Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 261
Скачиваний: 3
ность штока 2 (поверхность выступов его резьбового цилиндра). Использование винтовых поверхностей резьбы штока 2 и гайки 1 в качестве направляющих недопустимо, так как зазор между этими поверхностями приводил бы к значительным по величине попереч-
Индикаторный нутромер |
Фотоувеличитель |
Рис. |
14.1 |
ным смещениям |
AsD, перпендикулярным оси резьбы. Легко |
опре- |
|
|
As |
|
|
делить, что Asp |
= j r ^ , где |
As„ — нормальный зазор; В — |
угол |
профиля резьбы (рис. 12.1). |
|
|
|
На рис. 14.3 изображены |
конструкции цилиндрических направ |
ляющих закрытого типа с предохранением от проворачивания, спроектированные по схеме 4 табл. 14.1. Электроконтактный дат чик (рис. 14.3, а) используется при контроле для выявления дета-
По схеме 2 спроектированы направляющие полукинематиче ского типа, примененные по предложению И. М. Долинского в сто лике измерительного микроскопа (рис. 14.4). С кареткой / столика жестко соединены три цилиндра 6 из фторопласта, два из которых скользят по V-образным направляющим, а один — по плоской чугунной направляющей основания 5. Каретка перемещается при
a) |
S) |
Рис. 14.3
помощи микрометрического винта 3 через иглу 2. Постоянный кон такт каретки с микрометрическим винтом обеспечивается пружи нами 4. Преимущества направляющих такой конструкции — вы сокая точность прямолинейного движения и меньшие потери на трение. Сочетание таких материалов, как фторопласт и чугун, спо собствует достижению плавности перемещения; микронеровности на рабочих поверхностях чугунных призм врезаются в фторопла стовые цилиндры и воспроизводят на них при перемещении ка ретки борозды, ориентированные по направлению поступательного движения. Ограничениями для указанного сочетания материалов являются: температурные условия работы; незначительные удель-
ные давления, допускаемые фторопластом; опасность изменения свойств фторопласта с течением времени.
По схеме 5 спроектированы направляющие акселерометра (рис. 14.5). Датчик акселерометра смонтирован в жестком кор пусе /. При возникновении ускорения подвижная масса 3 переме щается по валикам 8 и 7, пока натяжение пружин 2 не окажется
равным силе инерции массы 3. |
Для того чтобы уменьшить силу тре- |
1 |
„ Б-Б |
ния в направляющих акселе рометра, масса 3 совершает поступательное движение по валикам 8 и 7, приводимым во вращение от электродвигателя через зубчатые колеса 9 и 10. Поступательное движение звена 3 по валикам является добавоч ным по отношению к основному
Рис. 14.5 движению — вращению валика; скорость добавочного движения перпендикулярна скорости основного движения. Такое сочетание
движений способствует уменьшению силы трения (см. п. 2.8). Демпфирование колебаний подвижной массы 3 достигается ре гулировкой силы прижатия графитовых сердечников 4 и 5 к ва лику 7. Для этого используется винт 6, поджимающий через пру жину сердечник 5. В результате увеличения силы трения несколько уменьшается чувствительность акселерометра, но зато обеспечи
вается необходимая скорость затухания колебаний.
Призматические направляющие. Преимуществом призматиче ских направляющих является возможность восприятия значитель-
ных давлений; к недостаткам нужно отнести большие силы трения, трудность обеспечения плавности перемещения. Последнее объяс няется тем, что такие направляющие статически неопределимы. Перемещение подвижного звена сопровождается изменением числа и положения точек контакта направляющих поверхностей, вслед ствие чего меняется усилие сопротивления движению, возникают релаксационные колебания (см. п. 2.9). Среди призматических на правляющих с трением скольжения различаются: открытые на правляющие (схема 6, табл. 14.1); закрытые направляющие
3 А
Рис. 14.6
Т-образные, Н-образные и направляющие в виде ласточкина хвоста (схемы 7, 8 и 9). В открытых направляющих замыкание обеспечи вается силой веса. При проектировании переносных приборов ис пользуются закрытые направляющие.
На рис. 14.6 представлен пример конструкции призматических направляющих открытого типа, спроектированных по схеме 6. Каретка 4 стопорится поворотом рукоятки / с эксцентричным хво стовиком; при этом сообщается поступательное перемещение вверх ползуну 2 и планка 3 оказывается поджатой к плоскости А Т-об разного паза.
На рис. 14.7 изображен узел счетно-решающего прибора с приз матическими Т-образными направляющими. Каретка 1 несет рейку, сцепляющуюся с шестерней 3. Перемещение каретки относительно корпуса 2 осуществляется вращением шестерни 3. Точное сопря жение каретки / с планками 4 по поверхностям Г и Д достигается регулировкой установки планок при сборке. Устранение люфта, возникшего вследствие износа, требует перештифтовки одной из планок. От этого недостатка свободны призматические направляю щие типа ласточкина хвоста (схема 7, табл. 14.1).
Рис. 14.7
Рис. 14.8
Конструкция таких направляющих, используемых для переме щения тубуса 5 измерительного микроскопа, представлена на рис. 14.8. Регулировка зазора в направляющих достигается поджатием планки / к корпусу с помощью винтов 2 (разрез Б—Б). Такая регулировка может производиться не только при сборке прибора, но и при его ремонте, что позволяет устранить зазор, появившийся вследствие износа. Каретка перемещается с помощью шестерни 3, перекатывающейся по неподвижной рейке 4. Стопорение каретки достигается поджатием планки / маховичком 6 (разрез В—В).
Шариковые направляющие с трением качения. Такие напра вляющие применяются в случае необходимости значительного уменьшения сил трения и увеличения плавности движения. Сила трения в них на порядок меньше, чем в направляющих с трением скольжения, поэтому они весьма широко распространены в прибо ростроении, несмотря на^достаточно сложную конструкцию, вы зывающую увеличение габаритов и веса.
На рис. 14.9 представлены направляющие открытого типа с трением качения на шариках (табл. 14.1, схема 10). Они исполь зуются для перемещения каретки контактной пневматической го ловки. Принцип измерения такой головкой—относительный. При изменении размеров контролируемой детали изменяется зазор между соплом 1 и выступом 2 каретки, что регистрируется пневма тическим измерительным устройством. Замыкание направляющих каретки осуществляется с помощью пружины. При небольшой ве личине перемещения каретки сила натяжения пружины практи чески не изменяется.
В качестве открытых направляющих с трением качения приме няются и такие, в которых шарики перекатываются по проволоч ным стержням (схема 11). Материалом для проволочных стержней служит калиброванная проволока (ГОСТ 9389—60). Преимущество такой схемы в том, что отпадает необходимость в изготовлении сложных по форме V-образных направляющих, их термической обработки и шлифования.
а) |
. |
Призматические направляющие 3 закрытого типа с трением ка чения изображены нарис. 14.10 (см. схему 12). Они использованы для перемещения каретки координатного устройства (рис. 14.10, а). Каретка 4 установлена на четырех шариках, каждый из которых опирается на насыпной шарикоподшипник (рис. 14.10, б). Регули ровка зазора при сборке производится за счет изменения расстоя ния между планками / и 2. После регулировки винты затягиваются и планки штифтуются. На рис. 14.10, в показан вариант установки шарика на стандартном шарикоподшипнике.
Отличие направляющих с трением качения на шариках в при мерах, приведенных на рис. 14.9 и 14.10, состоит в том, что в пер вом случае шарики перекатываются по неподвижному основанию
прибора, а во втором не перемещаются относительно него, а только вращаются в своих гнездах. От того или иного вида установки шариков зависит соотношение размеров основания и каретки, а также точность направляющих. При установке шариков во вра щающихся гнездах исключается влияние погрешностей форм ниж них призм, поэтому такие направляющие при прочих равных усло виях могут быть точнее.
jte. На рис. 14.11 дана сравнительная схема размеров направляю щих с различной установкой шариков. Теоретическая длина ка ретки и основания в случае применения перекатывающихся шари-
777777777777777777: |
У7Г777777777777777777? ТТТ |
|
15 |
и |
й |
} |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
7777777777Т77777777Т,Г77Т. |
||
2 |
|
L |
|
s |
|
|
Рис. 14.11 |
|
|
ков (рис. 14.11, |
а) определяется размером Ь-\--^-, |
где L — рас |
||
стояние между |
центрами шариков; s — ход каретки (фактически |
длина каретки и основания делаются немного больше, чтобы пред отвратить выкатывание шариков). У направляющих с шариками, установленными в гнездах (рис. 14.11, б), теоретическая длина основания определяется размером L , а каретки — размером L + s. Приведенные соотношения длин каретки и основания распростра няются и на направляющие поступательного движения с роликами (см. ниже). При проектировании приборов с большим ходом ка ретки более целесообразна такая конструкция, при которой ролики (шарики) перемещаются вместе с подвижной кареткой. Это позво ляет уменьшить длину каретки.
Сепараторы направляющих с трением качения служат для разъ единения шариков, предотвращения выкатывания шариков из направляющих; в некоторых случаях сепараторами ограничивается перемещение подвижной части направляющих. Свободно переме щающиеся сепараторы изображены на рис. 14.12, а и 14.13, а, сепараторы с принудительным движением — на рис. 14.12, б, в. В направляющих открытого типа скорость перемещения центров