Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 279
Скачиваний: 0
Маршруты движения, их виды и применение
Маршрутом движения называется порядок следования транс портного агрегата между пунктами отправления и назначения гру зов. Маршруты движения различают маятниковые, радиальные и кольцевые (рис. 30). Маятниковый маршрут характерен тем, что движение транспортного агрегата многократно повторяется между двумя пунктами. Причем движение между этими пунктами может быть с обратным груженым пробегом; с обратным неполным гру женым пробегом и с обратным негруженым пробегом. Этот марш рут является распространенным движением транспорта в сельском хозяйстве. Наиболее эффективным из них является движение с гру зом в обоих направлениях. Радиальный маршрут представляет собой систему маятниковых маршрутов, имеющих общее место погрузки или разгрузки. Примерами этого маршрута движения мо жет быть перевозка зерна с разных полей на ток, перевозка удоб рений с фермы или семян со склада на разные поля и т. п. Коль цевой маршрут осуществляется при движении транспортного агре гата между несколькими пунктами по замкнутому контуру. Это г маршрут движения применяют при развозке нефтепродуктов, при
техническом обслуживании |
агрегатов передвижными |
пунктами |
и т. п. При выборе того или |
иного вида маршрута движения глав |
|
ным образом следует исходить из условий обеспечения |
наибольшей |
производительности транспортных агрегатов и наименьшей себе стоимости перевозок в данных условиях.
Рис. 30. Маршруты движения (толстые линии озна чают пробег с грузом, тонкие — без груза — холостой ход);
а и б — маятниковые, в и г — радиальные, д — кольцевой, е — петлевой
Для достижения этого, особенно при массовых перевозках того или иного груза, необходимо согласование движения транспортных
агрегатов и работы пунктов погрузки и |
разгрузки. |
Согласование |
|||||||||||||||||||
обеспечивают путем |
составления |
и выполнения |
графика |
движения |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
подвижного |
|
состава |
(рис. |
|||||||
км |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31). |
|
графике, |
в |
опреде |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ленном |
масштабе, |
по верти |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кали |
откладывают |
расстоя |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ния |
в |
километрах, |
соответ |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ствующие |
принятому |
мар |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
шруту, |
|
а |
по горизонтали |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
время |
в |
часах. |
Движение |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
транспортных |
агрегатов |
изо |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бражено |
наклонной |
линией, |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а горизонтальные |
линии со |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ответствуют |
простоям по тем |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
или иным причинам. Пра |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вильное |
составление и вы |
|||||||||
|
Рис. |
31. График |
движения: |
|
полнение |
графика |
исключа |
||||||||||||||
О — гараж, |
|
А — пункт |
погрузки, |
В — пункт |
ет очереди транспортных аг |
||||||||||||||||
|
регатов |
в ожидании |
погруз |
||||||||||||||||||
разгрузки, |
S e |
и Г е |
— длина |
ездки с грузом |
|||||||||||||||||
и затраты |
времени |
на нее, Тп |
•— вр^я |
подго |
ки |
или разгрузки |
и повыша |
||||||||||||||
товки подвижного |
состава, |
Тт |
— время |
по |
ет |
производительность |
на |
||||||||||||||
грузки |
груза, Гр г |
— время разгрузки груза, |
|||||||||||||||||||
40—50%. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
Г 0 |
— простои |
из-за |
обслуживания |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Р а с ч е т потребног о |
к о л и ч е с т в а |
т р а н с п о р т н ы х |
агрегато в |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
В сельскохозяйственном |
производстве |
транспортные |
|
средства |
|||||||||||||||||
связаны с процессом производства сельскохозяйственных |
продук |
||||||||||||||||||||
тов и с перевозкой готовой продукции. Перевозка |
готовой |
продук |
|||||||||||||||||||
ции осуществляется |
как внутри хозяйства, так и за его пределами. |
||||||||||||||||||||
Во всех случаях очень важным |
является |
правильное |
установление |
||||||||||||||||||
потребного |
количества |
принятых типов |
и |
марок |
транспортных |
средств. Всякое несоответствие между объемом транспортных ра бот, подлежащих выполнению за определенный срок и количеством транспортных единиц, приводит в ряде случаев к порче и потерям сельскохозяйственной продукции, к нарушению технологических процессов и снижению использования как машинно-тракторных, так и транспортных агрегатов. Чтобы определить потребное коли
чество транспортных единиц на |
перевозке определенного груза, |
|||
необходимо знать общий |
объем |
транспортных |
работ, |
количество |
рабочих дней, в течение |
которых |
работа должна |
быть |
выполнена, |
и производительность агрегатов.
Прежде нужно установить общий объем транспортных работ по
видам перевозок, который определяют: |
|
а) при внесении органических и минеральных |
удобрений |
2 0 = Fy • Н • S c p (ткм),
где |
F |
— площадь, на которую нужно |
внести удобрения, га; |
||||||||
|
Н — средняя |
норма внесения удобрений, т/га; |
|
|
|||||||
|
Sc p —среднее расстояние перевозки удобрений, км; |
|
|
||||||||
|
б) |
при посеве |
сельскохозяйственных |
культур |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
2 о = |
ї о о о — |
(шкм), |
|
|
|
|
где |
Fc— |
площадь |
посева под определенной |
культурой, |
га; |
|
|||||
|
Н — норма высева семян |
определенной |
культуры, |
кг/га; |
|||||||
|
в) при уборке |
урожая |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Qo = F y < > |
iq |
|
{шкм), |
|
|
|
где |
Fy6— |
площадь уборки под посевом определенной культуры, га; |
|||||||||
|
У — средняя |
урожайность |
убираемой |
сельскохозяйственной |
|||||||
|
|
|
культуры, |
ц/га. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зная производительность транспортного агрегата, объем и сро |
||||||||||
ки перевозок, можно определить потребное |
их количество |
по от |
|||||||||
дельным |
перевозкам |
по формуле |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
_ |
^o |
|
|
|
|
где |
й а — потребное |
количество |
однотипных |
транспортных |
агрега |
||||||
|
Др |
|
тов; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— срок перевозки в рабочих днях; |
|
|
|
|||||||
|
Wn—дневная |
|
производительность транспортного |
агрегата, |
|||||||
|
|
|
ткм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Необходимое количество механизированных средств при выпол |
||||||||||
нении погрузочных работ определяют по формуле |
|
|
|||||||||
где |
К„—необходимое |
количество погрузчиков; |
|
|
|||||||
|
2 Д — дневной объем транспортных |
работ, т; |
|
|
|||||||
|
2 П |
— дневная |
производительность |
принятого погрузчика, г |
|||||||
|
|
|
(устанавливается по нормативным данным или по техни |
||||||||
|
|
|
ческой характеристике его). |
|
|
|
|
||||
|
Транспортные средства подвозят посевные, посадочные и дру |
||||||||||
гие материалы к машинно-тракторным |
агрегатам, а также |
отвозят |
сельскохозяйственную продукцию от уборочных агрегатов. Очень
важно установить потребное их |
количество. При подвозке грузов |
к машинно-тракторным агрегатам |
возможны случаи, когда несколь |
ко транспортных агрегатов обслуживает один машинно-тракторный агрегат и когда один транспортный агрегат обслуживают несколь ко машинно-тракторных агрегатов. Эти случаи вызваны разным соотношением производительности транспортных и машинно-трак торных агрегатов.
Необходимое количество транспортных средств для одного или нескольких комбайнов для обеспечения бесперебойного технологи-
11 |
3669 |
161 |
ческого обслуживания уборочных агрегатов на отвозке сельскохо зяйственной продукции определяют по формуле
|
|
_ |
WKnKV |
|
|
|
|
|
|
|
"та — |
1 0 п / т а . |
|
|
|
|
|
где пта—потребное |
количество |
транспортных |
агрегатов |
для тех |
||||
нологического обслуживания |
одного |
или |
нескольких |
|||||
комбайнов; |
|
|
|
|
|
|
||
WK—сменная |
производительность |
одного |
комбайна, |
га; |
||||
У— урожайность убираемой |
сельскохозяйственной |
культу |
||||||
ры, |
ц/га; |
|
|
|
|
|
|
|
пк—количество |
одинаковых |
комбайнов; |
|
|
|
|||
WT a — сменная производительность одного транспортного аг |
||||||||
регата, т; |
|
|
|
|
|
|
||
10 — количество центнеров в 1 тонне. |
|
|
|
|||||
П р и м е р . |
Определить необходимое |
количество |
автомобилей- |
самосвалов ГАЗ-93Б для отвозки картофеля от двух картофелеубо рочных комбайнов ККУ-2 «Дружба», работающих групповым спо собом.
Дано: № к = 0 , 2 3 |
га/ч; |
У=200 |
ц/га; |
пк=2; |
№ т а = 3,25 т/ч. |
|||
п |
гата |
= |
0,23 |
- 200 |
- 2 |
92 |
0 |
с о |
Р е ш е н и е : |
— ю |
. з 25— = |
-^-^ = |
|
2,86. |
|||
Принимаем три автомобиля ГАЗ-93Б. |
|
|
|
|||||
Аналогично можно делать расчеты |
и для других процессов. |
|||||||
Р а з р а б о т ка |
п л а н а |
перевозки |
г р у з о в п р и б л и ж е н н ы м |
методом |
В условиях сельскохозяйственного производства возникает необ ходимость составлять планы перевозки грузов из нескольких пунк тов отправления в несколько пунктов назначения. Например, завоз сена из сенокосных угодий на животноводческие фермы или вы возка органических удобрений из ферм на поля и т. п.
При этом необходимо составлять такой план, чтобы затраты средств или объем транспортных работ были минимальными.
Чтобы составить оптимальный план, необходимо применить ма тематические методы линейного программирования. Наиболее про
стым, не требующим |
специальной математической подготовки |
и достаточно точным |
для практических целей, является метод |
апроксимации. |
|
Чтобы установить сущность этого метода, рассмотрим примени тельно к вывозке органических удобрений из трех животноводче ских ферм на пять полевых участков (табл. 55). При этом требует ся органические удобрения на фермах распределить по полевым участкам так, чтобы удовлетворить их потребность и обеспечить перевозку по наиболее выгодным маршрутам с наименьшей суммой транспортных издержек.
В табл. 55 приведен план вывозки органических удобрений, со ставленный методом апроксимации. В каждую строку, соответству ющую полевому участку, по данным хозяйства записывают в пра-
План |
вывозки |
органических |
удобрении, |
составленный |
методом |
апроксимации |
|||||
|
|
|
Животноводческие фермы |
|
|
|
|
Потреб |
|||
|
|
|
|
|
|
|
Столбец |
||||
Полевые |
участки |
|
|
|
|
ность |
в |
||||
I |
|
II |
Ш |
разности |
удобре |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
ниях, |
г |
|||
I |
|
|
3 |
|
5 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
600 |
1,1 |
|
600 |
|
|
II |
|
|
1 |
|
3 |
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
4000 |
|
|
|
2, |
2, |
2 |
4000 |
|
I I I |
|
|
4 |
|
8 |
12 |
|
|
250 |
|
|
|
|
|
250 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
IV |
|
|
2 |
|
4 |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
250 |
850 |
|
900 |
2, |
2, |
2 |
2000 |
|
V |
|
|
3 |
|
2 |
|
6 |
|
|
150 |
|
|
|
|
|
150 |
|
|
1, |
1, 1 |
|
||
Строка |
разности |
1, 1, 1 |
1, |
1. 1 |
3, 3, |
1 |
|
|
|
|
|
Наличие |
удобре |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ний, |
г |
|
4500 |
1000 |
1500 |
|
|
7000 |
|
вом углу клеток расстояния от животноводческих ферм до участ ков, а в конце строки их потребность в удобрениях. В нижней стро ке записывают наличие удобрений на каждой ферме.
Для решения задачи прежде по каждой строке и каждому столбцу разностей записывают величины, показывающие разность между двумя наименьшими расстояниями. Так, например, по пер вой строке наименьшими расстояниями являются 2 и 3 км, следо вательно, разность между ними 1 км, которую записываем в стол бец разностей по первой строке; по второй строке— 1 и 3, разность
между ними 2 км, записываем в столбец |
разностей второй |
строки |
|
и т. д. по каждой строке. Подобные |
разности устанавливают и по |
||
всем столбцам, которые записывают |
в |
соответствующую |
строку |
разностей. После установления разностей между двумя наимень шими расстояниями по каждой строке и каждому столбцу находят
наибольшую ее величину. В нашем |
примере, на первом |
этапе вы |
|
числений, наибольшая величина разности равна |
4 и относится она |
||
к третьей строке. В этой строке находят клетку |
с наименьшим рас |
||
стоянием между полевым участком |
и животноводческой |
фермой |
|
и записывают в нее максимально |
возможный |
объем |
перевозок |
с учетом ограничений по строке и столбцу. Наименьшее расстояние по этой строке имеет клетка, относящаяся к первой животноводче ской ферме. В нее записывают 250, это означает, что с первой жи вотноводческой фермы органические удобрения в этом количестве будут перевезены на третий полевой участок. Поскольку потреб ность в органических удобрениях третьего полевого участка пол ностью удовлетворена, то остальные клетки третьей строки