Баллистическая ракета по своей аэродинамической схеме является бес крылым динамически осесимметричным летательным аппаратом. Из-за отсут ствия крыльев ей присущи некоторые особенности динамики, не характерные для крылатых маневренных летательных аппаратов. При анализе возмущенного движения крылатых летательных аппаратов, способных развивать большие подъемные силы и, следовательно, создавать большие нормальные ускорения, очень часто можно пренебрегать влиянием силы тяжести и подъемной силы рулей. Такое упрощение недопустимо по отношению к баллистическим раке там, так как здесь сила тяжести и подъемная сила рулей могут составлять заметную долю в общем балансе нормальных сил.
Для анализа возмущенного движения уравнения движения ракеты линеа ризуют, принимая движение по программной траектории за невозмущенное. После линеаризации уравнения движения распадаются на независимые под системы, описывающие движения тангажа, рыскания и крена, вследствие того, что ракета является динамически осесимметричной, а возмущения предпола гаются малыми.
Так как движение ракеты по программной траектории является неустано вившимся, то коэффициенты линеаризованных уравнений зависят от времени. Поэтому для дальнейшего анализа будет использован прием «замораживания» коэффициентов. Общие соображения о возможности использования этого ме тода были рассмотрены в гл. XI. Здесь лишь еще раз подчеркнем, что заклю чение о допустимости «замораживания» коэффициентов можно принять только после анализа конкретных характеристик ракеты и системы стабилизации с учетом того, какая составляющая возмущенного движения нас интересует, быстрая или медленная.
Рассмотрим структуру передаточной функции W \ , которую запишем без
вывода, воспользовавшись выражением (12.14). Эту передаточную функцию можно несколько упростить, если учесть, что сила лобового сопротивления ру-
лей слабо зависит от |
углов |
их поворота, и принять, что арз = |
26s |
----- ~ 0 . Кроме |
|
|
|
|
|
т |
того, коэффициенты |
а12 = |
мі |
, |
мі |
|
— —— |
и а} 3 = |
— —-— , учитывающие влияние |
нестационарного скоса |
потока, |
создаваемого передней аэродинамической |
поверхностью, на аэродинамические характеристики задней поверхности, рав ны нулю, так как ракета не имеет крыльев.
Тогда |
можно получить следующее выражение для передаточной функции: |
|
|
______ В2 |
4- В3р + Z?4______ |
|
|
|
(12.46) |
где |
|
ѴІ(р) = р* + А хрЪ + А2 р 2 + А3р + Л4 |
|
|
|
|
А 2 = |
А\ —<2(30 + а11 + а42 — а44І |
|
Яоо (а И + а 42 — а 44) + а 40 (а 04 — а 02) + а П (а 42 — а 44) + а 12‘, |
А3 = «00 [а11 (а42 — а44) + аі2І + a40all (а04 — aCß) ~~ a02a10 — a12a44>' |
А\ = |
— a00a12a44 + (a04 + a02) (a40a 12 — a10a42) — a02 ta10 (a42 — a44)— a40a12]l |
|
|
B 2 = |
— a i3l |
|
|
•S3= a43a12 — a13 (a00 + a42 — a44)l |
B4 |
= Ö43 [«ос^іг + a10 (a04 — a02).l — a13 [a00 (a42 — a44) + a40 (a04 — a02)]- |
Это выражение очень громоздко и его анализ может быть выполнен толь ко в том случае, когда заданы числовые значения коэффициентов.
Для того чтобы выявить основные динамические особенности рассматри ваемого класса летательных аппаратов, рассмотрим числовой пример.