Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 280

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Экономно расходовать топливо, смазочные и другие мате­ риалы.

3. Добиваться снижения прямых эксплуатационных затрат-

инакладных расходов.

4.Применять агрегаты соответственно грузам и расстоянию, перевозок.

5.Делать перевозки по разработанному плану, обеспечивающе­ му наименьший объем транспортных работ.

6. Увеличивать годовое использование транспортных агре­ гатов.

7. Применять механизированные способы погрузки и разгрузки..

Выбор т р а н с п о р т н ы х

и п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы х агрегатов

Транспортные и

погрузочно-разгрузочные работы занимают

большой удельный вес в сельскохозяйственном производстве. Тран­ спортные расходы в себестоимости сельскохозяйственной продукции составляют 35—45%.

Большие транспортные расходы в ряде случаев вызваны несоот­ ветствием применяемых транспортных средств производственным особенностям сельского хозяйства, условиям и организации исполь­ зования их. Так, например, насыпные и навалочные грузы (зерно» свекла, силос и т. п.), грузооборот которых составляет 70—80% общего грузооборота, иногда перевозят бортовыми автомобилями.. Однако, перевозить такие грузы на расстояние до 10—12 км вы­ годнее самосвальными автомобилями.

В неблагоприятных дорожных условиях, когда дороги становят­ ся малопроезжими от грязи, не всегда применяются автомобили повышенной проходимости. Однако на этот период приходится око­ ло 25% грузооборота колхозов и совхозов.

Поэтому для наиболее эффективного ведения хозяйства оченьважным является правильный выбор транспортных и погрузочноразгрузочных средств.

На основе объема транспортных работ, подлежащих выполне­ нию, характеристик грузовых автомобилей и прицепов, выпускае­ мых для сельского хозяйства, а также характеристик тракторов, и транспортных прицепов прежде необходимо установить, какиевиды транспортных агрегатов необходимы и какие из них целесо­

образно приобрести. На рис. 28 показаны грузовые

автомобили,,

выпускаемые для сельского хозяйства. Выбирая автомобили

для

перевозки грузов, учитывают характер перевозимых грузов

и до ­

рожные условия, а также годовую загрузку.

 

 

 

 

Установлено, что себестоимость

перевозки

груза

(на

расстоя­

ние 5 км) в зависимости от годовой

загрузки

автомобиля

сущест­

венно изменяется. Так, например, если годовая

загрузка автомоби­

ля ЗИЛ-164 уменьшится с 2500 до

1500

ч, то себестоимость

пере­

возки 1 т возрастает примерно на

9%.

Если

годовая

загрузка

уменьшится с 1500 до 500 ч, то себестоимость

перевозки

1 т груза

возрастает примерно на 40%. При

небольшой

годовой

загрузке


транспортные средства выгоднее брать по договору в транспорт­ ных организациях. Целесообразно на транспортных работах ис­ пользовать тракторы, свободные от полевых работ. Это позволит повысить их годовую загрузку и эффективность использования.

При выборе транспортных средств из числа имеющихся в хо­ зяйстве для перевозки грузов целесообразно пользоваться сравни­ тельным методом.

Для объективной оценки различных транспортных средств при­ нимают одинаковое расстояние перевозки, так как от него зависит удельный вес времени простоя" транспортных 'средств под погруз­ кой и разгрузкой, число рейсов и производительность.

При оценке отдельных транспортных средств используют сле­ дующие основные показатели:

производительность за 1 ч сменного времени или за смену в тон­

нах или тонна-километрах;

 

затраты труда, отнесенные к тонне перевезенного груза

или?

к произведенному тонна-километру;

 

себестоимость, отнесенная на тонну груза или на тонна-кило­

метр и др.

 

Последний показатель является обобщающим и наиболее

пол­

но оценивает транспортные средства.

 

Выгодность применения того или иного вида транспорта по про­ изводительности можно определить путем приравнивания произво­ дительности их и решения полученного выражения относительно расстояния перевозки. В результате будет определено предельное расстояние, ограничивающее выгодность применения транспорта,, относительно которого производилось решение.

Так, например, предельное расстояние, на котором выгоднее применять тракторный транспортный агрегат, чем грузовой автомо­ биль, определяют по формуле

 

 

.

Qrn ' ^"гп

• T'npa

Qra ' Ктя '

^прп . .

 

 

 

 

L "P ~"

Qra

Kra

_ Q r n ~ K ^

 

{ K

M h

 

 

 

 

 

f

^тех.т

f ^тех.а

 

 

 

 

 

где

Qr a — номинальная

 

грузоподъемность

автомобиля, т;

 

 

Qr n —номинальная

 

грузоподъемность

прицепа

трактора, г;

 

Кт&

коэффициент

 

динамического

использования

грузо­

 

 

подъемности

 

автомобиля;

 

 

 

 

 

 

Кга—коэффициент

 

динамического

использования

грузо­

 

 

подъемности

 

тракторного прицепа;

 

 

 

 

VWT техническая

скорость трактора,

км/ч;

 

 

 

 

Утех.а техническая

скорость автомобиля, км/ч;

 

 

 

<р — коэффициент использования

пробега;

 

 

 

Тпра

время

погрузки

и

разгрузки

автомобиля,

ч;

 

 

Тпрп — время

погрузки

и разгрузки прицепа

трактора,

ч.

 

П р и м е р .

Определить

 

предельное расстояние

( L n p

) , на

кото­

ром выгодно применять трактор МТЗ-52 с прицепом 2-ПТС-4М- 785А по сравнению с бортовым автомобилем ГАЗ-51А.


Дано:

Q r n = 4,0 т; У ^ и =15

км/ч; ф = 0,5;

Кг„=

Ктл=

1,0; Г п р п =

= 0,33 ч

(по нормативным

данным); Q r a =2, 5

т; VTex.a = 35 км/ч;

Тпра =0,62 Ч.

 

 

 

 

 

 

Погрузка автомобиля производится механизированным спосо­

бом, а разгрузка вручную тремя рабочими

 

 

 

 

L П р

4,0 • 1,0 • 0,62 -

2,5 • 1,0 • 0,33

: 16 КМ.

 

 

2,5 • 1,0

4,0 • 1,0

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5 • 15

0,5 • 35

 

 

 

Из примера следует, что указанный прицеп с гидроподъемным

механизмом в агрегате с трактором выгоднее

применять по произ­

водительности по сравнению

с бортовым автомобилем

ГАЗ-51А на

расстоянии до 16 км. Подобным образом можно решать и другие

.аналогичные примеры, выявляя выгодность применения

одного ви­

л а

транспорта по сравнению с другим

по производительности.

 

Чтобы определить выгодность применения одного вида транс-

люрта

по сравнению

с

другим по

себестоимости,

необходимо по

 

 

 

 

 

 

 

 

каждому из них рассчитать

затраты

 

360

1

/

 

 

 

280

на

1 т груза

по формулам,

приве­

 

320

 

 

 

 

денным

в этой главе.

 

 

 

 

 

 

/I

 

 

 

260

 

На

производительность

 

транс­

 

280

 

 

 

 

240

портных

агрегатов

и

себестоимость

 

 

 

 

 

перевозок

большое

влияние

оказы­

 

2W

 

 

 

 

 

220

вают погрузочно-разгрузочные

рабо­

 

 

 

 

 

 

ты.

 

Время

простоя

транспортных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

200

агрегатов на этих операциях скла­

^

160

 

 

 

 

 

180^

дывается

из

ожидания

погрузки,

 

 

 

 

 

времени маневрирования на погру-

 

120 f\\

 

 

 

 

160

зочно-разгрузочных пунктах, време­

 

 

 

 

 

ни погрузки и разгрузки и времени

 

80

1 \ 4

 

 

 

ПО

на

оформление

документов.

 

 

 

Ї0

 

 

 

120

 

На

рис. 29

показано,

как

изме­

 

 

 

 

 

 

няется

производительность

автомо­

 

 

 

 

 

 

 

Ш0

биля

при механизированной

и руч-

 

и

tu

чи ои ви іии

ной

погрузке-разгрузке,

а

 

также

 

 

 

 

"

 

 

 

влияние

механизации

 

погрузки

Рис.

29.

Изменение

производи-

и разгрузки

на изменение

произво-

 

 

тельности автомобиля:

дительности

при разном

расстоянии

./ — при

механизированной

погрузке-

ПЄОЄВОЗКИ ГОУЗЗ

 

 

 

 

 

разгрузке,

2

при

ручной

погрузке-

 

Из

 

rJ

 

 

 

ПрОИЗВО-

разгрузке,

3 —при

механизации по-

анализа

ИЗМЄНЄНИЯ

;уГноІР ^К

кой-ра^%у

зГйГТ-су'

ДИТеЛЬНОСТИ В ЗЗВИСИМОСТИ ОТ Р аС-

точная производительность, ткм, б— СТОЯНИЯ ПЄОЄВОЗКИ И

С П О С О б а ПОГ-

длина груженой ездки, км, а — увели-

 

г

-

чение производительности

при механи-

руЗКИ-раЗГруЗКИ ЭВТОМООИЛЯ СЛЄДУ-

зированной

погрузке и

разгрузке. %

^ 4 T Q

£ п р и м е н е н и Є м

СрвДСТВ МЄ-

ханизации

на коротких расстояниях

производительность увеличи­

вается вдвое по сравнению с ручной погрузкой-разгрузкой. С уве­ личением расстояния перевозки производительность увеличивает­ ся меньше и при 60—100 км и выше разница в производительнос-


ти

незначительна. Но при перевозках груза на далекие

расстоя­

ния

нецелесообразно применять ручную погрузку-разгрузку,

так

как при этом увеличиваются затраты труда.

 

 

 

Если погрузочно-разгрузочных средств недостаточно,

то в

пер­

вую очередь их следует применять на коротких перевозках груза, где их влияние на увеличение производительности транспортных агрегатов наибольшее.

Выбирать погрузочно-разгрузочные средства следует, учитывая вид груза, упаковку его, полное использование во время смены.

Полная

производительность

погрузочно-разгрузочных

средств

за смену должна

быть равна сменной производительности

обслужи­

ваемых

транспортных средств.

 

 

 

 

 

 

Для сельского хозяйства промышленность выпускает погрузоч­

но-разгрузочные средства периодического и непрерывного

действия.

В табл. 54 приведена характеристика погрузчиков периодическо­

го действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

54

 

 

Характеристика

погрузчиков периодического действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марка погрузчика

 

 

 

Показатели

 

 

ПМГ-0,2*

ПШ-0.4

ПУ-0,5

ПЭ-0,8

ПБ-35

 

 

 

 

 

 

Грузоподъемность,

т . .

0,2

0,4

 

0,5

0,8

1,5

 

 

 

 

 

 

600

817

 

1630

2130

1250

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ковшом

Высота

погрузки,

м . .

2,6

3,6

 

до 8,0

3,6

2,33

Глубина

 

выемки,

м . .

1,5

2,0

 

2,0

2,5

Вылет

стрелы,

м . . .

3,0

4,0

 

6,3

3,7

Угол поворота

стрелы,

 

 

 

 

 

 

 

град

 

 

 

 

 

180

230

 

120

280

 

 

Продолжительность

 

ра-

 

0

 

 

15-20

 

 

 

 

 

 

 

 

14—17

17-35

45

 

 

Производительность,

г/ч

До 30

До

25

На хлопке

До 85

До

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12—15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На удобре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ниях до 30

 

 

 

Дорожный

просвет,

мм

260

 

220

260

 

* Время

снятия

погрузчика с

трактора

20 мин,

время навески на

трактор — 30

мин.

Погрузчик ПМГ-0,2 грейферный малогабаритный, предназначен для погрузки различных грузов как снаружи, так и внутри постро­ ек. Применяется для погрузки в транспортные средства и укладки в штабеля навоза из навозохранилищ и закрытых скотных дворов, минеральных удобрений, торфа, силоса, песка и других сыпучих материалов. Имеет крюк для погрузки штучных и затаренных


грузов. Навешивается на трактор ДТ-20. Агрегат обслуживает тракторист.

Погрузчик ПШ-0,4 универсальный. Для выполнения различных работ комплектуется грейфером для погрузки сыпучих грузов, ви­ лами для погрузки сена, силоса и навоза, а также крюком для по­ грузки затаренных и штучных грузов. В комплект рабочих органов также входит приспособление ПШД-500А для подбора провялен­ ной травы из валков, укладки ее на вешала специальной конструк­ ции и погрузки просушенного сена с вешал в транспортные сред­ ства. Приспособление можно использовать для стогования и по­ грузки сена и соломы. Рабочим органом приспособления является грабельная решетка, которая выполнена по типу рабочего органа

стогометателя. Погрузчик навешивается на самоходные

шасси

ДСШ-14, ДСШ-16, ДВСШ-16 и Т-16. Агрегат обслуживает

тракто­

рист.

 

Погрузчик ПУ-05, грейферный рекомендуется для хлопкосею­ щих районов. Он имеет грейфер для погрузки сыпучих грузов, грейфер с короткими зубьями для погрузки хлопка-сырца, грейфер с длинными зубьями для погрузки сена и камыша, а также две стропы (большую и малую) для погрузки штучных грузов. Погруз­ чик навешивают на тракторы Т-28 и ДТ-24-3. Агрегат обслуживает тракторист.

Погрузчик-экскаватор ПЭ-0,8 навешивается на трактор «Бела­ русь». В комплект сменных рабочих органов входят грейферный ковш для погрузки в транспортные средства легких и тяжелых сыпучих грузов, минеральных удобрений, корнеплодов и др.; когти для погрузки навоза, соломы и силоса; экскаваторная лопата для рытья траншей и других земляных работ; крюк для погрузки и раз­ грузки штучных грузов; бульдозер для сгребания погружаемого ма­ териала и легких планировочных работ. Агрегат обслуживает трак­ торист.

Погрузчик-бульдозер ПБ-35 навешивают на трактор ДТ-54А или Т-75, может работать фронтальным и перекидным способами. На­ воз, компост, торф, гравий, песок и материалы, не боящиеся по­ вреждений, грузят в транспортные средства перекидным способом с применением ковша. Разгружать материал можно как фронталь­ ным, так и перекидным способами. Агрегат обслуживает тракто­ рист.

Кроме универсальных погрузчиков, в сельском хозяйстве ис­ пользуют и специальные погрузчики: для загрузки сеялок, монти­ рованные на период сева на шасси автомобиля ГАЗ-51; для погруз­ ки свеклы, картофеля; для загрузки самолетов минеральными удобрениями и др. Для погрузки зерна в автомобили с тока при­ меняют зернопогрузчики непрерывного действия производитель­ ностью 20—100 т/ч.

При выборе погрузочно-разгрузочных средств необходимо учи­ тывать новые машины, постоянно выпускаемые промышленностьюдля сельского хозяйства, и приспособления рационализаторов и изо­ бретателей колхозов и совхозов.