Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 256

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для обеспечения отмеченных требований целесообразно сначала

убрусьев 1, 2 и крепежных планок 3, 4, 5, 6 шлифовать при одной установке плоскости Р и В (рис. 14.22, б), а затем плоскости А и S. Перед шлифованием плоскостей С, D, Е и F брусьев / и 2 собрать

их в один пакет со вспомогательным брусом 7 толщиной h (рис. 14.22, в), а затем шлифовать так, чтобы выдержать требова­ ние «г».

Припуск для обработки

 

для обработки

 

Рис.

14.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор материалов

направля­

 

ющих.

 

Основными

критериями

 

при выборе материалов для дета­

 

лей

направляющих

поступатель­

 

ного движения с трением

скольже­

 

ния

служат

требуемая

долговеч­

 

ность механизма и характеристика

-f- +

трения. Дл я

уменьшения

износа

и

сил

трения желательно

приме­

 

нение

различных материалов для

 

ползуна и направляющих планок.

 

Находят

применение

комбинации

+ +

материалов сталь—бронза, сталь—

латунь, сталь—чугун и т. д., однако

для неответственных

направляющих

 

возможно и

применение

одноименных материалов для

трущихся

деталей,

например

сталь—сталь, при этом желателен перепад твердости,

т. е. одна

из деталей делается закаленной,

другая

незакаленной.

 

 

Наиболее часто встречается сочетание материалов сталь— бронза. При невысоких требованиях к износостойкости и стабиль­ ности сил трения выбор марки бронзы и стали, а также термообра­ ботка стальных деталей не имеет существенного значения. На пер­ вый план тогда выступают стоимость или дефицитность бронзы той или другой марки, сталь же применяется со средним содержанием углерода (например, стали 30, 40 или 45, ГОСТ 1050—60).


При проектировании направляющих с повышенными требова­ ниями к точности основное внимание уделяют характеристике тре­ ния данной пары материалов, так как плавность хода в первую очередь зависит от различия между коэффициентами трения при движении и покое. Подбору материалов в этом случае придается особое значение. Часто для объективной оценки той или иной ком­ бинации материалов приходится прибегать к эксперименту.

В направляющих с трением качения в качестве роликов при­ меняются, как правило, стандартные шарикоподшипники. В шари­ ковых направляющих используются покупные шарики, также изго­ товляемые на предприятиях подшипниковой промышленности. Поэтому материал приходится выбирать только для собственно на­ правляющих. В этом случае очень большое значение имеет твер­ дость рабочих поверхностей, и выбор материала определяется возможной для него термообработкой, целью которой является получение поверхностей с максимальной твердостью (HRC 62). В зависимости от размеров и конфигурации деталей применяют сплошную закалку, поверхностную закалку с помощью токов вы­ сокой частоты, цементирование или азотирование.

Для направляющих с трением упругости чаще всего приме­ няется лента из стали 65Г (ГОСТ 1050—60) или 60С2 (ГОСТ 2283—69), или любой другой пружинящий материал. При проекти­ ровании направляющих такого вида производится расчет на проч­ ность и жесткость, в результате которого согласуются необходи­ мые деформации пружин, их размеры и допускаемые напряже­ ния.

14.3. ТОЧНОСТЬ Н А П Р А В Л Я Ю Щ И Х

Одной из первых работ, посвященных точности направляющих, явилась работа С. Т. Цуккермана [131 ] .

В зависимости от назначения направляющих к ним предъяв­ ляются следующие требования по точности: а) соблюдение переме­ щения в одной плоскости (это важно для сохранения фокусировки при перемещении объекта); б) сохранение параллельности самой себе некоторой прямой, выбранной на каретке; в) малая разность продольных перемещений для различных точек каретки; г) малая величина поперечных смещений. Погрешности направляющих возникают вследствие ошибок формы направляющих, зазоров в кинематической паре и упругих деформаций.

Направляющие кинематического типа. Конструктивная схема направляющих изображена на рис. 14.23, а. Определим погрешно­ сти положения объекта М, вызванные погрешностями формы ва­ ликов 1 к 2 и прогибом валика 1. Контакт каретки с валиками / и 2 происходит первоначально в точках А, Е, В, D и С. Представим, что в точке А возникает погрешность Д/ц формы валика 1 (рис. 14.24, а, б). Дл я того чтобы при такой погрешности ввести каретку в касание с валиками, поступим так:


а) сообщим сначала

каретке

поступательное перемещение Asn

в направлении

касательной t

к

профилю каретки в точке

Е

(рис. 14.24, а); после этого каретка

будет касаться только валика

/

в трех точках А',

Е и D;

в точках С и В между кареткой и валиком

возникнет зазор;

 

 

 

 

б) для того чтобы каретка коснулась валика / и в точке В, сохранив касание с ним в точках А', Е и D, сообщим каретке пово­ роты вокруг осей z и х на углы Ayz и Аух;

в)

для введения каретки в касание с валиком 2 в точке С сооб­

щим

ей поворот вокруг оси О'—О' валика

1 на

угол

Ауу;

после

этого

каретка будет касаться валика / в

точках

А',

Е,

D и В,

а валика 2 в точке С.

Введем в рассмотрение систему координат х, у, z (рис. 14.23 и 14.24), ось у которой определяет направление прямолинейного дви­ жения каретки, а ось х проходит через точки А и Е; система х, у, z жестко связана с направляющим валиком 1. Обозначим через 2|3 угол между направляющими плоскостями каретки, а через а — угол, образуемый вектором касательной t с осью z. Из построений рис. 14.24, а следует, что а = р; однако для угла, образуемого касательной t с осью z, целесообразно ввести обозначение, отлич­ ное от Р; это позволит впоследствии распространить общие зависи­ мости на случай кинематических направляющих упрощенного вида.

Обозначим через As<B> смещение точки В каретки, вызванное поступательным перемещением каретки на величину Asn и пово­ ротами на углы Ауг и Аух. Вектор смещения As<B> точки В опре­ деляется уравнением

As<fi) = Asn + (Ayxi + Ayzk) х О В .

(14.2)


Здесь

Asn

= sit^fi

^s'n

a i

c o s a k ) ;

^

= — ^ c o s № —

— a) і +

L j ] (рис. 14.23

и рис. 14.24); і, j и к — орты координатных

осей.

 

 

 

 

 

 

 

Потребуем,

чтобы вектор

перемещения

As<B)

был коллинеарен

орту j оси у (чтобы смещение точки В было направлено вдоль обра­

зующей валика 1). Положив

в уравнении (14.2)

As*B )

=

As(zB)

=

=

О,

получим

 

 

AAiCosa

.

 

ДА, sin а

 

 

 

 

/ ї й

о\

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А ^ =

таж;

д ^= тішж-

 

 

 

( 1 4 -3 )

 

Легко удостовериться, что при найденных значениях

Аух

и

Ау2

векторы смещений в точках Е, D

и Л '

будут также

коллинеарны

орту

j .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определим теперь вектор

смещения

As<C ) точки С,

которое ей

будет сообщено после перемещения каретки на

Asn

и ее поворотов

на

углы

Аух,

Ауу

и Ауг.

Приведем

предварительно

вектор

 

Ауу,

направленный по оси О'—О'

валика,

к началу О координат. После

приведения получим вектор Ay =

Ay]

с линией действия по оси у

и

вектор — момент

00'

X

Ау,

где

00'

=

г sin (26 —а) к

(рис.

14.24,

а).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вектор As ( C ) определится

таким

выражением:

 

 

 

 

 

 

As<V -

Asn

+

00'X

АуУі

+ (AyJ

+

Ay„] +

Ay2 k) x

ОС,

(14.4)

где

ОС =

-

(

В І

+

4 - j ) -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д ля того чтобы поверхности каретки и валика

2 не внедрились

в точке С и не отошли друг от друга, необходимо,

чтобы A s ( C ) k

=

=

0, где к — орт общей нормали

к поверхностям валика 2 и

ка­

ретки в точке С (одновременно к —

орт оси г).

 

 

 

 

 

 

 

На основании выражений

(14.3) и (14.4) получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

Д/i,

cos а

 

 

 

 

 

/і л е\

 

 

 

 

 

 

 

 

д ^ = - 2 т а т ж -

 

 

 

 

 

( 1 4 - 5 )

Поступательное смещение каретки и ее повороты на углы Аух, Ауу и Ауг вызывают ошибки положения центра М объекта (рис. 14.23, а). Вектор смещения As<M> определится уравнением

As<*> =

Asn +

00'

X Ауу] +

(Ayxi +

Ауу]

+

Ду.к) х ОМ, (14.6)

где ОМ = —Ы +

(/ —

L)j + [Я —

г sin

(26

— a) ] к (рис. 14.23).

Проекции

вектора

смещения

A s ( M )

имеют

следующий вид:

 

д JM)

 

/ Н cos ct

,

I sin a

\

Aht

^

As(uM) = -

b sin a

— —

 

 

As'(M)

.

H~

r sin (26 — a)

 

s a ї & і I- <>*-7>

+

 

z r * — c o

_

I I

b \ Д/гх

cos

a

 

 

sin

26