Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 242
Скачиваний: 3
нимаются плоскостью А втулки / . После притирки цапфы и пло скости А между коническими поверхностями цапфы и подшипника образуется некоторый минимальный зазор, обеспечивающий точное центрирование цапфы относительно подшипника. Гайка 2 преду смотрена для предохранения от выпадания цапфы из подшипника в перевернутом положении прибора и при перекосах цапфы. Для устранения радиального зазора, появляющегося в результате из носа, необходимо притереть цапфу и подшипник сначала по пло скости А, а затем по коническим поверхностям.
В конструкции, изображенной на рис. 15.24, осевая нагрузка воспринимается подпятником. Требуемая величина радиального зазора между коническими поверхностями достигается осевым перемещением цапфы, которое ей сообщается при ввинчивании подпятника К-
На рис. 15. 25 изображена конструкция опоры с двумя кони ческими поверхностями и подпружиненным подпятником 2. Точное центрирование вала обеспечивается поверхностями а с малой ко нусностью. Регулировка зазора между поверхностями цапфы и подшипника достигается вывинчиванием подпятника. Осевая на грузка воспринимается большей частью подпятником и частично конусом Ь. Распределение нагрузки между подпятником и кону сом b определяется параметрами пружины 1. Большая конусность поверхностей b способствует уменьшению трения.
На рис. 15.26 приведена конструкция подстроечного конден сатора с односторонней конической опорой. Осевая нагрузка на цапфу создается пружиной /, при этом выбирается зазор между поверхностями цапфы и подшипника, создается момент трения, препятствующий самопроизвольному повороту ротора 2. Такая опора обеспечивает стабильное положение ротора даже в условиях значительных вибраций. Для вращения ротора при настройке на нем предусмотрен шлиц.
Отличительная особенность конструкции узла шпинделя кон трольного приспособления (рис. 15.27) — возможность восприя тия двусторонней осевой нагрузки, а также и радиальной. Под шипниками служат втулки 2 и 3, причем втулка 2 закреплена жестко, а втулка 3 подпружинена и имеет возможность переме щаться поступательно. Зазор между коническими поверхностями выбирается благодаря наличию пружины, сообщающей осевое перемещение втулке 3. Осевая нагрузка, приложенная к шпин делю 1 и направленная вправо, воспринимается втулкой 2; осе вая нагрузка, направленная влево, не должна превышать усилия пружины.
Опоры на центрах. В таких опорах касание цапфы и подшип ника происходит по линии — окружности радиуса гц (рис. 15-28) тип опор — полукинематический. Опоры располагаются на обоих концах вала и могут воспринимать двустороннюю осевую и ра диальную нагрузки. Преимущества опор на центрах: а) возможность точного центрирования оси путем регулировки; б) малая чувстви-
Рис. 15.27 |
Рис. 15.28 |
тельноеть к перекосам и температурным изменениям; в) малый момент трения. К недостаткам центровых опор можно отнести: а) возможность их применения только при малых скоростях и нагрузках; б) отсутствие у вала свободного конца.
Точное центрирование достигается регулированием величины радиального и осевого зазоров между центрами и опорами. Дл я этого одной из опор при регулировании сообщается осевое пере мещение. В ряде конструкций предусматривается возможность перемещения одного из подшипников в направлении, перпенди кулярном оси вала. При тщательном исполнении и регулировке точность центрирования можно довести до 1—2 мкм.
Весьма значительное уменьшение момента трения в центровых опорах по сравнению с опорами других видов достигается умень шением радиуса цапфы. Диаметр 2гц окружности, по которой про исходит касание цапфы и подшипника, не превышает обычно 1,5— 2 мм (табл. 15.3). Радиус вала в нерабочей части задается больше Гц, что способствует повышению жесткости вала.
Основные конструктивные размеры опор на центрах |
приведены |
||||||
в табл. 15.3. |
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
15.3 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Конструктивные параметры |
центровых опор |
|
|
|||
|
Угол |
Угол |
|
|
|
Минималь |
|
Диаметр |
Диаметр |
Глубина |
ная длина |
||||
конуса |
конуса |
цилиндри |
|||||
подшипника |
центра 2а |
подшипника |
отверстия |
сверления L |
ческой |
||
Й в им |
в град |
20 в град |
d |
в мм |
в мм |
части |
/ |
|
|
|
|
|
|
в мм |
|
1,5-2,5 |
60 |
90 |
|
0,5 |
1,2 |
0,8 |
|
2,5—5 |
60 |
60 |
|
0,75 |
2,5 |
1 |
|
5—10 |
60 |
60 |
|
Г |
3 |
1,2 |
|
10—20 |
60 |
60 |
|
1,5 |
4,5 |
1,8 |
|
Для цапф обычно применяются углеродистые инструменталь ные стали, закаленные до HRC 50—60. Материалами для подшип ников избирают фосфористую бронзу и латунь. В некоторых случаях для -уменьшения момента трения в опорах на центрах по аналогии с цилиндрическими опорами* применяют втулки из минералов.
Перейдем к рассмотрению конструкций опор на центрах. На рис. 15.29 изображены две равноценные в кинематическом отно шении схемы опор на центрах. При выборе схемы руководствуются технологическими соображениями. Регулировка зазора между цапфами и подшипниками достигается осевым перемещением пра вой опоры (рис. 15.29) при ее ввинчивании или вывинчивании из корпуса; стопорение правой опоры осуществляется с помощью контргайки 1.
В конструкции, изображенной на рис. 15.30, одна из опор под пружинена, что позволяет добиться устранения зазора, компен сировать температурные деформации.
В оптико-механическом приборостроении опоры на центрах большей частью используются как опоры деталей, совершающих качательное движение. На рис. 15.31 приведена схема установки на центрах трубы / , совершающей качательное движение по от ношению к кронштейну 2. Как уже упоминалось, опоры на центрах мало чувствительны к перекосам. Используя эту особенность, в не которых случаях регулировка положения оси валика может быть осуществлена поворотом эксцентричной цапфы / (рис. 15.32); цапфа стопорится винтом 2. При такой регулировке ось валика перемещается по поверхности, близкой к конической, вершина которой находится на второй нерегулируемой цапфе. t .
На рис. 15.33 представлена конструкция опоры, подшипник которой для уменьшения момента трения изготовлен из минерала.
15.7. П Е Р Е Д А Ч А СИЛ И МОМЕНТ |
Т Р Е Н И Я |
В КОНИЧЕСКИХ И Ц Е Н Т Р О В Ы Х |
О П О Р А Х |
Обычно вал конической опоры нагружен |
осевой силой Qo c , |
а вал центровых опор нагружен радиальной силой Q. В сравни тельно редких случаях внешняя нагрузка в указанных опорах может иметь обе составляющие Qoc и Q.
На рис. 15.24, а изображена коническая опора, нагруженная радиальной Q и осевой Q o c силами. Под действием Q вал в под шипнике слегка переместится вверх в осевом направлении и пере косится по отношению к подшипнику. Вал будет касаться под шипника в точках А, В и С, в которых появятся нормальные и касательные составляющие реакций. В целях упрощения решения пренебрежем на первом этапе касательными составляющими реак ций и определим нормальные составляющие. Воспользуемся урав нениями равновесия вала под действием внешних и реактивных сил, которые запишем в такой форме:
Q + Qoc + |
R^ . + R ^ |
+ R^ = 0 ; |
(15.46) |
M s (RnA)) + |
М в (Q) + |
М в (Q o c ) = 0. |
(15.47) |
Векторы уравнения (15.46) образуют замкнутый многоуголь ник, изображенный на рис. 15.24, б. При выводе уравнения (15.47)
пренебрегаем |
моментом Ms (R«C ) ), предполагая, |
что точка С близко |
|
расположена |
по отношению к точке В. |
После |
определения I R.nA) I, |
Rn I и | Rn |
| находим момент трения |
по формуле |
|
|
Мтр = / ц (RnA)rA + RnB)rB |
+ RnC)rc), |
(15.48) |
где / ц — приведенный коэффициент трения; гА, |
гви гс — радиусы, |
определяющие расстояния точек Л, Б и С от оси вращения вала.