Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это только другой способ выражения того факта, что плоско­ сти являются «широкими» (а не «узенькими»), или «одномерными» как прямая, а пространство не является «плоским».

Наконец, заметим, что в аксиоме прямой содержится некото­ рая информация о том, как пересекают друг друга различные прямые.

Теорема 3.1

Если две (различные) прямые пересекаются, то их пересечение

содержит только одну точку.

 

 

 

Д о к а з а т е л ь с т в о .

Если

бы

две

различные прямые I и т

пересекались в двух

различных

точках

Р и Q, то существовали бы

по крайне мере

две

прямые —/

и

т — , содержащие Р и Q. Но

аксиома прямой утверждает, что это

невозможно.

З а м е ч а н и е .

Начиная

с этого

момента,

всякий раз, когда мы будем

говорить о двух точках, или о двух прямых, или о двух плоскостях, мы будем подразумевать, что эти точки, прямые или плоскости различны . Иными сло­ вами, говоря о двух объектах, мы всегда будем подразумевать, что имеются именно два отдельных объекта, а не один объект; в соответствии с этим в фор­ мулировке аксиом 1 и 4 мы далее будем опускать прилагательное «различные». (Но если мы просто говорим, что Р и Q — точки, то мы не исключаем и ту воз­ можность, что P = Q . )

Задачи к § 2

1, Выясните, посмотрев на этот рисунок, изображающий некоторую простран­ ственную фигуру, являются ли точки следующих множеств 1°. коллинеарными; 2°. не коллинеарными, но компланарными;

Р3°. не компланарными:

a)

{А,

В,

С ,

D };

B )

{А,

D,

В}\

c) {Р , D, Q}\

 

d)

\Р,

В ,

С };

 

e)

{А ,

В ,

С,

Q };

 

 

 

 

2. Сколько прямых могут содержать одну данную

 

 

 

 

точку? две данные

точки?

три данные точки?

 

 

 

 

3. Дано:

Р

и

Q — различные

точки.

Прямая

^ 'с о ­

 

 

 

 

держит

обе точки

 

Р и Q;

прямая

12

также

содер­

 

 

 

 

жит обе точки Р

и Q.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что можно сказать о прямых lt

и /2? Какая ак­

 

 

 

 

сиома или теорема подкрепляет ваше

заключение?

4.

Дано

и /2— различные прямые. Точка Р

принадлежит и Іг

и /2. Точка Q

 

также принадлежит и Іг и /2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что можно сказать о точках Р

и Q?

Какая

аксиома

или теорема

подкреп­

 

ляет ваше заключение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Напишите строгое

определение

неколлинеарных точек.

 

 

 

 

 

6. Скажите, сколько

прямых можно

провести

через пары

различных

точек Л,

 

В, С и D, если

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a)

Л, S , С коллинеарны;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B )

Никакие три из этих точек

не коллинеарны;

 

 

 

 

 

 

 

c)

Эти

точки некомплапарны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Дана прямая I. Сколько плоскостей в

пространстве

могут

содержать

I?

8.

С

помощью спичек

и клея сделайте модель фигуры

из

задача

1.

 

 

66


§ 3. ПРЯМЫЕ И ПЛОСКОСТИ; ЧЕРТЕЖИ (ОКОНЧАНИЕ)

Следующая аксиома выражает тот факт, что плоскости не иск­ ривляются.

Аксиома 6

Если две точки какой-либо прямой принадлежат некоторой плоскости, то и вся эта прямая принадлежит той же плоскости.

Следующая теорема описывает, каким образом прямые и плос­ кости пересекаются друг с другом.

Теорема 3.2

Если какая-либо прямая пересекает не содержащую ее плос­ кость, то их пересечение содержит только одну точку.

(Позднее мы увидим, что теорема 3.2 не доставляет нам новой информации; она следует из аксиомы 6 точно так же, как теорема

3.1 следовала

из

аксиомы

4.)

 

На этом рисунке мы видим

 

прямую

/, пересекающую плос­

 

кость

Е

так, как

ей предписы­

 

вает теорема 3.2.

В дальнейшем

 

будет встречаться

много

рисун­

 

ков такого типа, и вам нужно вни­

 

мательно их разглядеть, чтобы вы

 

смогли

научиться

рисовать

их

сна­

самостоятельно.

Когда

мы

рисуем прямую, мы, разумеется,

чала

проводим

отрезок

этой прямой, а затем на его концах

при­

рисовываем стрелки, указывающие, что прямая на этом не конча­

ется. Чтобы

изобразить

плоскость,

обычно мы рисуем лежащий

в этой плоскости прямоугольник.

Когда мы

смотрим на прямо­

угольник сбоку (будем считать, что именно

так мы смотрим на

плоскость на

последнем

рисунке),

то этот прямоугольник выгля­

дит как параллелограмм. Подобным же образом окружность, рас­ сматриваемая в перспективе, выглядит как эллипс, изображенный на нижнем рисунке слева. Если бы наши глаза находились в плос­

кости

прямоугольника,

то он казался бы просто похожим на отре­

зок,

как внизу справа,

и чертеж был бы логически правильным,

но не поучительным.

 

3*

67


Аксиома 4 утверждала, что прямую определяют две ее точки. Для определения плоскости требуются три неколлинеарные точки;

Аксиома 7 (аксиома плоскости)

Любые три точки принадлежат по крайней мере одной плос­ кости; любые три неколлинеарные точки принадлежат только одной плоскости.

Другими словами: любые три точки компланарны, и если они при этом неколлинеарны, то эти точки о д н о з н а ч н о определяют проходящую через них плоскость.

Теорема 3.3

Если даны прямая и не при­ надлежащая ей точка, то сущест­ вует одна и только одна плоско­ сть, содержащая эту прямую и эту точку.

Теорема 8.4

 

Если даны

две пересекающие­

ся прямые, то

существует одна

и только одна плоскость, содер­ жащая обе эти прямые.

В заключение сформулируем следующую аксиому

Аксиома 8 (аксиома пересечения плоскостей)

Если две плоскости пересекаются, то их пересечение есть пря­ мая.

Может показаться, что мы собираемся продолжать и дальше выписывать бесконечную серию аксиом, выражающих наши осно­ ванные на здравом смысле представления о пространстве. Однако оказывается, что в этом нет необходимости. В этой книге мы будем изучать геометрию пространства на базе всего лишь двад­

68

цати четырех основных утверждений. Все остальные можно из них вывести, если знать, как это делать. Вы будете здесь этому учиться.

Двадцать четыре не следует считать «большим» числом. В дей­ ствительности оно столь мало, что делает геометрию совершенно не похожей на такие науки, как, например, биология. Всю био­ логию или даже любую содержательную ее часть невозможно бази­ ровать на двадцати четырех фактах, обнаруженных с помощью наблюдений. Чтобы получить тысячи других фактов, которые нам необходимо знать, нам пришлось бы продолжать экспериментиро­ вать, исследуя в лаборатории те или иные растения или живот­ ные. Лаборатория же геометра —это его голова, в которой выс­ траиваются логические цепи, исходным пунктом для которых слу­ жит очень небольшое число основных фактов.

Задачи к § 3

1. Сколько плоскостей могут содержать одну данную точку? две данные точки?

три данные точки?

2. Стол с четырьмя ножками, стоящий на ровном полу, иногда качается,

а стол с тремя ножками всегда стоит устойчиво. Объясните причину этого.

3.Какую аксиому иллюстрирует этот ри­ сунок?

4. Дополните следующее утверждение:

две различные прямые могут пересе­

каться лишь в . . . . а две различные

плоскости могут пересекаться лишь

по . . . .

5. Плоскость Е содержит точки R и Т.

Что можно сказать о прямой R T ? К а­

кие аксиомы или теоремы подкрепляют ваш ответ? Сделайте рисунок, ил­ люстрирующий эту задачу.

6. Нарисуйте плоскость Е , изобразив для этого некоторый параллелограмм. Нарисуйте прямолинейный отрезок, лежащий в плоскости Е . Нарисуйте прямолинейный отрезок, пересекающий плоскость Е в единственной точке, и не пересекающийся с первым отрезком.

7. Какое заключение можно сделать

относительно прямой A B и плоскости F ,

если они имеют общие точки К, и

М? Почему?

8.Прямую можно обозначить, указав какие-либо две ее точки. Сколько точек нужно назвать, чтобы получить обозначение плоскости?

9.

Д а н о .

Точки

А, В и С лежат

в плоскости

Е . Точки А , В и С

лежат

 

в

плоскости F .

Можно ли отсюда

заключить,

 

что плоскости

Е и F

совпа­

 

дают? Объясните.

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Д а н о ,

и /2— различные

прямые. Прямая

 

лежит в плоскости Е. Пря­

 

мая /2 лежит в

плоскости F .

Прямые Іг и /2 пересекаются

в точке Р .

Точка

 

Q,

отличная от

Р ,

принадлежит и прямой

и

плоскости

F.

Точка

R , от­

 

личная от Р , принадлежит и

прямой /2 и плоскости Е.

 

 

 

 

Какое заключение

можете вы

сделать относительно плоскостей Е и F i

Какие

 

аксиомы

или теоремы подкрепляют ваш ответ?

 

 

 

 

 

69


И . Внимательно изучите этот рисунок, изобра­ жающий некоторое прямоугольное тело, до тех пор, пока не поймете, каким образом он выполнен так, что кажется похожим на про­ странственную фигуру. Затем закройте книгу и сделайте по памяти рисунок, похожий.ша этот. Попрактикуйтесь до тех пор, пока не будете довольны своими результатами.

12. После

того

как

вы

выполните то, что

тре­

4

буется

в задаче

11,

сделайте рисунок,

изо­

 

бражающий

куб.

 

 

 

13+. Ф игура, являющаяся объединением всех отрезков, имеющих своими концами четыре данные не компланарные точки, называется

треугольной пирамидой, или т ет р а э д р о м ѵ .

Рассматриваемые четыре точки называются вершинами тетраэдра.

a) Дайте определения ребра тетраэдра.

B ) Сколько ребер имеет тетраэдр? Перечислите их.

c)Существуют ли у тетраэдра пары непересекающихся ребер?

d)Грань тетраэдра есть треугольная область, определяемая любыми тремя вершинами. Перечислите четыре грани тетраэдра. Существуют ли у него пары непересекающихся граней?

14+, Эта фигура есть четырехугольная пирами­ да с квадратным основанием. (Подразуме­ вается, что ее (квадратное) основание распо­ ложено ближе всего к вам,) Перечислите все плоскости, определяемые вершинами пирами­ ды. (Всего имеется семь таких плоскостей.)

15*+. Рассмотрим следующие определения:

 

 

 

 

 

 

 

 

М -прост ранст во есть множество, состоящее из четырех

некомпланарных

точек А,

В,

С и D. П рямой называется

любая пара точек, принадлежащих

М-пространству. П лоскост ью

называется

любая

тройка точек,

принадлежа­

щих ^-пространству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тщательно

изучив

все

пары

и тройки точек, покажите, что Л4-простран-

ство

удовлетворяет

аксиомам

4,

5, 6, 7, 8 и теоремам 3 - 1 ,

3 - 2 , 3 - 3 и 3 - 4 .

(Т акая система

точек

называется

четырехточечной геометрией .)

 

 

К акая из

имеющихся

 

в

тексте

книги

аксиом

гарантирует,

что обычное

пространство содержит бесконечно много точек?1

 

 

 

 

 

11

Подобно

тому

как

под треугольником

А В С

понимают

как

совокупность

трех

отрезков

A B ,

В С

и

АС, так

и ограниченную

этими

отрезками

область

(а иногда и просто три точки А,

В

и С !),

так

и под тетраэдром А BC D

можно

понимать совокупность из

шести

отрезков

A B ,

В С ,

AD, А С,

B D , CD (именно

так понимается тетраэдр в этой

задаче), или совокупность четырех треуголь­

ников

A B C ,

A BD ,

ACD,

 

B C D

(понимаемых

как

плоские

области) или как

ограниченное этими четырьмя

треугольниками пространственное тело или, нако­

нец, просто

как

четыре точки

А ,

В ,

С и D.

 

 

 

 

 

 

 

70