Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Маршруты движения, их виды и применение

Маршрутом движения называется порядок следования транс­ портного агрегата между пунктами отправления и назначения гру­ зов. Маршруты движения различают маятниковые, радиальные и кольцевые (рис. 30). Маятниковый маршрут характерен тем, что движение транспортного агрегата многократно повторяется между двумя пунктами. Причем движение между этими пунктами может быть с обратным груженым пробегом; с обратным неполным гру­ женым пробегом и с обратным негруженым пробегом. Этот марш­ рут является распространенным движением транспорта в сельском хозяйстве. Наиболее эффективным из них является движение с гру­ зом в обоих направлениях. Радиальный маршрут представляет собой систему маятниковых маршрутов, имеющих общее место погрузки или разгрузки. Примерами этого маршрута движения мо­ жет быть перевозка зерна с разных полей на ток, перевозка удоб­ рений с фермы или семян со склада на разные поля и т. п. Коль­ цевой маршрут осуществляется при движении транспортного агре­ гата между несколькими пунктами по замкнутому контуру. Это г маршрут движения применяют при развозке нефтепродуктов, при

техническом обслуживании

агрегатов передвижными

пунктами

и т. п. При выборе того или

иного вида маршрута движения глав­

ным образом следует исходить из условий обеспечения

наибольшей

производительности транспортных агрегатов и наименьшей себе­ стоимости перевозок в данных условиях.

Рис. 30. Маршруты движения (толстые линии озна­ чают пробег с грузом, тонкие — без груза — холостой ход);

а и б — маятниковые, в и г — радиальные, д — кольцевой, е — петлевой

Для достижения этого, особенно при массовых перевозках того или иного груза, необходимо согласование движения транспортных

агрегатов и работы пунктов погрузки и

разгрузки.

Согласование

обеспечивают путем

составления

и выполнения

графика

движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подвижного

 

состава

(рис.

км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31).

 

графике,

в

опреде­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ленном

масштабе,

по верти­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кали

откладывают

расстоя­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния

в

километрах,

соответ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ствующие

принятому

мар­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шруту,

 

а

по горизонтали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

время

в

часах.

Движение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

транспортных

агрегатов

изо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бражено

наклонной

линией,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а горизонтальные

линии со­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ответствуют

простоям по тем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или иным причинам. Пра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вильное

составление и вы­

 

Рис.

31. График

движения:

 

полнение

графика

исключа­

О — гараж,

 

А — пункт

погрузки,

В — пункт

ет очереди транспортных аг­

 

регатов

в ожидании

погруз­

разгрузки,

S e

и Г е

— длина

ездки с грузом

и затраты

времени

на нее, Тп

•— вр^я

подго­

ки

или разгрузки

и повыша­

товки подвижного

состава,

Тт

— время

по­

ет

производительность

на

грузки

груза, Гр г

— время разгрузки груза,

40—50%.

 

 

 

 

 

 

Г 0

— простои

из-за

обслуживания

 

 

 

 

 

 

 

Р а с ч е т потребног о

к о л и ч е с т в а

т р а н с п о р т н ы х

агрегато в

 

 

 

 

 

В сельскохозяйственном

производстве

транспортные

 

средства

связаны с процессом производства сельскохозяйственных

продук­

тов и с перевозкой готовой продукции. Перевозка

готовой

продук­

ции осуществляется

как внутри хозяйства, так и за его пределами.

Во всех случаях очень важным

является

правильное

установление

потребного

количества

принятых типов

и

марок

транспортных

средств. Всякое несоответствие между объемом транспортных ра­ бот, подлежащих выполнению за определенный срок и количеством транспортных единиц, приводит в ряде случаев к порче и потерям сельскохозяйственной продукции, к нарушению технологических процессов и снижению использования как машинно-тракторных, так и транспортных агрегатов. Чтобы определить потребное коли­

чество транспортных единиц на

перевозке определенного груза,

необходимо знать общий

объем

транспортных

работ,

количество

рабочих дней, в течение

которых

работа должна

быть

выполнена,

и производительность агрегатов.

Прежде нужно установить общий объем транспортных работ по

видам перевозок, который определяют:

 

а) при внесении органических и минеральных

удобрений

2 0 = Fy • Н • S c p (ткм),


где

F

— площадь, на которую нужно

внести удобрения, га;

 

Н — средняя

норма внесения удобрений, т/га;

 

 

 

Sc p —среднее расстояние перевозки удобрений, км;

 

 

 

б)

при посеве

сельскохозяйственных

культур

 

 

 

 

 

 

 

2 о =

ї о о о —

(шкм),

 

 

 

где

Fc

площадь

посева под определенной

культурой,

га;

 

 

Н — норма высева семян

определенной

культуры,

кг/га;

 

в) при уборке

урожая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qo = F y < >

iq

 

{шкм),

 

 

 

где

Fy6

площадь уборки под посевом определенной культуры, га;

 

У — средняя

урожайность

убираемой

сельскохозяйственной

 

 

 

культуры,

ц/га.

 

 

 

 

 

 

 

Зная производительность транспортного агрегата, объем и сро­

ки перевозок, можно определить потребное

их количество

по от­

дельным

перевозкам

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_

^o

 

 

 

 

где

й а — потребное

количество

однотипных

транспортных

агрега­

 

Др

 

тов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— срок перевозки в рабочих днях;

 

 

 

 

Wn—дневная

 

производительность транспортного

агрегата,

 

 

 

ткм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимое количество механизированных средств при выпол­

нении погрузочных работ определяют по формуле

 

 

где

К„—необходимое

количество погрузчиков;

 

 

 

2 Д — дневной объем транспортных

работ, т;

 

 

 

2 П

— дневная

производительность

принятого погрузчика, г

 

 

 

(устанавливается по нормативным данным или по техни­

 

 

 

ческой характеристике его).

 

 

 

 

 

Транспортные средства подвозят посевные, посадочные и дру­

гие материалы к машинно-тракторным

агрегатам, а также

отвозят

сельскохозяйственную продукцию от уборочных агрегатов. Очень

важно установить потребное их

количество. При подвозке грузов

к машинно-тракторным агрегатам

возможны случаи, когда несколь­

ко транспортных агрегатов обслуживает один машинно-тракторный агрегат и когда один транспортный агрегат обслуживают несколь­ ко машинно-тракторных агрегатов. Эти случаи вызваны разным соотношением производительности транспортных и машинно-трак­ торных агрегатов.

Необходимое количество транспортных средств для одного или нескольких комбайнов для обеспечения бесперебойного технологи-

11

3669

161


ческого обслуживания уборочных агрегатов на отвозке сельскохо­ зяйственной продукции определяют по формуле

 

 

_

WKnKV

 

 

 

 

 

 

"та

1 0 п / т а .

 

 

 

 

где пта—потребное

количество

транспортных

агрегатов

для тех­

нологического обслуживания

одного

или

нескольких

комбайнов;

 

 

 

 

 

 

WK—сменная

производительность

одного

комбайна,

га;

У— урожайность убираемой

сельскохозяйственной

культу­

ры,

ц/га;

 

 

 

 

 

 

 

пк—количество

одинаковых

комбайнов;

 

 

 

WT a — сменная производительность одного транспортного аг­

регата, т;

 

 

 

 

 

 

10 — количество центнеров в 1 тонне.

 

 

 

П р и м е р .

Определить необходимое

количество

автомобилей-

самосвалов ГАЗ-93Б для отвозки картофеля от двух картофелеубо­ рочных комбайнов ККУ-2 «Дружба», работающих групповым спо­ собом.

Дано: № к = 0 , 2 3

га/ч;

У=200

ц/га;

пк=2;

т а = 3,25 т/ч.

п

гата

=

0,23

- 200

- 2

92

0

с о

Р е ш е н и е :

ю

. з 25— =

-^-^ =

 

2,86.

Принимаем три автомобиля ГАЗ-93Б.

 

 

 

Аналогично можно делать расчеты

и для других процессов.

Р а з р а б о т ка

п л а н а

перевозки

г р у з о в п р и б л и ж е н н ы м

методом

В условиях сельскохозяйственного производства возникает необ­ ходимость составлять планы перевозки грузов из нескольких пунк­ тов отправления в несколько пунктов назначения. Например, завоз сена из сенокосных угодий на животноводческие фермы или вы­ возка органических удобрений из ферм на поля и т. п.

При этом необходимо составлять такой план, чтобы затраты средств или объем транспортных работ были минимальными.

Чтобы составить оптимальный план, необходимо применить ма­ тематические методы линейного программирования. Наиболее про­

стым, не требующим

специальной математической подготовки

и достаточно точным

для практических целей, является метод

апроксимации.

 

Чтобы установить сущность этого метода, рассмотрим примени­ тельно к вывозке органических удобрений из трех животноводче­ ских ферм на пять полевых участков (табл. 55). При этом требует­ ся органические удобрения на фермах распределить по полевым участкам так, чтобы удовлетворить их потребность и обеспечить перевозку по наиболее выгодным маршрутам с наименьшей суммой транспортных издержек.

В табл. 55 приведен план вывозки органических удобрений, со­ ставленный методом апроксимации. В каждую строку, соответству­ ющую полевому участку, по данным хозяйства записывают в пра-



План

вывозки

органических

удобрении,

составленный

методом

апроксимации

 

 

 

Животноводческие фермы

 

 

 

 

Потреб­

 

 

 

 

 

 

 

Столбец

Полевые

участки

 

 

 

 

ность

в

I

 

II

Ш

разности

удобре­

 

 

 

 

 

 

 

ниях,

г

I

 

 

3

 

5

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

600

1,1

 

600

 

II

 

 

1

 

3

 

7

 

 

 

 

 

 

 

4000

 

 

 

2,

2,

2

4000

 

I I I

 

 

4

 

8

12

 

 

250

 

 

 

 

250

 

 

 

 

4

 

 

IV

 

 

2

 

4

 

5

 

 

 

 

 

 

 

250

850

 

900

2,

2,

2

2000

 

V

 

 

3

 

2

 

6

 

 

150

 

 

 

 

 

150

 

 

1,

1, 1

 

Строка

разности

1, 1, 1

1,

1. 1

3, 3,

1

 

 

 

 

Наличие

удобре­

 

 

 

 

 

 

 

 

ний,

г

 

4500

1000

1500

 

 

7000

 

вом углу клеток расстояния от животноводческих ферм до участ­ ков, а в конце строки их потребность в удобрениях. В нижней стро­ ке записывают наличие удобрений на каждой ферме.

Для решения задачи прежде по каждой строке и каждому столбцу разностей записывают величины, показывающие разность между двумя наименьшими расстояниями. Так, например, по пер­ вой строке наименьшими расстояниями являются 2 и 3 км, следо­ вательно, разность между ними 1 км, которую записываем в стол­ бец разностей по первой строке; по второй строке— 1 и 3, разность

между ними 2 км, записываем в столбец

разностей второй

строки

и т. д. по каждой строке. Подобные

разности устанавливают и по

всем столбцам, которые записывают

в

соответствующую

строку

разностей. После установления разностей между двумя наимень­ шими расстояниями по каждой строке и каждому столбцу находят

наибольшую ее величину. В нашем

примере, на первом

этапе вы­

числений, наибольшая величина разности равна

4 и относится она

к третьей строке. В этой строке находят клетку

с наименьшим рас­

стоянием между полевым участком

и животноводческой

фермой

и записывают в нее максимально

возможный

объем

перевозок

с учетом ограничений по строке и столбцу. Наименьшее расстояние по этой строке имеет клетка, относящаяся к первой животноводче­ ской ферме. В нее записывают 250, это означает, что с первой жи­ вотноводческой фермы органические удобрения в этом количестве будут перевезены на третий полевой участок. Поскольку потреб­ ность в органических удобрениях третьего полевого участка пол­ ностью удовлетворена, то остальные клетки третьей строки