Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В механизме, после того как заданы движения одного или несколь­ ких его звеньев, становятся определенными абсолютные (относи­ тельно стойки) движения остальных его звеньев.

Механизм, следовательно, представляет кинематическую цепь, в которой одно из звеньев обращено в стойку, а при задании дви­ жения одного или нескольких его звеньев, становятся определен­ ными движения остальных его звеньев.

6

а

Рис. 1.6

Из одной и той же кинематической цепи можно получить раз­ личные механизмы, последовательно обращая в стойку различные звенья цепи. Образуемые таким образом механизмы будут отли­ чаться характером абсолютных движений звеньев; само собой разумеется, что относительное движение звеньев в механизмах не изменится, поскольку механизмы образованы из одной и той же кинематической цепи.

Поясним изложенное на примере образования механизмов из четырехзвенной кинематической цепи с двумя вращательными и двумя поступательными парами (рис. 1.6, с). Звено У 1 цепи со­ держит элементы двух вращательных пар О и А, которыми оно

1 В книге при повторных изображениях схем механизмов номера некоторых звеньев в тексте и на рисунках не указываются.

соединяется с звеньями 4 и 2; у звена 2 имеются~элемент враща­ тельной пары Л и элемент поступательной пары В; звено 3 со­ держит элементы двух поступательных пар В и С; звено 4 содержит элемент вращательной пары О и элемент поступательной пары С. Обратив в стойку звено 4, получим механизм двойного ползуна (рис. 1.6, б), используемый в измерительных приборах и извест­ ный под названием синусного механизма. Перемещение звена 3

 

 

 

 

h = t0A Sin ф,

(1.3)

где l o A

— длина

звена

/ .

3 получим

механизм эллипсо­

При обращении в стойку звена

графа

(рис. 1.6, в). Звено 4 в механизмах, показанных на рис. 1.6, б

 

V

2 3

*

А

2

З Ц -

f

Рис. 1.7

и 1.6, в, имеет различное графическое изображение, но его кине­ матические пары одни и те же: в обоих механизмах звено 4 по­ движно соединено с звеньями / и 5 с помощью вращательной и по­ ступательной пар.

Механизм, изображенный на рис. 1.6, в, используется для вы­ черчивания эллипсов. Известно, что траектория произвольной точки отрезка, скользящего концами О и Л по двум взаимно перпендикулярным прямым аа и bb, представляет собой эллипс. Связав жестко пишущую точку М с отрезком OA, получим эллипс как траекторию точки М.

Если в рассматриваемой кинематической цепи сделать стойкой звено / , получим муфту Ольдгэма, используемую для соединения двух параллельных валов (рис. 1.6, г) О и Л, геометрические оси которых смещены друг относительно друга. Такая муфта позво­ ляет компенсировать погрешность изготовления или сборки, про­ являющуюся в том, что оси О и Л вращения соединяемых валов не совпадают. Легко удостоверитьсяt что звенья 2 и 4 муфты вра­ щаются с одинаковыми угловыми скоростями. Действительно, по­

скольку оси

поступательных пар

В

я

С образуют постоянный

угол (90°),

то

при повороте звена

2

на

угол <р на такой же угол

повернется

и

звено 4.

 

 

 

Конструктивная схема муфты Ольдгэма изображена на рис. 1.7 (обозначения звеньев те же, что на рис. 1.6, г). Схема муфты Ольд­ гэма явилась основой шарнир но-крестовых муфт, позволяющих

2*

19


передавать вращение с постоянным отношением угловых скоростей не только при совпадении осей полумуфт, но и при их параллель­ ном смещении (см. гл. 16).

Различаются плоские и пространственные механизмы. В пло­ ских механизмах все точки звеньев движутся в одной или в парал­ лельных плоскостях. Наиболее распространенные типы плоских механизмов: четырехшарнирный, кривошипно-ползунный, кулис­ ный (рис. 1.8). Кривошипом называется звено, соединенное со стойкой вращательной парой и совершающее относительно стойки полное вращательное движение (звено 1, рис. 1.8). Коромысло (звено 3, рис. 1.8, а) также соединено со стойкой вращательной

парой, но совершает неполное вращательное (качательное) дви­ жение. Кулисой (звенья 3, рис. 1.8, е й 1.8, г) называется звено с подвижными направляющими, соединенное со стойкой враща­ тельной или поступательной парой. Ползун (звено 3, рис. 1.8, б) соединен со стойкой поступательной парой и совершает поступа­ тельное движение. Звено, совершающее относительно стойки сложно-плоское движение и соединенное с другими звеньями вра­ щательными парами, называется шатуном (звено 2, рис. 1.8, а, б).

Схема кулисного механизма может быть изображена двумя способами (рис. 1.8, в, г). Звенья 2 и 3 на рис. 1.8, г имеют иное конструктивное оформление, нежели на рис. 1.8, в. Звено 2, со­ вершающее поступательное движение в направляющих кулисы, называется кулисным камнем (рис. 1.8, в, г).

1.5.СТЕПЕНЬ П О Д В И Ж Н О С Т И МЕХАНИЗМА

Аналитическое определение степени подвижности. Под сте­ пенью подвижности механизма понимается число независимых параметров, которое нужно задать для определения положений всех подвижных звеньев. В механизме с одной степенью подвиж­ ности достаточно задаться значением одного параметра, чтобы определить положения всех подвижных звеньев. Преимуществен­ ное распространение получили механизмы с одной и с двумя сте-

пенями подвижности. Примером механизма с двумя степенями подвижности может служить дифференциальный зубчатый меха­ низм (см. гл. 10).

Определение степени подвижности для ряда механизмов — трудная задача. Для ее решения нужно сначала составить уравнения связи между параметрами относительного движения звеньев, используя методы определения функций положения (см. п. 5.1). Напомним, что для пары звеньев, соединенных кинемати­ ческой парой, число параметров в относительном движении зависит от класса кинематической пары. Так, при соединении двух звеньев сферической парой относительное движение определяется тремя параметрами — углами поворота ф 1 ( ф 2 и фз вокруг трех осей.

Пусть для исследуемого механизма получена система уравнений связи между параметрами относительного движения такого вида:

M<pr Ф2, Ф3. • • • .Ф/)= о;

Здесь ф х , ф2 , ф3 , . . ., ф / — параметры, определяющие относительное движение всех попарно соединяемых звеньев. Уравнения системы (1.4) обычно являются

сложными нелинейными уравнениями.

С первого взгляда возникает представление, что для определения степени

подвижности f можно воспользоваться формулой

 

f=l-r,

(1.5)

где г число уравнений связи в системе (1.4); I — число параметров относитель­

ного движения.

что а) не

В общем случае эта формула неверна, так как может оказаться,

все г уравнений системы (1.4) являются независимыми; б) не все I степеней сво­ боды, допускаемых кинематическими параметрами, реализуются в механизме (при движении звеньев механизма значения части параметров относительного

движения ф 1 ( ф , . . ., ф; не

изменяются). В справедливости второго утвержде­

ния можно удостовериться

на примере применения в кривошипно-ползунном

механизме (рис. 1.8, б) цилиндрической пары (поз. 7, а табл. 1.1) для соединения звена 3 со стойкой. Обычно в кривошипно-ползунном механизме звено 3 соеди­ няется со стойкой поступательной парой и относительное движение определяется одним параметром. Цилиндрическая пара допускает две степени свободы в отно­ сительном движении: поступательное перемещение в направлении, параллельном оси цилиндра, и вращение вокруг оси цилиндра. Однако в самом механизме второй параметр (вращение вокруг оси цилиндра) не реализуется.

Строгий способ определения степени подвижности механизма основывается на решении системы уравнений (1.4). Для упрощения рассуждений примем, что

предполагаемая степень подвижности / = 1 и положение ведущего звена

опре­

деляется

заданием параметра (fx- Придавая фиксированные

значения

пара­

метру ф ь

из системы уравнений (1.4) можно найти функции ф 2

(фх), Фз (фі), • • •

. . ., фДфдЗСтепень подвижности механизма / действительно окажется равной единице, еслиф2 г ), • • •, Ф/(Фі) однозначные функции. Если предполагаемая степень подвижности механизма f = 2, нужно задаваться значениями двух пара­ метров и определять из системы уравнений (1.4) значения остальных параметров. Степень подвижности / = 2, если при всех фиксированных значениях двух параметров остальные параметры, вычисляемые из системы уравнений (1.4), будут определяться однозначно. Решение системы уравнений (1.4) может быть выполнено, как правило, только численным способом с применением ЭЦВМ.

Степень подвижности некоторых механизмов зависит от того, какой из параметров относительного движения ф 1 ( ф 2 Ф/ считается задаваемым (какое из звеньев механизма выбирается в качестве ведущего). Поясним это на примере синусного механизма (рис. 1.6, б). Если выбрать ведущим звено /,


функции, определяющие положения звеньев 3 и 2 этого простейшего механизма, можно записать в таком виде:

s3 = ЬА sin ф; s2 = loA cos q>.

(1.6)

Функции s3 (ф) и s2 (ф) являются однозначными (фиксированному значе­ нию ф отвечают единственные значения s3 и s2 ), следовательно степень подвиж­ ности механизма действительно равна единице. Если теперь задаваться пара­ метром s3 (выбрать ведущим звено 3), функции положения звеньев определятся так:

 

 

Ф = arcsin ( ~ 7 ~ ) '•> sa = lOA cos J^aresin ("TJJ)]

С-7 )

 

Ограничимся рассмотрением функций ф (s3) и sa

(s3) в области, определяемой

значениями 2л ^ ф ^= 0. В указанной области при значениях 1 > -г->>

—1 функ-

ции (1.7)

не являются однозначными (одному значению ~

'02

 

отвечают два значе-

ния

 

\

'02

 

 

ф и два значения s2 ), следовательно степень подвижности механизма уже

 

 

 

 

So

 

не

равна

единице. Это объясняется тем, что при значении

-. =

± 1 , когда

'02

звено 3 достигает крайнего положения, может измениться направление переме­ щений звеньев 1 и 2. Поскольку функции ф (s3) и s2 (s3) многозначные, задание одного лишь параметра s3 оказывается недостаточным для определения положе­ ний звеньев 1 н 2. Для однозначности функций ф (s3) и s2 (s3) нужно задавать не только s3, но и связь между направлениями перемещений звеньев 3 и 2 или 3 и 1.

Определение степени подвижности из структурной формулы механизма. В настоящее время степень подвижности механизма определяется из его структурной формулы, связывающей степень подвижности с числом звеньев механизма, числом и видом кине­ матических пар. Д л я пространственного механизма структурная формула определяется выражением

 

 

 

 

 

 

 

5

 

/

= 6 (п - 1) -

Ъръ -

Ар,

= 6 (п - 1) - 2 sps,

(1.8)

 

 

 

 

 

 

 

s=l

 

где

(п — 1) — число

подвижных

звеньев

(п — общее

число

звеньев,

включая

и

стойку); ps

— число

кинематических

пар

класса s,

входящих

в состав механизма; s — число связей, накла­

дываемых

парой класса s.

Напомним, что для определения

поло­

жения свободного твердого тела (звена Механизма) нужно задать шесть независимых параметров (шесть обобщенных координат). Для определения положений п — 1 подвижных звеньев, еще не соединенных кинематическими парами, нужно задать 6 (п — 1) параметров. Кинематическая пара, соединяющая два звена, на­ кладывает ограничения на степени свободы в относительном дви-

5

 

жении; 2 sps

— общее число связей, устанавливаемых всеми ps ки-

s=l

 

нематическими

парами механизма.

Формула (1.8) справедлива при соблюдении следующих усло­ вий: а) для определения положений каждого подвижного звена по отношению к стойке до того, пока оно не вступило в соединение



с другими звеньями, требуется не менее шести независимых пара­ метров; б) связи, накладываемые кинематическими парами, не дублируются. В подтверждение этого рассмотрим следующий пример.

Представим сначала, что два подвижных звена механизма всту­ пают в соединение друг с другом, а одно из этих звеньев — в со­ единение со стойкой; обе кинематические пары, используемые для соединения звеньев, — пары класса V (вращательные). Из фор­

мулы

(1.8)

следует,

что

при

ps = 2, s = 5, п 1 = 2 степень

подвижности /

= 2; это означает, что для определения положений

обоих звеньев нужно задать два параметра: углы поворота ф х

и ср2

вокруг

 

осей

вращательных

У і

 

 

пар. На расположение осей

 

 

вращательных

пар друг

по

 

 

 

отношению

к другу

ограни­

 

 

 

чений

не

наложено,

следо­

 

 

 

вательно

они

могут

скрещи­

 

 

 

ваться,

пересекаться

или

 

 

 

быть параллельными. При­

 

 

 

мем, что указанные оси па­

 

 

 

раллельны

и

звенья

1

и 2

 

 

 

совершают

плоское

движе­

 

 

 

ние по отношению к стойке

 

 

 

(рис.

1.9).

 

 

 

 

Рис.

1.9

 

Представим далее, что под­

 

 

 

 

вижное звено 3 должно всту­

 

 

 

пить в соединение с звеном 2

и со стойкой. Так

как звенья /

и 2

уже совершают плоские движения по отношению к стойке, плоское движение должно совершать и звено 3. Включение звена 3 в со­ став механизма сопровождается поэтому добавлением не шести, а трех независимых параметров (звено в плоском движении имеет три степени свободы). Если звено 3 соединить со стойкой и со зве­

ном 2 двумя парами класса V, каждая из пар будет

накладывать

не пять независимых связей, а только две; три связи

(исключение

возможности поворота вокруг осей х и у и поступательного пере­

мещения вдоль оси z)

уже установлены парами О х и А

(рис. 1.9).

После

присоединения

звена 3 с

помощью двух вращательных

пар В

и 0 2 будет

образован

четырехшарнирный

механизм

(рис. 1.8, а); аналогичным образом образуются механизмы, изо­ браженные на рис. 1.8, б, в, г. Степень подвижности этих меха­

низмов

определится

так:

 

 

 

/

=

6Й! + 3 £ 2

Ъръ — 2рь

(1,9)

Здесь kx

и k2 —г числа

звеньев,

для определения

положения ко­

торых до соединения кинематическими парами требуются соот­

ветственно

шесть и три параметра; р5

— число кинематических

пар класса

V, устанавливающих пять

связей; ъ — число кине-