Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Д ы х а т е л ь н ы й к л а п а н — специальное устройство, с по­ мощью которого можно уменьшить рабочее отверстие гидравличес­ кого трубопровода и тем самым предотвратить действие на сильфон резких изменений давлений, которые возникают на качке и вол­ нении.

Дыхательный клапан имеет рабочее отверстие диаметром 0,5 мм. Т р у б о п р о в о д ы , по которым передается давление от прием­

ной трубки к сильфонному аппарату,

выполняются в виде трубок из

красной меди и гибких

дюритовых шлангов.

Дюритовый шланг по­

зволяет, например, приподнимать трубку лага

в клинкете, не отклю­

чая ее от трубопровода.

служат для присоединения гиб­

П е р е х о д н ы е

ш т у ц е р ы

ких дюритовых шлангов к трубопроводам из красной меди.

Рис. 155. Сильфонный аппарат (продольный разрез):

/ — корпус; 2 — нижний малый

сильфон;

3 — большой сильфон;

4 — упор штока; 5 — малый

верхний сильфон; 6 — крышка;

7 — шток;

8 — штуцер;

9 — кран;

10 — штуцер; 11 — мембрана;

12 — конический упор; 13,

14 — пробки

272


Сильфонный аппарат, или приемник давления, является чувстви­ тельным элементом лага.

Как было указано выше, он представляет собой механический диф­ ференциальный манометр.

Название «сильфонный аппарат» приемник давления получил пото­ му, что имеющаяся в нем диафрагма выполняется в виде цельнодавле­ ных металлических мехов, которые называются сильфоном. Суммарное и статическое давления, поступающие в сильфонный аппарат, преобра­ зуются в нем в динамическое давление, действующее на механизм цент­ рального прибора.

Разрез сильфонного аппарата лага МГЛ-25 дан на рис. 155. Внутри бронзового корпуса 1 находятся три сильфона. Большой, малый верх­ ний и малый нижний сильфоны соединены основанием 11 (мембраной) большого сильфона. В центре мембраны запрессован конический упор 12, на который опирается шток 7, поджимаемый пружиной к упору 4 штока. Сверху сильфонный аппарат закрывается крышкой 6 с помощью болтов. Большой сильфон, малый верхний сильфон и часть крышки об­ разуют верхнюю герметичную полость, которая называется статиче­ ской полостью. Большой сильфон, малый нижний сильфон и корпус сильфонного аппарата образуют нижнюю герметичную полость, назы­ ваемую полостью полного или суммарного давления (эту полость иног­ да называют динамической).

Верхняя статическая полость с помощью штуцера 8 соединяется с трубопроводом статического давления. Нижняя полость соединяет­ ся через штуцер 10 с трубопроводом полного или суммарного дав­ ления.

Действие сильфонного аппарата заключается в следующем. Когда судно приобретает скорость, в нижней полости создается полное дав­ ление, а в верхней — статическое. На основание большого сильфона (мембрану) будет действовать результирующее давление, равное раз­ ности полного и статического давлений, т. е. равное динамическому дав­ лению. Под действием этого давления основание большого сильфона, а следовательно, и шток пойдут вверх. При этом будет приведен в дей­ ствие механизм центрального прибора. Таким образом, большой силь­ фон имеет своим назначением воспринимать динамическое давление и передавать его через шток в центральный прибор лага. Верхний малый сильфон обеспечивает крепление штока к основанию большого силь­ фона в воздухе, что позволяет обеспечить герметичность верхней полостибез использования сальника. Нижний малый сильфон компенсиру­ ет действие верхнего малого сильфона.

Для удаления воздуха из полостей сильфонного аппарата при за­ полнении его водой служат два крана 9. Для слива воды из верхней и нижней полостей сильфонного аппарата имеются пробки 14 и 13.

Центральный прибор лага

Центральный прибор лага имеет своим назначением преобразовать механическое усилие, передаваемое ему через шток сильфонного ап­ парата, в показания скорости судна и пройденного расстояния.

273


13 начнут приподниматься. Шток, приподнимаясь, будет действовать на пяту 11 рычага 10 с силой

F = Рд Q,

где Q — площадь большого сильфона, воспринимающая это давление.

Рис. 157. Кинематическая схема центрального при­ бора:

ы « ^ °1>11ус

регулятора А; 2 -

головка регулятора А- 3 -

« -M o eSSa“

^ УП1 п ^ „ ИНДеКС

Ре/УЛятораУВ; S - коноид;

аретка,

7

ходовой винт; 8 — держатель

шл/гтя-

о _

компенсационная пружина;

10 —

рычаг-

—пята■'

12 —

Оборотов

i c°B0ft

 

/

 

5

— С К ОЛЬ З Я ЩИЙ

регулятор;

18 -

индекс

проверки

3 1 °

»

«-фрикционный

конус;

20 — счетчик;

2 1 -

риока,

22

 

датчик пройденного

расстояния’ 2 3 _злект-

Родвигатель

«Время»;

24 - ролик;

25 _ ходовой вин?-

Л-каретк а счетчика; 27 -ш кала скорости; 2 8 - электро-' двшатель «Скорость»; 29 — сельсин-датчик скорости^

275


Усилие, передаваемое через шток на рычаг, создает относительно оси вращения рычага момент силы

М = Fr = P^Qr,

где г — плечо пяты рычага 10.

Таким образом, гидродинамическое давление, воспринимаемое чувствительным элементом лага, преобразуется в нем в механическое усилие, действующее через шток 13 на рычаг 10 компенсационной си­ стемы. Это усилие оказывает на рычаг вращающий момент, под дей­ ствием которого рычаг поворачивается вокруг своей оси 14 против ча­ совой стрелки. При этом скользящий контакт 16, прикрепленный к

Скорость

У

Рис. 158. Кинематические схемы узлов:

а — компенсационной системы; б — пройденного расстояния

рычагу 10, смещается влево из среднего положения и включает электро­ двигатель 28 «Скорость», называемый также электродвигателем ско­ рости. Электродвигатель 28 через систему механических передач развер­ нет коноид 5 (пространственный кулачок). При увеличении скорости судна коноид будет поворачиваться по часовой стрелке, при этом его радиус будет увеличиваться. На рабочую поверхность коноида упи­ рается сферический щуп 2, скрепленный с кареткой 6. Вращение коно­ ида отклонит щуп и каретку вправо вокруг оси 15 каретки. С кареткой 6 скреплен верхний конец компенсационной пружины 9. Поворот ка­ ретки поворачивает пружину вокруг точки ее крепления на рычаге

276

10 и изменяет направление действия силы натяжения пружины Р, Появится плечо

а = /sinoc,

где / — длина рычага 10\ а —- угол отклонения пружины от нулевого положения.

Вследствие этого появится момент силы натяжения компенсацион­ ной пружины 9 относительно оси 14 вращения рычага 10. Момент пружины будет равен

М г = Plsma.

Этот момент стремится развернуть рычаг по часовой стрелке, т. е. противодействует внешнему моменту, создаваемому штоком сильфон­ ного аппарата. Поворот коноида, а следовательно, и пружины будет продолжаться до тех пор, пока не станут равными по величине моменты М и М 1. Равенство указанных моментов и является условием компен­

сации. При выполнении этого условия

рычаг 10 возвратится в нуле­

вое положение, а скользящий контакт

16 остановит электродвига­

тель 28.

 

Вращение коноида передается через механическую передачу на

шкалы 27 грубого и точного отсчета скорости. Отсчет снимается по

неподвижному индексу.

 

При дальнейшем увеличении скорости судна работа механизма

скорости будет происходить аналогично. Для компенсации большего момента, передаваемого через шток на рычаг, следует увеличить момент силы натяжения компенсационной пружины. Для этого коноид и шкала скорости должны развернуться электродвигателем 28 на больший угол, при котором и наступит компенсация.

При уменьшении скорости судна момент, создаваемый штоком силь­ фонного аппарата, станет меньше момента компенсационной пружи­ ны 9. Условие компенсации, т. е. равенство моментов М и М г, нарушит­ ся, и под действием пружины 9 рычаг 10 отклонится вправо. При этом скользящий контакт 16 отойдет от нейтрального положения вправо и включит электродвигатель 28, который начнет разворачивать в обрат­ ном направлении коноид и шкалы скорости. Это, в свою очередь, начнет уменьшать момент компенсационной пружины. Когда момент, созда­ ваемый этой пружиной, станет равен моменту, создаваемому гидроди­ намическим давлением, рычаг возвратится в нейтральное положение, а скользящий контакт вновь остановит электродвигатель «Скорость». На шкале скорости при этом будет отмечаться новое, меньшее, значе­ ние скорости.

Таким образом, каждому значению гидродинамического давления соответствует определенный угол разворота каретки и компенсацион­ ной пружины.

Профиль коноида рассчитывается так, что его радиус изменяется пропорционально квадрату угла его поворота. Благодаря этому шка­ ла скорости получается линейной.

277


От коноида 5 вращение также передается на сельсин-датчик ско­ рости 29, дистанционно передающий показания скорости на репи­ теры.

Узел пройденного расстояния служит для ведения непрерывного счета пути, пройденного судном, автоматически умножая мгновенное значение скорости на время.

Узел пройденного расстояния (см. рис. 157 и 158, б) состоит из электродвигателя 23 «Время», называемого также электродвигателем времени, фрикционного конуса 19, каретки 26 с роликом 24, десятично­ го счетчика 20 и датчика пройденного расстояния 22.

Электродвигатель «Время» 23 получает питание при включении лага и вращается с постоянной скоростью. Через механическую переда­ чу этот двигатель вращает фрикционный конус 19, на который опирает­ ся фрикционный ролик 24, укрепленный в каретке 26. Каретка, имея внутреннюю резьбу, навинчена на ходовой винт 25, который, в свою очередь, связан передачей с электродвигателем «Скорость» 28. При вращении электродвигателя «Скорость» каретка получит возвратнопоступательное движение вдоль оси ходового винта. При сборке дан­ ного механизма каретка устанавливается таким образом, чтобы фрик­ ционный ролик 24 находился на вершине фрикционного конуса 19. В этом случае ролик не будет вращаться даже в случае вращения фрик­ ционного конуса. Когда судно получает движение и электродвигатель «Скорость» начинает работать, каретка 26 начинает перемещаться по ходовому винту 25. При этом ролик фрикционного механизма будет перемещаться по образующей конуса от вершины к основанию. Чем больше будет скорость судна, тем дальше от вершины конуса переме­ стится ролик.

В точке касания ролика и конуса их линейные скорости будут оди­ наковы. Известно также, что линейная скорость вращающейся точки прямо пропорциональна угловой скорости ее вращения и удалению дан­ ной точки от оси ее вращения. Следовательно, для точки касания будет справедливо равенство

юкЯ = юрС

гдесо,, ‘— угловая скорость конуса, об/мин; ©о 1— угловая скорость ролика, об/мин;

R ■— радиус конуса в месте касания его с роликом, мм; г — радиус ролика, мм.

Из приведенного равенства следует, что угловая скорость ролика будет

а число оборотов п ролика за время t

278