Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

войлока, на рукоятки рычагов управления и педали надевают вой­ лочные или суконные чехлы; утепляют в системе охлаждения ниж­ ний шланг радиатора тонким войлоком или сукном, покрывая сверху брезентом. Брезент укрепляют проволокой и закрашивают масляной краской.

Топливопроводы и трубопроводы системы смазки обертывают сукном или войлоком, затем тканью, закрепляют тонкой мягкой проволокой и покрывают масляной краской. Масляные и топлив­

ные

фильтры утепляют чехлами из плотной парусины или брезен­

та с

набивкой из войлока или ваты. В чехлах делают отверстия

для

слива отстоя.

В

районах с суровым климатом и при работе трактора вдали

от населенных пунктов необходимо установить специальные подо­ греватели, работающие независимо от двигателя трактора. Суще­ ственное преимущество таких подогревателей состоит в том, что они не только обогревают кабину, но и подогревают двигатель перед пуском.

В зимних условиях очень важно обеспечить хорошую видимость. Поэтому для предохранения лобового стекла от замерзания к нему подводят теплый воздух. На стекло можно установить спиральный электронагреватель от аккумуляторной батареи. Хороший эффект получается от применения обыкновенной рамки со стеклом, кото­ рую плотно прикрепляют к лобовому стеклу, чтобы воздушная прослойка служила термоизолятором.

П у с к т р а к т о р н ы х

д в и г а т е л е й

 

При зимней эксплуатации тракторов пуск

двигателей после

продолжительной

остановки затрудняется. Это происходит пото­

му, что при низкой

температуре окружающего

воздуха увеличива­

ется момент сопротивления прокручиванию коленчатого вала дви­

гателя;

снижаются обороты и

развиваемая

мощность стартера

(при

запуске электрическим

стартером);

увеличивается утечка

воздуха или рабочей смеси через неплотности в поршневых коль­ цах при медленном вращении вала двигателя; увеличивается теп­ лоотдача через стенки цилиндров во время сжатия; понижается температура воздуха, поступающего в двигатель; увеличивается вязкость топлива и ухудшается его испаряемость; ухудшается вос­ пламенение и сгорание рабочей смеси.

В настоящее время для дизельных тракторов приняты следую­ щие схемы пуска основного двигателя: аккумулятор — стартер — дизель; пусковой бензиновый двигатель — дизель; аккумулятор — стартер — пусковой бензиновый двигатель — дизель. Пуск основ­ ного двигателя электростартером проводится, как правило, у трак­ торов небольшой мощности.

Правилами эксплуатации и инструкциями заводов пуск холод­ ного двигателя в зимний период категорически запрещен. В этих условиях перед пуском двигатель нужно подогревать. Перед пу-


ском двигателей с водяным охлаждением (при отсутствии индиви­ дуальных подогревателей) рекомендуется залить в картер двига­ теля масло, подогретое до 70—80° С, закрыть шторку радиатора и клапан утеплительного капота, открыть сливные краники, залить нагретую до 90—95° воду в радиатор. Как только из сливных кра­ ников потечет вода, нагретая до температуры +30—40°, закрыть

краники и дозаправить систему

охлаждения двигателя. Если вода

из краников не вытекает, нужно

найти причину и устранить ее.

Чаще всего вода не вытекает из-за замерзания в нижней части си­ стемы охлаждения или засорения краников. К началу пуска тем­

пература стенок головки двигателя должна

быть не менее

40°. Ес­

ли она менее 40°, то нужно

слить часть воды, одновременно добав­

ляя

в систему охлаждения

горячую воду, и довести тепловое со­

стояние стенок головки до указанного значения. Необходимое коли­

чество горячей воды для предпускового прогрева двигателя

зависит

от температуры

окружающего воздуха (табл. 96).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

96

Количество горячей

воды,

необходимое

для предпускового подогрева

двигателя,

в зависимости от марки

трактора и температуры

окружающего

воздуха,

л

 

 

 

 

 

Температура воздуха, °С

 

 

 

Марка трактора

до -10

от —10 до —20 от —20 до —40

ниже—40

 

 

 

ДТ-14

 

 

8

10—15

15—25

 

40

 

Т-24

 

 

 

15

25—30

30—45

 

75

 

Т-28

 

 

 

15

25—30

30—45

 

75

 

МТЗ

всех модификаций

 

25

40—50

50—75

 

125

 

Т-38

 

 

 

33

50—60

60—90

 

150

 

ДТ-54 и ДТ-55

 

 

60

90—120

120—180

 

300

 

С-80

и С-100

 

 

64

90—120

120—180

 

300

 

После запуска двигатель нельзя сразу вводить в эксплуатацию,

так

как требуется рабочая

температура двигателя,

оцениваемая

температурой охлаждающей жидкости и масла. Поэтому после за­ пуска рекомендуется дать двигателю поработать на холостом ходу

при

закрытой шторке радиатора для постепенного прогрева

под­

шипников коленчатого вала. При достижении температуры

масла

не

ниже 10° следует увеличить число оборотов коленчатого

вала

до

1000—1100 в минуту. С повышением температуры масла

до 20°

нужно включить пониженную передачу и на этом же режиме про­ должать прогрев в движении. При достижении температуры масла 40—50° трактор можно вводить в эксплуатацию.


Особенности ухода за тракторами

Технический уход, как правило, нужно проводить в теплом по­ мещении сразу после остановки трактора, когда детали его узлов и агрегатов находятся в нагретом состоянии. Если таких условий нет, то технический уход следует проводить в простейших специ­ ально подготовленных местах (палатки, легкий навес и т. д.) или естественных укрытиях (овраг, углубление).

В систему охлаждения двигателя рекомендуется заливать жид­ кости, имеющие низкую температуру замерзания. Все большее рас­ пространение получают антифризы. Лучшими из них являются этиленгликолевые, представляющие смесь этиленгликоля с водой. По ГОСТ 159—52 этиленгликолевые антифризы выпускаются марки 40 и 65. Цифры показывают температуру замерзания смеси. В про­ цессе работы двигателя необходимо контролировать качество анти­

фриза ареометром

или гидрометром, так как при этом

изменяется

его концентрация

и температура

замерзания

(табл. 97).

 

 

 

Т а б л и ц а

97

Влияние концентрации этиленгликоля на плотность

 

 

и температуру

замерзания его

 

Концентрация этилен­

Плотность при

Температура

гликоля, %

20°, г/см3

замерзания, ° С

 

26,4

1,0340

- 1 0

 

 

35,4

1,0506

- 2 0

 

 

45,6

1,0627

- 3 0

 

 

52,6

1,0713

- 4 0

 

 

58,0

1,0780

- 5 0

 

 

66,3

1,0866

- 6 0

 

 

68,5

1,0883

- 6 6

 

Антифризы марки 40 и 65 и другие низкозамерзающие жидкости ядовиты и попадание их в организм человека даже в небольшом количестве может вызвать отравление со смертельным исходом. Поэтому механизаторы, не прошедшие специального инструктажа по применению антифризов, к работе не допускаются. Низкозамерзающих жидкостей следует заливать в систему охлаждения на 5—7% меньше, чем воды.

Применять зимой в качестве охлаждающей жидкости летнее дизельное топливо запрещается, так как это может вывести двига­ тель из строя. В исключительных случаях допускается применение зимнего дизельного топлива.

Практика показывает, что при несоблюдении правил зимней эксплуатации тракторов до 35% всех возникающих неисправностей приходится на систему охлаждения. Поэтому уход за ней в холод-


ное время года должен быть особенно тщательным. Следует также учитывать, что низкая температура окружающего воздуха сильно влияет на основные свойства топлива и смазочных материалов. С понижением температуры увеличивается вязкость топлива, ухуд­ шается распыл, быстрее изнашиваются прецизионные детали топ­ ливной аппаратуры. Топливо с высокой температурой застывания теряет подвижность, что затрудняет использование его в холодное время. В связи с этим при низких температурах необходимо при­ менять только зимние сорта топлива, строго по ГОСТу (табл. 98).

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 98

 

 

Зимние сорта

топлива

 

п/п

Марка топлива

 

Содержание

Применяется при температуре

 

серы, %

окружающего воздуха, °С

1

Дизельное

арктическое ДА, ГОСТ

До

0,2

Ниже —30

 

4749—49

 

 

 

 

 

2

Дизельное

Д З , ГОСТ

4749—49

До

0,2

Д о - 3 0

3

Дизельное

арктическое

А, ГОСТ

Не

более

Ниже —20

 

305—62

 

 

0,4

 

4

Дизельное

3, ГОСТ 305—62

Не

более

До - 2 0

 

 

 

 

0,6

 

 

Понижение температуры окружающего воздуха также резко влияет на эксплуатационные свойства картерных и трансмиссион­ ных масел. При этом повышается их вязкость, что вызывает потери мощности на трение, увеличенный износ деталей, расход масла, затрудняет запуск двигателя. Поэтому очень важно правильно по­ добрать смазочные масла для двигателя, трансмиссии и ходовой части трактора (табл. 99).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

99

 

Масла, применяемые зимой, и их назначение

 

 

 

Название масла

Марка масла

гост

Назначение

 

Масло

дизельное

Дп-8

5304—54

Смазка

 

дизельного

зимнее

 

Дс-8 с 6% при­

8581—63

двигателя,

топливного

 

 

садки ВНИИ

 

насоса,

редуктора

пу­

 

 

НП-360

 

скового

 

двигателя,

 

 

Дс-8 с 5%

 

трансмиссии

трактора

 

 

присадки

 

ДТ-75

 

 

 

 

 

ЦИАТИМ-339

 

 

 

 

 

Масло

трансмисси­

Зимнее

542—50

Смазка

зубчатых

ко­

онное автотрактор­

 

 

лес коробки

перемены

ное

 

 

 

передач,

заднего моста

 

 

 

 

и т. п.

 

 

 

Масло

автотрак­

АСп-6

1862—63

Смазка

подшипников,

торное

 

 

 

поддерживающих

ро­

 

 

 

 

ликов,

направляющих

 

 

 

 

колес, опорных катков