Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 281
Скачиваний: 0
войлока, на рукоятки рычагов управления и педали надевают вой лочные или суконные чехлы; утепляют в системе охлаждения ниж ний шланг радиатора тонким войлоком или сукном, покрывая сверху брезентом. Брезент укрепляют проволокой и закрашивают масляной краской.
Топливопроводы и трубопроводы системы смазки обертывают сукном или войлоком, затем тканью, закрепляют тонкой мягкой проволокой и покрывают масляной краской. Масляные и топлив
ные |
фильтры утепляют чехлами из плотной парусины или брезен |
та с |
набивкой из войлока или ваты. В чехлах делают отверстия |
для |
слива отстоя. |
В |
районах с суровым климатом и при работе трактора вдали |
от населенных пунктов необходимо установить специальные подо греватели, работающие независимо от двигателя трактора. Суще ственное преимущество таких подогревателей состоит в том, что они не только обогревают кабину, но и подогревают двигатель перед пуском.
В зимних условиях очень важно обеспечить хорошую видимость. Поэтому для предохранения лобового стекла от замерзания к нему подводят теплый воздух. На стекло можно установить спиральный электронагреватель от аккумуляторной батареи. Хороший эффект получается от применения обыкновенной рамки со стеклом, кото рую плотно прикрепляют к лобовому стеклу, чтобы воздушная прослойка служила термоизолятором.
П у с к т р а к т о р н ы х |
д в и г а т е л е й |
|
При зимней эксплуатации тракторов пуск |
двигателей после |
|
продолжительной |
остановки затрудняется. Это происходит пото |
|
му, что при низкой |
температуре окружающего |
воздуха увеличива |
ется момент сопротивления прокручиванию коленчатого вала дви
гателя; |
снижаются обороты и |
развиваемая |
мощность стартера |
(при |
запуске электрическим |
стартером); |
увеличивается утечка |
воздуха или рабочей смеси через неплотности в поршневых коль цах при медленном вращении вала двигателя; увеличивается теп лоотдача через стенки цилиндров во время сжатия; понижается температура воздуха, поступающего в двигатель; увеличивается вязкость топлива и ухудшается его испаряемость; ухудшается вос пламенение и сгорание рабочей смеси.
В настоящее время для дизельных тракторов приняты следую щие схемы пуска основного двигателя: аккумулятор — стартер — дизель; пусковой бензиновый двигатель — дизель; аккумулятор — стартер — пусковой бензиновый двигатель — дизель. Пуск основ ного двигателя электростартером проводится, как правило, у трак торов небольшой мощности.
Правилами эксплуатации и инструкциями заводов пуск холод ного двигателя в зимний период категорически запрещен. В этих условиях перед пуском двигатель нужно подогревать. Перед пу-
ском двигателей с водяным охлаждением (при отсутствии индиви дуальных подогревателей) рекомендуется залить в картер двига теля масло, подогретое до 70—80° С, закрыть шторку радиатора и клапан утеплительного капота, открыть сливные краники, залить нагретую до 90—95° воду в радиатор. Как только из сливных кра ников потечет вода, нагретая до температуры +30—40°, закрыть
краники и дозаправить систему |
охлаждения двигателя. Если вода |
из краников не вытекает, нужно |
найти причину и устранить ее. |
Чаще всего вода не вытекает из-за замерзания в нижней части си стемы охлаждения или засорения краников. К началу пуска тем
пература стенок головки двигателя должна |
быть не менее |
40°. Ес |
|||||||
ли она менее 40°, то нужно |
слить часть воды, одновременно добав |
||||||||
ляя |
в систему охлаждения |
горячую воду, и довести тепловое со |
|||||||
стояние стенок головки до указанного значения. Необходимое коли |
|||||||||
чество горячей воды для предпускового прогрева двигателя |
зависит |
||||||||
от температуры |
окружающего воздуха (табл. 96). |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
96 |
|
Количество горячей |
воды, |
необходимое |
для предпускового подогрева |
двигателя, |
|||||
в зависимости от марки |
трактора и температуры |
окружающего |
воздуха, |
л |
|||||
|
|
|
|
|
Температура воздуха, °С |
|
|
||
|
Марка трактора |
до -10 |
от —10 до —20 от —20 до —40 |
ниже—40 |
|||||
|
|
|
|||||||
ДТ-14 |
|
|
8 |
10—15 |
15—25 |
|
40 |
|
|
Т-24 |
|
|
|
15 |
25—30 |
30—45 |
|
75 |
|
Т-28 |
|
|
|
15 |
25—30 |
30—45 |
|
75 |
|
МТЗ |
всех модификаций |
|
25 |
40—50 |
50—75 |
|
125 |
|
|
Т-38 |
|
|
|
33 |
50—60 |
60—90 |
|
150 |
|
ДТ-54 и ДТ-55 |
|
|
60 |
90—120 |
120—180 |
|
300 |
|
|
С-80 |
и С-100 |
|
|
64 |
90—120 |
120—180 |
|
300 |
|
После запуска двигатель нельзя сразу вводить в эксплуатацию, |
|||||||||
так |
как требуется рабочая |
температура двигателя, |
оцениваемая |
температурой охлаждающей жидкости и масла. Поэтому после за пуска рекомендуется дать двигателю поработать на холостом ходу
при |
закрытой шторке радиатора для постепенного прогрева |
под |
шипников коленчатого вала. При достижении температуры |
масла |
|
не |
ниже 10° следует увеличить число оборотов коленчатого |
вала |
до |
1000—1100 в минуту. С повышением температуры масла |
до 20° |
нужно включить пониженную передачу и на этом же режиме про должать прогрев в движении. При достижении температуры масла 40—50° трактор можно вводить в эксплуатацию.
Особенности ухода за тракторами
Технический уход, как правило, нужно проводить в теплом по мещении сразу после остановки трактора, когда детали его узлов и агрегатов находятся в нагретом состоянии. Если таких условий нет, то технический уход следует проводить в простейших специ ально подготовленных местах (палатки, легкий навес и т. д.) или естественных укрытиях (овраг, углубление).
В систему охлаждения двигателя рекомендуется заливать жид кости, имеющие низкую температуру замерзания. Все большее рас пространение получают антифризы. Лучшими из них являются этиленгликолевые, представляющие смесь этиленгликоля с водой. По ГОСТ 159—52 этиленгликолевые антифризы выпускаются марки 40 и 65. Цифры показывают температуру замерзания смеси. В про цессе работы двигателя необходимо контролировать качество анти
фриза ареометром |
или гидрометром, так как при этом |
изменяется |
||
его концентрация |
и температура |
замерзания |
(табл. 97). |
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
97 |
Влияние концентрации этиленгликоля на плотность |
|
|||
|
и температуру |
замерзания его |
|
|
Концентрация этилен |
Плотность при |
Температура |
||
гликоля, % |
20°, г/см3 |
замерзания, ° С |
||
|
26,4 |
1,0340 |
- 1 0 |
|
|
35,4 |
1,0506 |
- 2 0 |
|
|
45,6 |
1,0627 |
- 3 0 |
|
|
52,6 |
1,0713 |
- 4 0 |
|
|
58,0 |
1,0780 |
- 5 0 |
|
|
66,3 |
1,0866 |
- 6 0 |
|
|
68,5 |
1,0883 |
- 6 6 |
|
Антифризы марки 40 и 65 и другие низкозамерзающие жидкости ядовиты и попадание их в организм человека даже в небольшом количестве может вызвать отравление со смертельным исходом. Поэтому механизаторы, не прошедшие специального инструктажа по применению антифризов, к работе не допускаются. Низкозамерзающих жидкостей следует заливать в систему охлаждения на 5—7% меньше, чем воды.
Применять зимой в качестве охлаждающей жидкости летнее дизельное топливо запрещается, так как это может вывести двига тель из строя. В исключительных случаях допускается применение зимнего дизельного топлива.
Практика показывает, что при несоблюдении правил зимней эксплуатации тракторов до 35% всех возникающих неисправностей приходится на систему охлаждения. Поэтому уход за ней в холод-
ное время года должен быть особенно тщательным. Следует также учитывать, что низкая температура окружающего воздуха сильно влияет на основные свойства топлива и смазочных материалов. С понижением температуры увеличивается вязкость топлива, ухуд шается распыл, быстрее изнашиваются прецизионные детали топ ливной аппаратуры. Топливо с высокой температурой застывания теряет подвижность, что затрудняет использование его в холодное время. В связи с этим при низких температурах необходимо при менять только зимние сорта топлива, строго по ГОСТу (табл. 98).
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 98 |
|
|
Зимние сорта |
топлива |
|
||
п/п |
Марка топлива |
|
Содержание |
Применяется при температуре |
||
|
серы, % |
окружающего воздуха, °С |
||||
1 |
Дизельное |
арктическое ДА, ГОСТ |
До |
0,2 |
Ниже —30 |
|
|
4749—49 |
|
|
|
|
|
2 |
Дизельное |
Д З , ГОСТ |
4749—49 |
До |
0,2 |
Д о - 3 0 |
3 |
Дизельное |
арктическое |
А, ГОСТ |
Не |
более |
Ниже —20 |
|
305—62 |
|
|
0,4 |
|
|
4 |
Дизельное |
3, ГОСТ 305—62 |
Не |
более |
До - 2 0 |
|
|
|
|
|
0,6 |
|
|
Понижение температуры окружающего воздуха также резко влияет на эксплуатационные свойства картерных и трансмиссион ных масел. При этом повышается их вязкость, что вызывает потери мощности на трение, увеличенный износ деталей, расход масла, затрудняет запуск двигателя. Поэтому очень важно правильно по добрать смазочные масла для двигателя, трансмиссии и ходовой части трактора (табл. 99).
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
99 |
|
|
Масла, применяемые зимой, и их назначение |
|
|
|
|||
Название масла |
Марка масла |
гост |
Назначение |
|
|||
Масло |
дизельное |
Дп-8 |
5304—54 |
Смазка |
|
дизельного |
|
зимнее |
|
Дс-8 с 6% при |
8581—63 |
двигателя, |
топливного |
||
|
|
садки ВНИИ |
|
насоса, |
редуктора |
пу |
|
|
|
НП-360 |
|
скового |
|
двигателя, |
|
|
|
Дс-8 с 5% |
|
трансмиссии |
трактора |
||
|
|
присадки |
|
ДТ-75 |
|
|
|
|
|
ЦИАТИМ-339 |
|
|
|
|
|
Масло |
трансмисси |
Зимнее |
542—50 |
Смазка |
зубчатых |
ко |
|
онное автотрактор |
|
|
лес коробки |
перемены |
|||
ное |
|
|
|
передач, |
заднего моста |
||
|
|
|
|
и т. п. |
|
|
|
Масло |
автотрак |
АСп-6 |
1862—63 |
Смазка |
подшипников, |
||
торное |
|
|
|
поддерживающих |
ро |
||
|
|
|
|
ликов, |
направляющих |
||
|
|
|
|
колес, опорных катков |