Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

матических пар, устанавливающих две новые связи. В рассматри­ ваемом примере k1 = 2 (звенья 1 и 2); k2 = 1 (звено 3); ръ 2 (кинематические пары 01 и А); рь 2 (пары 5 и 0 2 ) ; / = 1.

Для плоских механизмов при определении степени подвижности целесообразно воспользоваться структурной формулой, предло­ женной Сомовым и Чебышевым:

 

/ =

3 -

1) - 2/>, - 1/?4,

(1.10)

где п — число

всех

звеньев

механизмов, включая и

стойку; ръ

и Pi — числа пар классов V и IV; 3 (п — 1) — число

параметров,

которое нужно

было бы задать, чтобы определить

положения

(п — 1) подвижных звеньев, пока они не вступили в соединение

друг с

другом;

5

— число

связей,

накладываемых парами

класса V; 1р4 — число связей,

накладываемых парами класса IV.

При

выводе

этой

формулы

учтено,

что одна пара класса V,

оставляя в относительном движении одну степень свободы, отни­ мает в относительном плоском движении из трех возможных пара­ метров — два, т. е. накладывает две связи. Соответственно одна пара класса IV накладывает одну связь.

Формула (1.10) справедлива для механизмов, звенья которых совершают движения в параллельных плоскостях. При конструи­ ровании таких механизмов заранее предопределяется, что их звенья не смогут совершать трех движений: вращений вокруг осей х и у, поступательного движения вдоль оси г, перпендикуляр­ ной плоскости ху (рис. 1.8). Можно сказать, что при конструиро­ вании плоских механизмов накладываются три общие для всех звеньев связи.

Определение степени подвижности механизма с помощью струк­ турных формул не всегда приводит к верным результатам, так как в ряде случаев без аналитического исследования трудно вы­ яснить, какие связи дублируются, какие из степеней свободы от­ носительного движения, оставляемых кинематическими парами, не реализуются и т. д. Строгое определение степени подвижности механизма требует решения системы уравнений (1.4).

Избыточные связи. При конструировании механизмов нужно исключить возможность появления избыточных связей, при ко­ торых может возникнуть заклинивание механизма. Движение звеньев механизма при избыточных связях возможно лишь при наличии зазоров в кинематических парах или при деформациях звеньев.

Обратимся к рис. 1.10, а, на котором изображен механизм эл­

липсографа.

В рассматриваемом

механизме п = 5,

ръ = 6. Из

структурной

формулы

(1.10)

следует, что степень

подвижности

/ = 0; следовательно,

звенья

в

таком механизме не

могут изме­

нять своего положения друг относительно друга. Между тем, если обратиться к реальной модели механизма, можно удостовериться, что фактически степень подвижности механизма / = 1.

\


Это кажущееся противоречие легко объяснить, если вспомнить, что траектория произвольной точки отрезка АВ, скользящего концами А и В по вершинам прямого угла, является эллипсом.

Только

точка А — середина отрезка АВ — движется

по

дуге

окружности радиуса OA. Поэтому, не нарушая

возможности

дви­

жения, точку А можно связать вращательной парой с рычагом

OA.

По этой причине в реально выполненной модели степень

подвиж­

ности / =

1. Однако, если бы центр вращательной пары, соединяю­

щей звенья / и 2, был выбран не в Л, а в Л ' (А'В

Ф A'D),

механизм

Рис. 1.10

действительно имел бы степень подвижности / = 0. Степень по движности механизма / окажется равной нулю и в том случае,

если вследствие погрешностей изготовления окажется,

что АВ Ф

=h AD.

Поэтому структуру рассмотренного механизма

целесооб­

разно изменить, изъяв из него звено OA и кинематические пары О

и Л (рис. 1.10,

б). После удаления звена OA окажется,

что число

звеньев п = 4,

число пар ръ = 4 и / =

1.

оставить

Аналогичных результатов можно добиться, если

звено OA, но удалить ползун 4 (или ползун 3) и две кинематические

пары,

соединяющие ползун со стойкой

и шатуном.

 

При проектировании механизмов нужно предусмотреть, чтобы погрешности изготовления и сборки не приводили к появлению избыточных связей, вследствие которых механизм становится ста­ тически неопределимой системой. Это достигается, как это было показано Л . Н. Решетовым [106], выбором рациональной струк­ туры механизма. Точные рычажные механизмы в приборостроении целесообразно проектировать в ряде случаев не как плоские, а как пространственные, что позволит уменьшить деформации звеньев, возникающие при наличии погрешностей изготовления.


ГЛАВА 2

ТРЕНИЕ

2.1.РОЛЬ ТРЕНИЯ

Трение существенно влияет на точность работы механизмов приборов. При изменении направления движения меняется на­ правление сил трения и знак деформаций, вызываемых силами трения. Это является причиной появления упругого мертвого хода. У ряда измерительных приборов силы трения приводят к вариации показаний измеряемой величины (см. п. 2.6).

Если имеется зазор между цапфой вала и подшипником, цапфа под действием сил трения вскатывается на поверхность подшипника (см. п. 15.2). Изменение направления движения сопровождается изменением направления вскатывания, что приводит к ошибкам в положении вала.

Изменение величины сил трения при переходе от покоя к дви­ жению, непостоянство сил трения в процессе движения приводят при недостаточной жесткости конструкции к скачкообразному характеру движения (см. п. 2.9).

Все сказанное свидетельствует о том, что трение оказывает существенное влияние на точность механизмов. При проектиро­

вании механизмов нужно стремиться не только к

уменьшению

сил трения, но и ограничить колебание Что величине

сил трения.

По виду трения различаются: а) трение скольжения (сухое, жидкостное и промежуточное между ними — полусухое или полу­ жидкостное); б) трение качения; в) трение, сопутствующее деформа­ циям упругих элементов («трение упругости»); г) трение верчения.

Трение качения и трение упругих элементов обусловлено одной пр.ичиной — внутренним трением из-за несовершенной упругости материала. Трение верчения проявляется в тех случаях, когда контакт двух поверхностей происходит по некоторой площадке, перпендикулярной оси вращения в относительном движении; при вращении одной из поверхностей в точках площадки контакта возникает трение скольжения. Контакт двух поверхностей перво­ начально является точечным, но вследствие контактных дефор­ маций распространяется на некоторую площадку, называемую упругой площадкой контакта.

2.2. ТРЕНИЕ П О К О Я И С К О Л Ь Ж Е Н И Я

Закон Амонтона—Кулона. Представим, что звенья / и 2, образующие поступательную пару, прижаты друг к другу уси­ лием Q, направленным по нормали к поверхностям соприкосно­ вения. На поверхностях соприкосновения звеньев возникают нор­ мальные давления. Равнодействующая нормальных давлений R^2 1 ) , передающаяся от звена 2 к звену / , имеет ту же линию действия,

о)

 

что и Q (рис. 2.1, а)

и

удовлетво­

v=const

ряет уравнению

 

 

 

Q + Rf > =

0.

(2.1)

 

 

,(20

 

Пусть звено 1 перемещается от­

 

 

носительно звена 2

с

постоянной

Рис. 2.1

 

скоростью v. Д л я перемещения звена /

к нему нужно приложить

силу Р, составляющую острый угол с

вектором скорости V или

совпадающую с этим вектором по направлению. При совпадении направлений Р и v

 

| P | _ | R H =

0,

(2.2)

где pj2 1 >

касательная составляющая

реакции — является

си­

лой сопротивления движению (силой

трения F) , приложенной

к звену

/ .

 

 

Амонтоном (1699 г.), а затем Кулоном (1781 г.) на основании выполненных ими экспериментов были сформулированы следую­ щие положения. Сила трения F пропорциональна величине нор­ мального усилия Rn (верхние, индексы опущены), не зависит от величины трущихся поверхностей и скорости относительного дви­

жения. Д л я определения силы трения F используется

зависимость

F = fRn,

(2.3)

где / — коэффициент трения движения, определяемый опытным путем.


Перемещение звена / становится возможным лишь после того, как сила Р достигает определенного значения. При значениях силы Р << fRn о н а уравновешивается силой трения покоя FMK. При этом

Fпок = /пок^га-

(2-4)

Сила трения покоя и коэффициент трения покоя являются неопределенными, поскольку они могут принимать любые зна­ чения в интервале

FQ^Fn0K^

0; / о ^ / п о к ^ 0 .

(2.5)

Здесь F0 и f 0 — наибольшая

сила трения покоя

и наибольший

коэффициент трения покоя в тот момент, когда начинается дви­ жение звена. Кулоном было доказано, что / 0 J>/, т. е. что наиболь­ ший коэффициент трения покоя больше коэффициента трения

скольжения. Д л я ряда сочетаний трущихся

пар

 

это

остается,

видимо, справедливым и в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

Угол и конус трения. Представим теперь, что к

звену прило­

жена сила Р под углом а к нормали

п (рис. 2.1, б). Разложим силу Р

на нормальную и касательную составляющие

Р„ и

Р,, определяе­

мые уравнениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рп

=

Р cos

a;

Pt

=

Р sin

а.

 

 

 

 

(2.6)

Очевидно,

что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Rn

=

Р cos

а;

F

=

//?„

=

fP

cos а.

 

 

 

 

(2.7

Движение

звена

/

станет

возможным,

если

окажется,

что

Pt F. Это равносильно требованию, что Р

sin а ^

fP

cos а.

Из

этого следует,

что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t g a s s / .

 

 

 

 

 

 

 

 

(2.8)

Введем в рассмотрение угол р =

arctg (/), который будем

в по­

следующем называть углом трения. Лучи МК

и ML

определяют

направления силы Р, при которых а =

р

и

движение

звена

/

будет совершаться с постоянной скоростью. При

а <* р

сила

Р

находится внутри

области K.ML,

и тогда звено

/ нельзя

привести

в движение, как бы ни была велика сила Р. При а

<

р

наступает

явление заклинивания (самоторможения). Если же сила Р на­ ходится вне области KML (а > р), звено / будет двигаться с уско­ рением.

Представим, что звенья / и 2 образуют кинематическую пару, допускающую перемещение звена 7 по любой прямой, принадле­ жащей плоскости соприкосновения Я . Тогда для определения условий отсутствия заклинивания необходимо ввести в рассмотре­ ние конус с углом р при вершине М (рис. 2.1, в). Движение звена 1 окажется невозможным, если сила Р будет находиться внутри конуса.


Природа силы трения. Простота закона Амонтона—Кулона только кажущаяся. По мере проникновения в сущность трения оказывается, что зависимость между силой трения F и нормальным усилием Rn становится все более сложной.

По новейшим воззрениям трение, как указывает И. В. Крагельский [49], имеет двойственную молекулярно-механическую при­ роду. Оно обусловлено: а) силами сцепления между молекулами и атомами двух пленок, которыми покрыты трущиеся поверхности; б) объемным деформированием материала. Поверхность тела по­ крыта пленкой окислов материала и различных веществ, содер­ жащихся в окружающей среде. Деформирование материала про­ исходит в микрообъемах в зонах касания. Вследствие шерохова­ тости и волнистости поверхностей их касание всегда дискретно.

Пленки оказывают существенное влияние на силу трения. При наличии пленки увеличивается расстояние между молеку­ лами (атомами) основных материалов и уменьшается сила их взаимного сцепления. Коэффициенты трения для материалов с очи­ щенной поверхностью, лишенных окисной пленки, резко возра­ стают. Представление об этом дает простейший опыт — переме­ щение бокала по стеклянной пластинке [122]. Если увлажнить пластинку и ножку бокала, силы трения при перемещении бокала заметно увеличатся. Объясняется это тем, что вода удаляет жир, бокал и пластинка вступают в непосредственный контакт. Силы

сцепления при таком контакте весьма значительны,

преодолеть

их трудно. Это приводит к тому, что при перемещении

бокала по

пластинке могут быть вырваны кусочки стекла, на трущихся по­ верхностях появятся царапины.

Как уже упоминалось, касание поверхностей вследствие их шероховатости и волнистости является дискретным (происходит на отдельных выступах). Под влиянием сжимающей нагрузки на выступах в микрообъемах развиваются значительные давления. Вследствие этого выступы внедряются друг в друга, появляются фрикционные связи. При скольжении (относительном сдвиге) тру­ щихся поверхностей нарушаются фрикционные связи, что сопро­ вождается упругим и пластическим деформированием, оттесне­ нием материала, срезом внедрившегося материала.

В приборостроении многие механизмы работают с длительными выстоями. Отмечено, что после выстоя требуется большее, усилие для того, чтобы привести механизм в движение. Это вызывается тем, что наибольшая сила трения покоя, которую нужно преодо­ леть в начале движения, возрастает с увеличением продолжитель­ ности неподвижного контакта — продолжительности времени, в течение которого два покоящихся тела находились под действием сжимающей нагрузки.

Возрастание силы трения покоя объясняется следующим обра­ зом. Сначала нагруженные поверхности вступают в контакт на ограниченном числе выступов. Выступы, вошедшие в контакт, де­ формируются в направлении действия внешней нормальной на-