Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нимаются плоскостью А втулки / . После притирки цапфы и пло­ скости А между коническими поверхностями цапфы и подшипника образуется некоторый минимальный зазор, обеспечивающий точное центрирование цапфы относительно подшипника. Гайка 2 преду­ смотрена для предохранения от выпадания цапфы из подшипника в перевернутом положении прибора и при перекосах цапфы. Для устранения радиального зазора, появляющегося в результате из­ носа, необходимо притереть цапфу и подшипник сначала по пло­ скости А, а затем по коническим поверхностям.

В конструкции, изображенной на рис. 15.24, осевая нагрузка воспринимается подпятником. Требуемая величина радиального зазора между коническими поверхностями достигается осевым перемещением цапфы, которое ей сообщается при ввинчивании подпятника К-

На рис. 15. 25 изображена конструкция опоры с двумя кони­ ческими поверхностями и подпружиненным подпятником 2. Точное центрирование вала обеспечивается поверхностями а с малой ко­ нусностью. Регулировка зазора между поверхностями цапфы и подшипника достигается вывинчиванием подпятника. Осевая на­ грузка воспринимается большей частью подпятником и частично конусом Ь. Распределение нагрузки между подпятником и кону­ сом b определяется параметрами пружины 1. Большая конусность поверхностей b способствует уменьшению трения.

На рис. 15.26 приведена конструкция подстроечного конден­ сатора с односторонней конической опорой. Осевая нагрузка на цапфу создается пружиной /, при этом выбирается зазор между поверхностями цапфы и подшипника, создается момент трения, препятствующий самопроизвольному повороту ротора 2. Такая опора обеспечивает стабильное положение ротора даже в условиях значительных вибраций. Для вращения ротора при настройке на нем предусмотрен шлиц.

Отличительная особенность конструкции узла шпинделя кон­ трольного приспособления (рис. 15.27) — возможность восприя­ тия двусторонней осевой нагрузки, а также и радиальной. Под­ шипниками служат втулки 2 и 3, причем втулка 2 закреплена жестко, а втулка 3 подпружинена и имеет возможность переме­ щаться поступательно. Зазор между коническими поверхностями выбирается благодаря наличию пружины, сообщающей осевое перемещение втулке 3. Осевая нагрузка, приложенная к шпин­ делю 1 и направленная вправо, воспринимается втулкой 2; осе­ вая нагрузка, направленная влево, не должна превышать усилия пружины.

Опоры на центрах. В таких опорах касание цапфы и подшип­ ника происходит по линии — окружности радиуса гц (рис. 15-28) тип опор — полукинематический. Опоры располагаются на обоих концах вала и могут воспринимать двустороннюю осевую и ра­ диальную нагрузки. Преимущества опор на центрах: а) возможность точного центрирования оси путем регулировки; б) малая чувстви-


Рис. 15.27

Рис. 15.28


тельноеть к перекосам и температурным изменениям; в) малый момент трения. К недостаткам центровых опор можно отнести: а) возможность их применения только при малых скоростях и нагрузках; б) отсутствие у вала свободного конца.

Точное центрирование достигается регулированием величины радиального и осевого зазоров между центрами и опорами. Дл я этого одной из опор при регулировании сообщается осевое пере­ мещение. В ряде конструкций предусматривается возможность перемещения одного из подшипников в направлении, перпенди­ кулярном оси вала. При тщательном исполнении и регулировке точность центрирования можно довести до 1—2 мкм.

Весьма значительное уменьшение момента трения в центровых опорах по сравнению с опорами других видов достигается умень­ шением радиуса цапфы. Диаметр 2гц окружности, по которой про­ исходит касание цапфы и подшипника, не превышает обычно 1,5— 2 мм (табл. 15.3). Радиус вала в нерабочей части задается больше Гц, что способствует повышению жесткости вала.

Основные конструктивные размеры опор на центрах

приведены

в табл. 15.3.

 

 

 

 

Т а б л и ц а

15.3

 

 

 

 

 

 

Конструктивные параметры

центровых опор

 

 

 

Угол

Угол

 

 

 

Минималь­

Диаметр

Диаметр

Глубина

ная длина

конуса

конуса

цилиндри­

подшипника

центра 2а

подшипника

отверстия

сверления L

ческой

Й в им

в град

20 в град

d

в мм

в мм

части

/

 

 

 

 

 

 

в мм

 

1,5-2,5

60

90

 

0,5

1,2

0,8

 

2,5—5

60

60

 

0,75

2,5

1

 

5—10

60

60

 

Г

3

1,2

 

10—20

60

60

 

1,5

4,5

1,8

 

Для цапф обычно применяются углеродистые инструменталь­ ные стали, закаленные до HRC 50—60. Материалами для подшип­ ников избирают фосфористую бронзу и латунь. В некоторых случаях для -уменьшения момента трения в опорах на центрах по аналогии с цилиндрическими опорами* применяют втулки из минералов.

Перейдем к рассмотрению конструкций опор на центрах. На рис. 15.29 изображены две равноценные в кинематическом отно­ шении схемы опор на центрах. При выборе схемы руководствуются технологическими соображениями. Регулировка зазора между цапфами и подшипниками достигается осевым перемещением пра­ вой опоры (рис. 15.29) при ее ввинчивании или вывинчивании из корпуса; стопорение правой опоры осуществляется с помощью контргайки 1.


В конструкции, изображенной на рис. 15.30, одна из опор под­ пружинена, что позволяет добиться устранения зазора, компен­ сировать температурные деформации.

В оптико-механическом приборостроении опоры на центрах большей частью используются как опоры деталей, совершающих качательное движение. На рис. 15.31 приведена схема установки на центрах трубы / , совершающей качательное движение по от­ ношению к кронштейну 2. Как уже упоминалось, опоры на центрах мало чувствительны к перекосам. Используя эту особенность, в не­ которых случаях регулировка положения оси валика может быть осуществлена поворотом эксцентричной цапфы / (рис. 15.32); цапфа стопорится винтом 2. При такой регулировке ось валика перемещается по поверхности, близкой к конической, вершина которой находится на второй нерегулируемой цапфе. t .

На рис. 15.33 представлена конструкция опоры, подшипник которой для уменьшения момента трения изготовлен из минерала.

15.7. П Е Р Е Д А Ч А СИЛ И МОМЕНТ

Т Р Е Н И Я

В КОНИЧЕСКИХ И Ц Е Н Т Р О В Ы Х

О П О Р А Х

Обычно вал конической опоры нагружен

осевой силой Qo c ,

а вал центровых опор нагружен радиальной силой Q. В сравни­ тельно редких случаях внешняя нагрузка в указанных опорах может иметь обе составляющие Qoc и Q.

На рис. 15.24, а изображена коническая опора, нагруженная радиальной Q и осевой Q o c силами. Под действием Q вал в под­ шипнике слегка переместится вверх в осевом направлении и пере­ косится по отношению к подшипнику. Вал будет касаться под­ шипника в точках А, В и С, в которых появятся нормальные и касательные составляющие реакций. В целях упрощения решения пренебрежем на первом этапе касательными составляющими реак­ ций и определим нормальные составляющие. Воспользуемся урав­ нениями равновесия вала под действием внешних и реактивных сил, которые запишем в такой форме:

Q + Qoc +

R^ . + R ^

+ R^ = 0 ;

(15.46)

M s (RnA)) +

М в (Q) +

М в (Q o c ) = 0.

(15.47)

Векторы уравнения (15.46) образуют замкнутый многоуголь­ ник, изображенный на рис. 15.24, б. При выводе уравнения (15.47)

пренебрегаем

моментом Ms (R«C ) ), предполагая,

что точка С близко

расположена

по отношению к точке В.

После

определения I R.nA) I,

Rn I и | Rn

| находим момент трения

по формуле

 

Мтр = / ц (RnA)rA + RnB)rB

+ RnC)rc),

(15.48)

где / ц — приведенный коэффициент трения; гА,

гви гс — радиусы,

определяющие расстояния точек Л, Б и С от оси вращения вала.


В первом приближении можно принять, что / ц =

/, где / — коэф­

фициент трения

скольжения.

 

 

Аналогичным образом нужно поступить для определения мо­

мента трения в конической опоре, если она нагружена

силой Qo c ,

линия действия которой параллельна оси опоры

(смещена по от-'

ношению к оси опоры). Под действием момента

от Q o c

вал, как

и в предыдущем

случае, слегка перекосится в опоре и

сместится

в осевом направлении, пока кольцо Е (рис. 15.24, а) не коснется корпуса опоры.

При нагружении вала силой Q o c (рис. 15.34, а), линия действия которой совпадает с осью опоры, эта нагрузка будет восприни­ маться торцевой опорной поверхностью А (рис. 15.23), винтом К (рис. 15.24, а). Между коническими поверхностями вала и под­ шипника имеется зазор, и они в непосредственное соприкоснове­ ние друг с другом не вступают. Учитывая, однако, наличие дефек­ тов сборки, возможность появления небольшой радиальной на­ грузки, нужно считаться с возникновением трения на конической поверхности. Момент трения опоры в этом случае может быть опре­ делен по формуле (рис. 15.34, а)

При выводе этой формулы принято, что в точках D и С возни­

кают приведенные нормальные

давления | RnD)

| ='| R^C) | = 2

^

д

и силы трения | RtD) | = I Ri C )

І = /ц ~о^—>

направленные

по

ка-

 

л, S1I1

ct

 

 

 

сательной к окружности г с р в точках

D и

С (рис. 15.34,

а,, б).

538