ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 254
Скачиваний: 2
В гирокомпасах типа «Курс» применяется электромагнитное уст ройство для ускоренного приведения чувствительного элемента в ме ридиан. Это устройство (рис. 109) состоит из многополюсного статора, блока конденсаторов и переключателя. Многополюсный статор выпол нен по типу статора двухфазного асинхронного двигателя (см. уст ройство следящего двигателя, § 32) и имеет две обмотки — главную Г и вспомогательную В. Для увеличения вращающего момента каж дая обмотка образует три пары полюсов. Последовательно с одной
из обмоток включается блок конденсаторов С емкостью 40 |
мкФ, слу |
|||||||||
|
|
жащий |
для |
сдвига |
фазы |
тока во |
||||
|
|
вспомогательной |
обмотке |
на |
90° |
|||||
|
|
относительно тока в главной об |
||||||||
|
|
мотке. При подключении обмоток |
||||||||
|
|
статора |
к |
источнику |
|
питания |
||||
|
|
вокруг |
статора |
образуется |
вра |
|||||
|
|
щающееся магнитное поле, кото |
||||||||
|
|
рое индуктирует вихревые токи.в |
||||||||
|
|
металлической оболочке |
чувстви |
|||||||
|
|
тельного элемента. Взаимодейст |
||||||||
|
|
вие магнитного поля вихревых то |
||||||||
|
|
ков |
чувствительного элемента с |
|||||||
|
|
вращающимся |
магнитным |
полем |
||||||
|
|
статора создает вращающий мо |
||||||||
Рис. 109. |
Схема электромагнитного |
мент |
относительно |
вертикальной |
||||||
устройства |
ускоренного приведения |
оси гиросферы. |
|
|
|
|
|
|||
чувствительного элемента в меридиан |
Изменение направления |
враще |
||||||||
|
|
ния магнитного поля статора, а сле |
довательно, и изменение направления прецессионного движения ги росферы достигается изменением знака начальной фазы тока в одной из обмоток с помощью переключателя.
Конструктивно рассматриваемое устройство выполнено следующим образом (см. рис. 102). Обмотка статора уложена на внутренней сто роне кольцеобразного пояса 1, служащего магнитопроводом. На наружной стороне пояса имеется клеммная плата 3, к которой подклю чены выводы обмоток. Обмотки статора питаются от судовой сети пе ременного тока напряжением 110 В, частотой 50 Гц через понижаю щий трансформатор. Питание подводится к клеммам 130 и 131 (см. рис. 109) нактоуза основного компаса, откуда через переключатель по проводникам подается к клеммам платы 3 (см. рис. 102).
Для предохранения статора весь пояс покрыт слоем вулканизи рованной резины, а клеммная плата защищена колпачком. Пояс укрепляется на резервуаре при помощи специальной стяжки, которая охватывает обойму смотрового окна резервуара.
Переключатель приведения в меридиан укреплен в средней части нактоуза, а его ручка выведена в нишу, закрываемую откидной крыш кой. Переключатель имеет три положения: «Увеличение», «Выключе но» и «Уменьшение». Установка рукоятки переключателя в положение «Уменьшение» соответствует прецессии гиросферы в сторону умень
180
шения отсчета курса, а в положение «Увеличение» — в сторону уве личения отсчета курса.
Ускоренное приведение гиросферы в меридиан при помощи элект ромагнитного устройства целесообразно производить при неработаю щих гиромоторах. Для этого надо в приборе 4Д включить выключа тель «Однофазный ток», а затем включить электромагнитное устройство ускоренного приведения и привести гиросферу в меридиан. После этого подать питание на гиромоторы и в течение примерно 20 мин. (время разгона гиромоторов) удерживать гиросферу в меридиане при помощи электромагнитного приспособления.
§38. СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА
Вгирокомпасе «Курс-4», как и во всех двухроторных гирокомпа сах, следящая система работает по схеме моста сопротивлений, со ставленного на переходных сопротивлениях жидкости (между срезами широкого полупояса гиросферы и следящими электродами) и на двух постоянных сопротивлениях.
Главное назначение следящей системы в гирокомпасе «Курс-4», как и во всех гирокомпасах, — передавать показания основного компаса на приборы курсоуказания.
Следящая система гирокомпаса состоит из следящей сферы, сле дящего двигателя, датчика, азимут-мотора и усилителя. Принципы устройства и работы следящей системы по схеме моста сопротивле ний см. в § 32.
При работе без усилителя следящая система «чувствует» рассо гласование гиросферы и следящей сферы только при угле рассогласо вания не менее 0,5°. Следовательно, точность показаний гирокомпа са при работе схемы без усилителя составила бы ±0,5°, что недоста точно.
Чтобы увеличить чувствительность следящей системы и тем самым увеличить точность передачи показаний основного компаса на приборы курсоуказания, в схему следящей системы включается магнитный уси литель. При работе с усилителем следящая система реагирует на угол рассогласования менее 0,1°.
Принципиальная схема следящей
системы (рис. 110)
Схема моста сопротивлений составлена из переходных сопротивле ний rl и г2 между срезами широкого полупояса гиросферы и следя щими электродами следящей сферы и постоянных сопротивлений R1 и R2. Этот мост будем называть основным мостом. Основной мост питается от первой и третьей фаз трехфазного тока 120 В, 330 Гц. Третья фаза (29) подводится к экваториальным электродам следящей сферы и с них переходит на широкий полупояс гиросферы через под держивающую жидкость. Первая фаза (27) выведена к симметричной относительно сопротивлений R1 и R2 точке моста (точке Е).
181
К клеммам 30 и 31 в диагональ основного моста включен вход магнитного усилителя (точки А и В).
Основными элементами усилителя являются фазовый трансформа тор ФТ, два селеновых выпрямителя В1 и В2 и два усилительных дросселя ДУ. Каждый дроссель имеет по управляющей обмотке У 1 и У2 и по две рабочих обмотки Р1 и Р2. Рабочие обмотки соединены также по схеме моста, в диагональ которого включена вспомогательная
!ф(27) 2ф128) Зф(29)
Рис. 110. Принципиальная электрическая схема следящей системы гирокомпаса
«Курс-4»:
i — ги р о с ф е р а ; 2 — с л е д я щ а я с ф е р а ; 3 — в с п о м о га т ел ь н а я о б м о т к а с л е д я щ е г о д в и г а т е л я ;
4 — г л а в н а я о б м о т к а с л е д я щ е г о д в и г а т е л я ; |
С Д — с л ед я щ и й э л е к т р о д в и г а т е л ь ; Д — д а т |
чик; A M — а зи м у т -м о то р ; ДУ — у с и л и тел ь н ы й |
д р о с с ел ь ; Ф Т — ф а зо в ы й т р а н с ф о р м а т о р ; СТ — |
си г н ал ь н ы й т р а н с ф о р м а т о р ; В К — в ы к л ю ч а т ел ь
обмотка 3 следящего двигателя СД. Этот мост назовем дополнительным мостом сопротивлений. На дополнительный мост питание подается также от первой и третьей фаз.
Главная обмотка 4 следящего двигателя включена между первой и второй фазами через выключатель БД.
Управляющие обмотки У1 и У2 дросселей питаются выпрямленным током от вторичной обмотки фазового трансформатора.
Первичная обмотка фазового трансформатора включена через бал ластное сопротивление R3 между первой и третьей фазами.
Когда гиросфера 1 и следящая сфера 2 согласованы, ток третьей фазы с широкого полупояса гиросферы разветвляется через переход ные сопротивления rl и г2 на одинаковые по величине токи, которые уходят через постоянные сопротивления R1 и R2 в первую фазу. Сле довательно, основной мост находится в равновесии и в его диагонали, подключенной к точкам 30 и 31, ток отсутствует. В этом случае управ ляющие обмотки усилительных дросселей питаются выпрямленным током I lt обусловленным только начальной э. д. с. вторичной обмотки фазового трансформатора (рис. 111).
182
Направление начальной э. д. с. вторичной обмотки фазового транс
форматора при мгновенном направлении тока / н в первичной обмот ке от третьей фазы (29) к первой (27) показано стрелкой.
Вследствие того что через управляющие обмотки дросселей текут
одинаковые по величине токи 7Н, сердечники дросселей будут намаг ничены одинаково, и индуктивные сопротивления рабочих обмоток Р1 и Р2 (рис. 112) будут также одинаковы. Поэтому дополнительный
Рис. 111. Векторная схема работы фазо- |
Рис. 112. |
Схема соединения рабочих |
|
вого трансформатора и усилительного |
обмоток |
усилительных |
дросселей |
дросселя |
и вспомогательной обмотки следящего |
||
|
|
двигателя |
|
мост, составленный на сопротивлениях рабочих обмоток (см. рис. 110), находится в равновесии, через его диагональ ток не протекает, и сле дящий двигатель СД не работает.
Предположим теперь, что судно совершает поворот влево. В этом случае переходное сопротивление r l уменьшится, а сопротивление г2 увеличится. Через сопротивления rl и R1 потечет больший ток, чем через сопротивления г2 и R2. При мгновенном направлении тока от третьей фазы (29) к первой фазе (27) через диагональ основного моста потечет ток сигнала рассогласования от точки 30 к точке <31 по следующему пути: от точки 30 к точке А — средней точке вторич ной обмотки фазового трансформатора ФТ и здесь разветвляется по двум направлениям:
1) через верхнее плечо вторичной обмотки ФТ, выпрямитель В1, управляющую обмотку У1 дросселя ДУ1, выпрямитель В1 в точку Б
иоттуда к точке 31 основного моста;
2)через нижнее плечо вторичной обмотки ФТ, выпрямитель В2, управляющую обмотку У2 дросселя ДУ2, выпрямитель В2 и через точку Б в точку 31.
На рис. 111 стрелками показаны направления мгновенных на пряжений сигналов в плечах вторичной обмотки фазового трансфор матора ФТ. Из этого рисунка видно, что в верхнем плече направление
сигнала ис совпадает по фазе с направлением начальной э. д. с. |
ин, |
а в нижнем плече они находятся в противофазе. Это означает, |
что |
в верхнем плече в каждый момент времени будет действовать напряже ние, равное сумме векторов напряжений ив и ис, так как частота сигна
183