Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 3
грузки, происходит большее сближение поверхностей, входят в контакт новые выступы. Напряженное состояние выступов из меняется во времени, так как оно зависит от сближения поверх ностей. На отдельных выступах пики напряжений значительно превосходят предел текучести, и в местах контакта происходит пластическая деформация. С течением времени, по мере сближения поверхностей, напряжения на выступах выравниваются, скорость пластической деформации замедляется, асимптотически стремясь к нулю. С увеличением продолжительности неподвижного кон
такта возрастает фактическая площадь контакта, что |
приводит |
к увеличению сопротивления в начале движения. |
|
Трение сопровождается износом — разрушением |
материала |
в результате многократного нарушения фрикционных связей. От деление материала происходит при различном числе циклов — числе воздействий на фрикционные связи: однократном при срезе, многократном — при упругом и пластическом оттеснении. Вид
нарушения фрикционной связи зависит от относительной |
глубины |
|
внедрения материала и его механических свойств. |
|
|
Приработка кинематических пар сопровождается износом, при |
||
котором отделение |
материала в начале происходит в |
основном |
в результате среза |
(приработочный износ). Поскольку |
поверх |
ности нагружены, выступы более твердой поверхности до начала движения внедряются в более мягкую поверхность. Вследствие скольжения на трущихся поверхностях процарапываются мелкие борозды, ориентированные по направлению скорости относитель ного движения. Затем в процессе движения начинают постепенно преобладать упруго-пластические деформации. Приработка при
водит к уменьшению силы |
трения. Во избежание повреждения |
|
поверхностей |
приработка должна производиться с постепенным |
|
возрастанием |
нагрузки. |
? з |
Большую опасность представляет схватывание (приваривание) твердых тел [47, 111 ].fСхватывание — результат непосредствен ного контакта значительных участков чистых поверхностей, ли шенных пленок. Разрушение пленок вызывается пластической и вязкой деформацией слоев, прилегающих к поверхности. При не посредственном контакте поверхностей, лишенных пленок, схва тывание происходит под воздействием сил сцепления между мо лекулами (атомами). Схватывание очищенных поверхностей по сравнению с поверхностями, покрытыми пленками, возникает при меньшей величине нормального давления. Скольжение поверх ностей способствует разрушению пленок, поэтому схватывание твердых тел при трении происходит при меньшем давлении. Д л я ряда механизмов со значительным трением скольжения (червячных и винтовых передач, винтовых механизмов) одним из критериев нагрузочной способности является то максимальное усилие, кото рому контактируемые поверхности могут противостоять в течение регламентированного времени (15—30 мин) без схватывания. На чало схватывания проявляется резким повышением температуры.
2.3. ТРЕНИЕ КАЧЕНИЯ
Перекатывание цилиндра под действием пары сил. Пред ставим сначала, что цилиндр, нагруженный силой Q, находится на плоскости в состоянии покоя (рис. 2.2, а). В зоне контакта цилиндра с плоскостью возникает деформация смятия, на кон тактной площадке АС появляются напряжения, расположенные симметрично по отношению к линии ОВ. Равнодействующая R„ напряжений имеет ту же линию действия, что и Q. Уравнения равновесия цилиндра под действием приложенных сил таковы:
Q + R „ = 0 ; Мдв=0. (2.9)
Вообразим теперь, что цилиндр, нагружен ный силой Q, должен перекатываться с по стоянной угловой ско ростью со по плоскости. Опытами Кулона было установлено, что для перекатывания цилинд ра к нему нужно прило жить момент М д в (рис. 2.2, б) даже при отсут ствии сопротивления
A MB МС
Рис. 2.2
воздуха. Работа, совершаемая этим моментом, затрачивается на преодоление сопротивления качению. Сопротивление перекатыва нию, по мнению многих исследователей, является следствием несовершенства упругих свойств материалов контактируемых тел (упругого гистерезиса). Отклонения от законов совершенной упругости приводят к тому, что одному и тому же значению относительной деформации г отвечают два значения напряжения о: большее соответствует нагружению материала, меньшее — разгрузке материала.
Обратимся к рис. 2.2, 6", на котором ABC — проекция пло щадки контакта на плоскость, перпендикулярную оси цилиндра.
При перекатывании цилиндра в указанном |
направлении |
уча |
||||||||
сток |
А В будет находиться |
в зоне |
исчезающих, а участок |
ВС— |
||||||
в зоне нарастающих деформаций. Рассмотрим две линии |
контакта, |
|||||||||
которым |
отвечают точки М |
и М' |
(рис. 2.2, б), симметрично |
рас |
||||||
положенные по отношению |
к линии ОВ. На |
элементарных |
пло |
|||||||
щадках контакта в М и М' |
упругие |
деформации одинаковы, но |
||||||||
нормальные напряжения не равны: dRn |
{М) >> dRn |
{М'), |
так |
как |
||||||
при |
перекатывании цилиндра |
в |
М |
имеет |
место |
нагружение, |
||||
а в М' — разгружение материала. Так как |
эпюра |
нормальных |
||||||||
напряжений оказывается несимметричной по отношению к |
ли |
|||||||||
нии |
ОВ, |
равнодействующая |
R„ |
|
нормальных |
напряжений |
сме |
щена на некоторую величину k по отношению к линии ОВ. Урав-
нения равновесия |
цилиндра под действием приложенных |
сил при |
|
со = const имеют |
такой вид: |
|
|
|
Q + Rn = 0; М д в = |
&3. |
(2.10) |
Коэффициент k, называемый коэффициентом трения качения, |
|||
имеет размерность |
длины и определяет |
плечо пары сил |
Q и R„. |
Этот коэффициент зависит от величины площадки контакта и харак тера гистерезиса в материалах контактирующих тел. Величина площадки контакта зависит от кривизн контактирующих поверх
ностей, приложенной нагрузки и модуля упругости. На величину |
|||||||
|
гистерезиса влияют: а) химический |
состав |
|||||
|
и структура |
материала, определяемая его |
|||||
|
механической |
и термической |
обработкой; |
||||
|
б) величина |
действующих |
напряжений |
||||
|
(с возрастанием а гистерезис увеличи |
||||||
|
вается); |
в) модуль |
упругости |
Е (при воз |
|||
|
растании Е величина гистерезиса умень |
||||||
|
шается); |
г) скорость перекатывания, опре |
|||||
|
деляющая скорость |
изменения |
напряже |
||||
|
ний на участках нагружения |
и разгрузки. |
|||||
Рис. 2.3 |
В силу |
сказанного |
коэффициент |
трения |
|||
|
качения k, приводимый в справочниках, |
||||||
связывается с конструктивным видом контактирующих |
тел, их |
||||||
кривизной, материалами и условиями нагружения. |
|
|
|
||||
Перекатывание цилиндра под действием силы. |
Д л я |
пере |
|||||
катывания цилиндра, |
нагруженного |
силой |
Q, к нему вместо мо |
мента можно приложить некоторое усилие Р (рис. 2.3). Вследствие упругого смятия в зоне контакта и гистерезиса равнодействующая нормальных напряжений R„ вновь окажется смещенной на вели чину k. Помимо R„ появится и R, — равнодействующая каса тельных напряжений, являющаяся в условиях качения без сколь
жения силой трения покоя |
(Fn 0 K ). |
Условия |
равновесия |
цилиндра |
|||
под действием приложенных сил |
при |
to = |
const |
будут |
таковы: |
||
Q + R„ = 0; |
P + F n o |
K = |
0; Ph = Qk. |
(2.11) |
|||
Из выражений (2.11) следует, что |
|
|
|
|
|||
|
P = Q t - |
|
|
|
(2Л2) |
||
Для того чтобы под действием силы Р цилиндр |
перекатывался, |
||||||
но не скользил, |
необходимо соблюсти определенные соотношения |
||||||
между k, f 0 и h |
(/о — наибольший |
коэффициент |
трения |
покоя). |
|||
Во избежание скольжения касательная составляющая Rt |
реакции |
||||||
должна удовлетворять следующему |
неравенству: |
|
|
||||
|
Rt |
— F„0K |
|
<ifoRn- |
|
|
(2.13) |
Согласно выражениям (2.12) и (2.11), |
|
|
|
|
(2.14) |
Rn = Q. |
|
(2.15) |
Используя выражения (2.13), (2.14) и |
(2.15), получим |
|
|
|
(2.16) |
Из выражения (2.16) следует, что |
при заданном |
плече h и |
коэффициенте трения качения k качение цилиндра становится возможным при достаточно большом значении наибольшего коэф
фициента трения покоя |
/ 0 . Колеса повозки |
не перекатываются, |
|
а скользят по обледенелой дороге вследствие |
малого значения / 0 . |
||
Если |
дорогу посыпать |
песком (увеличить / 0 |
) , скольжение колес |
будет |
устранено. |
|
|
2.4. ТРЕНИЕ ПРИ Д В И Ж Е Н И И ПО НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ
Движение ползуна. Угол наклона плоскости обозначим через % (рис. 2.4, а), а центр масс через С. С телом свяжем систему коор динат s (х, у), ось х которой направим по наклонной плоскости. К ползуну приложены: сила тяжести G, проходящая через центр
|
Рис. 2.4 |
|
|
масс С; |
сила Р, проходящая через |
М и составляющая угол р |
|
с осью х; нормальная составляющая |
реакции R„ (ее точка |
при |
|
ложения |
К неизвестна); касательная |
составляющая R/ (сила |
тре |
ния), направленная против скорости относительного движения;
сила инерции J = |
—mw. В зависимости от соотношения сил Р |
|
и G и направления |
силы Р движение |
ползуна может совершаться |
вниз (в направлении положительной |
оси х) либо вверх. Предпо |
|
лагается, что в начале движения v = |
0, а затем совершается уско- |
3 Ф. Л . Литвин |
33 |