ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
При временном восстановлении постоянных дорог и аэродро мов могут использоваться упрощенные нежесткие покрытия, а также металлические и другие сборно-разборные покрытия.
Временное восстановление разрушенных покрытий в отличие от капитального производят исходя из того, что не все деформи рованное покрытие подлежит удалению. Часть покрытия, верти кальная деформация которого не превышает пределов, указанных в табл. 10, может быть
оставлена.
При временном вос становлении подлежа щие уборке куски деформированного по крытия для ускорения работ могут сбрасываться непосредственно в воронку и исполь-
|
Т а б л и ц а 10 |
|
Диаметр воронки, м |
Допустимая вертикальная |
|
деформация, см |
||
|
||
3 - 6 |
2 - 3 |
|
6—10 |
4—5 |
|
10—20 |
||
Свыше 20 |
5 |
зоваться при ее задел ке наравне с другими местными камневидными материалами. Круп
норазмерные куски бетона дополнительно дробят автобетоноломом или с помощью взрывчатых веществ. При образовании камуфлетных полостей, когда покрытие вспучивается и зависает над под
земной воронкой, |
обязательно должны быть |
удалены все плиты |
в зоне зависания, |
а также плиты, сползающие |
в воронку. Вспучен |
ные асфальтированные покрытия дополнительно дробят прицеп ными рыхлителями или рыхлительными зубьями, установленными на отвале бульдозера.
Одновременно с удалением деформированных и смещенных ча стей покрытия собирают и удаляют разбросанные взрывом куски на остальной части дороги или летного поля.
Капитальное восстановление бетонных и железобетонных по крытий дорог, площадок и аэродромов производится различными способами в зависимости:
•— от заданных сроков восстановления сооружения;
— площади разрушенного покрытия над образовавшейся ворон кой (от взрыва бетонобойной бомбы или обычной ФАБ);
•— конструкции плит покрытия (обычное монолитное, двухслой ное, утолщенное, сборное в виде дорожных плит типа ПД-18 или аэродромных плит типа ПАГ-14);
— наличия запасных сборных конструкций и восстановитель ных материалов.
При ограниченном сроке восстановительных работ в боевых условиях и отсутствии времени на формирование бетона (когда на ликвидацию повреждений на дороге или аэродроме отводится время, измеряемое часами) наиболее рациональным способом вос становления покрытия является укладка на разрушенных участках заранее заготовленных и хранящихся в качестве запаса сборных бетонных дорожных и аэродромных плит или укладка плит, пере несенных со второстепенных участков сооружения (съездов с до
137
рог, МС и РД аэродромов и т. п.). Плиты, переносимые со второ степенных участков, должны быть заранее замаркированы. Этот способ восстановления покрытий наиболее целесообразен при вос становлении сборных покрытий, так как обеспечивается полная взаимозаменяемость разрушенных и переносимых плит. Дорога или аэродром в этом случае могут быть открыты для эксплуатации непосредственно после укладки плит, тогда как при бетонировании на месте требуется около семи дней на формирование бетона.
При восстановлении монолитных и сборных покрытий, конст рукция и размеры плит которых отличаются от имеющихся в запасе, возникают затруднения из-за несовпадения швов и необ ходимости заделывать образующиеся промежутки цементным раст вором, бетоном, асфальтобетоном. Применение даже быстротвердеющих цементов требует на формирование бетона на соедини тельных вставках не менее трех-четырех суток. С точки зрения сроков производства работ наиболее целесообразно использовать для заливки мест сопряжений сохранившегося покрытия с вновь уложенными плитами асфальтобетон или делать на вставках щебеночное покрытие с пропиткой его разогретым черным вяжу щим. Эти же вяжущие могут быть применены и при восстановлении небольших по площади разрушений покрытия, например от бетонобойных бомб.
В целях ускорения производства восстановительных работ при устройстве переходных вставок и ликвидации разрушений над небольшими воронками в качестве вяжущего могут служить и дру гие материалы, обеспечивающие более быстрые сроки формирова ния покрытий, в частности, для их временного восстановления мо жет применяться техническая сера, которая, будучи разогретой до 115° С и смешанной со щебеночным заполнителем, мгновенно застывает и образует бетон из смеси серы с заполнителем, или серобетон [69]. Этот материал в строительной практике известен давно и с успехом применялся для заделки костылей, дюбелей, анкеров в каменные стены при необходимости обеспечения быст рого набора прочности. По зарубежным данным, серобетон исполь зуется при восстановлении бетонных покрытий дорог, аэродромов, бетонных полов в сооружениях, где производятся работы с агрес сивными средами и т. п., а также применялся войсками США при спешном восстановлении аэродромов в Корее. Исследования авто ром физико-механических свойств серобетона на стандартных образцах (рис. V.6) выявили средний предел прочности на изгиб 30, а на сжатие 300 кгс/см2. При должном контроле за качеством работ серобетон по прочности приближается к обычному цементо бетону марки 150—200.
Восстановление грунтовых и искусственных оснований включает следующие операции: просушку переувлажненного грунта или замену его сухим; замену пучинистых грунтов непучинистыми; под сыпку песка или других материалов в пониженные места; отсыпку новых слоев основания на участках, где они отсутствуют; разрав нивание и тщательное уплотнение подсыпанных материалов,
138
самосвалах или же приготовляется на обычных полевых базах с помощью бетономешалок. Небольшое количество бетона может быть получено с помощью передвижных бетономешалок.
При капитальном восстановлении дорог и аэродромов повреж денные плиты бетонного покрытия можно заменять сборными желе зобетонными и бетонными плитами, бетонными, керамическими и другими блоками.
Конструкция и размеры сборных элементов для восстановления аэродромных покрытий устанавливаются в каждом конкретном случае с учетом обеспечения кратности, размеров новых плит раз мерам разрушенных, прочности и устойчивости покрытия, надеж ности стыков и ограниченности их количества, грузоподъемности имеющихся кранов, удобства монтажа элементов и возможности получения их в готовом виде.
Восстановительные работы с применением сборных элементов выполняются в такой последовательности: изготовление и подвоз плит или блоков, удаление разрушенных плит, ремонт грунтового основания, укладка плит или блоков в покрытие и их крепление, устройство водонепроницаемых швов.
В зависимости от местных условий, объема разрушения и наличия средств механизации требуемые для восстановления раз рушенных участков покрытия плиты и блоки могут изготовляться на полевых передвижных базах, полигонах, развернутых вблизи инвентарных механизированных бетонных заводов, на заводах железобетонных изделий.
При восстановлении бетонных покрытий со шпунтовым соеди нением (вкладышем) для обеспечения равнопрочности укладывае мых железобетонных плит и ослабленных краев смежных монолит ных плит применяют сварные стыковые соединения. Для этого остатки шпунтов предварительно обрубают с помощью бетоноломов. Новые стыковые соединения выполняются сваркой обойм и выпусков, забетонированных с помощью быстротвердеющего цемента в смежные края бетонных и железобетонных плит. Для большей прочности сцепления цементного раствора с бетоном на гранях бетонных плит делают вырубки. Вырубки в бетоне и вставка обойм производятся до монтажа плит, а сварка и забетонирование обойм в стыкуемых плитах — после монтажа. Для уве личения площади сварки и уменьшения напряжений, возникающих при сварке деталей стыков, устраивают фаски с монтируемыми в них промежуточными стержнями. В отдельных случаях допускает ся стыкование уложенных плит с помощью высокопрочных быстротвердеющих бетонов с использованием мелкого щебня. После укладки и крепления плит (блоков) и расчистки швов сжатым воздухом делают водонепроницаемые швы. Эта работа выполняет ся общепринятыми методами с заливкой швов мастиками, имею щими в своем составе тугоплавкий сплав В-1 *.
* Сплав В-1 представляет собой сплав шугуровского битума и садкинского асфальтита.
140
Ликвидация дефектов бетонного и железобетонного покрытия.
Отдельные участки бетонного или железобетонного покрытия под влиянием взрывов и деформации грунта могут проседать или вспу чиваться. При капитальном восстановлении такие участки в зави симости от величины просадки выравниваются следующими спосо бами:
— при просадке до 5 см — заделкой образовавшихся уступов битумно-песчаной смесью с устройством плавного сопряжения;
— при просадке от 5 до 10 см — устройством |
асфальтобетон |
|
ного коврика по |
всей площади просадки; |
просевших плит |
— при просадке более 10 см — наращиванием |
||
бетоном. |
|
|
Помимо этого, |
применяется гидропневматический способ подъ |
ема просевших цементобетонных плит монолитного покрытия. Он заключается в том, что под просевшие плиты через просверленные в них отверстия нагнетается под постоянным давлением 6 кгс/см2 песчано-глинистая смесь пластичной консистенции. Нагнетаемая смесь распространяется на большую площадь и создает значитель ную подъемную силу, за счет которой плита приподнимается. Бри гада в составе 20 человек может поднять таким способом до 1000 м2 просевшего покрытия в сутки. Стоимость восстановитель ных работ этим способом примерно в четыре раза меньше стои мости полной замены просевших плит.
Под влиянием взрывов, времени, эксплуатации, а также в про цессе формирования бетона при строительстве возможно частичное повреждение бетонных и железобетонных плит: усадочные и сквоз ные трещины, отколы углов и кромок, шелушение поверхности, раковины и т. п. В ходе капитального восстановления для обеспе чения гидроизоляции и предохранения покрытия от дальнейшего разрушения образовавшиеся на нем подобного рода повреждения должны быть полностью ликвидированы. Трещины в зависимости
от ширины заделываются тремя способами: шириной |
до |
2 мм — |
двух-трехкратным прокрашиванием раствором битума |
(марки V) |
|
в бензине; шириной от 2 до 6 мм — заливкой мастикой; |
шириной |
более 6 мм — заливкой расширяющимся цементом* или мастикой. Отколы бетонных плит заделываются термоустойчивым асфальтом. При заделке трещин особое внимание необходимо обращать на тщательность очистки поверхности плит, продувку трещин сжатым воздухом и на создание грунтовки с помощью краскопультов. Тре щины шириной от 2 до 6 мм предварительно разделывают с по мощью крейцмейселей или специальных электрофрез в борозды
* Расширяющийся цемент представляет собой смесь 65—74% глиноземистого цемента, 17—24% гипса, 8—12% гидроалюмината кальция. Его линейное рас ширение через сутки составляет от 0,2 до 1%. Расширяющийся цемент является
вместе с тем и быстротвердеющим цементом; начало |
схватывания для |
теста |
||||
нормальной |
густоты наступает |
через 1 |
мин 50 с, конец схватывания — через |
|||
4 |
мин 20 с. |
При жидком тесте |
начало |
схватывания |
может наступить |
через |
8 |
мин. |
|
|
|
|
|
141