Обратим внимание на характер изменения постоянной времени Т. Так как (см. ниже разд. 4.2)
то постоянная времени Т сначала убывает с ростом скоростного напора рУ2/2 , достигает минимума при максимальном значении скоростного напора
(если m “ не очень существенно зависит от числа М), а затем возрастает
из-за уменьшения скоростного напора с ростом высоты полета. Соответственно изменяются и частота быстрого движения 1/Т, которая сначала возрастает, а затем, достигнув максимума, убывает.
Характерной особенностью передаточной функции является также наличие неустойчивых звеньев с отрицательными постоянными времени, соответствую щих медленному движению. Это объясняется влиянием силы тяжести, стре мящейся при подъеме любого летательного аппарата увеличивать возникшие отклонения направления полета от исходного (невозмущенного) направления
§ 3. УРАВНЕНИЯ ПЕРВОГО ЭТАПА ПРОДОЛЬНОГО ВОЗМУЩЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
3.1. РОЛЬ БЫСТРОЙ И МЕДЛЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОДОЛЬНОГО ВОЗМУЩЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
Известно, что продольное возмущенное движение летатель ного аппарата разлагается на вынужденное движение и на быст ро затухающую и медленно затухающую составляющие свобод ного движения. В быстром свободном движении изменяются главным образом кинематические параметры а, Ѳ, б, в медлен ном — преимущественно V, Ѳ, ■ö\ Быстрое движение преобладает в первые секунды возмущенного движения, медленное движение развивается в последующие моменты времени.
В процессе управления летательным аппаратом основную роль играет первый этап возмущенного движения. На этом этапе сначала преобладает быстрое свободное движение, после затуха ния которого устанавливаются некоторые значения параметров
а, Ѳ и #, затем в течение некоторого интервала времени медлен
ное свободное движение протекает |
так, что параметры |
н, В и й остаются примерно постоянными |
(см. рис. 12.2). Во вре |
мя первого этапа возмущенного движения угол наклона траек тории монотонно возрастает, а центр масс летательного аппарата перемещается в направлении, перпендикулярном первоначаль ному направлению полета, на некоторое расстояние.
На втором этапе развивается медленное возмущенное движе ние, связанное с изменением кинематических параметров V, Ѳ и #. Этот процесс является или колебательным с большим периодом, или апериодическим и притом слабо затухающим.
У летательного аппарата, управляемого пилотом или автома тически, второй этап продольного возмущенного движения обыч