Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

« ,

 

'

da ,

dt

dt

« 1 2

—^ — J—a 12a =

= -

a i A -

« ы

dt

+ a l5M ZB;

 

 

 

 

(12.50)

dt

ö 42® — «438e +

« 4 5 ^B1

ft— 0 — а = 0.

 

 

Однако никогда не следует забывать, что в этих уравнениях величины -Ö, Ѳ, а, бв представляют собой соответствующие откло­ нения ДФ, ДѲ, Да, Дбв от параметров невозмущенного полета

'6'*, О*, а*, бв*>

У многих летательных аппаратов с закрепленными крыльями вариация Й4збв мала по сравнению с вариацией оцга, и тогда в уравнении, описывающем изменение угла наклона траектории, опускают член «43бв. В результате указанное уравнение записы­ вают в упрощенном виде:

« 4 2 ® — « 4 5 ^ ц-

(12.51)

dt

 

 

 

В первом уравнении системы (12.49)

коэффициенты аІ2 и а\ъ

характеризуют влияние запаздывания

скоса потока

на угловое

ускорение летательного аппарата. Для упрощения исследования

часто в этом уравнении отбрасывают члены аи а и « і з б , считая что запаздывание скоса потока не влияет существенно на харак­ тер движения.

В заключение приведем еще один частный случай уравнений (12.48). При исследовании систем управления летательными ап­ паратами с закрепленными крыльями часто отбрасывают члены

«і2 «, «із бв, «440, «15-MZB и «45Кв и записывают уравнения (12.48) в виде

d 4 .

.

 

13

Л2

I

11 dt

I 14

* « 1

в

* г

р « 1

 

‘ ~ Г «" 2® —

 

'

d&

(12.52)

dt

«42® — «438в»

 

ft-—Ѳ — а = 0.

При решении конкретных задач для оценки влияния членов

а' 12Да, «44Ä0 на динамические свойства летательного аппарата рекомендуется строить частотные характеристики аппарата с учетом и без учета рассматриваемых членов. Если частотные характеристики в интересующем нас диапазоне частот изменя­ ются мало, то это обстоятельство указывает на возможность упрощения уравнений движения.

18—3422

529


§ 4. ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРОДОЛЬНОГО ВОЗМУЩЕННОГО ДВИЖЕНИЯ МАНЕВРЕННЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

В дальнейшем будем всюду предполагать, что влияние силы тяжести на возмущенное движение пренебрежимо мало, т. е. 044^=0.

4.1. ПЕРЕДАТОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Представим установившееся криволинейное движение лета­ тельного аппарата, возникшее в результате отклонения рулей высоты на угол б. В этом установившемся движении угол атаки а, нормальная перегрузка пу, угловые скорости продольной оси

■Ои касательной к траектории Ѳ сохраняют постоянные значения,

причем # = 0.

Уравнения такого установившегося движения можно полу­ чить, если в системе (12.52) положить б’ = 0:

ЯіЛсг+Д12уст= - а 13Ъуст;

(12.53)

^уст ^43^уСТ'

Предположим, что определитель этой системы, равный

— (а)2 + апа42), отличен от нуля. (Это условие, как будет показа­ но ниже, обычно выполняется). Тогда, решив систему уравнений (12.53), получим

\т / уст -

а

 

Д13Д42 + а12Д43

(12.54)

 

 

Ö12 + д 11а 42

 

уст

 

 

А 13 +

Д 11Д4 З

(12.55)

/у с т

а 12 +

а П а 42

 

Разделив (12.54) на (12.55), найдем

 

 

 

 

a 13^42 — д 12д 43

(12.56)

а

уст -

( \ 4

/) уст

 

ЯіЗ + «11043

 

 

Теперь определим установившуюся нормальную перегрузку.

Учитывая, что

й

Р +

 

. К*

5.

 

 

,

 

s

 

аі2а + a43S_

 

а+

8-

— пл

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

из второго уравнения системы (12.52) получим

 

 

 

п„

V

Ѳ.

 

 

(12.57)

 

 

 

s

 

 

 

 

 

Следовательно, в установившемся криволинейном полете

( пу\

V / Ѳ \


Величины

ѳ

а

I

и другие можно рассматри-

В у с т

В

уст

 

уСГ

вать как передаточные коэффициенты летательного аппарата, так как под передаточным коэффициентом звена понимают от­ ношение установившегося приращения выходной величины к приращению входной величины.

Как видно, в нашем случае величина

— «13«42 ~ь «12«43 1/с

(12.59)

«12 + «11«42

 

представляет собой отношение установившегося приращения уг­

ловой скорости è или Ѳ к приращению отклонения органов уп­ равления б, т. е. является передаточным коэффициентом звена, у которого входной параметр есть угол б, а выходной — угловая

скорость Ф или Ѳ.

Передаточный коэффициент звена, у которого входной вели­ чиной является угол а, а выходной — угловая скорость Ф или Ѳ,

обозначим через

— :

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

«13«42 — «12«43

1/С.

(12.60)

та

 

 

 

 

«13 +

« ll« 4 ö

 

 

Остальные передаточные коэффициенты можно выразить че­

рез коэффициенты К и тя:

а_ \

______ «із +

«п«4з .

 

 

 

К

х . =

 

(12.61)

 

6

/уст

«12 +

«11«42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ѵ _

___ / _% \

 

___

— «13«42 +

«12« 43

У

 

(12.62)

 

g

 

 

 

 

\ S /ycT

« 1 2 + «ii«42

g

 

 

У статически

устойчивых

летательных

аппаратов

обычной

схемы и схемы

«бесхвостка»

передаточные

коэффициенты К,

К — и Кт« отрицательны, так как а і 2 >

0 ,

а і з > 0

и а^о-а>чцО-ія-

g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напротив, у статически устойчивых аппаратов схемы «утка» и с поворотными крыльями эти коэффициенты положительны, так как ОізСО и |анй4з| < |аіз|-

Передаточные коэффициенты характеризуют важные динами­ ческие свойства летательного аппарата.

В результате ступенчатого отклонения органов управления на некоторый угод бв после некоторого переходного процесса уста­ навливаются , постоянные, значения угловой скорости тангажа,

18*

531



угловой скорости касательной к траектории и угла атаки, рав­ ные

» у с т = 0 усг = К К ;

(12.63)

a yCT = K te8B.

(12.64)

Передаточный коэффициент летательного аппарата К ха­ рактеризует его маневренные свойства. Так как отклонение ор­ ганов управления всегда ограничено некоторым максимальным значением битах, то чем больше передаточный коэффициент К, тем выше максимально возможная угловая скорость касательной к траектории

Ѳта* = К К тз*

[(12.65)

и тем выше маневренные свойства летательного аппарата.

Иногда удобнее в качестве выходной величины летательного аппарата, связанной с его маневренными свойствами, брать не

угловую скорость Ѳ, а нормальное ускорение _/„= РѲ или нор­

мальную перегрузку пу ~ — Ѳ. Тогда рассматривают переда­

точные коэффициенты летательного аппарата по нормальному ус­ корению

( Щ

= К Ѵ

(12.66)

\ 8В /у с т

 

или по нормальной перегрузке

 

 

(ИЯ-\

= К — .

(12.67)

I 6„ /у с т

Г *

 

Очевидно, что максимально возможная установившаяся пере­ грузка, т. е. располагаемая перегрузка, равна

Му расп ~ К ~ ~ ЧВт а х •

( 1 2 . 6 8 )

Располагаемая перегрузка наряду с максимальными значени­ ями нормального ускорения jymax — КѴбвтах И уГЛОВОЙ СКОрОСТИ

касательной к траектории Ѳт ах= 7СбВтах определяет маневрен­ ные возможности летательного аппарата.

Выясним кстати влияние конструктивных и аэродинамических параметров летательного аппарата, высоты и скорости полета на маневренные свойства аппарата. Обычно при достаточной степе­ ни статической устойчивости произведение коэффициентов аца& оказывается в несколько раз меньше коэффициента а12. Поэтому

532