Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При восстановлении смотровых колодцев или дождеприемников воронку засыпают до низа их основания с учетом осадки. Основа­ ние устраивают из тощего бетона, гравия, щебня или настила из

бревен, шпал, пластин, а стенки колодцев

(рис. V. 11,116)

выкла­

дывают из бревен и брусьев

(рубленных

в прямую или

косую

лапу) или из кирпича и камня на

цементном

растворе. Повреж­

денные оголовки водостоков

(рис.

V. 11, Ид)

восстанавливаются

спомощью деревянных распорок. При восстановлении водостоков

вбезлесной местности рекомендуется устраивать трубопроводы и смотровые колодцы с помощью стандартных элементов из гофри­ рованного железа.

При краткосрочном восстановлении объекта, учитывая крайне незначительный срок, отводимый для производства работ, и крат­ ковременную его эксплуатацию, водоотводные и другие инженер­ ные сети, если нет угрозы затопления, как правило, не восстанав­ ливают. Обнаруженные в воронках повреждения трубы в сухое время года заглушают мешками с суглинистым грунтом. О необ­ ходимости последующего их восстановления делается отметка в

журнале обследования в графе работ, подлежащих выполнению. В неотложных случаях, например при повреждении водоперепусков или коллекторов, вследствие чего дороги, летные поля или ворон­ ки на них заливаются водой, разрушенные участки труб восстанав­ ливаются простейшими способами. Для этого могут быть исполь­ зованы земленосные мешки, металлические аэродромные плиты и другие подручные средства. Разрушенные колодцы при этом не восстанавливают, вместо них укладывают временные трубы.

Восстановление водопроводных, теплопроводных, топливопроводных, газопроводных и канализационных сетей

К характерным повреждениям трубопроводов в результате взрыва или вызванного им сейсмического действия относятся: про­ рыв прокладок фланцевых соединений; течь в сальниковых ком­ пенсаторах; разрушение сальниковых компенсаторов и поврежде­ ние задвижек; разрыв сварных стыков; сдвиг трубопровода в поперечном направлении и т. д.

В наземных прокладках могут быть пробоины в трубах и частичные повреждения строительных конструкций от действия осколков авиабомб и снарядов.

Работы по капитальному восстановлению сетей, как правило, ведутся в таком порядке: подготавливается и планируется трасса трубопровода, производится раскопка и расчистка траншей (рас­ чистка завалов, засыпка воронок); подготавливается дно канала с соблюдением необходимых уклонов и устанавливаются опорнонесущие конструкции под трубопровод; производится монтаж тру­ бопровода, наносится изоляция на трубопровод, устраиваются защитные каналы и камеры.

Для исключения просадки труб, расположенных под заделан­ ными воронками, под их опорами устраивают фундаменты.

153


Подошва фундамента должна опираться на нетронутый материко­ вый грунт.

При временном восстановлении водопроводных, топливопровод­ ных, теплопроводных, газопроводных и канализационных сетей прежде всего необходимо выключить поврежденный участок. При необходимости подача воды или горючего может осуществляться по сохранившимся трубопроводам в обход выключенного участка или путем устройства временной обводной линии с помощью пожарных рукавов. После выключения разрушенного участка тру­ бопровода поврежденные куски труб удаляют, концы сохранив­ шихся труб обнажают и расчищают; во избежание расстройства стыков устраивают надежное основание, не подверженное осадкам.

Перед проведением восстановительных работ откачивают воду из воронки, а неповрежденные концы трубопровода с верховой сто­ роны на период восстановления заглушают пробкой или щитком (рис. III.9). Если глубина воронки невелика, можно ограничиться подсыпкой под трубу песка с его уплотнением; если же расстояние от дна воронки до трубы превышает 80 см, целесообразно устроить свайные или козловые опоры, а затем засыпать воронку грун­ том до уровня трубы. На подготовленное таким образом основание укладывают новые трубы и соединяют их надвижными или разъ­ емными муфтами с обнаженными концами неповрежденных труб. Трубы разных диаметров соединяют переходными фасонными частями. При восстановлении бензопроводных и водопроводных сетей применяют также сборные плоские трубы, выпускаемые в виде двух сваренных между собой лент, или гибкие трубы из пластмассы.

Такие повреждения, как прорыв прокладок фланцевых соеди­ нений или перекос трубопровода под действием взрывной волны, устраняют забивкой в место прорыва дубовых или березовых клиньев или установкой новых прокладок. Клинья забивают в тех случаях, когда требуется на определенное время сохранить подачу воды или горючего. Перед забивкой клиньев необходимо снизить давление в сети до минимального, чтобы облегчить доступ к месту прорыва.

При небольших пробоинах в трубах, а также при срыве с тру­ бопроводов штуцеров в качестве временной меры можно забивать в образовавшиеся отверстия дубовые или березовые пробки (рис. Ш .8,а). Пробки ‘большого диаметра для надежности следует обхватывать хомутами. При этом рекомендуется срезать пробку заподлицо с поверхностью трубы и наложить на поврежденное место лист резины на сурике, после чего все стянуть хомутами. Продольные трещины заделывают металлическими накладками с прокладкой из просмоленной мешковины, затем трубы закрепляют хомутами (рис. 111.8,6).

В случае необходимости временной прокладки трубопроводов в обвод очага разрушения под ВПП, РД, автомобильной или же­ лезной дороги линию трубопровода следует вести в гильзах из труб.

154


Гильзы укладываются непосредственно под покрытием или под путями железной дороги с минимальным заглублением.

При краткосрочном восстановлении водо- и бензопровода по­ врежденные участки восстанавливают на короткий срок заменой их гибкими шлангами (пожарными рукавами), как было показано на рис. III.7, а.

Восстановление кабельных сетей

При капитальном восстановлении подземных кабельных сетей * отрывка и расчистка траншей, а также их засыпка после восста­ новления кабелей производятся в том же порядке, как и при вос­ становлении трубопроводов.

При временном восстановлении силовых, телефонных и других линий поврежденные участки сетей вырезают и заменяют кусками запасного кабеля с помощью кабельных муфт. Места временных исправлений кабеля должны быть точно зафиксированы с тем, чтобы в последующем, при капитальном восстановлении, можно было их легко найти.

Повреждения воздушной сети, заключающиеся в разрушении опор, изоляторов и схлестывании или обрыве проводов, устраня­ ются путем подъема и укрепления наклонившихся опор подкосами и оттяжками и заменой разрушенных сложных опор несколькими временными, причем большие пролеты разбиваются на меньшие. В разрушенных металлических опорах можно заменять повреж­ денные металлические части деревянными достаточной прочности. Оборванные провода сращиваются; для ускорения работ допу­ скается обыкновенная скрутка проводов.

5. О СО БЕН Н О СТИ В О С С ТА Н О В Л Е Н И Я П О Д Ъ Е З Д Н Ы Х ПУТЕЙ И МОСТОВ

Особенности восстановления автомобильных дорог и внутриобъектных проездов

Опыт минувших войн показывает, что из всех сооружений наи­ более часто подвергаются разрушениям пути сообщений, и в част­ ности дороги и мосты. В период второй мировой войны только на оккупированной советской территории немецко-фашистские войска, отступая под ударами Советской Армии, разрушили автомобиль­ ных дорог общей протяженностью 91 000 км и огромное количество

* Аварии и разрушения энергосистем, в том числе в кабельных сетях, вызы­ вают в современных условиях тяжелые последствия. В случае прекращения подачи электроэнергии, даже на короткое время, создается аварийная обстановка на предприятиях непрерывного цикла, на транспорте и в системе водоснабже­ ния. «Аварией века» было названо прекращение подачи электроэнергии на 10— 12 ч в энергосистемах США и Канады в 1965 г., обслуживающих территорию площадью 200 000 км2 с населением 30 000 000 человек. Нью-Йорк и некоторые другие районы США оказались парализованными. Остановились электропоезда, вышли из строя телефон, радио, телевидение. Десятки тысяч людей оказались изолированными в поездах метро и лифтах. Возникли вторичные аварии. На­ чалась паника.

155


мостов общей длиной 930 км *. Большие разрушения дорог и мос­ тов имели место также в период войн в Корее, Вьетнаме и на Ближнем Востоке, а при отходе из Камбоджи в 1970 г. войска США полностью разрушили их.

Специальному разрушению подвергаются в первую очередь участки дорог, объезд которых невозможен или затруднен, а вос­ становление связано с большой затратой сил, средств и времени. Местами разрушений, как показал опыт второй мировой войны,

Рис.

V.12.

Характерные заграждения на

автодорогах при отходе

(один

 

 

 

из возможных вариантов):

 

/ — м и нн ое

п о ле;

2 — п о д го то вл ен н ы й к в з р ы в у

м ост; 3 — п р о ти во та н к о во е

м инное

п оле ;

4 — р а сс ы п

а н н ы е к о л ю щ и е п р еп я тс тви я ;. 5 — м и н и р о ван н ы й з а в а л ; 6 — п р о во ­

ло ч н ы е з а г р а ж д е н и я ; 7 — н а д о л б ы ; 8 — п о д го то вл ен н ы е к в зр ы в у д е р е в ь я на о б о ч и н ах д о р о ги ; 9 — м и нн ое п о ле , 10 — з а в а л ; / / — о д и н оч н ы й « сю рп ри з» в ви д е ф у г а с а ; 12 — п о д го то вл ен н ы е к в зр ы в у о тко сы вы ем ки д л я у с т р о й с т в а з а в а л а

обычно являются насыпи на болотах, подходы к мостам, мосты, трубы, участки горных дорог на косогорах, пересечения железных дорог с автомобильными, выемки, спуски в долины рек, плато, серпантины и т. п. Вариант комплекса характерных заграждений на автодорогах показан на рис. V.12 [63].

Разрушены и повреждены дороги могут быть не только в ре­ зультате воздействия противника, но и вследствие интенсивной эксплуатации (усиленное движение транспорта) или стихийных бедствий — землетрясений, затоплений и т, п.

* Сообщение Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. «Правда» от

13.9 1945 г.

156


Г — I

Рис. V.13.

Частичная

заделка разрушений

на

дороге (не

на

полную

высоту

 

 

 

 

и ширину):

 

 

 

 

 

 

с — з а с ы п к а

ворон ки з а

счет с р езк и

о тко со в н асы п и ;

б

и г — з а с ы п к а

б реш ей и

р а сч и с т к а

о б в ал о в

н е

на п олн ую

вы соту : в — ч а с т и ч н а я

з а с ы п к а

во р о н ки

у

п о вр еж д ен н о го ф у н д а ­

м е н та ;

д — во с с тан о вл е н и е зе м л я н о го

п о ло тн а

з а

снег

п о н и ж ен и я

о тм етки д ороги

и в о с с т а ­

н о вл ен и е п од п о р н ы х стен о к

В первую очередь восстанавливают земляное полотно дорог с искусственными сооружениями (мосты, трубы и подпорные стенки). Способы капитального восстановления земляного полотна изло­ жены в разделе 2 данной главы.

При временном восстановлении земляного полотна работы ведутся с учетом следующих особенностей. Если свойства грунтов не исключают накапливания воды в воронках после их заделки, то от пониженной части воронок отводятся дренажные канавки в сторону кювета. Дну дренажных канавок (прорезей) придается уклон 0,01—0,02. В качестве дренирующего материала применя­ ются фашины диаметром 15—20 см, щебень, гравий. Подготовлен­ ная таким образом воронка заделывается общепринятыми мето­ дами. При отсутствии вблизи подходящего резерва грунт для засыпки малых воронок может быть взят, как исключение, из отко­ сов насыпи, а воронка засыпана не на полную высоту (рис. V.13, а). Воронки в выемках засыпают грунтом из откосов выемок. В тех случаях, когда нужного грунта поблизости нет, а подвезти его со стороны затруднительно, воронку временно заделывают клеткой

157