Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 3
В механизме, после того как заданы движения одного или несколь ких его звеньев, становятся определенными абсолютные (относи тельно стойки) движения остальных его звеньев.
Механизм, следовательно, представляет кинематическую цепь, в которой одно из звеньев обращено в стойку, а при задании дви жения одного или нескольких его звеньев, становятся определен ными движения остальных его звеньев.
6
а
Рис. 1.6
Из одной и той же кинематической цепи можно получить раз личные механизмы, последовательно обращая в стойку различные звенья цепи. Образуемые таким образом механизмы будут отли чаться характером абсолютных движений звеньев; само собой разумеется, что относительное движение звеньев в механизмах не изменится, поскольку механизмы образованы из одной и той же кинематической цепи.
Поясним изложенное на примере образования механизмов из четырехзвенной кинематической цепи с двумя вращательными и двумя поступательными парами (рис. 1.6, с). Звено У 1 цепи со держит элементы двух вращательных пар О и А, которыми оно
1 В книге при повторных изображениях схем механизмов номера некоторых звеньев в тексте и на рисунках не указываются.
соединяется с звеньями 4 и 2; у звена 2 имеются~элемент враща тельной пары Л и элемент поступательной пары В; звено 3 со держит элементы двух поступательных пар В и С; звено 4 содержит элемент вращательной пары О и элемент поступательной пары С. Обратив в стойку звено 4, получим механизм двойного ползуна (рис. 1.6, б), используемый в измерительных приборах и извест ный под названием синусного механизма. Перемещение звена 3
|
|
|
|
h = t0A Sin ф, |
(1.3) |
|
где l o A |
— длина |
звена |
/ . |
3 получим |
механизм эллипсо |
|
При обращении в стойку звена |
||||||
графа |
(рис. 1.6, в). Звено 4 в механизмах, показанных на рис. 1.6, б |
|||||
|
V |
2 3 |
* |
А |
2 |
З Ц - |
f
Рис. 1.7
и 1.6, в, имеет различное графическое изображение, но его кине матические пары одни и те же: в обоих механизмах звено 4 по движно соединено с звеньями / и 5 с помощью вращательной и по ступательной пар.
Механизм, изображенный на рис. 1.6, в, используется для вы черчивания эллипсов. Известно, что траектория произвольной точки отрезка, скользящего концами О и Л по двум взаимно перпендикулярным прямым аа и bb, представляет собой эллипс. Связав жестко пишущую точку М с отрезком OA, получим эллипс как траекторию точки М.
Если в рассматриваемой кинематической цепи сделать стойкой звено / , получим муфту Ольдгэма, используемую для соединения двух параллельных валов (рис. 1.6, г) О и Л, геометрические оси которых смещены друг относительно друга. Такая муфта позво ляет компенсировать погрешность изготовления или сборки, про являющуюся в том, что оси О и Л вращения соединяемых валов не совпадают. Легко удостоверитьсяt что звенья 2 и 4 муфты вра щаются с одинаковыми угловыми скоростями. Действительно, по
скольку оси |
поступательных пар |
В |
я |
С образуют постоянный |
|
угол (90°), |
то |
при повороте звена |
2 |
на |
угол <р на такой же угол |
повернется |
и |
звено 4. |
|
|
|
Конструктивная схема муфты Ольдгэма изображена на рис. 1.7 (обозначения звеньев те же, что на рис. 1.6, г). Схема муфты Ольд гэма явилась основой шарнир но-крестовых муфт, позволяющих
2* |
19 |
передавать вращение с постоянным отношением угловых скоростей не только при совпадении осей полумуфт, но и при их параллель ном смещении (см. гл. 16).
Различаются плоские и пространственные механизмы. В пло ских механизмах все точки звеньев движутся в одной или в парал лельных плоскостях. Наиболее распространенные типы плоских механизмов: четырехшарнирный, кривошипно-ползунный, кулис ный (рис. 1.8). Кривошипом называется звено, соединенное со стойкой вращательной парой и совершающее относительно стойки полное вращательное движение (звено 1, рис. 1.8). Коромысло (звено 3, рис. 1.8, а) также соединено со стойкой вращательной
парой, но совершает неполное вращательное (качательное) дви жение. Кулисой (звенья 3, рис. 1.8, е й 1.8, г) называется звено с подвижными направляющими, соединенное со стойкой враща тельной или поступательной парой. Ползун (звено 3, рис. 1.8, б) соединен со стойкой поступательной парой и совершает поступа тельное движение. Звено, совершающее относительно стойки сложно-плоское движение и соединенное с другими звеньями вра щательными парами, называется шатуном (звено 2, рис. 1.8, а, б).
Схема кулисного механизма может быть изображена двумя способами (рис. 1.8, в, г). Звенья 2 и 3 на рис. 1.8, г имеют иное конструктивное оформление, нежели на рис. 1.8, в. Звено 2, со вершающее поступательное движение в направляющих кулисы, называется кулисным камнем (рис. 1.8, в, г).
1.5.СТЕПЕНЬ П О Д В И Ж Н О С Т И МЕХАНИЗМА
Аналитическое определение степени подвижности. Под сте пенью подвижности механизма понимается число независимых параметров, которое нужно задать для определения положений всех подвижных звеньев. В механизме с одной степенью подвиж ности достаточно задаться значением одного параметра, чтобы определить положения всех подвижных звеньев. Преимуществен ное распространение получили механизмы с одной и с двумя сте-
пенями подвижности. Примером механизма с двумя степенями подвижности может служить дифференциальный зубчатый меха низм (см. гл. 10).
Определение степени подвижности для ряда механизмов — трудная задача. Для ее решения нужно сначала составить уравнения связи между параметрами относительного движения звеньев, используя методы определения функций положения (см. п. 5.1). Напомним, что для пары звеньев, соединенных кинемати ческой парой, число параметров в относительном движении зависит от класса кинематической пары. Так, при соединении двух звеньев сферической парой относительное движение определяется тремя параметрами — углами поворота ф 1 ( ф 2 и фз вокруг трех осей.
Пусть для исследуемого механизма получена система уравнений связи между параметрами относительного движения такого вида:
M<pr Ф2, Ф3. • • • .Ф/)= о;
Здесь ф х , ф2 , ф3 , . . ., ф / — параметры, определяющие относительное движение всех попарно соединяемых звеньев. Уравнения системы (1.4) обычно являются
сложными нелинейными уравнениями.
С первого взгляда возникает представление, что для определения степени
подвижности f можно воспользоваться формулой |
|
f=l-r, |
(1.5) |
где г — число уравнений связи в системе (1.4); I — число параметров относитель |
|
ного движения. |
что а) не |
В общем случае эта формула неверна, так как может оказаться, |
все г уравнений системы (1.4) являются независимыми; б) не все I степеней сво боды, допускаемых кинематическими параметрами, реализуются в механизме (при движении звеньев механизма значения части параметров относительного
движения ф 1 ( ф , . . ., ф; не |
изменяются). В справедливости второго утвержде |
ния можно удостовериться |
на примере применения в кривошипно-ползунном |
механизме (рис. 1.8, б) цилиндрической пары (поз. 7, а табл. 1.1) для соединения звена 3 со стойкой. Обычно в кривошипно-ползунном механизме звено 3 соеди няется со стойкой поступательной парой и относительное движение определяется одним параметром. Цилиндрическая пара допускает две степени свободы в отно сительном движении: поступательное перемещение в направлении, параллельном оси цилиндра, и вращение вокруг оси цилиндра. Однако в самом механизме второй параметр (вращение вокруг оси цилиндра) не реализуется.
Строгий способ определения степени подвижности механизма основывается на решении системы уравнений (1.4). Для упрощения рассуждений примем, что
предполагаемая степень подвижности / = 1 и положение ведущего звена |
опре |
||
деляется |
заданием параметра (fx- Придавая фиксированные |
значения |
пара |
метру ф ь |
из системы уравнений (1.4) можно найти функции ф 2 |
(фх), Фз (фі), • • • |
. . ., фДфдЗСтепень подвижности механизма / действительно окажется равной единице, еслиф2 (фг ), • • •, Ф/(Фі) —однозначные функции. Если предполагаемая степень подвижности механизма f = 2, нужно задаваться значениями двух пара метров и определять из системы уравнений (1.4) значения остальных параметров. Степень подвижности / = 2, если при всех фиксированных значениях двух параметров остальные параметры, вычисляемые из системы уравнений (1.4), будут определяться однозначно. Решение системы уравнений (1.4) может быть выполнено, как правило, только численным способом с применением ЭЦВМ.
Степень подвижности некоторых механизмов зависит от того, какой из параметров относительного движения ф 1 ( ф 2 Ф/ считается задаваемым (какое из звеньев механизма выбирается в качестве ведущего). Поясним это на примере синусного механизма (рис. 1.6, б). Если выбрать ведущим звено /,
функции, определяющие положения звеньев 3 и 2 этого простейшего механизма, можно записать в таком виде:
s3 = ЬА sin ф; s2 = loA cos q>. |
(1.6) |
Функции s3 (ф) и s2 (ф) являются однозначными (фиксированному значе нию ф отвечают единственные значения s3 и s2 ), следовательно степень подвиж ности механизма действительно равна единице. Если теперь задаваться пара метром s3 (выбрать ведущим звено 3), функции положения звеньев определятся так:
|
|
Ф = arcsin ( ~ 7 ~ ) '•> sa = lOA cos J^aresin ("TJJ)] • |
С-7 ) |
||
|
Ограничимся рассмотрением функций ф (s3) и sa |
(s3) в области, определяемой |
|||
значениями 2л ^ ф ^= 0. В указанной области при значениях 1 > -г->> |
—1 функ- |
||||
ции (1.7) |
не являются однозначными (одному значению ~ |
'02 |
|
||
отвечают два значе- |
|||||
ния |
|
\ |
'02 |
|
|
ф и два значения s2 ), следовательно степень подвижности механизма уже |
|||||
|
|
|
|
So |
|
не |
равна |
единице. Это объясняется тем, что при значении |
-.— = |
± 1 , когда |
'02
звено 3 достигает крайнего положения, может измениться направление переме щений звеньев 1 и 2. Поскольку функции ф (s3) и s2 (s3) многозначные, задание одного лишь параметра s3 оказывается недостаточным для определения положе ний звеньев 1 н 2. Для однозначности функций ф (s3) и s2 (s3) нужно задавать не только s3, но и связь между направлениями перемещений звеньев 3 и 2 или 3 и 1.
Определение степени подвижности из структурной формулы механизма. В настоящее время степень подвижности механизма определяется из его структурной формулы, связывающей степень подвижности с числом звеньев механизма, числом и видом кине матических пар. Д л я пространственного механизма структурная формула определяется выражением
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
/ |
= 6 (п - 1) - |
Ъръ - |
Ар, |
= 6 (п - 1) - 2 sps, |
(1.8) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
s=l |
|
где |
(п — 1) — число |
подвижных |
звеньев |
(п — общее |
число |
|||
звеньев, |
включая |
и |
стойку); ps |
— число |
кинематических |
пар |
||
класса s, |
входящих |
в состав механизма; s — число связей, накла |
||||||
дываемых |
парой класса s. |
Напомним, что для определения |
поло |
жения свободного твердого тела (звена Механизма) нужно задать шесть независимых параметров (шесть обобщенных координат). Для определения положений п — 1 подвижных звеньев, еще не соединенных кинематическими парами, нужно задать 6 (п — 1) параметров. Кинематическая пара, соединяющая два звена, на кладывает ограничения на степени свободы в относительном дви-
5 |
|
жении; 2 sps |
— общее число связей, устанавливаемых всеми ps ки- |
s=l |
|
нематическими |
парами механизма. |
Формула (1.8) справедлива при соблюдении следующих усло вий: а) для определения положений каждого подвижного звена по отношению к стойке до того, пока оно не вступило в соединение
с другими звеньями, требуется не менее шести независимых пара метров; б) связи, накладываемые кинематическими парами, не дублируются. В подтверждение этого рассмотрим следующий пример.
Представим сначала, что два подвижных звена механизма всту пают в соединение друг с другом, а одно из этих звеньев — в со единение со стойкой; обе кинематические пары, используемые для соединения звеньев, — пары класса V (вращательные). Из фор
мулы |
(1.8) |
следует, |
что |
при |
ps = 2, s = 5, п — 1 = 2 степень |
||||
подвижности / |
= 2; это означает, что для определения положений |
||||||||
обоих звеньев нужно задать два параметра: углы поворота ф х |
и ср2 |
||||||||
вокруг |
|
осей |
вращательных |
У і |
|
|
|||
пар. На расположение осей |
|
|
|||||||
вращательных |
пар друг |
по |
|
|
|
||||
отношению |
к другу |
ограни |
|
|
|
||||
чений |
не |
наложено, |
следо |
|
|
|
|||
вательно |
они |
могут |
скрещи |
|
|
|
|||
ваться, |
пересекаться |
или |
|
|
|
||||
быть параллельными. При |
|
|
|
||||||
мем, что указанные оси па |
|
|
|
||||||
раллельны |
и |
звенья |
1 |
и 2 |
|
|
|
||
совершают |
плоское |
движе |
|
|
|
||||
ние по отношению к стойке |
|
|
|
||||||
(рис. |
1.9). |
|
|
|
|
Рис. |
1.9 |
|
|
Представим далее, что под |
|
||||||||
|
|
|
|||||||
вижное звено 3 должно всту |
|
|
|
||||||
пить в соединение с звеном 2 |
и со стойкой. Так |
как звенья / |
и 2 |
уже совершают плоские движения по отношению к стойке, плоское движение должно совершать и звено 3. Включение звена 3 в со став механизма сопровождается поэтому добавлением не шести, а трех независимых параметров (звено в плоском движении имеет три степени свободы). Если звено 3 соединить со стойкой и со зве
ном 2 двумя парами класса V, каждая из пар будет |
накладывать |
не пять независимых связей, а только две; три связи |
(исключение |
возможности поворота вокруг осей х и у и поступательного пере
мещения вдоль оси z) |
уже установлены парами О х и А |
(рис. 1.9). |
||
После |
присоединения |
звена 3 с |
помощью двух вращательных |
|
пар В |
и 0 2 будет |
образован |
четырехшарнирный |
механизм |
(рис. 1.8, а); аналогичным образом образуются механизмы, изо браженные на рис. 1.8, б, в, г. Степень подвижности этих меха
низмов |
определится |
так: |
|
|
|
|
/ |
= |
6Й! + 3 £ 2 |
— Ъръ — 2рь |
(1,9) |
Здесь kx |
и k2 —г числа |
звеньев, |
для определения |
положения ко |
торых до соединения кинематическими парами требуются соот
ветственно |
шесть и три параметра; р5 |
— число кинематических |
пар класса |
V, устанавливающих пять |
связей; ~ръ — число кине- |