Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опоры с подшипниками из минералов (опоры на камнях) по­ зволяют значительно уменьшить момент трения и увеличить срок работы. Камни нашли широкое применение в часовых механизмах, измерительных приборах и т. д. В качестве материалов исполь­ зуется рубин, сапфир, искусственный корунд, агат.

В табл. 15.2 приведены различные формы часовых и приборных камней, используемые для цилиндрических опор и выпускаемые специализированными предприятиями. Сквозные отверстия во втул­ ках могут быть цилиндрические и нецилиндрические (с оливажем). Оливаж обеспечивает некоторое уменьшение влияния перекоса или несоосности в установке втулок на момент трения в опоре. Для лучшего удержания смазки с одной или с двух сторон неко­ торых типов втулок делаются специальные сферические углубле­ ния — масленки. Камни запрессовываются или завальцовываются

в

металлические втулки или непосредственно

в платы

приборов.

В качестве подшипников применяются специальные

накладки,

в

которые упираются торцы валов и осей.

 

 

 

Пластмассовые подшипники используются

для электрической

изоляции вала и для уменьшения потерь на трение. В качестве материалов в приборостроении применяются текстолит, капролон, фторопласт-4,тефлон и другие типы пластмасс; цапфы изготовляются из стали. Пластмассовые подшипники меньше нуждаются в смазке и в ряде случаев износ их меньше, чем у металлических. При вибрациях могут быть использованы амортизирующие свойства пластмассовых втулок. Однако по точности они уступают другим видам подшипников в связи с технологическими трудностями, воз­ никающими при точной обработке пластмасс. В случае примене­ ния пластмассовых подшипников необходимо учитывать влияние различных температур на свойства пластмасс, старение пластмасс, а также гигроскопичность их некоторых видов.

15.5. К О Н С Т Р У К Ц И И Ц И Л И Н Д Р И Ч Е С К И Х ОПОР

Конструкции опор разрабатываются в соответствии с требова­ ниями, предъявляемыми к прибору. Многообразие этих требова­ ний определило, как уже было сказано, многообразие конструкций опор. Рассмотрим несколько конструкций цилиндрических опор с трением скольжения, использованных в различных типах при­ боров.

На рис. 15.14 приведена конструкция цилиндрической опоры высокой точности, примененной в теодолите фирмы Цейсе. Ось корпуса / вращается во втулке 3, зажатой гайкой 2 в основании 6. Осевая нагрузка, направленная вниз, воспринимается подпят­ ником с шариком 7. От смещения оси вверх предохраняет специаль­ ный винт 5. Та же втулка 3 используется здесь как неподвижная цапфа при установке вращающегося лимба 4. В этом приборе вы­ сокая точность центрирования обеспечивается назначением жест­ ких допусков при обработке сопрягаемых цилиндрических поверх-


ностей, а также селективной сборкой. При диаметре оси 30 мм радиальный зазор в опоре не превышает 3 мкм. Рациональным выбором длины втулки устранена возможность перекосов оси сверх допустимой нормы.

В качестве примера цилиндрических направляющих обычной точности на рис. 15.15 приведен узел установки указательной стрелки центробежного тахометра. Движение чувствительного

Рис. 15.14

элемента через зубчатый сектор 1 передается шестерне 2, жестко связанной с указательной стрелкой 3. Ось стрелки установлена в двух цилиндрических подшипниках, выполненных в платах 4 и 5- Рабочая длина подшипников за счет фасок уменьшена по сравне­ нию с толщиной плат. Это необходимо для ограничения влияния несоосности отверстий в платах на момент трения в опорах. При необходимости уменьшить момент трения, возникающий от осевых усилий при контакте торцевых поверхностей А я Б, подшипники могут быть выполнены по варианту рис. 15.16. Здесь специальной формой поверхности В втулки обеспечивается наименьшее зна­ чение радиуса линии контакта вала и подшипника.

Для обеспечения быстросъемности какого-либо вала механизма часто применяются цилиндрические направляющие, в которых цапфы вала вставляются в пазы плат, причем контакт вала с под-

шипником может быть линейным (по типу опор на призмах) или по цилиндрическим поверхностям, если радиус дна паза соответ­ ствует радиусу цапфы. На рис. 15. 17 показана конструкция узла

Рис. 15.15

Рис. 15.16

установки приемной бобины одного из типов самописцев. В пазы плат / и 2 вставляется бобина 4 для намотки бумажной ленты. Пружинные защелки 3 и 5 препятствуют самопроизвольному вы­ ходу бобины из пазов плат.

5

4

J

Рис. 15.17

Опоры с применением втулок из минералов применяются в кон­ трольно-измерительных и электроизмерительных приборах и в ча­ сах. На рис. 15.18 показана простая конструкция цилиндрической опоры на камнях, применяемая для установки осей колес в часо-


вых механизмах. Ввиду весьма малых скоростей вращения этих колес потери на трение на торцах оси существенно не влияют на работу механизма. На рис. 15.19 показаны опоры оси баланса часов. Каждая цапфа установлена в радиально-упорном подшип­ нике, состоящем из двух камней. Пространство между этими кам­ нями используется для удержания масла, благодаря чему обеспечи­ вается смазка подшипников в тече­ ние весьма длительного срока работы узла.

Прочность

цапф

 

небольшого

 

диаметра оказывается

недостаточ­

 

ной, а

при

толчках

 

или

ударах

 

возможна

их

деформация.

 

Для

 

уменьшения инерционных

нагру­

 

зок в этих случаях

используются

 

более

сложные

амортизирующие

 

подшипники. На рис. 15.20

при­

 

ведена

конструкция

 

такого

под­

 

шипника. Подпятник

/ и втулка 2

Рис. 15.18

завальцованы

в металлическую

 

втулку

4,

имеющую

коническую

 

поверхность А. Втулка 4 удерживается в центральном положении пружиной 6 и втулкой 5. Под действием инерционной силы, имею­ щей осевое или радиальное направление, втулка 4 перемещается

Рис. 15.19

соответственно вниз или в сторону, поджимая пружину 6. В ре­ зультате такого перемещения более толстая и прочная часть конца вала получает возможность опереться о шайбу 3, а тонкая цапфа в этот момент исключается из работы.

На рис. 15.21 показана другая конструкция амортизирующего подшипника, в котором осевое и радиальное усилия восприни-

34 Ф. л. Литвин

529


Рис. 15.21

маются двумя различными пружинами — плоской / и кольцевой 2. В результате смещения оси здесь также включаются в работу более прочные части оси. На рис. 15.21, в, б показано взаимное поло­ жение деталей подшипника соответственно при воздействии осевой и радиальной силы; на рис. 15.21, а изображены детали подшип­ ника в начальном положении. Существует много других типов амортизаторов, но принцип их работы остается тем же.

15.6. К О Н И Ч Е С К И Е О П О Р Ы

В зависимости от характера касания различаются: а) кониче­ ские опоры машиностроительного типа (с поверхностным касанием звеньев кинематической пары); б) полукинематического типа (с ка­ санием звеньев пары по линии). Отличительная особенность ко­ нических опор всех разно­ видностей— возможность ре- а )

гулировки радиального зазо­ ра за счет осевого смещения одного из звеньев кинемати­ ческой пары.

Коническая

опора

маши­

 

ностроительного

типа.

Рабо­

 

чими

поверхностями

цапфы

 

и подшипника

являются сов­

 

падающие друг

с

другом

Рис. 15.22

внешняя и внутренняя

кони­

 

ческие

поверхности.

Разли­

 

чаются опоры: с вращающейся цапфой (рис. 15.22, а); с вращаю­ щимся подшипником (рис. 15.22, б). Изображенные опоры исполь­ зуются для восприятия односторонней осевой нагрузки. При рас­ положении по концам вала двух опор они могут быть нагружены двусторонней осевой, а также и радиальной нагрузкой (см. ниже). К преимуществам конических опор рассматриваемого типа можно отнести: а) высокую точность центрирования; б) возможность ре­ гулирования радиального зазора при сборке и в процессе эксплуа­ тации (регулирование осуществляется небольшим осевым смеще­ нием цапфы или подшипника); в) возможность восприятия боль­ ших нагрузок по сравнению с цилиндрическими опорами. Это объ­

ясняется

тем, что у

конических опор большая несущая поверх­

ность,

на

которой

при прочих равных условиях

развиваются

меньшие

давления.

Недостатками конических опор

являются:

а) повышенное трение, вызываемое тем, что нормальное

давление

в опоре больше нагружающего усилия; б) большая

чувствитель­

ность

к колебаниям

температуры.

 

 

Первый из этих недостатков может быть устранен, если регу­ лировкой при сборке между коническими поверхностями создается небольшой зазор, а основная нагрузка воспринимается специально создаваемыми опорными поверхностями. Конические поверхности

34*

531


опоры выполняют при этом роль направляющих поверхностей, ограничивающих радиальные перемещения вала по отношению к подшипнику. В точных опорах зазор между коническими поверх­ ностями не превышает 2—3 мкм.

При большой разнице температурных коэффициентов линей­ ного расширения материалов цапфы и подшипника изменение температуры может привести к заклиниванию цапфы в подшип­ нике. Во избежание заклинивания для цапфы и подшипника на­ значают материалы с близкими коэффициентами линейного рас­

ширения, как то латунь—бронза или сталь—чугун. Такое сочетание ма­ териалов вполне оправданно, хотя

ипротиворечит традиционной ком-

KS^ZZZJ

бинации

сталь—бронза,

выбираемой

\ V Y

в качестве

антифрикционной пары.

 

Конические опоры,

 

воспринима­

 

ющие

одностороннюю

 

осевую

на­

 

грузку,

применяются

в

астрономи­

 

ческих,

геодезических

 

и

других

 

оптико-механических приборах для

 

обеспечения точного центрирования

 

оси вращения. Осевой нагрузкой в

Рис. 15.23

перечисленных случаях

 

является

вес

прибора,

 

достигающий

довольно

 

больших

 

значений.

 

 

 

 

При изготовлении конических

опор

обязательна

притирка

ко­

нических поверхностей. Хотя это удорожает конструкцию и нару­ шает взаимозаменяемость, в результате притирки существенно повышаются точность центрирования и несущая способность опоры, создаются возможности применения конических опор в качестве газо-водонепроницаемых соединений, устройств для обеспечения электрического контакта между подвижной и неподвижной ча­ стями опоры. Для облегчения притирки в ряде конструкций уда­ ляется средняя часть конической поверхности цапфы или подшип­

ника, как это изображено, например, на рис. 15.23.

 

Конусность варьируется

в широких пределах от 1 : 100 до

1 : 5 1131]. Уменьшение угла конуса способствует повышению

точ­

ности центрирования, но приводит к увеличению трения.

При

угле конуса меньше угла

трения затрудняется притирка

из-за

схватывания, появляется даже опасность задирания поверхностей при перекашивании вала относительно подшипника под действием момента, создаваемого нагрузкой (см. ниже). Однако так как эти трудности преодолимы, а точность центрирования при малой ко­ нусности существенно повышается, в оптико-механическом при­ боростроении находят применение опоры с углом конуса меньше угла трения.

На рис. 15.23 представлена простейшая конструкция опоры с одной конической цапфой. Осевые нагрузки в этой опоре воспри-