Файл: Минаев Г.А. Охрана труда на топографо-геодезических работах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
Плавучесть лодки обеспечивается высотой ее бортов над водой. Так, открытые лодки длиной 5 м и шириной 1 м при полной на грузке должны возвышаться над водой:
|
|
Мидель |
Нос |
Корма |
При |
отсутствии волн |
на 25—30 см |
на 45—50 см |
на 35—40 см |
При |
большой волне |
» 35—40 см |
» 65—70 см |
» 40—45 см |
При большей длине и ширине лодки этп величины должны соответственно увеличиваться.
Предельная величина погружения лодки составляет ее грузо
подъемность в тоннах, которая вычисляется по формуле |
|
Q = 0,5-KL-B-H, |
(44) |
где К — коэффициент водоизмещения;
L — длина по намеченной ватерлинии в метрах; В — ширина у миделя в метрах; Н— полная высота лодки в метрах.
Коэффициент К принимается в пределах 0,5—0,6 для лодок с
плавными обводами и |
0,65—0,75 для плоскодонных |
лодок. |
Без |
опасное значение |
Qto = 0.75Q. |
(45) |
|
|
|||
Для увеличения остойчивости лодки самые тяжелые |
грузы |
||
укладывают на дно в |
средней части лодки. Нельзя |
заваливать |
грузом спасательные и водоотливные средства. У кормы лодки
следует |
оставлять свободное место для вычерпывания воды. |
Во время движения лодки перемещение людей и грузов за |
|
прещается. |
|
|
2. А в и а ц и о н и ы й т р а н с п о р т |
Для |
авиационного транспорта установлены три вида полетов: |
по воздушным трассам, по местным воздушным линиям и марш рутам вне трасс.
На топографо-геодезических работах авиацию используют главным образом на внетрассовых полетах. Зачастую посадки самолетов и вертолетов приходится совершать на временных по садочных площадках.
Порядок полетов вертолетов и самолетов регламентируют «Воздушный кодекс СССР», «Основные правила полетов над тер риторией СССР» и «Наставление по производству полетов в граж
данской авиации» |
Министерства гражданской |
авиации |
СССР. |
|
Выбор и устройство посадочных площадок на участках |
работ, |
|||
заброска авиагорючего в глубинные необжитые |
районы |
возлага |
||
ются на организации, заключающие договоры, |
и ответственность |
|||
за обеспечение безопасности посадки и взлетов |
с этих |
площадок |
||
возлагается также |
на эти организации, а не только на |
подразде |
||
ления авиации. |
|
|
|
|
120
Учитывая трудности осуществления полетов вне трасс, полеты должны быть наиболее тщательно подготовлены. Руководитель организации, арендующей вертолет или самолет, обязан обеспе чить экипаж радиосвязью с посадочными площадками. При ухуд шении метеорологических условий экипаж немедленно извещается
по радио. Полеты после захода солнца |
запрещаются. |
Однако |
||
должен |
предусматриваться |
прием самолета |
(вертолета) |
и после |
захода |
солнца —в сумерках |
или ночью при помощи прожектора, |
||
фонарей или костров. Прожектором следует освещать землю. |
||||
Из авиационных транспортных средств наиболее широкое при |
||||
менение |
на топографо-геодезическпх работах за последние годы |
получили вертолеты, имеющие по сравнению с самолетами опре деленные преимущества. В труднодоступных районах приходится совершать посадки на площадки, выбранные с воздуха. При ис пользовании вертолета следует иметь в виду, что всякая посадка вертолета на такие площадки требует от экипажа большого опыта и мастерства. Не следует переоценивать возможности вертолета для посадки и взлета по вертикальной линии.
Подготовку, организацию и полет с соблюдением безопасности следует осуществлять согласно «Наставлению по' производству полетов в гражданской авиации СССР». Этим наставлением, на пример, установлен для всех вертолетов навигационный запас горючего, обеспечивающий полет не менее 30 мин. Категорически запрещается увеличение полетного веса, особенно . вертолета; грузоподъемность его следует устанавливать с учетом темпера турных условий, высоты площадки над уровнем моря. Безопасность
полета должна обеспечиваться даже и |
в том |
случае, |
если это |
|||
влечет за собой снижение экономических |
показателей полета. |
|||||
Для вылета в рейс командиру экипажа |
необходимо |
иметь |
||||
письменное задание |
на полет |
(полетный |
лист) |
и прогноз |
погоды; |
|
материальная часть |
самолета |
(вертолета) |
должна быть |
в |
полной |
исправности; все члены экипажа должны иметь предполетный от дых установленной продолжительности.
Существует три вида взлета и посадки вертолета. Взлет вер тикально вверх — вертолет поднимается вертикально на 25—50 м, затем переходит на горизонтальный полет. Взлет по-самолетному— вертолет отрывается от земли после пробега по аэродрому, наби рает скорость и переходит на подъем. Взлет с разгоном — комби нация двух перечисленных видов взлета, при которой вертолет поднимается на 2—4 м вверх вертикально, затем развивает ско рость с постепенным набором высоты. При вертикальной посадке вертолет подходит к площадке на высоте 20—25 м над препят
ствиями, |
зависает и плавно приземляется. При втором |
виде по |
||
садки на |
аэродром вертолет |
приземляется |
по-самолетному, с |
|
пробегом |
по земле. При третьем |
виде посадки |
вертолет |
планирует |
до высоты 3—4 м, зависает и приземляется. Последний вид взлета и посадки является основным.
Выбор того или иного вида взлета и посадки зависит от раз-
121
меров площадки, высоты препятствий, окружающих ее, характера поверхности площадки. Большое влияние при выборе вида взлета или посадки имеет также полетный вес вертолета, т. е. вес самого
вертолета и груза, находящегося на нем. На выбор вида |
взлета |
|||||
или посадки |
влияет также |
высота площадки |
над уровнем |
моря |
||
и температура воздуха, определяющие |
его |
плотность. |
Все это |
|||
ограничивает |
возможность |
взлета или посадки вертикально, но |
||||
и в этом случае размеры |
площадки |
должны быть |
не |
менее |
||
40—50 м по стороне. |
|
|
|
|
|
Рис. 22. Посадочная площадка для вертолета
Для вертолета МИ-4 при отсутствии препятствий достаточно иметь площадку размером 50X25 м, а для вертолета МИ-1 раз меры сокращаются до 20X30 м, но при наличии препятствий, например леса, вокруг площадки должна быть создана зона без опасности (рис. 22).
Посадочная площадка должна быть ровной, не иметь наклона, чтобы не было крена вертолета, создающего опрокидывающий момент. На площадке не должно быть пней, ям, валунов, кус тарника. В зоне безопасности ограничиваются только повалом деревьев.
На болотистой почве сооружается настил из бревен в два слоя; размер настила 10X5 м. Бревна скрепляют, чтобы между ними не застревали колеса вертолета.
Работа винта вертолета создает мощную струю воздуха, под нимающую вокруг вертолета (при посадке или взлете) облако
<пыли или снега, затрудняющее видимость. Это приводит к потере представления об окружающем пространстве и к возникновению опасности аварии. Снег на посадочной площадке нужно утапты вать, а пыльную площадку — поливать водой.
Галечниковые косы рек обычно служат хорошей природной
посадочной площадкой, но нужно предусматривать возможность внезапного их затопления водой при непостоянстве уровня гор ных рек.
При использовании речной косы в качестве площадки для приземления вертолета размеры ее должны быть не менее
122
50x50 м, ширина полосы взлета без препятствий 50 м, длина по лосы без поворотов 200 м.
Посадка вертолета производится всегда против ветра, поэтому принимающие вертолет должны при помощи дыма или флага показать пилоту направление ветра. Для нахождения с воздуха местоположения площадки костер разводят на краю площадки. На середину площадки укладывают дымящееся полено или уста навливают красный флаг размером 1,0X0,5 м, особенно во время дождливой погоды.
Поиск с воздуха посадочных площадок разрешается с верто лета без груза.
Вращающиеся винты представляют собой огромную опасность, поэтому стоять под ними или в непосредственной близости нельзя. При взлете (посадке) самолета или вертолета запрещается нахо диться на расстоянии менее 50 м от места взлета (посадки). Предметы, которые могут быть увлечены воздушной струей от винта, должны быть удалены; костры в радиусе 50 м от площадки затушены; пролитые легковоспламеняющиеся жидкости должны
быть засыпаны |
землей. Сбрасывание |
грузов |
производится |
по |
|||
команде пилота. |
Человек, |
сбрасывающий |
груз, |
должен |
быть |
||
привязан к специальному устройству. |
|
|
|
|
|
||
В полете не |
разрешается |
меняться |
местами, |
перетаскивать |
|||
грузы (чтобы не нарушить центровку), |
курить, |
открывать дверь. |
|||||
При приземлении первым выходит кто-либо |
из |
членов экипажа. |
Все указания командира экипажа и бортмеханика должны выпол няться беспрекословно. Перед началом работ командир экипажа должен провести инструктаж и занятия по всем вопросам орга низации посадочных площадок, приема вертолетов, порядок за
грузки и выгрузки |
вертолета. |
|
3. П о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы е |
р а б о т ы |
|
Учитывая, что |
погрузочно-разгрузочные |
работы — тяжелый |
физический труд, советским законодательством установлены опре деленные ограничения по переноске и передвижению тяжестей. Так, запрещено привлекать подростков от 16 до 18 лет только на
погрузочно-разгрузочные работы; допускается |
лишь |
в случае, |
||
когда |
эта работа |
выполняется попутно с другой (основной) ра |
||
ботой |
и погрузка |
составляет в ней не более 30% |
рабочего |
времени. |
Предельные нормы переноски грузов: для юношей—16,4 кг, для
девушек—10,25 |
кг. Женщинам не разрешается переносить груз |
свыше 20 кг, а |
при переноске вдвоем — свыше 50 кг. Одному |
грузчику нельзя переносить груз весом более 80 кг. Если вес отдельного места превышает 50 кг, то для подъема на плечи не обходима помощь других грузчиков.
По весу грузы разделяются на три категории: с весом одного места до 80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевози-
123