Учитывая влияние силы тяжести на возмущенное движение, как это делается в § 5 гл. XII, можно несколько расширить диа пазон применения передаточных функций летательного аппарата в сторону меньших частот. Полные передаточные функции лета тельного аппарата, учитывающие влияние силы тяжести и вариа ции скорости, имеют диапазон применения, начинающийся с ну левой частоты, если коэффициенты исходных уравнений движе ния (11.35) постоянные.
Однако при переменных коэффициентах этих уравнений вслед ствие использования приема замораживания появляются ошибки в области низких частот и полные передаточные функции доста точно точно описывают динамические свойства аппарата лишь в некоторой области частот (П2, П).
Таким образом, любая передаточная функция летательного аппарата правильно описывает его динамические свойства толь ко в некоторой ограниченной полосе частот. В этой полосе мо дуль передаточной функции равен экспериментальному отноше нию амплитуд, а аргумент передаточной функции равен экспери ментальному фазовому сдвигу (с интересующей нас точностью, например, до 5%).
§2. ПЕРЕДАТОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СУЧЕТОМ ЕГО УПРУГОСТИ
Внекоторых случаях предположение о том, что летательный аппарат является абсолютно жестким телом, приводит к замет ным погрешностям и тогда при исследовании системы стабили зации приходится учитывать упругие свойства летательного аппарата. Такие случаи чаще всего имеют место при изучении по лета баллистических ракет [10 и др.] При конструировании бал листических ракет всегда стремятся уменьшить отношение веса конструкции к весу топлива. Это приводит к уменьшению жест кости конструкции ракеты и, как следствие, к заметным упру гим изгибам корпуса ракеты при ее полете. Упругие деформации корпуса влияют на аэродинамические силы и моменты, что вы зывается изменением местных углов атаки. Кроме того, они влия ют на работу системы стабилизации, так как гироскопические измерительные приборы и датчики ускорений реагируют на изгибные деформации. В тех случаях, когда корпус летательного
аппарата имеет большое удлинение, а частота свободных изгибных колебаний корпуса низка и соизмерима с резонансной час тотой системы стабилизации, можно ожидать, что влияние упру гих колебаний на процессы стабилизации будет значительным.
В этом параграфе рассмотрим вывод передаточной функции летательного аппарата с учетом его упругих свойств.