Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 249

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стекла резервуара. Эти клеммы соединены наружным монтажом с соответствующими клеммами индикатора положения чувствитель­ ного элемента по высоте, смонтированного в приборе 34А. Индикатор представляет собой миллиамперметр, шкала которого проградуиро­ вана в миллиметрах с нулем посередине.

На рис. 103 показана принципиальная схема устройства для дис­ танционного наблюдения за положением гиросферы по высоте.

Действие сигнального устройства основывается на зависимости величины э. д. с., индуктируемой катушкой электромагнитного дутья гиросферы в сигнальной катушке, от расположения гиросферы по вы­ соте внутри следящей сферы. При нормальном положении гиросферы стрелка индикатора находится в среднем положении, указывая на нуль. При опускании или при подъеме гиросферы стрелка индикатора от­ клоняется соответственно влево или вправо от среднего положения, указывая отклонение гиросферы от нормального положения.

Для согласования показаний стрелки индикатора с действитель­ ным положением гиросферы в цепь сигнальной катушки включен реостат, расположенный в штурманском пульте.

Стол

Стол (рис. 104) служит для подвеса следящей сферы и закрытия резервуара с поддерживающей жидкостью. Он представляет собой круглый бронзовый диск с отверстием в центре и приливами для креп­ ления ряда деталей.

Рис. 104. Стол гирокомпаса:

/ — нактоуз; 2 — кардановое кольцо; 3 — стол; 4 — терморегулятор; 5 — рукоятки для подъема

стола; 6 — пружинные держатели корректора; 7 — щеткодержатели;

8 — поводок

коллектора;

9 — замыкатель ревуна; 10 — пробка; / / — коллектор; 12 — штуцеры

змеевика

охлаждения;

13 — трубки системы охлаждения; 14 — резиновая трубка терморегулятора

174

Нижняя поверхность стола покрыта слоем эбонита. Кроме цент­ рального отверстия, через которое проходит держатель следящей сферы, стол имеет два резьбовых отверстия, закрываемых пробками. Через эти отверстия замеряют уровень поддерживающей жидкости и в случае необходимости производят долив и частичное изменение ее состава.

По окружности стола имеются двенадцать сквозных отверстий для болтов, крепящих стол к внутреннему кольцу. Этими болтами стол притягивается к внутреннему кольцу, закрывая резервуар. Благо­ даря герметичности, создаваемой резиновой прокладкой, жидкость не может выливаться из резервуара при качке судна.

Со стороны резервуара к столу прикреплен змеевик системы охлаждения поддерживающей жидкости. Концы трубок змеевика выве­ дены на наружную поверхность стола и оканчиваются штуцерами.

На столе гирокомпаса крепятся клеммные платы, два щеткодержа­ теля со щетками, термометр, терморегулятор, замыкатель ревуна, зеркало и пружинные захваты корректора.

Клеммы стола соединяются проводниками, собранными в кабели, с клеммами средней части нактоуза.

Через щетки, которые прижимаются к контактным кольцам кол­ лектора, подводится питание к чувствительному элементу через сле­ дящую сферу. Термометр служит для контроля за температурой под­ держивающей жидкости. Он находится в защитном кожухе и через отверстие стола нижним своим концом погружен на 10—15 мм в под­ держивающую жидкость.

Система охлаждения

При работе гирокомпаса выделяется тепло, вызывающее нагрев поддерживающей жидкости. Нагрев жидкости поисходит главным образом от гиросферы, рабочая температура внутри которой состав­ ляет примерно 50—60°.

Для поддержания температуры жидкости в пределах, необходимых для обеспечения подвеса чувствительного элемента, гирокомпас имеет циркуляционную водяную систему охлаждения и сигнализацию.

В систему охлаждения гирокомпаса входят циркуляционная пом­ па, шланги, терморегулятор, замыкатель ревуна и термометр. На рис. 105 показана принципиальная схема системы охлаждения. В бачок 6 помпы заливается охлаждающая жидкость, как правило, дистиллированная вода. Электродвигатель 3 помпы приводит в работу центробежный насос 4, помещенный в бачке 6. Центробежный насос подает охлаждающую жидкость по шлангам 8 к основному компасу. По шлангу 9 в основном компасе жидкость поступает к терморегу­ лятору 11 и далее в змеевик 10 основного компаса. Пройдя змеевик, жидкость возвращается по шлангам 9 и 8 в бачок 6 помпы. Терморе­ гулятор 11 автоматически регулирует доступ охлаждающей жидкости в змеевик так, чтобы температура поддерживающей жидкости не вы­ ходила из пределов 37—41°.

17Б


Совершая непрерывную циркуляцию, охлаждающая жидкость постепенно нагревается. Для ее охлаждения в помпе имеется свой змеевик 5, который соединяется с судовой магистралью (например, санитарной) через кран 2. Для снижения давления в судовой магист­ рали в ее схему перед краном 2 включен редукционный клапан /, снижающий давление до 1,5 кгс/см2.

Система охлаждения гирокомпаса обеспечивает температурный режим 37—41° поддерживающей жидкости в том случае, когда темпе­ ратура окружающего воздуха не превышает +40°, а температура во­ ды, поступающей в змеевик помпы, не превышает +30°. На судах, совершающих рейсы в тропических районах, должен устанавливаться

Рис. 105. Принципиальная схема системы охлаждения гирокомпаса типа «Курс»:

1 — редукционный клапан; 2 — кран; 3 — электродвигатель

помпы; 4 — центробежный насос;

5 — змеевик помпы; 6 — бачок помпы; 7 — холодильник;

5 — соединительные шланги; 9

шланги основного компаса; 10 — змеевик основного компаса; 11 — терморегулятор; 12 — замы­ катель ревуна

специальный холодильник 7 для охлаждения воды, поступающей в змеевик помпы. Этот холодильник в состав комплекта гирокомпасной установки не входит.

На случай отсутствия забортной воды в судовой санитарной ма­ гистрали должна быть предусмотрена возможность подачи воды в зме­ евик помпы от судовой магистрали пресной воды. При выходе из строя помпы охлаждения охлаждающую жидкость можно подавать от судовой магистрали непосредственно в змеевик основного компаса через редукционный клапан.

Т е р м о р е г у л я т о р (рис. 106) состоит из двух узлов: тер­ мореле, погруженного в поддерживающую жидкость, и регулятора протока воды.

Термореле представляет собой латунный стакан 1, который снару­ жи покрыт графитоэбонитом. Внутри стакана помещается гофриро­ ванная трубка 3. К ее нижнему концу припаяна обойма, в которую ввинчен шток 4. Шток проходит по всей длине трубки, и другой конец его выходит из стакана. Полая часть стакана заполнена бензолом 2, который имеет большой коэффициент объемного расширения.

176


При нагревании поддерживающей жидкости бензол расширяется и сжимает гофрированную трубку, вследствие чего шток перемещает­ ся вверх. При охлаждении поддерживающей жидкости бензол сжи­ мается, гофрированная трубка расправляется и шток опускается вниз.

Регулятор протока воды состоит

 

 

 

из двух шарнирно связанных пла­

 

 

 

нок 5, между которыми зажимается

 

 

 

участок резинового шланга 9, про­

 

 

 

пускающего

охлажденную

жид­

 

 

 

кость в змеевик.

 

К

свободному

 

 

 

концу

нижней планки

шарнирно

 

 

 

прикреплен стержень 6, проходя­

 

 

 

щий сквозь прорезь верхней план­

 

 

 

ки.

На стержень

насажена

пру­

 

 

 

ж ина/.

На]верхнем конце стержня

 

 

 

над пружиной

имеется

резьба, на

 

 

 

которую навинчена гайка 8,

регу­

 

 

 

лирующая сжатие пружины

и тем

 

 

 

самым проходное сечение шланга.

 

 

 

В верхнюю планку

ввинчивается

 

 

 

регулировочный винт 10, упираю­

 

 

 

щийся в шток термореле.

 

 

 

 

При

повышении

температуры

 

 

 

поддерживающей

жидкости

шток,

 

 

 

перемещаясь

вверх,

преодолевает

 

 

 

сопротивление пружины и разжи­

 

 

 

мает

планки

регулятора протока

 

 

 

воды. Это вызывает увеличение

 

 

 

проходного сечения шланга,

зажа­

 

 

 

того между планками, а следова­

 

 

 

тельно, и количества охлаждаю­

 

 

 

щей

жидкости, проходящей через

 

 

 

змеевик. При этом температура

 

 

 

поддерживающей

жидкости

пони­

Рис. 106. Терморегулятор:

жается.

 

 

 

 

 

 

При

понижении

температуры

1 — латунный стакан; 2 — бензол; 3 — гоф­

рированная

трубка;

4 —шток; 5 — планки;

шток термореле опускается, под

6 — стержень; 7 — пружина; 8 — гайка; 9

резиновый

шланг;

10 — регулировочный

действием пружины планки

зажи­

 

винт; 11 — стол

мают шланг и уменьшают тем са­ мым количество охлаждающей жидкости,1проходящей через змеевик.

Это приводит к увеличению температуры поддерживающей жидкости. Терморегулятор, отрегулированный на определенную темпера­

туру в пределах 37—41°, автоматически поддерживает ее с

точ­

ностью до 1°.

 

З а м ы к а т е л ь р е в у н а служит для подачи сигналов.

Если

по каким-либо причинам (порча помпы, нарушение установки термо­ регулятора, пробой шлангов и т. д.) температура поддерживающей жидкости выйдет из допустимых пределов, сработает замыкатель реву­ на (рис. 107), который включает ревун и зажигает красную сигналь­

177


ную лампу, находящиеся соответственно в приборах 10 и 14 гиро-

компасной установки.

Основной частью замыкателя ревуна, так же как и терморегуля­ тора, является термореле. В замыкателе ревуна имеются два крайних неподвижных контакта и один, средний, подвижный, расположенные один над другим. Средний контакт под действием пружины прижи­ мается к штоку термореле. Если темпе­

 

ратура

поддерживающей

жидкости

не

 

выходит за пределы 37—41°, то сред­

 

ний контакт располагается межу верх­

 

ним и нижним.

При

повышении темпе­

 

ратуры

 

поддерживающей

жидкости

 

свыше 41°

шток термореле,

перемещаясь

 

вверх, замыкает средний контакт с

 

верхним. При падении температуры

 

поддерживающей

жидкости

ниже

37°

 

шток

 

опускается

и

средний контакт

 

прижимается пружиной к нижнему кон­

 

такту.

В

обоих

случаях

замыкается

 

цепь

ревуна

и

 

красной

сигнальной

 

лампы,

которые

сигнализируют о неис­

 

правностях в системе охлаждения.

 

 

Циркуляционная помпа охлаждения

 

(прибор 12М)

состоит из электродвигате­

 

ля, центробежного насоса и змеевика.

 

Электродвигатель 1 помпы (рис. 108)—

 

асинхронный

двигатель, статорная

об­

 

мотка

 

которого

питается

трехфазным

 

током 120 В, 330

Гц,

а ротор

коротко-

 

замкнутый,

типа

«беличье

колесо».

 

На

оси

электродвигателя

насажен

 

центробежный

насос,

представляющий

 

собой

 

сегнерово колесо 6,

вращающееся

 

в специальной

камере 7 с трубкой для

 

отвода давления 12 и всасывающим

па­

 

трубком 8. Сегнерово колесо представ­

Рис. 107. Замыкатель ревуна

ляет собой диск,

по ободу

которого вы­

сверлены

отверстия.

При

вращении

сегнерова колеса вода, заполняющая его через всасывающий патрубок, под действием центробежных сил отбрасывается в периферийную область камеры, вследствие чего в последней образуется повышенное давление. Под давлением вода поступает по боковому отводу к выходной трубке 14 и от нее через резиновый шланг— к прибору 1М. Пройдя змеевик прибора 1М и соединительные шланги, вода через трубку 3 возвращается в бачок помпы, охлаждаясь от змеевика 10. Змеевик через трубки 5 та. 4 питается проточной водой от судовой магистрали (обычно сани­

тарной).

Помпа развивает нормальное давление до 5 м вод. ст.

178


Охлаждающая жидкость заливается в бачок помпы через резь­ бовое отверстие в крышке 13 помпы, закрываемое пробкой.

Для смазки вращающихся частей центробежного насоса в охлаж­ дающую жидкость можно добавлять небольшое количество глицерина

(до 0,5 л).

В нижней части корпуса 9 помпы имеется отверстие, закрытое пробкой и служащее для слива охлаждающей жидкости.

За

уровнем

воды

в помпе наблюдают по водомерному стеклу 11,

причем

этот

уровень

воды

 

должен совпадать с красной чертой.

Для

смазки подшипников элек­

тродвигателя

на его корпусе

рас­

положены лубрикаторы 2.

 

 

На крышке корпуса помпы уста­

новлена клеммная плата, к

клем­

мам которой выведены концы ста­

торных

обмоток электродвигателя.

К этим

клеммам подводится трех­

фазный

ток

напряжением

120 В,

Рис.

108.

Помпа

охлаждения

(в раз­

 

 

 

 

резе) :

 

 

 

1 — электродвигатель;

2 — лубрикатор;

<3 —

входная трубка помпы; 4,

5 — трубки к су­

довой магистрали;

6 —сегнерово

колесо;

7 — камера

центробежного

насоса;

8 — вса­

сывающий

патрубок;

9 — корпус

помпы;

10 — змеевик помпы;

// — водомерное

стек­

ло;

12 — трубка

отвода

давления;

13

крышка помпы;

14— выходная трубка помпы

частотой 330 Гц от агрегата питания гирокомпасной установки. При правильном подключении электродвигателя помпы его валик должен вращаться по направлению, указанному стрелкой на корпусе электро­ двигателя. Валик электродвигателя виден через резьбовое отверстие, закрываемое застекленной пробкой.

Прибор 12М устанавливается в гиропосту в непосредственной бли­ зости от основного компаса.

Устройство для ускоренного приведения

чувствительного элемента в меридиан

После пуска гирокомпаса чувствительный элемент приходит в ме­ ридиан через 3—7 ч в зависимости от широты, в которой находится судно (см. § 13). Столь длительное время прихода чувствительного элемента в меридиан создает при определенных условиях неудобства в эксплуатации судна. Поэтому основной компас имеет специальное устройство, с помощью которого, зная курс судна по магнитному компасу, можно приближенно установить его главную ось в мери­ диане. После этого для прихода чувствительного элемента в меридиан потребуется не больше часа.

179