Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 280
Скачиваний: 0
2. Экономно расходовать топливо, смазочные и другие мате риалы.
3. Добиваться снижения прямых эксплуатационных затрат-
инакладных расходов.
4.Применять агрегаты соответственно грузам и расстоянию, перевозок.
5.Делать перевозки по разработанному плану, обеспечивающе му наименьший объем транспортных работ.
6. Увеличивать годовое использование транспортных агре гатов.
7. Применять механизированные способы погрузки и разгрузки..
Выбор т р а н с п о р т н ы х |
и п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы х агрегатов |
Транспортные и |
погрузочно-разгрузочные работы занимают |
большой удельный вес в сельскохозяйственном производстве. Тран спортные расходы в себестоимости сельскохозяйственной продукции составляют 35—45%.
Большие транспортные расходы в ряде случаев вызваны несоот ветствием применяемых транспортных средств производственным особенностям сельского хозяйства, условиям и организации исполь зования их. Так, например, насыпные и навалочные грузы (зерно» свекла, силос и т. п.), грузооборот которых составляет 70—80% общего грузооборота, иногда перевозят бортовыми автомобилями.. Однако, перевозить такие грузы на расстояние до 10—12 км вы годнее самосвальными автомобилями.
В неблагоприятных дорожных условиях, когда дороги становят ся малопроезжими от грязи, не всегда применяются автомобили повышенной проходимости. Однако на этот период приходится око ло 25% грузооборота колхозов и совхозов.
Поэтому для наиболее эффективного ведения хозяйства оченьважным является правильный выбор транспортных и погрузочноразгрузочных средств.
На основе объема транспортных работ, подлежащих выполне нию, характеристик грузовых автомобилей и прицепов, выпускае мых для сельского хозяйства, а также характеристик тракторов, и транспортных прицепов прежде необходимо установить, какиевиды транспортных агрегатов необходимы и какие из них целесо
образно приобрести. На рис. 28 показаны грузовые |
автомобили,, |
|||||
выпускаемые для сельского хозяйства. Выбирая автомобили |
для |
|||||
перевозки грузов, учитывают характер перевозимых грузов |
и до |
|||||
рожные условия, а также годовую загрузку. |
|
|
|
|
||
Установлено, что себестоимость |
перевозки |
груза |
(на |
расстоя |
||
ние 5 км) в зависимости от годовой |
загрузки |
автомобиля |
сущест |
|||
венно изменяется. Так, например, если годовая |
загрузка автомоби |
|||||
ля ЗИЛ-164 уменьшится с 2500 до |
1500 |
ч, то себестоимость |
пере |
|||
возки 1 т возрастает примерно на |
9%. |
Если |
годовая |
загрузка |
||
уменьшится с 1500 до 500 ч, то себестоимость |
перевозки |
1 т груза |
||||
возрастает примерно на 40%. При |
небольшой |
годовой |
загрузке |
транспортные средства выгоднее брать по договору в транспорт ных организациях. Целесообразно на транспортных работах ис пользовать тракторы, свободные от полевых работ. Это позволит повысить их годовую загрузку и эффективность использования.
При выборе транспортных средств из числа имеющихся в хо зяйстве для перевозки грузов целесообразно пользоваться сравни тельным методом.
Для объективной оценки различных транспортных средств при нимают одинаковое расстояние перевозки, так как от него зависит удельный вес времени простоя" транспортных 'средств под погруз кой и разгрузкой, число рейсов и производительность.
При оценке отдельных транспортных средств используют сле дующие основные показатели:
производительность за 1 ч сменного времени или за смену в тон
нах или тонна-километрах; |
|
затраты труда, отнесенные к тонне перевезенного груза |
или? |
к произведенному тонна-километру; |
|
себестоимость, отнесенная на тонну груза или на тонна-кило |
|
метр и др. |
|
Последний показатель является обобщающим и наиболее |
пол |
но оценивает транспортные средства. |
|
Выгодность применения того или иного вида транспорта по про изводительности можно определить путем приравнивания произво дительности их и решения полученного выражения относительно расстояния перевозки. В результате будет определено предельное расстояние, ограничивающее выгодность применения транспорта,, относительно которого производилось решение.
Так, например, предельное расстояние, на котором выгоднее применять тракторный транспортный агрегат, чем грузовой автомо биль, определяют по формуле
|
|
. |
Qrn ' ^"гп |
• T'npa |
Qra ' Ктя ' |
^прп . . |
|
|
||||
|
|
L "P ~" |
Qra |
• Kra |
_ Q r n ~ K ^ |
|
{ K |
M h |
|
|
||
|
|
|
f |
^тех.т |
f ^тех.а |
|
|
|
|
|
||
где |
Qr a — номинальная |
|
грузоподъемность |
автомобиля, т; |
|
|||||||
|
Qr n —номинальная |
|
грузоподъемность |
прицепа |
трактора, г; |
|||||||
|
Кт&— |
коэффициент |
|
динамического |
использования |
грузо |
||||||
|
|
подъемности |
|
автомобиля; |
|
|
|
|
|
|||
|
Кга—коэффициент |
|
динамического |
использования |
грузо |
|||||||
|
|
подъемности |
|
тракторного прицепа; |
|
|
|
|||||
|
VWT — техническая |
скорость трактора, |
км/ч; |
|
|
|
||||||
|
Утех.а — техническая |
скорость автомобиля, км/ч; |
|
|
||||||||
|
<р — коэффициент использования |
пробега; |
|
|
||||||||
|
Тпра — |
время |
погрузки |
и |
разгрузки |
автомобиля, |
ч; |
|
||||
|
Тпрп — время |
погрузки |
и разгрузки прицепа |
трактора, |
ч. |
|||||||
|
П р и м е р . |
Определить |
|
предельное расстояние |
( L n p |
) , на |
кото |
ром выгодно применять трактор МТЗ-52 с прицепом 2-ПТС-4М- 785А по сравнению с бортовым автомобилем ГАЗ-51А.
Дано: |
Q r n = 4,0 т; У ^ и =15 |
км/ч; ф = 0,5; |
Кг„= |
Ктл= |
1,0; Г п р п = |
||
= 0,33 ч |
(по нормативным |
данным); Q r a =2, 5 |
т; VTex.a = 35 км/ч; |
||||
Тпра =0,62 Ч. |
|
|
|
|
|
|
|
Погрузка автомобиля производится механизированным спосо |
|||||||
бом, а разгрузка вручную тремя рабочими |
|
|
|
||||
|
L П р |
4,0 • 1,0 • 0,62 - |
2,5 • 1,0 • 0,33 |
: 16 КМ. |
|
||
|
2,5 • 1,0 |
4,0 • 1,0 |
|
||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
0,5 • 15 |
0,5 • 35 |
|
|
|
|
Из примера следует, что указанный прицеп с гидроподъемным |
|||||||
механизмом в агрегате с трактором выгоднее |
применять по произ |
||||||
водительности по сравнению |
с бортовым автомобилем |
ГАЗ-51А на |
расстоянии до 16 км. Подобным образом можно решать и другие
.аналогичные примеры, выявляя выгодность применения |
одного ви |
||||||||||||||||||
л а |
транспорта по сравнению с другим |
по производительности. |
|||||||||||||||||
|
Чтобы определить выгодность применения одного вида транс- |
||||||||||||||||||
люрта |
по сравнению |
с |
другим по |
себестоимости, |
необходимо по |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
каждому из них рассчитать |
затраты |
||||||||||
|
360 |
1 |
/ |
|
|
|
280 |
на |
1 т груза |
по формулам, |
приве |
||||||||
|
320 |
|
|
|
|
денным |
в этой главе. |
|
|
|
|
||||||||
|
|
/I |
|
|
|
260 |
|
На |
производительность |
|
транс |
||||||||
|
280 |
|
|
|
|
240 |
портных |
агрегатов |
и |
себестоимость |
|||||||||
|
|
|
|
|
перевозок |
большое |
влияние |
оказы |
|||||||||||
|
2W |
|
|
|
|
|
220 |
вают погрузочно-разгрузочные |
рабо |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ты. |
|
Время |
простоя |
транспортных |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
200 |
|
|
|
|
|
200 |
агрегатов на этих операциях скла |
|||||||||||
^ |
160 |
|
|
|
|
|
180^ |
дывается |
из |
ожидания |
погрузки, |
||||||||
|
|
|
|
|
времени маневрирования на погру- |
||||||||||||||
|
120 f\\ |
|
|
|
|
160 |
зочно-разгрузочных пунктах, време |
||||||||||||
|
|
|
|
|
ни погрузки и разгрузки и времени |
||||||||||||||
|
80 |
1 \ 4 |
|
|
|
ПО |
на |
оформление |
документов. |
|
|
||||||||
|
Ї0 |
|
|
|
120 |
|
На |
рис. 29 |
показано, |
как |
изме |
||||||||
|
|
|
|
|
|
няется |
производительность |
автомо |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Ш0 |
биля |
при механизированной |
и руч- |
|||||||||
|
и |
tu |
чи ои ви іии |
ной |
погрузке-разгрузке, |
а |
|
также |
|||||||||||
|
|
|
|
" |
|
|
|
влияние |
механизации |
|
погрузки |
||||||||
Рис. |
29. |
Изменение |
производи- |
и разгрузки |
на изменение |
произво- |
|||||||||||||
|
|
тельности автомобиля: |
дительности |
при разном |
расстоянии |
||||||||||||||
./ — при |
механизированной |
погрузке- |
ПЄОЄВОЗКИ ГОУЗЗ |
|
|
|
|
|
|||||||||||
разгрузке, |
2 — |
при |
ручной |
погрузке- |
|
Из |
|
rJ |
• |
|
|
|
ПрОИЗВО- |
||||||
разгрузке, |
3 —при |
механизации по- |
анализа |
ИЗМЄНЄНИЯ |
;уГноІР ^К |
кой-ра^%у |
зГйГТ-су' |
ДИТеЛЬНОСТИ В ЗЗВИСИМОСТИ ОТ Р аС- |
||
точная производительность, ткм, б— СТОЯНИЯ ПЄОЄВОЗКИ И |
С П О С О б а ПОГ- |
||||
длина груженой ездки, км, а — увели- |
|
г |
- |
||
чение производительности |
при механи- |
руЗКИ-раЗГруЗКИ ЭВТОМООИЛЯ СЛЄДУ- |
|||
зированной |
погрузке и |
разгрузке. % |
^ 4 T Q |
£ п р и м е н е н и Є м |
СрвДСТВ МЄ- |
ханизации |
на коротких расстояниях |
производительность увеличи |
вается вдвое по сравнению с ручной погрузкой-разгрузкой. С уве личением расстояния перевозки производительность увеличивает ся меньше и при 60—100 км и выше разница в производительнос-
ти |
незначительна. Но при перевозках груза на далекие |
расстоя |
|
ния |
нецелесообразно применять ручную погрузку-разгрузку, |
так |
|
как при этом увеличиваются затраты труда. |
|
|
|
|
Если погрузочно-разгрузочных средств недостаточно, |
то в |
пер |
вую очередь их следует применять на коротких перевозках груза, где их влияние на увеличение производительности транспортных агрегатов наибольшее.
Выбирать погрузочно-разгрузочные средства следует, учитывая вид груза, упаковку его, полное использование во время смены.
Полная |
производительность |
погрузочно-разгрузочных |
средств |
|||||||||
за смену должна |
быть равна сменной производительности |
обслужи |
||||||||||
ваемых |
транспортных средств. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Для сельского хозяйства промышленность выпускает погрузоч |
||||||||||||
но-разгрузочные средства периодического и непрерывного |
действия. |
|||||||||||
В табл. 54 приведена характеристика погрузчиков периодическо |
||||||||||||
го действия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
54 |
|
|
|
Характеристика |
погрузчиков периодического действия |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Марка погрузчика |
|
|
|
Показатели |
|
|
ПМГ-0,2* |
ПШ-0.4 |
ПУ-0,5 |
ПЭ-0,8 |
ПБ-35 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
Грузоподъемность, |
т . . |
0,2 |
0,4 |
|
0,5 |
0,8 |
1,5 |
|||||
|
|
|
|
|
|
600 |
817 |
|
1630 |
2130 |
1250 |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ковшом |
|
Высота |
погрузки, |
м . . |
2,6 |
3,6 |
|
до 8,0 |
3,6 |
2,33 |
||||
Глубина |
|
выемки, |
м . . |
1,5 |
2,0 |
|
2,0 |
2,5 |
— |
|||
Вылет |
стрелы, |
м . . . |
3,0 |
4,0 |
|
6,3 |
3,7 |
— |
||||
Угол поворота |
стрелы, |
|
|
|
|
|
|
|
||||
град |
|
|
|
|
|
180 |
230 |
|
120 |
280 |
|
|
Продолжительность |
|
ра- |
|
0 |
|
|
15-20 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
14—17 |
17-35 |
45 |
|
|
||
Производительность, |
г/ч |
До 30 |
До |
25 |
На хлопке |
До 85 |
До |
50 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12—15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На удобре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ниях до 30 |
|
|
|
Дорожный |
просвет, |
мм |
260 |
— |
|
220 |
— |
260 |
|
|||
* Время |
снятия |
погрузчика с |
трактора |
20 мин, |
время навески на |
трактор — 30 |
мин. |
Погрузчик ПМГ-0,2 грейферный малогабаритный, предназначен для погрузки различных грузов как снаружи, так и внутри постро ек. Применяется для погрузки в транспортные средства и укладки в штабеля навоза из навозохранилищ и закрытых скотных дворов, минеральных удобрений, торфа, силоса, песка и других сыпучих материалов. Имеет крюк для погрузки штучных и затаренных
грузов. Навешивается на трактор ДТ-20. Агрегат обслуживает тракторист.
Погрузчик ПШ-0,4 универсальный. Для выполнения различных работ комплектуется грейфером для погрузки сыпучих грузов, ви лами для погрузки сена, силоса и навоза, а также крюком для по грузки затаренных и штучных грузов. В комплект рабочих органов также входит приспособление ПШД-500А для подбора провялен ной травы из валков, укладки ее на вешала специальной конструк ции и погрузки просушенного сена с вешал в транспортные сред ства. Приспособление можно использовать для стогования и по грузки сена и соломы. Рабочим органом приспособления является грабельная решетка, которая выполнена по типу рабочего органа
стогометателя. Погрузчик навешивается на самоходные |
шасси |
ДСШ-14, ДСШ-16, ДВСШ-16 и Т-16. Агрегат обслуживает |
тракто |
рист. |
|
Погрузчик ПУ-05, грейферный рекомендуется для хлопкосею щих районов. Он имеет грейфер для погрузки сыпучих грузов, грейфер с короткими зубьями для погрузки хлопка-сырца, грейфер с длинными зубьями для погрузки сена и камыша, а также две стропы (большую и малую) для погрузки штучных грузов. Погруз чик навешивают на тракторы Т-28 и ДТ-24-3. Агрегат обслуживает тракторист.
Погрузчик-экскаватор ПЭ-0,8 навешивается на трактор «Бела русь». В комплект сменных рабочих органов входят грейферный ковш для погрузки в транспортные средства легких и тяжелых сыпучих грузов, минеральных удобрений, корнеплодов и др.; когти для погрузки навоза, соломы и силоса; экскаваторная лопата для рытья траншей и других земляных работ; крюк для погрузки и раз грузки штучных грузов; бульдозер для сгребания погружаемого ма териала и легких планировочных работ. Агрегат обслуживает трак торист.
Погрузчик-бульдозер ПБ-35 навешивают на трактор ДТ-54А или Т-75, может работать фронтальным и перекидным способами. На воз, компост, торф, гравий, песок и материалы, не боящиеся по вреждений, грузят в транспортные средства перекидным способом с применением ковша. Разгружать материал можно как фронталь ным, так и перекидным способами. Агрегат обслуживает тракто рист.
Кроме универсальных погрузчиков, в сельском хозяйстве ис пользуют и специальные погрузчики: для загрузки сеялок, монти рованные на период сева на шасси автомобиля ГАЗ-51; для погруз ки свеклы, картофеля; для загрузки самолетов минеральными удобрениями и др. Для погрузки зерна в автомобили с тока при меняют зернопогрузчики непрерывного действия производитель ностью 20—100 т/ч.
При выборе погрузочно-разгрузочных средств необходимо учи тывать новые машины, постоянно выпускаемые промышленностьюдля сельского хозяйства, и приспособления рационализаторов и изо бретателей колхозов и совхозов.