Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 249

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13.

Если

расстояние

от

точки

Л

до

точки

В ,

измеренное

в

сантиметрах,

14.

равно

k, то чему равно расстояние A B , измеренное в дециметрах?

 

 

Если

расстояние

от

точки

Р до точки М , измеренное в

метрах,

равно /,

 

то чему

равно

расстояние Р М ,

измеренное

в сантиметрах?

 

 

 

 

 

15.

Пары

букв

в

следующем

абзаце

означают

или числа,

или прямые,

или

 

отрезки,

или

лучи.

Перепишите

этот

абзац,

расставив

там,

где

нужно,

 

значки

над

парами букв.

А В - \ - В С =

А С

D B содержит точки

А

и С,

но

 

D B не

содержит

ни

точки

А, ни точки С. Тогда

А принадлежит D B ,

но

16.

точка С не принадлежит DB.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие

из следующих

утверждений верны,

если А,

В, С и

D — различные

 

точки,

причем АС содержит В, B D содержит С?

 

 

 

 

 

 

 

a) Точка

В

лежит

между Л

и С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B ) Прямая В С содержит точку А. c ) Л С = = Ж ^

d) Прямые АС и B D пересекаются только в точках В и С.

e)Прямые AD и В С не пересекаются.

f)Луч АС противоположен лучу DB.

17.

На прямой A B задана

такая система

координат, что отрезок A B есть мно­

 

жество всех точек, координаты х которых удовлетворяют условию

 

 

 

«S7. Координата точки А меньше, чем координата точки В.

 

 

 

 

a)

Какую

координату

имеет начало

луча Л З?

луча

ВЛ? луча, противопо­

 

 

ложного лучу ВЛ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B ) Какую координату имеет середина

отрезка Л В?

 

 

 

 

18.

а)

Нарисуйте два

отрезка

A B

и CD, для

которых

пересечение

A B

и CD

 

 

пусто,

но

пересечение A B и CD

состоит

из

одной

точки.

 

 

 

 

Ь)

Нарисуйте

два

отрезка

PQ

и R S ,

для

которых

пересечение

PQ

и R S

 

 

пусто,

но

PQ =

R S .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Верхняя строчка чисел около точек прямой

на рисунке внизу

представ­

 

ляет некоторую систему координат. Какие

из строчек чисел

от а) до е) не

 

представляют системы координат, удовлетворяющей аксиоме масштабной

 

линейки и

аксиоме прикладывания линейки?

 

 

 

 

 

 

 

 

-4

 

-3

- г

- /

0

I.

 

2

3

і,

3

6

 

 

 

 

О) - к

 

3

2

/

0

- 1

 

- 2

- 3

- к

- 5

- 6

 

 

 

 

Ö) - 6

 

- 5

- к

- 3

- 2

- 1

 

0

1

2

3

к

 

 

 

 

с) 0

1

2

3

к

5

 

6

7

8

9

0

 

 

 

 

а ) - Ю

- 9

- 8

- 7

- 6

- 5

 

- к

- 3

- 2

- 1

0

 

 

 

 

е) 5

к

3

2

1

0

 

І

2

3

к

5

 

 

20+ . Для каждого из перечисленных ниже условий рассмотрите множество всех точек прямой, координаты х которых удовлетворяют этому условию:

а) г < 3 ;

Ь) х = 1 ;

с) 5 > : х > : 0 ;

d) X 3 ; 1;

е) X — — 4;

f) х ==£— 2 или х ^ 2 ;

g) | * | s S 2 ;

h) | x [ 2 i 0 .

 

Какое из этих множеств является лучом? точкой? отрезком? Нарисуйте каждую из этих фигур.


ПРЯМЫЕ, ПЛОСКОСТИ И РАЗБИЕНИЯ

§t. ВВЕДЕНИЕ

Впредыдущей главе мы говорили только о прямых и об из­ мерении расстояний. Фактически мы всегда рассматривали един­ ственную прямую, и поэтому никакие обсуждения отношений между разными прямыми нам не были нужны. Теперь мы при­ ступим к изучению прямых и плоскостей в пространстве. Напом­ ним, что нашими основными неопределяемыми понятиями являются точка, прямая и плоскость, причем прямые и плоскости являются определенными множествами точек.

Определение

Множество всех точек называется п р о с т р а н с т в о м .

В следующем параграфе мы объясним некоторые термины, которыми мы будем пользоваться при изучении прямых и пло­ скостей, и сформулируем некоторые из самых элементарных

фактов, к

ним

относящихся. Большая часть этих фактов будет

высказана

в качестве аксиом, а кое-какие из них — в виде теорем.

В дальнейшем

мы увидим, что все теоремы этой главы можно

доказать, опираясь на аксиомы. Но сейчас их доказательств мы

касаться не будем,

если не

считать одного очень простого иск­

лючения. Все,

что мы попытаемся здесь сделать, — это обсудить

несколько

основных

фактов

и научиться

изображать фигуры

в пространстве.

 

 

 

 

Задачи к §

і

 

 

 

 

( З а м е ч а н и е .

При

попытках

представлять себе

различные связи между

точками, прямыми и плоскостями в пространстве часто хорошим подспорьем могут оказаться куски картона как заменители плоскости и карандаши как заменители прямых.)

1.Вытяните руку перед собой. Рассмотрите точку А, совпадающую с кончиком вашего указательного пальца, и точку В, совпадающую с правым верхним

передним углом вашей комнаты. Сколько прямых одновременно содержат

обе точки

А и

ß? Какая аксиома подкрепляет ваш ответ?

 

2. Возьмите

книгу

или

кусок

жесткого

картона. Можете ли вы

удержать их

на концах двух

карандашей

так, чтобы они не смогли двигаться? Каково

наименьшее число карандашей, необходимое для этого.

 

3. Могут ли три

точки

принадлежать

одной прямой? Должны

ли три точки

принадлежать одной прямой?

 

 

4.Пусть какой-нибудь угол вашего письменного стола представляет точку Р , выключатель на стене — точку Q и один из углов комнаты — точку R . Суще­ ствует ли плоскость, содержащая точки Р, Q и R?

5.Какое минимальное число точек необходимо для определения плоскости? Всегда ли три точки полностью определяют некоторую плоскость?

63


6. Какие прямолинейные отрезки на этом рисунке, изображающем маленькую палатку, вам нужно вообразить, чтобы дополнить контуры палатки? Что представляет собой пересечение двух плоскостей, содержащих два ската палатки?

7.

П алатка

на

этом

рисунке имеет квадратный пол. Какие прямолинейные

 

отрезки

дополняют контуры

палатки?

 

 

 

8 . Соедините

два карандаша их заточенными концами и зажмите их между

 

большим и указательным пальцами. Если эти карандаши представляют две

 

пересекающиеся прямые, то сколько существует плоскостей, одновременно

 

содержащих обе эти прямые?

 

 

 

 

 

1ГЕОМЕТРИЯ

 

 

III 1

 

 

 

 

9. Какой

из

этих

двух

рисунков, по вашему мнению, дает

более полное

изо­

 

бражение

книги?

Как

 

нужно держать книгу, чтобы она выглядела

так,

 

как на рисунке а)? как на рисунке Ь)?

 

 

 

10.

Посередине

доски

в

2 ж длиной, т. е. на расстоянии 1

ж от каждого из

 

ее концов,

проведена

черта.

Столяр тщательно

распиливает доску по

той

 

черте. Однако

ни

одна

из двух получившихся

при этом

половин не имеет

 

1 ж длины.

Более

того, общая длина двух половин не

равна длине

всей

 

доски. К ак

вы

сумеете

это объяснить?

 

 

 

§ 2. ПРЯМЫЕ И ПЛОСКОСТИ; ЧЕРТЕЖИ

Левая фигура на следующем рисунке изображает треуголъ- , ную пирамиду. Отрезки AB, АС, ÄD, ВС, BD и CD называются

ее ребрами. (Заметьте, что ребро BD изображено пунктиром, поскольку, если бы пирамида была сплошным телом, его нельзя было бы видеть. Если ту же фигуру нарисовать, как показано на рисунке, то она выглядела бы похожей на некоторое мно­ жество точек, принадлежащее плоскости чертежа.)

А

В

С

64


Все пять точек А, Е, В, С и F принадлежат одной плоско­ сти, а именно плоскости, содержащей переднюю левую грань пирамиды. Точки, принадлежащие одной плоскости, называются компланарными. Конечно, точки А, В, С и D не компланарны.

Три точки А, В я Е принадлежат одной прямой, а именно

прямой AB. Обладающие этим свойством точки называются коллинеарными. Конечно, точки А, В и С не коллинеарны. Точно так же А, F и С коллинеарны, а точки А, F и G—нет.

Теперь мы определим эти термины более формально.

Определение

Точки, образующие некоторое (точечное) множество, колли­ неарны, если существует прямая, содержащая все эти точки.

Определение

Точки, образующие некоторое (точечное) множество, компла­ нарны, если существует плоскость, содержащая все эти точки.

(Вопрос. Точки Е, F и G на предыдущем рисунке не при­ надлежат ни одной из граней пирамиды. Следует ли из этого, что точки Е, F и G не компланарны?)

Чтобы построить геометрию по схеме, описанной в гл. 1, нам нужны аксиомы, которые передавали бы реальный смысл наших неопределяемых понятий: точки, прямой и плоскости. Для пря­ мых мы такие аксиомы уже ввели. Аксиома линейки хорошо опи­ сывает, как выглядит прямая, когда вы рассматриваете ее изоли­ рованно от всех других точек плоскости или пространства. Мы упоминали также, что любые две точки определяют некоторую прямую (см. аксиому 4 на стр. 49):

Аксиома 4 (аксиома прямой)

Для каждых двух точек существует одна и только одна пря­ мая, содержащая обе точки.

Теперь мы хотим выписать аксиомы, выражающие свойства плоскостей и пространства. Первой будет аксиома, утверждающая, что фигуры того типа, которые мы рисовали в начале этого параг­ рафа, в нашей геометрии действительно встречаются.

Аксиома 5

а) Каждая плоскость содержит по крайней мере три неколлинеарные точки.

в) Пространство содержит по крайней мере четыре некомпла­ нарные точки.

3

Геомеірня

65