Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и червячные пары.

При работе электродвигателя корректора сто­

пор 8 маховика 7

должен быть зажат.

При крайнем положении каретки в направлении кормы оси вра­ щения шестерен 1 и 3 совпадают. При сдвиге каретки к носу судна оси вращения шестерен смещаются на некоторое расстояние, пропор­ циональное установочному числу корректора. На одном валу с шестер­ ней 1 находится картушка грубого отсчета 9, разделенная на 360° через 5°. Кроме того, шестерня 1 связана зубчатой передачей с кар­ тушкой точного отсчета 15, имеющей 100 делений с ценой деления 0,1°.

На каретке укреплена зубчатая рейка 14, которая, перемещаясь вместе с кареткой, поворачивает сектор 11 с индексом 13. Индекс пе­

Рис. 100. Положение картушки ком­

Рис. 101. Положение картушки ком­

паса до маневра судна при установ­

паса после маневра судна при неуста­

ленном корректоре

новленном корректоре

ремещается по шкале 12 установочных чисел. Установочное число корректора находится по номограмме, укрепленной на крышке кор­ ректора (пользование номограммой см. § 16).

Установку корректора вручную выполняют в следующем порядке. С номограммы снимают установочное число по скорости судна и ши­ роте места, нажатием освобождают стопор 8 и маховиком 7 каретку перемещают в такое положение, чтобы индекс 13 оказался против деления на шкале 12, соответствующего установочному числу.

Рассмотрим взаимодействие подвижных частей основного компаса при изменении судном режима движения .и при ручной установке корректора.

Предположим, что начальная установка корректора соответствова­ ла режиму движения судна до маневра, т. е. корректор исключает

из показаний гирокомпаса скоростную погрешность

(рис. 100),

где X —X — главная ось чувствительного элемента, круг — картуш­ ка компаса. Предположим далее, что судно изменило скорость. Вслед­ ствие этого изменится положение равновесия чувствительного эле­ мента. Но, как нам известно, при маневре возникает инерционная прецессия чувствительного элемента, направленная к новому поло­ жению равновесия. Если маневр совершается в расчетной широте

170


гирокомпаса и затухание на время маневра выключено, то чувстви­ тельный элемент апериодически перейдет в новое положение равно­ весия, т. е. к окончанию маневра главная ось его составит с истинным меридианом угол 62, равный скоростной погрешности после маневра

(рис. 101).

При переходе чувствительного элемента в новое положение равно­ весия происходит рассогласование гиросферы со следящей сферой. Равенство переходных сопротивлений между срезами широкого полупояса гиросферы и следящими электродами нарушается, и во вспо­ могательную обмотку следящего двигателя (прибор 9Б) поступает сигнал рассогласования. Следящий двигатель начинает работать и поворачивает механически связанный с ним датчик, который за­ ставляет синхронно поворачиваться электрически связанный с ним азимут-мотор 18 (см. рис. 99). Азимут-мотор через зубчатую передачу повернет верхнюю шестерню 1 корректора, которая своим пальцем 2 приведет в движение нижнюю шестерню 3. Последняя через поводок коллектора 5 повернет следящую сферу в сторону согласования с гиро­ сферой.

Таким образом, верхняя шестерня корректора и механически связанные с ней картушки точного 15 и грубого 9 отсчета повернутся

на угол, равный разности

скоростных погрешностей гирокомпаса

62— (до и после маневра).

Поэтому после окончания маневра курс,

снимаемый с картушки гирокомпаса, будет отличаться от истинного на величину 62—бх (см. рис. 101), т. е. скоростная погрешность после маневра не будет скомпенсирована корректором.

Чтобы исключить из показаний гирокомпаса появившуюся по­ грешность, необходимо установить корректор на новое установочное число, соответствующее новому режиму движения судна. При изме­ нении установки корректора верхняя шестерня, смещаясь к носу или к корме судна, через палец повернет нижнюю шестерню на угол 6,—Ьг. Последняя через поводок коллектора развернет на такой же угол следящую сферу. Сигнал рассогласования следящей сферы с гиро­ сферой поступит во вспомогательную обмотку следящего двигателя, который приведет в движение датчик. Датчик заставит синхронно вращаться электрически связанный с ним азимут-мотор, который через зубчатую передачу поворачивает картушки точного и грубого отсчета на угол б2—6* и одновременно возвращает следящую сферу в сторону согласования с гиросферой. Теперь курс, снимаемый с кар­ тушки гирокомпаса, будет являться истинным курсом при условии, что гирокомпас имеет только скоростную погрешность.

Корректор устанавливают вручную в случае повреждения в схеме

дистанционной установки корректора.

При установке

корректора

с помощью прибора 34А из штурманской

рубки включается цепь пи­

тания электродвигателя корректора. Электродвигатель

корректора

начинает работать и перемещает каретку, движение которой через зубчатую рейку передается на зубчатый сектор И . Последний повора­ чивает ротор датчика 10 корректора, представляющего собой сельсин типа БД-404А. Датчик корректора электрически связан с сельсиномприемником, установленным в приборе 34А. С валиком сельсина свя-

171


зана стрелка, которая движется по шкале скорости судна. Когда стрелка подойдет к делению, соответствующему скорости судна, кор­ ректор окажется установленным. В этот момент надо выключить электродвигатель корректора.

Устройство механизма дистанционной установки корректора бу­ дет рассмотрено ниже.

Нактоуз с кардановым подвесом

Н а к т о у з (см. рис. 92) является корпусом основного компаса, в котором смонтированы его узлы и детали. Нактоуз состоит из трех частей: нижней 1 (основание), цилиндрической части 6 и колпака 15.

Нижняя часть нактоуза представляет собой литое круглое осно­ вание, которое наглухо скрепляется болтами с деревянной подушкой, жестко связанной с палубой судна.

Средняя, цилиндрическая часть нактоуза, выполненная из листо­ вого железа, соединена с основанием четырьмя болтами, проходя­

щими через эллиптические отверстия,

что позволяет разворачивать

ее в небольших пределах (около 10°)

относительно основания. Это

достигается при помощи зубчатого сектора и зубчатого колеса, на­ ходящихся внутри нактоуза. Величина угла поворота контролируется по градусной шкале с ценой деления в Г и индексу, которые также расположены внутри нактоуза. Нактоуз поворачивают относительно основания при установке курсовой черты основного компаса в диа­ метральной плоскости судна или параллельно ей.

В средней части нактоуза, со стороны кормы, имеется ниша, в ко­ торой на специальных колодках расположены клеммы. К этим клем­ мам подводятся провода, собранные в кабели 8 для питания основного компаса. В ней же расположен трансформатор освещения ТО. Ниша закрывается крышкой.

Над нишей имеется закрываемое крышкой окно, служащее для наблюдения за гиросферой и для доступа внутрь нактоуза.

На средней части нактоуза находятся выключатель освещения основного компаса и переключатель устройства ускоренного приведе­ ния чувствительного элемента в меридиан.

К а р д а н о в ый п о д в е с позволяет компасу оставаться в го­ ризонтальном положении при качке судна. Он имеет следующее уст­ ройство.

Вверху средней части нактоуза имеются подшипники, расположен­ ные по диаметральной плоскости судна. В эти подшипники входят цапфы наружного кольца карданового подвеса. К наружному кольцу подвешено внутреннее кольцо, цапфы которого расположены на ли­ нии, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, создавая таким образом кардановый подвес.

К внутреннему кардановому кольцу 10 (см. рис. 92) на пружинах 12 подвешено опорное кольцо. На него наложена резиновая прокладка, на которую опирается своими заплечиками резервуар 49. На внутрен­ нем кольце имеются 12 резьбовых отверстий для крепления стола 17 при сборке основного компаса.

172


В приливах внутреннего кольца укреплены две трубки для по­ дачи воды в змеевик охлаждения основного компаса и три трубки для подводки кабеля от нактоуза к столу компаса.

Резервуар

Резервуар (рис. 102) представляет собой бак, выдавленный из крас­ ной меди, в который заливается поддерживающая жидкость. Внутри резервуар покрыт слоем эбонита. В верхней части резервуара по пе­ риметру сделано заплечико, служащее для посадки резервуара на внут­ реннее кольцо карданового подвеса. В средней части, со стороны кормы судна, резервуар имеет застекленное окно с вертикальной курсовой чертой 4, расположенное напротив окна нактоуза и служащее для наблюдения за положением гиросферы. Внизу резервуара помещен

Рис. 102. Резервуар:

Рис. 103. Принципиальная схема сиг­

/ — кольцеобразный

пояс (магнитопровод);

нального устройства для дистацион-

2 — балансировочный

груз;

3 — клеммная

ного наблюдения за положением чув­

плата; 4 — курсовая

черта

ствительного

элемента

по высоте:

 

 

 

/ — гиросфера;

2 ~ катушка

электромагнит­

 

 

 

ного дутья; 3 — сигнальная

катушка; 4

 

 

 

индикатор (миллиамперметр); 5 — реостат

балансировочный груз 2 весом около 16 кг для балансировки карда­ нового подвеса. Груз имеет несимметричную форму, что позволяет пу­ тем поворота груза устанавливать стол гирокомпаса в горизонтальное положение. Горизонтальность положения стола проверяют по кругло­ му уровню, находящемуся на корректоре.

В теле балансировочного груза со стороны резервуара имеется кольцевой паз, в котором расположена катушка сигнального устрой­ ства для дистанционного наблюдения за положением гиросферы по высоте. Плоскость катушки параллельна экваториальной плоскости гиросферы. Концы катушки выведены наружу через отверстия в теле груза и подключены к клеммной плате, которая установлена на обойме

173