Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 3
Не оговаривая этого особо, в последующем будем записывать момент трения выражением (15.16), предполагая, что для опор приборостроения оно будет заменяться зависимостью (15.17). Выражение (15.16) можно применить и для чисто жидкостного
режима трения. |
В этом случае значение |
/ ц |
нужно |
представить |
|||||
в виде функции |
от давления и скорости скольжения |
(см. п. 2.5). |
|||||||
В последующем будем предполагать, что трение |
является |
сухим |
|||||||
|
или |
полусухим |
и /ц от |
скоро |
|||||
|
сти скольжения |
не |
зависит. |
||||||
|
|
Перейдем к выводу выраже |
|||||||
|
ния (15.16). Выше было отме |
||||||||
|
чено, что при наличии зазора |
||||||||
|
между |
поверхностями |
|
цапфы |
|||||
|
и |
подшипника |
цапфа |
|
вскаты |
||||
|
вается на поверхность |
подшип |
|||||||
|
ника |
в |
направлении, |
противо |
|||||
|
положном |
направлению |
враще |
||||||
|
ния |
вала |
(рис. |
15.4). |
Обозна |
||||
|
чим |
через |
К—линию |
касания |
|||||
|
цилиндрических |
поверхностей |
|||||||
|
вала |
и подшипника после вска |
|||||||
|
тывания вала (рис. 15.6). Рас |
||||||||
|
сматривая |
вал |
и |
подшипник |
|||||
|
как два упругих тела, нужно |
||||||||
|
учесть, |
что при их сжатии воз |
|||||||
|
никнет |
контакт |
и |
в удалении |
|||||
|
от |
К- |
|
|
|
|
|
|
|
|
( 2 ) |
Определение закона |
|
распре- |
*деления нормальных давлений
|
|
двух сжимаемых |
упругих тел |
||||
|
|
и размеров области, на которую |
|||||
|
|
распространяются |
эти |
давле |
|||
|
|
ния, рассматривается |
в |
теории |
|||
|
|
упругости. |
Известно |
решение |
|||
|
|
этой задачи И. Я- Штаерманом |
|||||
[136] для случая сжатия двух упругих тел, ограниченных |
цилин |
||||||
дрическими поверхностями, |
радиусы ^которых |
почти |
равны. |
||||
Примем, что закон распределения нормальных давлений задан |
|||||||
функцией р (а); график этой функции симметричен |
по отношению |
||||||
к линии Оп Оц . Введем обозначение |
|
|
|
|
|
||
р |
(а) = роФ (а). |
|
|
|
|
(15.18) |
|
где р 0 — давление в точке |
|
М- |
|
|
|
|
|
Обозначим через dRn |
и |
dRt — элементарные |
нормальные и |
касательные составляющие реакции на элементарной поверх ности ds = rlda; I — длина опорной поверхности подшипника. Примем, что сила трения на элементарной поверхности ds подчи-
Рассмотрев совместно зависимости (15.37), (15.40) и (15.41), получим следующее выражение для М д в :
г.
|
2 |
mdr |
|
|
г |
|
|
МД в = Мтр = |
|
Q = /rn p Qo c , |
(15.42) |
J |
г |
mdr |
|
где |
|
|
|
|
' 2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
г |
mdr |
|
г„Р = Й |
• |
( 1 5 - 4 3 ) |
|
Использование выражения |
(15.42) для практических |
расчетов |
момента трения становится возможным после определения коэф фициентов т и п , содержащихся в выражении (15.40). Это требует
проведения |
теоретических |
и экспериментальных исследований. |
||||||
В настоящее |
время, |
исходя |
из предположения, что пята |
изнаши |
||||
вается |
равномерно, |
принимают, что pv = |
ршг = const. При этом |
|||||
m — п = 1 и согласно |
выражению |
(15.43) |
|
|||||
|
|
|
|
Г П Р ^ ^ Ц Г ^ . |
|
(15.44) |
||
Для |
случая, когда |
р- = |
const, |
нужно |
принять, что п = 0, |
|||
m = 1. При этом, |
основываясь на |
выражении (15.43), |
получим |
15.4.Э Л Е М Е Н Т Ы К О Н С Т Р У К Ц И Й
ЦИ Л И Н Д Р И Ч Е С К И Х О П О Р
Цилиндрические опоры находят широкое применение в оптикомеханических приборах (микроскопах, прицелах, в фото-кино аппаратах и т. д.), в контрольно-измерительных приборах общего
и специального |
назначения, в часах, геодезических приборах и т. д. |
В зависимости |
от назначения узлов, в которых применяются ци |
линдрические опоры, к ним предъявляются различные требования |
по точности, габаритам, долговечности, потерям на трение. Это
определяет обилие различных видов конструкций |
таких опор |
(см. п. 15.5). Диаметры цапф цилиндрических опор |
изменяются |
в широких пределах, начиная от 0,07 мм. |
|
На рис. 15.8 представлены схемы цилиндрических опор для восприятия радиальной нагрузки Q; опора машиностроительного