Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При временном восстановлении постоянных дорог и аэродро­ мов могут использоваться упрощенные нежесткие покрытия, а также металлические и другие сборно-разборные покрытия.

Временное восстановление разрушенных покрытий в отличие от капитального производят исходя из того, что не все деформи­ рованное покрытие подлежит удалению. Часть покрытия, верти­ кальная деформация которого не превышает пределов, указанных в табл. 10, может быть

оставлена.

При временном вос­ становлении подлежа­ щие уборке куски деформированного по­ крытия для ускорения работ могут сбрасываться непосредственно в воронку и исполь-

 

Т а б л и ц а 10

Диаметр воронки, м

Допустимая вертикальная

деформация, см

 

3 - 6

2 - 3

6—10

4—5

10—20

Свыше 20

5

зоваться при ее задел­ ке наравне с другими местными камневидными материалами. Круп­

норазмерные куски бетона дополнительно дробят автобетоноломом или с помощью взрывчатых веществ. При образовании камуфлетных полостей, когда покрытие вспучивается и зависает над под­

земной воронкой,

обязательно должны быть

удалены все плиты

в зоне зависания,

а также плиты, сползающие

в воронку. Вспучен­

ные асфальтированные покрытия дополнительно дробят прицеп­ ными рыхлителями или рыхлительными зубьями, установленными на отвале бульдозера.

Одновременно с удалением деформированных и смещенных ча­ стей покрытия собирают и удаляют разбросанные взрывом куски на остальной части дороги или летного поля.

Капитальное восстановление бетонных и железобетонных по­ крытий дорог, площадок и аэродромов производится различными способами в зависимости:

•— от заданных сроков восстановления сооружения;

— площади разрушенного покрытия над образовавшейся ворон­ кой (от взрыва бетонобойной бомбы или обычной ФАБ);

•— конструкции плит покрытия (обычное монолитное, двухслой­ ное, утолщенное, сборное в виде дорожных плит типа ПД-18 или аэродромных плит типа ПАГ-14);

— наличия запасных сборных конструкций и восстановитель­ ных материалов.

При ограниченном сроке восстановительных работ в боевых условиях и отсутствии времени на формирование бетона (когда на ликвидацию повреждений на дороге или аэродроме отводится время, измеряемое часами) наиболее рациональным способом вос­ становления покрытия является укладка на разрушенных участках заранее заготовленных и хранящихся в качестве запаса сборных бетонных дорожных и аэродромных плит или укладка плит, пере­ несенных со второстепенных участков сооружения (съездов с до­

137


рог, МС и РД аэродромов и т. п.). Плиты, переносимые со второ­ степенных участков, должны быть заранее замаркированы. Этот способ восстановления покрытий наиболее целесообразен при вос­ становлении сборных покрытий, так как обеспечивается полная взаимозаменяемость разрушенных и переносимых плит. Дорога или аэродром в этом случае могут быть открыты для эксплуатации непосредственно после укладки плит, тогда как при бетонировании на месте требуется около семи дней на формирование бетона.

При восстановлении монолитных и сборных покрытий, конст­ рукция и размеры плит которых отличаются от имеющихся в запасе, возникают затруднения из-за несовпадения швов и необ­ ходимости заделывать образующиеся промежутки цементным раст­ вором, бетоном, асфальтобетоном. Применение даже быстротвердеющих цементов требует на формирование бетона на соедини­ тельных вставках не менее трех-четырех суток. С точки зрения сроков производства работ наиболее целесообразно использовать для заливки мест сопряжений сохранившегося покрытия с вновь уложенными плитами асфальтобетон или делать на вставках щебеночное покрытие с пропиткой его разогретым черным вяжу­ щим. Эти же вяжущие могут быть применены и при восстановлении небольших по площади разрушений покрытия, например от бетонобойных бомб.

В целях ускорения производства восстановительных работ при устройстве переходных вставок и ликвидации разрушений над небольшими воронками в качестве вяжущего могут служить и дру­ гие материалы, обеспечивающие более быстрые сроки формирова­ ния покрытий, в частности, для их временного восстановления мо­ жет применяться техническая сера, которая, будучи разогретой до 115° С и смешанной со щебеночным заполнителем, мгновенно застывает и образует бетон из смеси серы с заполнителем, или серобетон [69]. Этот материал в строительной практике известен давно и с успехом применялся для заделки костылей, дюбелей, анкеров в каменные стены при необходимости обеспечения быст­ рого набора прочности. По зарубежным данным, серобетон исполь­ зуется при восстановлении бетонных покрытий дорог, аэродромов, бетонных полов в сооружениях, где производятся работы с агрес­ сивными средами и т. п., а также применялся войсками США при спешном восстановлении аэродромов в Корее. Исследования авто­ ром физико-механических свойств серобетона на стандартных образцах (рис. V.6) выявили средний предел прочности на изгиб 30, а на сжатие 300 кгс/см2. При должном контроле за качеством работ серобетон по прочности приближается к обычному цементо­ бетону марки 150—200.

Восстановление грунтовых и искусственных оснований включает следующие операции: просушку переувлажненного грунта или замену его сухим; замену пучинистых грунтов непучинистыми; под­ сыпку песка или других материалов в пониженные места; отсыпку новых слоев основания на участках, где они отсутствуют; разрав­ нивание и тщательное уплотнение подсыпанных материалов,

138


самосвалах или же приготовляется на обычных полевых базах с помощью бетономешалок. Небольшое количество бетона может быть получено с помощью передвижных бетономешалок.

При капитальном восстановлении дорог и аэродромов повреж­ денные плиты бетонного покрытия можно заменять сборными желе­ зобетонными и бетонными плитами, бетонными, керамическими и другими блоками.

Конструкция и размеры сборных элементов для восстановления аэродромных покрытий устанавливаются в каждом конкретном случае с учетом обеспечения кратности, размеров новых плит раз­ мерам разрушенных, прочности и устойчивости покрытия, надеж­ ности стыков и ограниченности их количества, грузоподъемности имеющихся кранов, удобства монтажа элементов и возможности получения их в готовом виде.

Восстановительные работы с применением сборных элементов выполняются в такой последовательности: изготовление и подвоз плит или блоков, удаление разрушенных плит, ремонт грунтового основания, укладка плит или блоков в покрытие и их крепление, устройство водонепроницаемых швов.

В зависимости от местных условий, объема разрушения и наличия средств механизации требуемые для восстановления раз­ рушенных участков покрытия плиты и блоки могут изготовляться на полевых передвижных базах, полигонах, развернутых вблизи инвентарных механизированных бетонных заводов, на заводах железобетонных изделий.

При восстановлении бетонных покрытий со шпунтовым соеди­ нением (вкладышем) для обеспечения равнопрочности укладывае­ мых железобетонных плит и ослабленных краев смежных монолит­ ных плит применяют сварные стыковые соединения. Для этого остатки шпунтов предварительно обрубают с помощью бетоноломов. Новые стыковые соединения выполняются сваркой обойм и выпусков, забетонированных с помощью быстротвердеющего цемента в смежные края бетонных и железобетонных плит. Для большей прочности сцепления цементного раствора с бетоном на гранях бетонных плит делают вырубки. Вырубки в бетоне и вставка обойм производятся до монтажа плит, а сварка и забетонирование обойм в стыкуемых плитах — после монтажа. Для уве­ личения площади сварки и уменьшения напряжений, возникающих при сварке деталей стыков, устраивают фаски с монтируемыми в них промежуточными стержнями. В отдельных случаях допускает­ ся стыкование уложенных плит с помощью высокопрочных быстротвердеющих бетонов с использованием мелкого щебня. После укладки и крепления плит (блоков) и расчистки швов сжатым воздухом делают водонепроницаемые швы. Эта работа выполняет­ ся общепринятыми методами с заливкой швов мастиками, имею­ щими в своем составе тугоплавкий сплав В-1 *.

* Сплав В-1 представляет собой сплав шугуровского битума и садкинского асфальтита.

140



Ликвидация дефектов бетонного и железобетонного покрытия.

Отдельные участки бетонного или железобетонного покрытия под влиянием взрывов и деформации грунта могут проседать или вспу­ чиваться. При капитальном восстановлении такие участки в зави­ симости от величины просадки выравниваются следующими спосо­ бами:

— при просадке до 5 см — заделкой образовавшихся уступов битумно-песчаной смесью с устройством плавного сопряжения;

— при просадке от 5 до 10 см — устройством

асфальтобетон­

ного коврика по

всей площади просадки;

просевших плит

— при просадке более 10 см — наращиванием

бетоном.

 

 

Помимо этого,

применяется гидропневматический способ подъ­

ема просевших цементобетонных плит монолитного покрытия. Он заключается в том, что под просевшие плиты через просверленные в них отверстия нагнетается под постоянным давлением 6 кгс/см2 песчано-глинистая смесь пластичной консистенции. Нагнетаемая смесь распространяется на большую площадь и создает значитель­ ную подъемную силу, за счет которой плита приподнимается. Бри­ гада в составе 20 человек может поднять таким способом до 1000 м2 просевшего покрытия в сутки. Стоимость восстановитель­ ных работ этим способом примерно в четыре раза меньше стои­ мости полной замены просевших плит.

Под влиянием взрывов, времени, эксплуатации, а также в про­ цессе формирования бетона при строительстве возможно частичное повреждение бетонных и железобетонных плит: усадочные и сквоз­ ные трещины, отколы углов и кромок, шелушение поверхности, раковины и т. п. В ходе капитального восстановления для обеспе­ чения гидроизоляции и предохранения покрытия от дальнейшего разрушения образовавшиеся на нем подобного рода повреждения должны быть полностью ликвидированы. Трещины в зависимости

от ширины заделываются тремя способами: шириной

до

2 мм —

двух-трехкратным прокрашиванием раствором битума

(марки V)

в бензине; шириной от 2 до 6 мм — заливкой мастикой;

шириной

более 6 мм — заливкой расширяющимся цементом* или мастикой. Отколы бетонных плит заделываются термоустойчивым асфальтом. При заделке трещин особое внимание необходимо обращать на тщательность очистки поверхности плит, продувку трещин сжатым воздухом и на создание грунтовки с помощью краскопультов. Тре­ щины шириной от 2 до 6 мм предварительно разделывают с по­ мощью крейцмейселей или специальных электрофрез в борозды

* Расширяющийся цемент представляет собой смесь 65—74% глиноземистого цемента, 17—24% гипса, 8—12% гидроалюмината кальция. Его линейное рас­ ширение через сутки составляет от 0,2 до 1%. Расширяющийся цемент является

вместе с тем и быстротвердеющим цементом; начало

схватывания для

теста

нормальной

густоты наступает

через 1

мин 50 с, конец схватывания — через

4

мин 20 с.

При жидком тесте

начало

схватывания

может наступить

через

8

мин.

 

 

 

 

 

141