Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 238

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лочки системы переменного состава при заданных внешних, ре­ активных и других силах. Однако теперь будем решать другую задачу: предполагая известными движение твердой оболочки и внешние силы, определим реактивные силы.

Для упрощения задачи рассмотрим поступательное равномер­ ное движение летательного аппарата по горизонтальной прямой. Пусть летательный аппарат симметричен относительно своей продольной оси Ох1 и направление скорости полета V совпадает с этой осью. Решение задачи существенно облегчится, если вос­ пользоваться принципом обращения движения.

Рис. 2.2. Схема определения силы тяги реактивного двигателя

Пусть на неподвижный летательный аппарат набегает воз­ душный поток со скоростью, равной скорости полета, но проти­ воположно направленной. Силы взаимодействия летательного аппарата с воздушной средой (в частности, реактивные силы, возникающие за счет отбрасывания назад струи газов) при та­ ком обращении движения не изменятся, так как они зависят только от относительного движения аппарата и воздуха.

Казалось бы, что твердую оболочку, ограничивающую систе­ му переменного состава, можно выбрать так, чтобы она проходи­ ла через поверхность летательного аппарата, входное сечение диффузора и выходное сечение сопла. Однако в таком случае будут неизвестными скорости частиц и состояние (давление и плотность) воздушной среды во входном сечении диффузора.

Из этого затруднительного положения можно выйти, если в рассматриваемую систему переменного состава включить струю воздуха, втекающую в диффузор. Тогда за твердую оболочку следует принять поверхность указанной струи воздуха, поверх­ ность реактивного аппарата, плоскость выходного сечения сопла аа! и плоскость сечения 00' воздушной струи (рис. 2.2). Сече­ ние 00' проведем вдали от аппарата, где местные скорости час­ тиц, давления и плотности воздушной среды равны их значениям в невозмущенном потоке (К, роо, р,»).

Применим теперь уравнение (2.13) к системе переменного состава, ограниченной данной твердой оболочкой. Так как обо-

79

лоч ка н еп од ви ж н а, то Q s='0 и -FK = 0. Т о гд а

 

Fs =* ' + dt* '

(2А5)

Составим развернутое выражение равнодействующей F всех внешних сил, приложенных к системе переменного состава, вклю­ чающей в себя реактивный аппарат и струю воздуха, поступаю­ щую в диффузор.

Внешними силами являются:

1)сила тяжести (вес);

2)реакции опор, на которых закреплен аппарат;

3)силы давления и трения, приложенные ко всей внешней поверхности твердой оболочки.

Силу тяжести можно исключить из рассмотрения, так как в дальнейшем равенство (2.15) будет спроектировано на горизон­ тальную ось координат Ох\.

Поскольку мы рассматриваем неподвижный реактивный аппа­ рат, нельзя забывать об опорах, на которых аппарат закреплен. Пусть, летательный аппарат действует на опоры с силой Л Эфф. Тогда реакция опор, приложенная к аппарату, будет равна

---йэфф.

Пусть р — давление на внешнюю поверхность оболочки. Пред­ ставим это давление в виде суммы атмосферного давления р«,. т. е. давления в невозмущенном потоке, и избыточного давления Ар, возникающего при относительном движении аппарата и воз­ духа:

p=F/>oo 4-Др.

Равнодействующая сил атмосферного давления, приложен­ ных к поверхности atOO'l'a', имеющей «отверстие» в сечении аа', равна по величине px S a, где S a— площадь выходного сечения сопла. Эта сила направлена в сторону «отверстия».

В выходном сечении сопла на внешнюю поверхность твердой оболочки действует сила paS a, где ра — среднее давление газов в этом сечении.

Следовательно, равнодействующая сил атмосферного давле­ ния и давления газа в выходном сечении сопла равна по вели­ чине

F*= {P a-P °°)Sa

инаправлена по оси Ох\.

Равнодействующая сил трения и избыточного давления, при­ ложенных к внешней поверхности летательного аппарата, пред­ ставляет собой аэродинамическую силу, называемую лобовым сопротивлением X.

Равнодействующую сил избыточного давления, приложенных к поверхности воздушной струи 100'Г, обозначим через ДХВ3.

80



Эту силу называют^ добавочным сопротивлением воздухозабор­ ника. Силы X и А Х вз действуют вдоль оси Охі. Они считаются положительными, если направлены в отрицательную сторону оси

Ох I.

Таким образом, равнодействующая внешних сил

Р — ~ ^ >эфф + ^’'*~І~2С “ЬД^вз-

Подставляя это равенство в выражение (2.15), получим следую­ щее уравнение равновесия реактивного аппарата, неподвижно закрепленного на опорах:

- А>эфф+ ^ ’* + ^ + A*^B3 + ( — <7г) + ^

Рассмотрим испытание двигателя в аэродинамической трубе. Из перечисленных выше сил, действующих на аппарат, прибо­ рами можно измерить только силу давления реактивного ап­ парата на опоры

^эфф= (— <?>)+ ^ ----- ^

Д ^

вз'

(2.16)

Силу Лэфф будем называть эффективной тягой двигателя.

Пусть двигатель испытывается

без

потока

(Р = 0 ). В этом

случае лобовое сопротивление отсутствует; добавочное сопротив­ ление воздухозаборника также равно нулю, так как на границе

струи 100'Г всюду р=р°о и Ар = 0.

Сила давления

реактивного

аппарата на опоры, измеряемая приборами, будет

 

(£эффѴ=о= ( - ? , ) + ( -

+ F . .

(2.1 ба)

Поскольку реактивную силу (—qT) непосредственно измерить не удается, принято объединять вместе собственно реактивную силу (—qr), внешние силы, вызванные атмосферным давлением

идавлением газа в выходном сечении сопла, и вариационные силы, возникающие вследствие нестационарности движения газа

ижидкого топлива внутри реактивного аппарата. Полученную таким образом силу будем называть силой тяги двигателя или просто тягой и обозначать через Р.

Всоответствии с изложенным выше условились силу тяги реактивного двигателя в любых условиях полета определять выражением

* = ( - ? , Н - ' ѵ Ц —

( а д

При этом эффективная тяга [см. уравнение (2.16)] будет

а д

( а д

81


Вычислим величину силы тяги Р. Спроектируем (2.17) на ось Ох1 (все векторы в правой части направлены вдоль Охі) :

P = - < l r + { P a - P - ) S a— ! % - .

(2.19)

dt

 

Найдем qr — расход количества движения среды через твер­ дую оболочку. Проектируя (2.5) на Охь получим

<7r= j j Pt yvxdS.

Пусть Soo — площадь сечения 00'. В этом сечении ѵп= ѵх— ——V , р = ре» и расход количества движения составляет p<x>E2Soo. В выходном сечении сопла аа' возьмем средние по сечению зна­ чения скорости истечения газов wa и плотности газа ра- В ре­ зультате получим

' qr^ 9 ^ V 2S^ — ?aw lS a.

Обозначим через тв.сек секундный расход воздуха, входяще­ го в двигатель ( m B.ceK = p<x>VS<x, ) , а через т т .сек — секундный рас­

ход топлива. Тогда секундный расход газов через сопло

двига­

теля будет равен тв.сек+ tnrxeK= pawaSa и для расхода

количе­

ства движения получим выражение

 

Ог=тв с*У — (т в.сек+ ^т.сек) ®в-

(2-20)

Учитывая (2.20), выражение (2.19) для силы тяги двигателя

можно записать в виде

 

Р = {тв.сек + mr_ceK)w a- тв секѴ + (ра- р ~ ) Sa—

. (2.21)

dt

 

Эта формула получена для случая полета с постоянной ско­ ростью V . Если предположить, что ускорение летательного ап­ парата, т. е. переносное ускорение, не влияет на относительное движение газа, то формула (2.21) будет определять силу тяги, развиваемую реактивным двигателем любого типа в различных условиях полета.

Обычно при расчете силы тяги Р вариационными силами пренебрегают и вместо формулы (2.21) пишут

Я =

сек + ^т.сек) Wa— ГПв.секѴ -f- (pa—/>„) Sa.

(2.22)

В ракетном двигателе воздух из атмосферы не используется, •поэтому тв,Сек = 0. Секундный расход газов через сопло двига­ теля равен т т.оек, где т т.сек — сумма расходов окислителя и горючего. Следовательно, тяга ракетного двигателя

P = ^ №Kwa-\-{pa~ p m)S tt.

(2.23)

82


§ 3. ПРИНЦИП СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИИ ДВИЖЕНИЯ

Свяжем результаты § 1 и 2. Выделим из числа внешних сил силы, вызванные атмосферным давлением и давлением _газа на срезе сопла. Пусть эти силы имеют главный вектор F *. Для главного вектора остальных внешних сил оставим обозначе­ ние F. Тогда уравнение (2.13) примет вид

Если в это уравнение ввести согласно формуле (2.17) силу тяги двигателя F, то получим окончательную запись теоремы о количестве движения реактивного летательного аппарата:

dt = P + Fk. (2.24)

Аналогичным образом вместо уравнения (2.14) можно полу­ чить следующую запись теоремы о главном моменте количеств

движения

реактивного

аппарата относительно

центра

масс

О:

 

 

 

= Ж -{- М в-(- Л4К,

 

 

 

(2.25)

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

где М — главный момент всех внешних сил,

за

исключением

_

сил

атмосферного давления и давления

газов

в вы-

ходном сечении

сопла, относительно

центра

масс

О;

Жди — главный момент

(относительно О) сил тяги двигате­

 

лей, включающий, помимо моментов чисто

реактив­

 

ных

сил, дополнительные моменты,

вызванные

ат­

 

мосферным

давлением, давлением газа

в выходном

 

сечении сопла и нестационарностью

движения

газа

 

и жидкого топлива внутри аппарата.

 

 

 

 

 

Из уравнений (2.24) и (2.25) вытекает следующий принцип составления уравнений движения реактивного летательного ап­ парата. Уравнения движения реактивного летательного аппара­ та в произвольный момент t можно записать в виде уравнений движения твердого тела, получающегося в результате затверде­ вания реактивного аппарата в этот момент времени, если в число внешних сил, приложенных к такому фиктивному твердому те­ лу, включить силы тяги реактивных двигателей и кориолисовы вилы.

3.1. УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ЦЕНТРА МАСС

Воспользовавшись понятием о центре масс и учитывая (2.12), в уравнении (2.24) можно положить

83