Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ки размещены клеммные платы и предохранители, защищающие линий синхронных передач. Кабели от репитеров подводятся к разветвительной коробке через сальники или через штепсельные разъемы.

Указатель (репитер) скорости является прибором-повторителем, служащим для дистанционной передачи показаний центрального при­ бора в различные помещения судна. Внутри корпуса установлен при­ нимающий бесконтактный сельсин, подключенный к датчику скорости центрального прибора. На оси сельсина находится шкала скорости с ценой деления 0,5 узла. Отсчет снимается по неподвижному индексу. Все указатели скорости полностью самосинхронизируются с централь­ ным прибором лага. Для наблюдения за показаниями лага в крышке ре­ питера скорости имеется окно. Шкала освещается лампочкой, накал ко­ торой можно регулировать реостатом. Ручка регулятора освещения выведена наружу прибора.

Указатель скорости и пройденного расстояния — универсальный репитер, указывающий скорость судна и пройденное расстояние, выра­ батываемое центральным прибором лага. Кроме сельсина-приемника скорости, в нем дополнительно имеется сельсин-приемник пути и счет­ чик пройденного расстояния. Сельсин-приемник пути подключается к датчику пройденного расстояния в центральном приборе и через зуб­ чатую передачу вращает десятичный счетчик пройденного расстояния. Показания счетчика снимаются через застекленное окно в крышке при­ бора. Освещение прибора такое же, как в указателе скорости.

Агрегат питания АМГ-3, как уже указывалось, входит в комплект

лага при работе его от судовой сети постоянного тока.

Агрегат пред­

назначен для преобразования постоянного напряжения

110 или 220 В

в однофазное переменное напряжение 110

В, 50 Гц. Агрегат представля­

ет собой одноякорный преобразователь

с двумя обмотками на якоре

ишунтовым возбуждением. Одна обмотка питается постоянным током

иявляется обмоткой электродвигателя; эта обмотка соединена с коллек­ тором. Вторая обмотка, соединенная с контактными кольцами, является генераторной обмоткой; с нее снимается однофазное переменное напря­ жение. Последовательно с шунтовой обмоткой включено регулировоч­ ное сопротивление.

Электрическая схема лага

Из рассмотрения принципа работы и устройства лага следует, что для приведения лага в работу нужно подать питание на:

асинхронные электродвигатели центрального прибора; сельсины-датчики и сельсины-приемники; систему сигнализации.

Для питания указанных элементов электрической схемы требуется однофазный переменный ток, который может поступать в схему лага непосредственно от судовой сети переменного тока либо от преобразо­ вателя. На рис. 161 дана электрическая схема лага МГЛ-25для случая работы лага от судовой сети переменного тока.

Судовое переменное напряжение 220 В, частотой 50 Гц поступает к выключателю ВК1 станции лага, имеющему надпись «Двигатели»

283


УПИ8ЕРСАЛЫ1Ь1Й

 

РЕПИТЕР

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРИБОР

При его включении указанное напряжение поступает на первичную обмотку понижающего трансформатора Тр1, со вторичной обмотки ко­ торого в схему лага подается напряжение ПО В, 50 Гц. Для контроля за величиной питающего лаг напряжения в схеме имеется вольтметр V. Включением выключателя ВК1 «Двигатели» питание подается в ли­ нии управления двигателями «Скорость» и «Время», в цепь сигнали­ зации и освещения шкал центрального прибора.

Выключателем ВК2, имеющим надпись «Репитеры», подается пита­ ние на обмотки возбуждения датчиков скорости и пройденного рассто­ яния и на обмотки возбуждения сельсинов-приемников в репитерах.

Линия питания электродвигателя «Скорость». Электродвигатель «Скорость» представляет собой двухфазный асинхронный двигатель, имеющий на статоре две обмотки •— главную и вспомогательную. Вспо­ могательная обмотка находится под напряжением с момента включения переключателя ВК1 «Двигатели». Через 2-амперные предохранители напряжение подается на вспомогательную обмотку В1В2 двигателя «Скорость» в центральном приборе.

Включение главной обмотки осуществляется контактом Р2 поляри­ зованного реле типа РП-5. Через 2-амперные предохранители подает­

ся напряжение

на первичную обмотку понижающего трансформатора

Тр в станции

лага.

Со вторичной

его обмотки через выпрямители ДЗ

и Д4

напряжение

6,3 В подается

на обмотки

поляризованного реле

РП-5.

В линию питания обмоток

этого реле

включен скользящий

контакт КП1,

скрепленный с рычагом компенсационной системы.

При постоянной скорости судна (а также при скорости, равной нулю) скользящий контакт КП 1 находится в среднем положении, т. е. одно­ временно замыкает две неподвижные ламели. В этом случае обе обмотки реле РП-5 будут под током. Верхний конец вторичной обмотки транс­ форматора Тр соединен со скользящим контактом КП 1 центрального прибора лага. Если контакт КП1 замыкает две неподвижные ламели, через выпрямители ДЗ и Д4 напряжение одновременно подается на левую и правую обмотки поляризованного реле; далее линия замы­ кается на нижний конец вторичной обмотки трансформатора Тр. Обмотки реле создают равные встречные поля, компенсирующие друг друга. Подвижный контакт Р2 реле будет в этом случае в среднем положении. Линия питания главной обмотки Г1-Г2 в этом случае будет разорвана, и электродвигатель «Скорость» не работает.

При увеличении скорости судна скользящий контакт КП1 переме­ щается влево, при этом правая обмотка реле РП-5 обесточивается и контакт Р2 реле притягивается к левой обмотке и замыкается с левым неподвижным контактом. В этом случае главная обмотка получает пи­ тание по линии: левый 2-амперный предохранитель, контакт Р2, левый неподвижный контакт реле, главная обмотка Г2Г1, ограничитель­ ные контакты КП4, конденсатор С10, сопротивления R1 и R2, правый 2-амперный предохранитель. Главная и вспомогательная обмотки электродвигателя «Скорость» создают вращающееся магнит­ ное поле, ротор двигателя начинает вращаться и через систему передач разворачивает компенсационную пружину до тех пор, пока не будет скомпенсировано гидродинамическое давление. При этом

285


скользящий контакт КП 1 возвращается в среднее положение и вык­ лючает электродвигатель «Скорость».

При уменьшении скорости судна скользящий контакт перемещается вправо, обесточивая левую обмотку реле. При этом контакт Р2 реле переходит в правое положение и замыкается с правым неподвижным кон­ тактом реле. В этом случае главная обмотка Г1Г2 также получает пи­ тание, но направление тока в обмотке изменяется на 180°. Изменение направления тока в главной обмотке при неизменном направлении тока во вспомогательной обмотке обеспечивает реверс электродвигателя и отработку компенсационной системы на уменьшение скорости. Конден­ саторы СЮ и С9 служат для создания сдвига фазы тока на 90° в глав­ ной и вспомогательной обмотках, что необходимо для получения враща­ ющегося магнитного поля.

В цепь главной обмотки включены ограничительные контакты КПЗ и КП4, которые выключают электродвигатель при предельных значе­ ниях скорости.

Линия питания электродвигателя «Время». Электродвигатель «Вре­ мя» также представляет собой двухфазный асинхронный двигатель. Обе его обмотки получают питание с момента включения переключателя ВК1 «Двигатели». Главная обмотка получает питание по линии: ле­ вый 2-амперный предохранитель, конденсаторы С11, главная обмотка Г1Г2 двигателя «Время» в центральном приборе, правый 2-ампер­ ный предохранитель в станции лага.

Параллельно главной обмотке подключена вспомогательная обмот­ ка В1В2, которая питается через сопротивления R3 и R4.

Для регулировки числа оборотов электродвигателя «Время» исполь­ зуется схема двухскоростного регулирования. Двигатель может иметь только две скорости — одну несколько меньше некоторой средней (номинальной) и другую ■— больше средней. Число оборотов двигате­ ля зависит от расположения контакта часового регулятора КП2, свя­ занного с часовым ходом.

В цепь вспомогательной обмотки включен контакт Р1 поляризован­ ного реле РП-5. Питание это реле получает через контакт КП2 часово­ го регулятора от вторичной обмотки понижающего трансформатора

Тр. Обмотки реле питаются через селеновые выпрямители Д1

и Д2

по линии: верхний конец вторичной обмотки трансформатора Тр,

кон­

такт КП2 часового регулятора, выпрямители Д1 и Д2, левая и правая обмотки реле РП-5, нижний конец вторичной обмотки трансформа­ тора Тр. Система отрегулирована так, что если обороты двигателя будут больше средней скорости, то скользящий контакт КП2 будет на­ ходиться в среднем положении, замыкая две ламели одновременно. При этом обе обмотки реле РП-5 будут под током, подвижный контакт реле Р1 будет находиться в среднем положении. В этом случае вспомо­ гательная обмотка электродвигателя «Время» будет получать питание через сопротивления R3 и R4. Аналогично будет подаваться питание в обмотку В1В2 в случае, когда контакт часового регулятора КП2 находится на левой ламели. В этом случае питание подается через вы­ прямитель Д1 только на левую обмотку реле, при этом подвижный кон­ такт реле переходит в левое холостое положение. В обоих случаях

286


в линию вспомогательной обмотки включаются два балластных сопро­ тивления R3 и R4, отчего обороты электродвигателя уменьшаются.

Уменьшение оборотов электродвигателя вызывает перемещение контакта КП2 в крайнее правое положение. При этом левая обмотка реле РП-5 обесточится и под действием магнитного потока правой об­ мотки подвижный контакт Р1 замыкается с правым неподвижным кон­ тактом, шунтируя сопротивление R3\ обороты электродвигателя при этом увеличиваются. Таким образом, контакт КП2 часового регуля­ тора, включая и отключая сопротивление R3, обеспечивает постоян­ ство средней скорости электродвигателя (в допустимых пределах изме­ нения величины питающего напряжения).

При выходе из строя часового механизма контакт КП2 переходит в крайнее левое положение, включая при этом красную сигнальную лампу ЛЗ.

Конденсаторы С11 (21) служат для сдвига на 90° фазы тока в глав­ ной и вспомогательной обмотках.

Скользящие контакты КП1 и КП2, управляющие работой дви­ гателей центрального прибора, включены в линию 6,3 В, что значитель­ но уменьшает их обгорание и повышает надежность работы электри­ ческой схемы лага.

Линия питания обмоток возбуждения датчиков и сельсинов-прием­ ников. На обмотки возбуждения сельсинов питание поступает через выключатель ВК2 с надписью «Репитеры». Переменное напряжение НОВ, 50 Гц подается через 10-амперные предохранители на обмотки возбуждения сельсинов-датчиков скорости и пройденного расстояния и на клеммы~4 и ~ 5 . С клемм ~ 4 и ~ 5 центрального прибора через клеммы и ~ 5 и 2-амперные предохранители разветвительной короб­ ки напряжение подается на клеммы ~ 4 и ~ 5 репитеров, откуда посту­ пает на обмотки возбуждения сельсинов-приемников скорости и прой­ денного расстояния. Это же напряжение через сопротивление R6 подает­ ся на лампочку освещения шкалы. Накал лампы регулируется рео­ статом.

Линии уравнительных токов синхронной передачи. С клемм /, 2,3

Датчика скорости и одноименные клеммы разветвительной коробки ток идет на фазные обмотки сельсинов-приемников скорости. Анало­ гично трехфазная обмотка датчика пройденного расстояния соединяется через клеммы 6, 7 и 8 центрального прибора и разветвительной ко­ робки с одноименными клеммами универсального репитера. К этим клеммам подключены концы трехфазных обмоток сельсинов-прием­ ников пройденного расстояния.

Линии освещения и сигнализации. Для освещения шкал централь­ ного прибора используются лампочки Л1 и Л2, питание на которые поступает от вторичной обмотки трансформатора Тр станции лага. Сигнальная лампочка ЛЗ, включаемая контактом КП2 часового регуля­ тора, запитывается также от трансформатора Тр.

Сигнальная лампа накаливания Л4 включена через сопротивление R5 параллельно вспомогательной обмотке электродвигателя скорости; она сигнализирует о наличии в схеме питания.

287


Особенности электрической схемы лага на постоянном токе

Как указывалось выше, если судовая сеть постоянного тока, в ком­ плект лага включается преобразователь АМГ-3. Станция лага с пита­ нием от сети постоянного тока отличается от станции с питанием от се­ ти переменного тока следующими дополнительными элементами: на лицевой панели станции имеются два пакетных выключателя «Сеть» и «Агрегат», внутри станции находятся пусковое сопротивление дви­ гателя агрегата и дроссель для регулирования переменного напря­ жения 110 В, поступающего в схему лага от генератора.

Постоянное судовое напряжение подается в схему лага выключа­ телем «Сеть», а преобразователь АМГ-3 подключается выключателем «Агрегат». При установке выключателя «Агрегат» в положение «Пуск» ток поступает на двигатель преобразователя через пусковое сопротив­ ление (5 Ом); при положении переключателя «Ход» пусковое сопротив­ ление отключается и судовое напряжение непосредственно поступает на электродвигатель преобразователя. В шунтовую обмотку двигателя включено сопротивление, которым можно регулировать обороты двига­ теля. С генераторной стороны преобразователя снимается однофазное напряжение 110 В, 50 Гц, которое через секционированный балластный

дроссель поступает в схему лага на выключатели «Двигатели» и «Ре­

питеры». Питание всех элементов схемы

лага аналогично описанному

в полной электрической схеме (см. рис.

161).

Подготовка к пуску, пуск и остановка лага

Подготовка к пуску. Подготовка лага к работе заключается в проверке гидравлической системы лага, основных элементов элект­ рической схемы лага, компенсационной системы и часового регулятора.

П р о в е р к а г и д р а в л и ч е с к о й с и с т е м ы л а г а включает заполнение гидравлической системы водой, удаление из нее воздуха, проверку на герметичность и на отсутствие засорений.

Для проверки гидравлической системы лага следует:

1) согласно схеме положения кранов на крановом распределителе установить краны в «нулевое» положение;

2)открыть краны полного и статического давлений штатного прием­ ного устройства, закрыв предварительнб запорные краны полного и статического давления штевневого варианта (см. рис. 151);

3)установить приемную трубку в клинкет, завинтить в клинкет гайку на 2—3 оборота, присоединить дюритовые шланги;

4)открыть клинкет, опустить в рабочее положение приемную труб­ ку лага, затянуть сальниковую гайку и убедиться в отсутствии течи че­ рез сальник; при наличии течи поджать сильнее сальниковую гайку или сменить набивку сальника;

5)открыть верхние сливные краны кранового распределителя и

убедиться, что из сливных трубок течет вода ровной, спокойной стру­ ей;

6)закрыть верхние сливные краны;

288