Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 238
Скачиваний: 3
ния скольжения; равнодействующая нормальных давлений про ходит через точку контакта керна и подшипника. Полные реакции в точках контакта определяются выражениями
R W - R T + R J * ) ; |
R<"> = Rr> + |
Rr. |
(15.56) |
|||
Здесь |
|
|
|
|
|
|
| R H |
= /|R<M ) |; |
| |
R H = |
J W I . |
|
|
где f = / п о к — коэффициент трения |
покоя |
при |
вскатывании; / = |
|||
= / — коэффициент |
трения скольжения |
после |
завершения |
вска |
тывания.
Пренебрегая силами инерции, уравнения равновесия керна запишем так:
R<M> + R<"> + |
Q = 0 ; |
(15.57) |
М д в = {RnM) + Rnm)k + |
(R<tM> -\-RlN)) rK sin a, |
(15.58) |
где rK = 0KA sin a (рис. 15.41, б); a — угол, образованный осью подшипника с линией центров ОпОк.
Ограничимся |
рассмотрением |
простейшего случая, |
когда 1Х — |
||
= /2 . Тогда при |
вскатывании керна его |
ось |
будет |
оставаться |
|
параллельной оси подшипников |
и R(A1> = |
R{N) |
— |
. |
Линия действия нормальной составляющей реакции R ^ ' совпа дает с направлением общей нормали Оп Ок к поверхностям керна и подшипника. Найдем выражения орта нормали к сферической
поверхности подшипника. На |
рис. 15.41, |
б, в вектор нормали п |
в точке М изображен на двух |
проекциях; |
керн в начальном поло |
жении изображен пунктиром. В системе х, у, z, ось z которой
совпадает с |
осью подшипника, |
а ось х параллельна Q, проекции |
||
вектора |
нормали |
связаны |
следующими |
соотношениями |
(рис. 15.41, |
б): |
|
|
|
|
^ |
= tgfl; |
f - = t g o p . |
(15.59) |
|
nz |
|
пх |
|
Одной из проекций вектора нормали можно придать произ вольное значение. Примем, что nz = 1; тогда пх = tg Ф, пу = = tg Є tg
Проекции орта нормали определятся такими выражениями:
> ех — т tg |
|
еу ~ |
т. tg & tg |
ег — т; |
(15.60) |
|
нормирующий множитель |
|
|
cos |
ft |
/ 1 С С 1 \ |
|
т = —— |
1 |
|
= |
|||
|
|
|
|
(15.61) |
||
у п* + n 2 + „ 2 |
|
K l + S i n ^ t g 2 ^ |
|
При вскатывании керна линия центров ОпОк сфер вращается вокруг оси г подшипника, образуя коническую поверхность с вер шиной в точке Оп . Образующая этого конуса составляет с осью z постоянный угол а, следовательно,
ег |
= т = cos а. |
(15.62) |
На основании выражений (15.61) и (15.62) |
получим |
|
tg О = |
tg a cos гр. |
(15.63) |
Подставив выражения (15.62) и (15.63) в (15.60), найдем
ех = sin a cos г)з; еу — sin а sin г|э; ег = cos а. |
(15.64) |
Нормальная составляющая R„ M ) реакции противоположна по направлению е (рис. 15.41, в); следовательно,
R „ M ) |
= |
— RnM)e = — RnM) (sin a cos -фі + sin a sin г|з j + cosak), |
|
|
(15.65) |
где і, j |
и |
k — орты координатных осей, |
35* |
|
547 |
Подставив выражения (15.74) и (15.75) в (15.58), получим
М д в = М т р = ( J ^ £ + sm*sinar K )Q . |
(15.76) |
После завершения вскатывания в опорах возникает трение скольжения, движущий момент определится зависимостью
М Д В |
М = QrK sin a sin tyn |
(15.77) |
При вертикальном расположении опор на кернах потери на трение будут меньшими в конструкции с одной опорой по сравне нию с конструкцией с двумя опо рами. Примером конструкции С а> одной вертикальной опорой может служить подвес для магнитной стрелки компаса (рис. 15.42, а); в таких конструкциях часто преду сматриваются арретирующие уст ройства для закрепления подвиж ного элемента при переносе и ~~ транспортировке прибора.
При |
расположении керна |
на |
|
|
||
двух вертикальных |
опорах (рис. |
Рис. 15.42 |
|
|||
15.42, |
б) нижняя |
опора |
работает |
|
||
в основном как подпятник; в ней |
|
|
||||
возникают трение |
верчения и трение скольжения. В верхней |
|||||
опоре |
возникает трение |
скольжения; величина момента |
трения |
|||
зависит от усилия |
прижатия и от размеров |
площадки упругого |
||||
контакта. Момент |
трения |
в |
вертикальных |
опорах на |
кернах |
|
обычно |
определяется экспериментально. |
|
|
15.10.ТИПЫ П О Д Ш И П Н И К О В КАЧЕНИЯ
ИИХ К Л А С С И Ф И К А Ц И Я
Общие сведения. Подшипники качения (рис. 15.43) обычно состоят из наружного / и внутреннего 2 колец, тел качения 3 в виде шариков (рис. 15.43, а) или роликов (рис. 15.43, б), сепаратора 4. Наружное и внутреннее кольца подшипника служат для соедине ния его с корпусом и валом. Сепаратор удерживает тела качения на равном расстоянии друг от друга. В процессе движения шарики (ролики) перекатываются по беговым дорожкам колец. В некото рых типах подшипников предусматриваются маслоудерживающие шайбы, уплотнительные и шумопоглощающие устройства. Многие типы подшипников качения стандартизованы, но в приборострое нии применяются также и нестандартные подшипники: а) с совме щенными опорами (без наружных и внутренних колец), что по зволяет уменьшить габариты; без сепараторов; б) с уменьшенными моментами трения; в) скоростные подшипники со скоростью вра щения до 30 ООО об/мин.