При со/сое= 1 частота отклонений органов управления совпадает с собственной частотой, т. е. частотой свободных колебаний при
отсутствии демпфирования |
(| = 0). При со/сос= V 1 — I2 частота |
отклонений руля совпадает |
с частотой свободных колебаний при |
наличии демпфирования. Следовательно, максимум амплитуды соответствует частоте несколько меньшей, чем частота свободных колебаний при наличии демпфирования.
Поскольку явление резонанса наиболее сильно проявляется при малых значениях, обычно за резонансную частоту прини мают собственную частоту сос:
|
шс = ѴЧ2 + Яца42- |
(12.169) |
Собственная |
частота <ас (или постоянная времени |
7=1/сос) |
является вторым |
по значению динамическим параметром пос |
ле передаточного коэффициента К- Если отклонять рули с частотой <вс или частотой, близкой к
ней, то при слабом демпфировании можно раскачать летатель ный аппарат до весьма больших перегрузок и углов атаки. Во избежание резонанса система управления должна работать так, чтобы органы управления никогда не отклонялись с частотой, близкой к собственной частоте летательного аппарата.
Рассмотрим фазовук) частотную характеристику летательного
аппарата. (Очевидно, что колебания Ѳ, а и пу находятся в одной фазе).
При К > 0 фаза вынужденных колебаний Ѳ, пу и а отстает от фазы гармонических колебаний органов управления на угол
?= - arctgrSbr- |
|
(12Л7°) |
Графики, соответствующие этой формуле, |
приведены на |
рис. 12.16. Знак «минус» в формуле означает, |
что |
имеет место |
отставание по фазе. |
|
При ю/(ос = 0 |
С увеличением со/со0 = ІГсо сдвиг фаз возрастает. |
имеем <р = 0; при (о = а)с, т. е. при резонансе, сдзиг фаз ф= —90°; при со/сос = °° ф= —180°.
Как видно из рис. 12.16, колебания Ѳ, пу и а всегда, отстают по фазе от колебаний органов управления, за исключением слу чая, когда £= 0. При отсутствии демпфирования (| = 0) в диапа зоне частот 05 от нулевой до собственной со0 сдвиг фаз отсутству ет, а при частотах, превышающих собственную (CÖ> O)c), равен
-180°.
Вобоих случаях (как при ф= 0, так и при ф= —180°) абсолют
ные величины параметров Ѳ, пу и а пропорциональны углу откло нения органов управления, т. е. летательный аппарат без всякого запаздывания следует за отклонением органов управления. Та ким образом, идеальное слежение летательного аппарата за ор-