Файл: Минаев Г.А. Охрана труда на топографо-геодезических работах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Плавучесть лодки обеспечивается высотой ее бортов над водой. Так, открытые лодки длиной 5 м и шириной 1 м при полной на­ грузке должны возвышаться над водой:

 

 

Мидель

Нос

Корма

При

отсутствии волн

на 25—30 см

на 45—50 см

на 35—40 см

При

большой волне

» 35—40 см

» 65—70 см

» 40—45 см

При большей длине и ширине лодки этп величины должны соответственно увеличиваться.

Предельная величина погружения лодки составляет ее грузо­

подъемность в тоннах, которая вычисляется по формуле

 

Q = 0,5-KL-B-H,

(44)

где К — коэффициент водоизмещения;

L — длина по намеченной ватерлинии в метрах; В — ширина у миделя в метрах; Н— полная высота лодки в метрах.

Коэффициент К принимается в пределах 0,5—0,6 для лодок с

плавными обводами и

0,65—0,75 для плоскодонных

лодок.

Без­

опасное значение

Qto = 0.75Q.

(45)

 

Для увеличения остойчивости лодки самые тяжелые

грузы

укладывают на дно в

средней части лодки. Нельзя

заваливать

грузом спасательные и водоотливные средства. У кормы лодки

следует

оставлять свободное место для вычерпывания воды.

Во время движения лодки перемещение людей и грузов за­

прещается.

 

2. А в и а ц и о н и ы й т р а н с п о р т

Для

авиационного транспорта установлены три вида полетов:

по воздушным трассам, по местным воздушным линиям и марш­ рутам вне трасс.

На топографо-геодезических работах авиацию используют главным образом на внетрассовых полетах. Зачастую посадки самолетов и вертолетов приходится совершать на временных по­ садочных площадках.

Порядок полетов вертолетов и самолетов регламентируют «Воздушный кодекс СССР», «Основные правила полетов над тер­ риторией СССР» и «Наставление по производству полетов в граж­

данской авиации»

Министерства гражданской

авиации

СССР.

Выбор и устройство посадочных площадок на участках

работ,

заброска авиагорючего в глубинные необжитые

районы

возлага­

ются на организации, заключающие договоры,

и ответственность

за обеспечение безопасности посадки и взлетов

с этих

площадок

возлагается также

на эти организации, а не только на

подразде­

ления авиации.

 

 

 

 

120



Учитывая трудности осуществления полетов вне трасс, полеты должны быть наиболее тщательно подготовлены. Руководитель организации, арендующей вертолет или самолет, обязан обеспе­ чить экипаж радиосвязью с посадочными площадками. При ухуд­ шении метеорологических условий экипаж немедленно извещается

по радио. Полеты после захода солнца

запрещаются.

Однако

должен

предусматриваться

прием самолета

(вертолета)

и после

захода

солнца —в сумерках

или ночью при помощи прожектора,

фонарей или костров. Прожектором следует освещать землю.

Из авиационных транспортных средств наиболее широкое при­

менение

на топографо-геодезическпх работах за последние годы

получили вертолеты, имеющие по сравнению с самолетами опре­ деленные преимущества. В труднодоступных районах приходится совершать посадки на площадки, выбранные с воздуха. При ис­ пользовании вертолета следует иметь в виду, что всякая посадка вертолета на такие площадки требует от экипажа большого опыта и мастерства. Не следует переоценивать возможности вертолета для посадки и взлета по вертикальной линии.

Подготовку, организацию и полет с соблюдением безопасности следует осуществлять согласно «Наставлению по' производству полетов в гражданской авиации СССР». Этим наставлением, на­ пример, установлен для всех вертолетов навигационный запас горючего, обеспечивающий полет не менее 30 мин. Категорически запрещается увеличение полетного веса, особенно . вертолета; грузоподъемность его следует устанавливать с учетом темпера­ турных условий, высоты площадки над уровнем моря. Безопасность

полета должна обеспечиваться даже и

в том

случае,

если это

влечет за собой снижение экономических

показателей полета.

Для вылета в рейс командиру экипажа

необходимо

иметь

письменное задание

на полет

(полетный

лист)

и прогноз

погоды;

материальная часть

самолета

(вертолета)

должна быть

в

полной

исправности; все члены экипажа должны иметь предполетный от­ дых установленной продолжительности.

Существует три вида взлета и посадки вертолета. Взлет вер­ тикально вверх — вертолет поднимается вертикально на 25—50 м, затем переходит на горизонтальный полет. Взлет по-самолетному— вертолет отрывается от земли после пробега по аэродрому, наби­ рает скорость и переходит на подъем. Взлет с разгоном — комби­ нация двух перечисленных видов взлета, при которой вертолет поднимается на 2—4 м вверх вертикально, затем развивает ско­ рость с постепенным набором высоты. При вертикальной посадке вертолет подходит к площадке на высоте 20—25 м над препят­

ствиями,

зависает и плавно приземляется. При втором

виде по­

садки на

аэродром вертолет

приземляется

по-самолетному, с

пробегом

по земле. При третьем

виде посадки

вертолет

планирует

до высоты 3—4 м, зависает и приземляется. Последний вид взлета и посадки является основным.

Выбор того или иного вида взлета и посадки зависит от раз-

121


меров площадки, высоты препятствий, окружающих ее, характера поверхности площадки. Большое влияние при выборе вида взлета или посадки имеет также полетный вес вертолета, т. е. вес самого

вертолета и груза, находящегося на нем. На выбор вида

взлета

или посадки

влияет также

высота площадки

над уровнем

моря

и температура воздуха, определяющие

его

плотность.

Все это

ограничивает

возможность

взлета или посадки вертикально, но

и в этом случае размеры

площадки

должны быть

не

менее

40—50 м по стороне.

 

 

 

 

 

Рис. 22. Посадочная площадка для вертолета

Для вертолета МИ-4 при отсутствии препятствий достаточно иметь площадку размером 50X25 м, а для вертолета МИ-1 раз­ меры сокращаются до 20X30 м, но при наличии препятствий, например леса, вокруг площадки должна быть создана зона без­ опасности (рис. 22).

Посадочная площадка должна быть ровной, не иметь наклона, чтобы не было крена вертолета, создающего опрокидывающий момент. На площадке не должно быть пней, ям, валунов, кус­ тарника. В зоне безопасности ограничиваются только повалом деревьев.

На болотистой почве сооружается настил из бревен в два слоя; размер настила 10X5 м. Бревна скрепляют, чтобы между ними не застревали колеса вертолета.

Работа винта вертолета создает мощную струю воздуха, под­ нимающую вокруг вертолета (при посадке или взлете) облако

<пыли или снега, затрудняющее видимость. Это приводит к потере представления об окружающем пространстве и к возникновению опасности аварии. Снег на посадочной площадке нужно утапты­ вать, а пыльную площадку — поливать водой.

Галечниковые косы рек обычно служат хорошей природной

посадочной площадкой, но нужно предусматривать возможность внезапного их затопления водой при непостоянстве уровня гор­ ных рек.

При использовании речной косы в качестве площадки для приземления вертолета размеры ее должны быть не менее

122


50x50 м, ширина полосы взлета без препятствий 50 м, длина по­ лосы без поворотов 200 м.

Посадка вертолета производится всегда против ветра, поэтому принимающие вертолет должны при помощи дыма или флага показать пилоту направление ветра. Для нахождения с воздуха местоположения площадки костер разводят на краю площадки. На середину площадки укладывают дымящееся полено или уста­ навливают красный флаг размером 1,0X0,5 м, особенно во время дождливой погоды.

Поиск с воздуха посадочных площадок разрешается с верто­ лета без груза.

Вращающиеся винты представляют собой огромную опасность, поэтому стоять под ними или в непосредственной близости нельзя. При взлете (посадке) самолета или вертолета запрещается нахо­ диться на расстоянии менее 50 м от места взлета (посадки). Предметы, которые могут быть увлечены воздушной струей от винта, должны быть удалены; костры в радиусе 50 м от площадки затушены; пролитые легковоспламеняющиеся жидкости должны

быть засыпаны

землей. Сбрасывание

грузов

производится

по

команде пилота.

Человек,

сбрасывающий

груз,

должен

быть

привязан к специальному устройству.

 

 

 

 

 

В полете не

разрешается

меняться

местами,

перетаскивать

грузы (чтобы не нарушить центровку),

курить,

открывать дверь.

При приземлении первым выходит кто-либо

из

членов экипажа.

Все указания командира экипажа и бортмеханика должны выпол­ няться беспрекословно. Перед началом работ командир экипажа должен провести инструктаж и занятия по всем вопросам орга­ низации посадочных площадок, приема вертолетов, порядок за­

грузки и выгрузки

вертолета.

 

3. П о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы е

р а б о т ы

Учитывая, что

погрузочно-разгрузочные

работы — тяжелый

физический труд, советским законодательством установлены опре­ деленные ограничения по переноске и передвижению тяжестей. Так, запрещено привлекать подростков от 16 до 18 лет только на

погрузочно-разгрузочные работы; допускается

лишь

в случае,

когда

эта работа

выполняется попутно с другой (основной) ра­

ботой

и погрузка

составляет в ней не более 30%

рабочего

времени.

Предельные нормы переноски грузов: для юношей—16,4 кг, для

девушек—10,25

кг. Женщинам не разрешается переносить груз

свыше 20 кг, а

при переноске вдвоем — свыше 50 кг. Одному

грузчику нельзя переносить груз весом более 80 кг. Если вес отдельного места превышает 50 кг, то для подъема на плечи не­ обходима помощь других грузчиков.

По весу грузы разделяются на три категории: с весом одного места до 80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевози-

123