элемента. На рис. 77 изображены подвесы чувстви тельного элемента современных гирокомпасов.
В одногироскопных компасах с жидкостно-торсионным подвесом (рис. 77, а) чувствительный элемент 1 — поплавковый гироскоп (гиро мотор в герметичной камере) — помещен в жидкость 3, которая за полняет внутреннюю полость следящей сферы.
По вертикальной и горизонтальной осям гироскоп связан со сле дящей сферой 2 двумя парами торсионов 4. Торсионы служат для цент рирования чувствительного элемента, а также для приложения к нему соответствующих моментов.
Следящая сфера, в свою очередь, подвешена в горизонтальном и вер тикальном кольцах карданового подвеса, которые связаны с соответ ствующими двигателями стабилизации, обеспечивающими непрерыв
117
ное согласование следящей сферы с поплавковым гироскопом. Такая система, с точностью до инструментальных ошибок, обладает свойст вами свободного гироскопа.
В большинстве двухгироскопных компасов применен жидкостный подвес чувствительного элемента (рис. 77, б). Чувствительный эле мент выполняется в форме герметичной сферы, внутри которой помеще ны гиромоторы в камерах, успокоитель и другие детали. Сфера имеет небольшую отрицательную или нейтральную плавучесть (при рабочей
Рис. 77. Подвесы чувствительных элементов:
а — жидкостно-торсионный подвес; б — жидкостный под вес; в — жидкостный подвес с ртутной подушкой; 1 — чув ствительный элемент; 2 —следящая сфера; 3 — поддержи вающая жидкость; 4 — торсион; 5 — ротор с разнесенной массой; 6 — ртутная подушка
температуре поддерживающей жидкости) и центрируется с помощью электромагнитного поля внутри следящей сферы, в которую поме щается чувствительный элемент. Таким образом, чувствительный эле мент полностью освобожден от сухого трения в опорах. Питание гиро моторов осуществляется через поддерживающую токопроводящую жидкость.
Недостатком такого способа подвеса является влияние на чувстви тельный элемент переменного температурного режима поддержива ющей жидкости. При изменении температуры меняется плотность жид кости и гиросфера смещается в вертикальном направлении. Это при водит к изменению переходных сопротивлений жидкости, через кото рые подается питание на гиромотор, а следовательно, меняются и токи в фазах статорных обмоток гиромоторов. Вследствие этого нарушается постоянство кинетического момента гиросферы, что ведет к появлению ошибок в показаниях гирокомпаса.
118
При значительном изменении температуры поддерживающей жид кости гиросфера может опуститься или подняться на такую величину, что гиросфера и следящая сфера придут в соприкосновение и силы тре ния, возникающие при этом, выведут гирокомпас из меридиана, а их полярные электроды обгорят. Для избежания этого необходима ста билизация температуры поддерживающей жидкости.
Стабилизация температуры обеспечивается с помощью системы охлаждения гирокомпаса. Охлаждение гирокомпаса может быть водя ным или воздушным. В первом случае охлаждающая жидкость пропус кается через резервуар, в который загружается следящая сфера с гиро сферой, по змеевику с помощью специальной помпы. Во втором случае резервуар с поддерживающей жидкостью обдувается снаружи окру жающим воздухом с помощью вентилятора.
При плавании в тропических районах воздушное охлаждение мало эффективно. Для предохранения гиросферы от вертикальных переме щений при воздушном охлаждении применяется двухслойная поддер живающая жидкость. Нижняя часть резервуара заполняется ртутью, плотность которой почти не изменяется с изменением температуры. Выше ртути находится обычная поддерживающая жидкость. Гиросфе ра нижней частью опирается на «ртутную подушку», через которую также обеспечивается подвод одной из фаз питания гиромоторов. Ртутная подушка 6 (рис. 77, в) предохраняет гиросферу от опускания при повышении температуры поддерживающей жидкости. Такая си стема подвеса применена в малогабаритном гирокомпасе «Амур». Не достатком подобной системы подвеса является то, что она не предотвра щает перемещения гиросферы кверху при понижении температуры под держивающей жидкости.
В одногироскопных корректируемых гирокомпасах требуется не охлаждение, а, наоборот, постоянный подогрев поддерживающей жид кости, так как ее рабочая температура выше любой реально возможной температуры гироблока без обогрева. Для этой цели в схеме прибора предусмотрена специальная система термостабилизации, обеспечива ющая рабочую температуру жидкости, при которой гирокамера имеет нулевую плавучесть. При включении прибора для форсированного разогрева жидкости схема терморегулирования подключает дополни тельный электрообогрев и при достижении рабочей температуры под держивающей жидкости отключает его.
-Необходимым узлом чувствительного элемента гирокомпаса яв
ляется маятниковое устройство, обеспечивающее связь гироскопа
сЗемлей.
Водногироскопных некорректируемых компасах это устройство представляет собой гидравлический маятник, образованный парой сооб щающихся сосудов, установленных параллельно оси ОХ гирокомпаса. Сосуды соединены двумя соединительными трубками. Нижняя трубка обеспечивает свободное перетекание жидкости из сосуда в сосуд при наклонениях чувствительного элемента над плоскостью горизонта. Верхняя трубка — воздушная, предназначена для уравновешивания давления воздуха над уровнем жидкости в сосудах. Как правило, в ка честве рабочей жидкости используется ртуть, обладающая высокой
119