Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приложены в точках средней винтовой линии. Разложим реак­ цию dR на нормальную и касательную составляющие. Следова­ тельно,

 

dR = dRn + dRt = dRn + dF,

(12.16)

где dF — сила

трения.

 

Нормальная

составляющая реакция dRn совпадает

по напра­

влению с ортом е нормали к винтовой поверхности. Элементарная

сила трения dF противоположна скорости v (рис. 12.8, б) отно­ сительного движения винта, направленной в точке средней винто­ вой линии по касательной b в этой линии. На этом основании

dRn = dRnt;

dF = —dFb.

(12.17)

Модули нормальной и

касательной составляющих реакции

связаны через коэффициент

трения

скольжения / и

 

 

dF

=

fdRn.

(12.18)

Примем, что винт совершает равномерное движение. Поэтому силы, приложенные к винту, являются уравновешивающимися, а сумма мощностей сил равна нулю. Дл я определения связи между М и Q достаточно из всех зависимостей между силами воспользо-

27/»

419

ваться

следующими:

 

 

 

 

( £ < i R n + £ < i F + Q ) k = 0;

(12.19)

 

2 W = Мю +

2 <*Fv + Qpj» =

0.

(12.20)

Здесь

v скорость относительного движения

винта,

определяе­

мая уравнением

 

 

 

 

v = o x r c P

+ pco = - ^ P r b .

 

(12.21)

Выражение (12.21) следует из того, что скорость v относитель­ ного движения винта (рис. 12.8, б) является скоростью винтового движения и направлена в точке средней винтовой линии по каса­ тельной к ней (совпадает по направлению с ортом Ь). Через pat обозначена скорость поступательного движения. В зависимость (12.20) не входит выражение мощности нормальных составляющих реакций, так как dRn и v взаимно перпендикулярны и ^ dRn\ — = 0. Зависимость (12.19) следует из того, что, поскольку рассма­ триваются уравновешивающиеся силы, сумма проекций всех сил на ось z должна быть равна нулю. После преобразований выра­ жения (12.19) и (12.20) можно представить в виде

 

J

dF ( c

o s ^ c

o s X -

sin Х) -

Q = 0;

 

(12.22)

 

М ( 0

- ^

dF

-

Qrc p tg Ясо =

0.

 

(12.23)

Рассмотрев

совместно

уравнения (12.22)

и (12.23),

получим

М

=

- Е о Й - (cos ft cos % — f sin % +

S i n

* ) •

 

< 1 2 - 2 4 >

Введем обозначение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

r - i U - * * * -

 

 

 

 

( 1 2 - 2 5 )

Подставив

выражение (12.25)

в (12.24),

получим

 

 

 

 

М = Qrcp tg

(X + р *) .

 

 

(12.26)

Нужно подчеркнуть, что / * и р * в выражениях (12.25) и (12.26)

представляют

приведенные

коэффициент

трения

и угол

трения,

зависящие не только от сочетания

материалов винта

и гайки, но

й от угла 6 осевого профиля. Только в том случае, если

профиль

резьбы прямоугольный

(В = 0 ) , / * = / и р * = р .

 

 

Для определения к. п. д. передачи, воспользуемся

выражением

 

 

А^пс

1 Qpca[

Qp _

Qrcp tg X

 

Л9 97ї

Подставив

выражение (12.26)

в (12.27),

получим

 

 

 

 

 

i = w « -

 

 

 

 

< 1 2 - 2 8 >


Это выражение совпадает с тем, которое было получено для трения ползуна на наклонной плоскости (см. п. 2.4).

До сих пор рассматривался такой случай работы передачи, когда Q было силой полезного сопротивления, а М — движущим моментом. Возможна и такая передача движения, когда Q — дви­ жущая сила, а М — момент сопротивления. По сравнению со слу­ чаем, изображенным на рис. 12.8, а, г, изменится направление вращения винта, направление силы трения станет противополож­ ным ранее принятому. С учетом этого получим

Q =

к - ;

(12.29)

^'ср tg (А, — р*)

 

t g ( X - p * )

 

( 1 2

3 0 )

1

tgb

 

 

у

'

Из формулы (12.29) следует, что

винт может

быть

приведен

в движение под действием

Q только

при X > р *.

При

значении

Яг~; р * винт под действием только силы Q не может быть приведен в движение. Для того чтобы при X << р * знак Q был положитель­ ным, необходимо изменить знак момента М. Это означает, что

при X < р * помимо движущего усилия

Q к винту нужно

прило­

жить движущий момент М. Выражение

(12.30) для к. п. д.

имеет

смысл только при X >> р *. Винты с углом подъема X «с: р * яв­ ляются самотормозящимися; они не могут быть приведены в дви­ жение силой Q, как бы ни было велико значение этой силы.

Согласно выражениям (12.26), (12.28)—(12.30) можно сделать определенные рекомендации о выборе угла подъема X и угла про­ филя В при проектировании резьбовых соединений и винтовых передач. При проектировании резьбовых соединений и грузовых винтов (винтов домкратов) необходимо, чтобы угол подъема X был меньше угла трения р *, так как винты в этих случаях должны быть самотормозящимися. Угол профиля В должен быть больше нуля, что приведет к большему значению силы трения [см. выра­ жение (12.22) ]. Это означает, что для крепежных винтов треуголь­ ный профиль предпочтительнее трапецеидального и прямоуголь­ ного. Наоборот, для ходовых винтов с целью уменьшения трения предпочтительнее прямоугольный профиль и больший угол подъ­ ема. Из технологических соображений для ходовых винтов при­ меняют однако трапецеидальный профиль, так как при шлифова­ нии винтов прямоугольного профиля неизбежно большое подре­ зание боковых поверхностей.

Упрощенный способ вывода зависимости между М и Q выра­ жения для к. п. д. основывается на том, что передача винт — гайка сводится к случаю движения тела по наклонной плоскости под действием силы Р, параллельной основанию наклонной плоскости

(рис. 12.8, в). Спроектировав силы на направления R„ и

F = Rt,

получим

следующие зависимости:

 

—Р sin

X — Q cos X + Rn=0; —Р cos X+Q sin X+fRn=Q.

(12.31)


Исключив из приведенных выражений Rn, найдем

 

 

Р =

Q tg (А, + р).

(12.32)

К. п. д. определится

из

выражения

 

 

ЛГПС

_

1 Qv |

Qv sin X

tg X

, , 9 „ л ,

| — # д в

"~

Pv

PucosX

_ t g ( X + p ) '

 

Эти выражения соответствуют случаю передачи сил в механиз­ ме, образованном винтом с прямоугольной нарезкой и гайкой (рис. 12.8, г)

12.5.Ш А Р И К О В И Н Т О В Ы Е МЕХАНИЗМЫ

Вшариковинтовых механизмах трение скольжения заменено трением качения. Это позволяет значительно повысить к. п. д. механизма (до 95—98%), использовать механизм для преобразо­ вания поступательного движения во вращательное при углах подъема значительно меньших, чем это требуется для винтовых

Рис. 12.9

механизмов с трением скольжения. По этим причинам шариковинтовые механизмы находят все более широкое применение в машиностроении. В приборостроении такие механизмы приме­ няются в тех случаях, когда требуется обеспечить большую плав­ ность перемещения и уменьшить силы трения. Точность шарико­ винтовых механизмов ниже точности винтовых механизмов с трением скольжения. Шариковинтовым механизмам посвящены работы Левита [64], Богельзака [147], И. Б . Пясика [100], Б. И. Павлова [90], Ф. Л. Литвина и Б. А. Константинова [68] и др.

Сведения о конструкции. В отличие от обычного винтового механизма с трением скольжения рабочие поверхности винта и гайки в-шариковинтовом механизме непосредственно не сопри­

касаются. По винтовым канавкам гайки и винта

перемещаются

шарики. В гайке

имеется

винтовой канал, соединяющий начало

и конец винтовой

канавки

(рис. 12.9, а). Значительно реже такой

канал выполняется в винте (рис. 12.9, б). В начале

и в конце ка­

нала установлены отражатели, прерывающие путь

шариков по


винтовой канавке и направляющие их по каналу в исходное поло­ жение. Винтовая канавка между отражателями и канал запол­ няются шариками. В результате получается замкнутая система, в которой при передаче движения происходит непрерывная цирку­ ляция шариков, аналогичная циркуляции шариков в шарикопод­ шипниках. Число рабочих шариков в одной замкнутой системе

рекомендуется выбирать

в пределах

n ^ 50,

так как при боль­

шем количестве шариков

возрастают

потери на трение

шариков

в отводном канале. Применение сепараторных

шариков

(каждый

второй

шарик

имеет

уменьшенный диаметр) нецелесообразно,

так как

нагрузочная

способность механизма уменьшается вдвое,

а величина к.

п. д.

не изменяется.

Конструкция одного из вариантов шариковинтового механизма с соединительным каналом в гайке представлена на рис. 12.10. Ниже приведены значения основных параметров R и г, которыми следует руководствоваться при проектировании механизмов. Раз­ меры R и г указаны на рис. 12.10 (R — расстояние центра С ша­ рика от оси винта); профиль гайки составлен из двух дуг радиуса ги (рис. 12.11. ж).

 

О с н о в н ы е п а р а м е т р ы

ш а р и к о в и н т о в о г о

 

м е х а н и з м а

R в мм

г в мм

 

 

 

3

0,75

1

 

 

4

0,75;

 

1,25

5

0,75;

1;

 

6

1;

1,25;

 

1,5

8

1,25;

1,5;

1,75

10

1,5;

1,75;

2

12,5

1,75;

2;

 

2,5

16

2;

2,5;

3

 

20

2,5;

3;

4

 

25

3;

4;

5

 

 


Профиль винтовых канавок задается в плоскости, перпендику­ лярной направлению винтовой линии на цилиндре радиуса R; угол подъема винтовой линии будем обозначать через К. Известны следующие виды профилей: круговой (рис. 12.11, а, б, в); пря­ молинейный (рис. 12.11, г, д); комбинированный (рис. 12.11, е); дуговой (рис. 12.11, ж, з).

Круговой профиль выполняется по радиусу ги, величина кото­ рого несколько больше радиуса шарика г. Значительный недоста­ ток такого профиля — зависимость угла контакта а от величины люфта. При безлюфтовом соединении и малой нагрузке угол кон­ такта, определяющий положение точек контакта В и Г, равен нулю (рис. 12.11, а). С увеличением нагрузки в результате упру­ гих деформаций угол контакта несколько увеличивается. Однако его величина остается недостаточной для благоприятных условий передачи сил. Если создать зазор между поверхностями винта и гайки, требуемая величина угла контакта может быть обеспечена за счет относительного осевого сдвига (рис. 12.11, б). Иногда для улучшения условий работы предусматривают дополнительную канавку радиуса rd (рис. 12.11, в), что позволяет увеличить объем смазки и делает механизм менее чувствительным к загрязнению. Круговой профиль, несмотря на указанные недостатки, находит широкое распространение.

Прямолинейный профиль образован прямолинейными образую­ щими, соединяющимися дугой окружности радиуса rd. Угол кон­ такта и зазор в винтовом механизме между собой не связаны и вы­ бираются раздельно.

Недостатком рассматриваемого профиля является дополни­

тельное контактирование шарика с винтом в точке

В'

при ав >•

5> аГ (рис. 12.11, г) или с гайкой в точке Г'

при

ав<Саг

(рис. 12.11, д). Это приводит к дополнительным потерям в виде трения верчения и ухудшает к. п. д.

Комбинированный профиль (рис. 12.11, е) выполняется как сочетание кругового и прямолинейного профиля. По сравнению с круговым профилем зазор в винтовой паре может быть уменьшен вдвое; в отличие от прямолинейного профиля отсутствуют допол­ нительные точки контакта.

Наиболее совершенный вид профилей — дуговой, образован­ ный двумя дугами (рис. 12.11, ж). В этом случае угол контакта а,

зазор в винтовой паре и отношение радиусов ~ - не связаны между

собой и выбираются раздельно, что важно для достижения опти­ мальных условий работы. Для уменьшения концентрации напря­ жений сопряжение дуг целесообразно выполнить по окружности радиуса rd (рис. 12.11, з). При проектировании шариковинтового механизма рекомендуется выбирать угол контакта а = 45ч-60°,

Is- = 1,4

2.2.