Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После окончания смены тракторы необходимо хранить в закры­ том помещении или под навесом на территории хозяйства. При отсутствии крытого помещения в виде исключения допускается межсменное хранение трактора на специально оборудованных пло­ щадках. Перед постановкой тракторов на межсменное хранение необходимо очистить его от снега и грязи; слить воду из системы охлаждения двигателя (при хранении в теплом помещении воду не сливать); снять аккумуляторную батарею и хранить в теплом помещении (при хранении трактора в теплом помещении отсоеди­ нить от одной из клемм аккумуляторной батареи провод); слить масло из поддона картера в чистую закрывающуюся посуду и хра­ нить в теплом помещении; заправить топливный бак отстоенным и отфильтрованным дизельным топливом, и плотно закрыть бак крышкой; провести ежесменный технический уход.

Опыт использования тракторов

В зимний период тракторы используют на транспортных и дру­ гих работах. Транспортные работы занимают ведущее место в об­ щем объеме зимних работ, к ним относятся вывозка удобрений на поля, перевозка сена и соломы, зерна, овощей, картофеля, силоса,

лесо- и стройматериалов, нефтепродуктов и других грузов, а так­

же снегозадержание. При этом

транспортные работы осуществля­

ются по дорогам

с уплотненным

и неуплотненным снежным покро­

вом; с мерзлым

и немерзлым подстилающим грунтом и т. д. В этих

условиях ухудшаются тягово-сцепные свойства тракторов и вели­ чина силы тяги их ограничивается не мощностью двигателя, а ус­ ловиями сцепления. Так, например, на неуплотненном снежном покрове максимальное тяговое усилие трактора МТЗ-5Л примерно равно 400—450 кГ. На обледенелой дороге сцепные свойства ко­ лесных тракторов еще хуже, что в ряде случаев препятствует ис­ пользованию их на транспортных работах. У гусеничных тракторов

в этих же условиях тягово-сцепные показатели лучше,

чем у колес­

ных тракторов, однако и они тоже ниже показателей,

соответству­

ющих

полной мощности

двигателя. Наиболее неблагоприятные

условия

работы гусеничного трактора

на ледяной дороге и бесснеж­

ной целине. В этих условиях

трактор

класса 3 т развивает на крю­

ке примерно 1000—1500 кГ.

 

 

 

Для улучшения сцепных свойств и проходимости тракторов ти­ па «Беларусь» в зимних условиях ставят арочные шины на веду­ щие колеса вместо обычных или применяют съемный полугусенич­ ный ход (рис. 52). Полугусеничный ход выполнен в виде резинометаллических гусениц с натяжными пневматическими колесами. На резино-тканых лентах гусениц укреплены стальные штампован­ ные почвозацепы. Ширина гусеницы 460 мм. Испытания тракторов

«Беларусь» с арочными шинами и полугусеничным

ходом

показа­

ли, что при работе на снежном покрове показатели

работы

тракто­

ра с полугусеничным ходом лучше, чем с арочными

шинами. Мак-


на небольшой скорости, по возможности не переключать передачи. Встречающиеся на дороге небольшие сугробы надо преодолевать с разгона, въезжая в снег под прямым углом, что исключает опас­ ность заноса трактора. Если трактор застревает в снегу, то не сле­ дует допускать бесполезной пробуксовки его, гак как он «сядет» днищем на снег, что может привести к поломкам. В этом случае необходимо отцепить трактор, выехать вперед на участок, где хо­ рошее сцепление, и вытянуть прицеп на длинном тросе.

 

Застрявшие в снегу колесные тракторы с передними

ведущими

колесами

могут выйти своим

ходом,

способом самовытаскивания.

При этом

ведущие передние

колеса

используются

как

барабаны,

на

которые

наматывается

трос, прикрепленный

другим

концом

к

имеющейся

вблизи опоре

(дереву,

столбу, камню, пню

и т. д.).

При движении по снежной дороге следует придерживаться ее сред­ ней части, не приближаясь к обочинам, так как трактор может за­ тянуть в глубокий снег. На узких заснеженных дорогах очень за­ труднен разъезд встречных транспортных агрегатов. В этих усло­ виях для разъезда надо использовать более широкую проезжую часть дороги или места, свободные от снега. Водитель, подъехав­ ший к такому месту и увидевший движущийся ему навстречу агре­ гат, обязан пропустить его. На дорогах, имеющих глубокую колею, необходимо следить, чтобы гусеницы не зависали над колеей, ина­ че они могут упасть с ведущего или направляющего колеса. На глубоком снегу не следует делать крутых поворотов, это может привести к спаданию гусениц. Если при повороте двигатель трак­ тора начинает глохнуть, то поворот нужно приостановить и прово­ дить его по большему радиусу. На обледенелых и скользких доро­ гах не следует резко тормозить и делать крутые повороты, нужно двигаться на пониженной скорости, по возможности не допускать переключения передачи. В случае заноса колесного трактора нуж­ но сбросить газ, и не выключая сцепления, повернуть руль в сто­ рону заноса. Гусеничные тракторы с бортовыми фрикционами при заносах выравнивают, выключая бортовую передачу на стороне, противоположной заносу. При торможении нельзя выключать сцеп­ ление.

При преодолении подъемов нужно сразу включить ту передачу, на которой трактор может преодолеть его без нового переключения. При спуске с уклона следует включать самую низкую передачу, притормаживая трактор. На тракторах, используемых в зимних условиях, необходимо иметь лопату, топор, буксирное дышло, длин­ ный прочный трос, различные приспособления, повышающие про­ ходимость трактора, средства первой помощи от обморожения.

В ряде районов страны значительная часть зимних тракторных работ приходится на снегозадержание. Практика передовых хо­ зяйств показывает, что там, где проводятся снегозадержание и ре­ гулирование снеготаяния, урожаи, как правило, значительно выше, чем на полях, где эти мероприятия не применяются.

Таким образом, влага является одним из решающих условий получения высокого урожая. Для получения урожая зерновых


в 20 ц необходимо около 2 тыс. т воды. Чтобы задержать снег, устанавливают щиты против направления господствующих ветров, сгребают его в кучи или образовывают снежные валы. Из всех видов задержаний снега на полях тракторное — самое дешевое и менее трудоемкое. Для снегозадержания обычно применяют сне- гопахи-валкователи СВУ-2,6 и СВ-2,6 в агрегате с гусеничными тракторами класса 3 т. Можно также с успехом использовать са­ ни-уплотнители (рис. 53) шириной захвата 2,5 м, которые нетрудно

Рис. 53. Схема саней-уплотнителей

изготовить в мастерской колхоза или совхоза. Трактор класса 3 т (ДТ-75, ДТ-54А и др.) может тянуть три таких снегопаха. Распо­ лагать валки на поле целесообразно поперек направления господ­ ствующих ветров. Если направление господствующих ветров неус­ тойчивое, то можно применить перекрестный метод снегозадержа­ ния. В этом случае в перекрестном направлении расстояние между валками делают больше, чем в первом направлении. В остальных случаях валки располагают поперек основного склона или по го­ ризонтали. Расстояние между валками должно равняться 15—20- кратной высоте валка. При этом высоту нужно измерять не над поверхностью земли, а над поверхностью снега, так как на сниже­ ние скорости ветра влияет только эта часть валка. Следует учиты­ вать, что на полях, занятых озимыми культурами, снегозадержа­ ние нужно проводить так, чтобы не оголить растения. Для этого

снегопахи устанавливают на полозья из железа или

дерева на

вы­

соте

12—13

см и валки образуют только

за счет

верхнего

слоя

снега.

 

 

 

 

Контрольные вопросы. 1. Как влияет тепловое состояние тракторного дви­

гателя

на показатели его работы?

 

 

 

2.

Каковы

особенности подготовки тракторов к

работе в зимнее время?

3.Расскажите об особенностях ухода за трактором.

4.Как улучшить сцепные свойства и проходимость тракторов в зимних условиях?


Г Л А В А

XIII

 

 

О С Н О В Ы Т Е Х Н О Л О Г И И

И О Р Г А Н И З А Ц И И М Е Х А Н И З И Р О В А Н Н Ы Х

П Р О И З В О Д С Т В Е Н Н Ы Х П Р О Ц Е С С О В

П О Л Е В О Д С Т В А

П о н я т и е

о т е х н о л о г и и

п р о и з в о д с т

в е н н ы х процессов

В растениеводстве одновременно в определенном сочетании про­ изводят несколько видов продукции: зерно, картофель, сахарную свеклу и др. При возделывании сельскохозяйственных культур в определенной технологической последовательности и в определен­ ные агротехнические сроки выполняют ряд производственных про­ цессов. Все производственные процессы можно разделить на сле­

дующие

виды: т е х н о л о г и ч е с к и е ,

выполняемые с целью

изме­

нения состояния обрабатываемого материала

(обработка

почвы,

внесение

удобрений, посев и посадка,

уход за

сельскохозяйствен­

ными культурами, уборка); т р а н с п о р т н ы е , выполняемые с це­ лью перемещения обрабатываемого материала без изменения его состояния, перевозки готовой продукции, технических средств, ра­ бочей силы; в с п о м о г а т е л ь н ы е , выполняемые с целью облег­ чения и создания условий для выполнения технологических и тран­

спортных процессов. К

последним относятся: подготовка полей

и машин,

погрузка и разгрузка различных материалов и готовой

продукции,

составление

агрегатов и их техническое обслуживание,

доведение

готовой продукции до требуемых кондиций и т. д.

Для увеличения производительности труда и снижения себе­ стоимости продукции необходимо своевременно и правильно вы­ полнять производственные процессы. Чтобы обеспечить эти требо­

вания, каждый

производственный

процесс должен выполняться

в соответствии с особенностями его технологии.

 

Технология

механизированного

производственного

процесса

полеводчества в общем виде включает агротехнические требования, предъявляемые к данному процессу; выбор агрегатов с учетом ус­ ловий и режимов работы; подготовку агрегатов к работе; подготов­ ку рабочего места агрегатов; выбор способа движения агрегата; выбор направления движения; выбор скорости движения агрегата; выбор способа и организации работы; учет и контроль качества работы; технику безопасности и противопожарные мероприятия.

Основные а г р о т е х н и ч е с к и е требования, п р е д ъ я в л я е м ы е к в ы п о л н е н и ю производственных процессов, и значение и х

При выполнении каждого производственного процесса необхо­ димо соблюдать агротехнические требования, которые состоят из технологических показателей, характеризующих качество сельско­ хозяйственных работ. Нормативы технологических показателей ус­ танавливают органы Министерства сельского хозяйства СССР

и союзных республик на основе данных научно-исследовательских институтов и зональных опытных станций. Основным принципом, определяющим нормативы, является получение максимального


урожая на основе высокого качества работы и повышения плодо­ родия почвы. Технологические качественные показатели делят на три группы. К первой группе относят срок и продолжительность работы; ко второй группе — показатели, характеризующие измене­ ния в обрабатываемом материале, происходящие в результате об­ работки его; и к третьей группе — показатели, характеризующие количественные и качественные потери продукта, а также расход материала.

Технологические показатели качества работ зависят от свойств обрабатываемых материалов, условий выполнения работ, а также типов и конструкций применяемых машин.

Своевременное и правильное выполнение производственных процессов в соответствии с агротехническими требованиями обес­

печивает

высокую урожайность с наименьшими

затратами труда

и средств на единицу продукции. Так, например,

срок зяблевой

вспашки

имеет большое практическое значение.

 

Практика показывает, что несвоевременная и недоброкачествен­ ная вспашка снижает урожай на 20—50% и ухудшает работу агре­ гатов, выполняющих последующие процессы. При этом приходится замедлять их движение, ухудшается качество работы, уве­ личиваются потери урожая, учащаются поломки. Большое значение имеет своевременное боронование зяби. Весной за один день уплот­ ненная почва может испарить более 8000 ведер воды с 1 га. По дан­ ным научно-исследовательского института сахарной свеклы запаз­ дывание с закрытием влаги на 3—4 дня уменьшало урожайность свеклы на 10—15 ц, а запаздывание на 5—6 дней — на 21 ц с 1 га.

Бороновать

следует при подсыхании

гребней пашни, когда поч­

ва не мажется.

При слишком раннем

бороновании почва бороной

не разрыхляется; при запоздалом бороновании чрезмерно распы­ ляется и не разрушаются крупные глыбы. Большое влияние на урожайность сельскохозяйственных культур оказывает глубина за­ делки семян. В ряде случаев при севе зерновых колосовых только 15—20% сошников сеялок заделывают семена на заданную глуби­ ну, а остальные глубже или мельче, что вызывает снижение уро­ жайности. Обязательным условием выполнения агротехнических требований является хорошее техническое состояние рабочих органов машин.

Очень важно уборку урожая провести в агротехнические сроки, которые следует устанавливать с учетом особенностей и состояния каждой культуры. Агротехнические требования к производствен­ ным процессам для различных природно-естественных условий должны быть дифференцированными применительно к конкретным условиям работы.

В ы б ор м а ш и н н о - т р а к т о р н ы х агрегатов

При выборе машинно-тракторных агрегатов из числа имеющей­ ся техники в хозяйстве необходимо учитывать влажность и рельеф почвы, размеры обрабатываемых участков, условия переезда

18

3969

273