Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2. ПРИБЛИЖЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ И ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ФУНКЦИИ ДЛЯ БОКОВОГО ВОЗМУЩЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИ ОСЕСИММЕТРИЧНОГО

ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Система уравнений бокового возмущенного движения лета­ тельного аппарата может быть записана в более или менее слож­ ной форме в зависимости от характера конкретной рассматрива­ емой задачи.

Для упрощения кинематических и геометрических соотноше­ ний в уравнениях возмущенного движения летательного аппара­ та удобно использовать наклонную земную систему осей коорди­ нат OxByaza, которая получается из обычной земной системы по­ воротом последней относительно оси Oz3 на некоторый угол Ѳн. Если при этом направление земной оси Охн будет близко к на­ правлению полета, то можно считать малыми не только углы Ч'1 и ф,но и углы Ѳ и -O'*.

Введение наклонной системы координат возможно потому, что движение ряда летательных аппаратов, например, движение ра­ кет классов «воздух — воздух» и «земля — воздух» на участке сближения, часто происходит с мало изменяющимся углом на­ клона траектории Ѳ.

Если измерять углы ф, #, у, Ч*, Ѳ, ус в наклонной системе ко­ ординат, когда траектория полета близка к оси Охп этой систе­ мы, то существенно упрощаются кинематические и геометриче­ ские соотношения в системе уравнений бокового движения за счет замены косинусов углов § и Ѳ единицами, синусов этих же углов — самими углами и отбрасывания членов с произведения­ ми малых величин, например ау и tg^-coy.

Тогда последние три уравнения системы (11.48) примут прос­ той вид:

dfy

 

dt

 

dl

(13.8)

dt

 

W = ф — ß.

 

Заменив в первых двух уравнениях системы (11.48)

и щ

на у и ф и отбросив в третьем уравнении произведение sin 0 -ß, получим

* Для наклонных земных осей мы сохраняем те же обозначения углов, что и для обычных земных осей.

589


J * L . , . ' u J S L + &

“*

■f" c\$ —

^із^э Сіз8н-}- с15М Хьф,

dt2

dt

 

dt

 

 

+ »I. —

+ «И - ^

+ M* + »Й —

dt*

1 11 dt

1 10

dt

1 12 1

dt

 

=

— ^13&H— ^13 [dt

(13.9)

 

 

c№

dt

* 4 2 P -M = M H+ *45^b;

 

ф — ЦГ — ß = 0 .

Дальнейшие упрощения обусловливаются конкретными усло­ виями рассматриваемой задачи — аэродинамической компонов­ кой аппарата и типом системы управления. Уравнения (13.9) ис­ пользуются обычно при исследовании стабилизации летательных аппаратов самолетной схемы. У таких аппаратов наблюдается сильное взаимное влияние движений рыскания (вращения отно­ сительно оси Оу\) и крена (вращения относительно Охі). Эти

движения взаимно связаны благодаря влиянию членов Сц'ір,

Ci2ß, сіз'бв, öioY, ^4бУ и, строго говоря, одно движение нельзя от­ делить от другого.

2.1. ДВИЖЕНИЕ РЫСКАНИЯ

Для аэродинамически осесимметричных летательных аппара­ тов эти уравнения можно записать более просто, чем для аппа­ ратов обычной самолетной схемы, имеющих только одну плос­ кость симметрии. У аппаратов самолетной схемы наблюдается сильное взаимодействие движений рыскания и крена, в то время как у осесимметричных аппаратов влияние движения крена на движение рыскания невелико и его часто можно не учитывать.

Угловая скорость крена приводит к появлению момента рыс­ кания М “*(ох, которым в уравнениях бокового возмущенного

движения осесимметричных аппаратов можно пренебречь *. Кро­ ме того, влияние крена на рыскание проявляется в том, что при накренении летательного аппарата возникает боковая сила, вы­ зывающая скольжение (рис. 13.2). Если система стабилизации достаточно быстро ликвидирует крен, то влияние указанной бо­

ковой силы на движение рыскания мало и в первом из уравнений р а |_ у

(11.33) можно опустить член -— усЕсли принять указанные

допущения, то из системы уравнений бокового движения можно

* Влияние отклонения элеронов на момент рыскания в большинстве слу­

чаев мало даже для аппаратов самолетной схемы, т. е. Л1^Э8Э« 0 .

590


выделить независимую группу уравнений, описывающую движе­ ние рыскания,

аГ/2 dt dt dt

+ bi s ^ . ;

(13.10)

dl”

b4$ b43^H4bv/-v'

d t

ф „ 1 г _ р = о

Часто опускают члены b[$ и бі38н, учитывающие запаздыва­ ние скоса потока (см. разд. 3.2 гл. XII). В результате получают более простую систему уравнений:

і - ьп ~ ~ -\-ьі $ ~ ~ ьпК-\-ьхъМув',

 

 

 

 

~~Т,-----Ь4$ = 6438н “Ь Ь45^в\

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф —

 

— р= 0.

 

 

 

 

Легко

проверить, что

уравнения

(13.10), характеризующие

движение рыскания, ничем не

 

 

отличаются по форме от урав­

 

 

нений

 

продольного

движения

 

 

(12.50).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Углу

■тангажа

O'

соответ­

 

 

ствует угол

рыскания

ф,

углу

 

 

наклона

траектории

Ѳ — угол

 

 

поворота

траектории

'Ф’,

углу

 

 

атаки

 

а — угол

 

скольжения ß,

 

 

углу

отклонения

органов уп­

 

 

равления

 

тангажом

б — угол

 

 

отклонения

 

органов

управле­

 

 

ния

рысканием

бн,

динамиче­

 

 

ским

 

коэффициентам

ощ, aJ2,

 

 

öi3, о42, CLkz— коэффициенты bn,

 

 

b b13,

 

 

6 4 3

 

 

 

 

можно

 

G

12,

Первые

 

уравнения

 

 

 

642,

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

получить

из

последних,

заме-

Рис.

13.2. Образование скольже-

нив коэффициенты йш коэффи-

ния

при крене летательного аппа-

циентами Ьш. При этом совпа-

 

рата

дает не только

форма

уравне­

 

 

ний, но и числовые значения коэффициентов, так как для дина­ мически осесимметричных летательных аппаратов оц = 6ц; аі2=

— Ь і 2', ci\2 — b i 2 \ йіз = ^із; a l 3' = b i 3' ; 015 = 615; 042= 642; 043= 643;

0 4 5 = 6 4 5 .

591



Используя уравнения (13.10), можно найти выражения для передаточных функций динамически осесимметричных летатель­ ных аппаратов. В силу совпадения уравнений (12.50) и (13.10) передаточные функции, характеризующие движение рыскания, ничем не будут отличаться от упрощенных передаточных функ­ ций (12.80), (12.81) и (12.82), описывающих первый этап про­ дольного возмущенного движения.

Некоторым исключением являются передаточные функции пу{р)/6в(р) и nz(p)/èH(p), отличающиеся знаком. Так, например,.

nz (P) _

У

 

Ч(Р)

 

ь„(р )

g

Р

ья {р)

 

Передаточные коэффициенты

по

перегрузке К

и ЛГН—

 

 

 

ё

ё

различаются знаками

= - ^ н — •

\ 5н /уст

g

что обусловлено принятыми правилами знаков (при Чг> 0 пг< 0, тогда как при Ѳ > 0п у> 0).

2.2.ДВИЖЕНИЕ КРЕНА

Уравнение движения и передаточная функция

Если использовать наклонную систему земных осей коорди­ нат, то уравнение, описывающее движение крена, можно пред­ ставить в виде

dt* + ^11 at — С13^э “Ьс15^л

где Мявозм^—-возмущающий момент крена, учитывающий, в част­ ности, влияние движения рыскания на движение крена:

М ,возн= МЖв + М ІР+М >8н + М > у.

Составляющие возмущающего момента крена рассмотрены в гл. VII.

При исследовании процессов стабилизации крена удобно возмущающий момент выразить через эквивалентное отклонение

органов управления

6ЭВозм:

 

 

 

 

М.

-М э8

в о з м -

 

 

 

1 Іх

 

Тогда уравнение движения крена можно записать в виде

_d*j_

dl

• с із ( ^ э + ^э

( 13. 11)

dt2

'П ' dt

 

592