Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 241
Скачиваний: 16
где m = m (t) ■— масса |
летательного аппарата в |
момент |
време |
|
ни |
t; |
|
|
|
äe — переносное ускорение его центра |
масс*. |
|
||
В результате получим |
|
|
||
|
|
n ä e = F + P + F K. |
|
(2.26) |
Однако в общем случае нельзя записать левую часть |
(2.26) |
|||
в обычном виде |
т |
dVe . Действительно, когда |
центр масс пе- |
|
|
|
dt |
|
_ |
ремещается относительно корпуса аппарата со скоростью Ѵ г и ускорением йг, а корпус вращается относительно инерциальной
системы координат с угловой скоростью ш, между переносными скоростью Ѵе и ускорением ае имеется следующее соотношение:
|
dVe |
— а е~\~ ш X П г. |
|
dt |
|
Поэтому перейдем |
к абсолютному ускорению центра |
|
dVa |
|
» |
а — — — с помощью известной формулы: dt
(2.27)
масс
|
а = а е-\-аг-\-2ш X V г. |
(2.28) |
||
Отсюда, учитывая (2.26), получим |
|
|
||
'/n - ^ 2 - = = F + P + 7 K+ m ä',-f2m w X ^r. |
(2.29) |
|||
|
dt |
|
|
|
Последние два члена в правой части этого уравнения можно |
||||
рассматривать |
как силы, |
обусловленные |
перемещением центра |
|
масс летательного аппарата относительно корпуса. |
перемен |
|||
Как видно, составление уравнений движения тела |
||||
ного состава |
сводится |
к определению |
реактивных |
сил, что |
является достаточно сложной задачей. Основной из этих сил яв ляется реактивная сила —qr, которую не удается непосредст венно измерить. Поэтому принято определять силу тяги реактив ного двигателя по формуле (2.22), в которую входит сила, вызванная атмосферным давлением и давлением газа на срезе
сопла (pa — poo)Sa- Хотя эта сила является |
внешней, ее объеди |
няют с собственно реактивной силой — qr, |
поскольку при испы |
тании двигателя на стенде измеряется сила, действующая на опоры стенда, определяемая зависимостью (2.22). Соответствен но сила {ра—Рос) Sa исключается из числа внешних сил.
Кроме силы тяги Р, определяемой формулой (2.22), в состав сил, обусловленных переменным составом летательного аппара та входят:
* Переносным движением центра масс является движение связанной с корпусом точки, с которой совпадает центр масс в рассматриваемый момент времени t.
84
1)силы, вызванные нестационарностью движения топлива и продуктов горения относительно корпуса летательного аппа рата;
2)кориолисовы силы, обусловленные движением топлива и продуктов горения в летательном аппарате, вращающемся от носительно инерциальной системы координат;
3)силы, обусловленные перемещением центра масс лета тельного аппарата относительно корпуса.
Перечисленные силы очень малы по сравнению с тягой, опре деляемой формулой (2.22), причем непосредственное измерение их невозможно. В зависимости от принятых допущений разные авторы получают для них различные теоретические выражения.
Вдинамике обычно пренебрегают указанными малыми реактив ными силами и определяют силы тяги реактивных двигателей согласно выражению (2.22).
Следовательно, с достаточной для практики точностью век
торное уравнение движения центра масс летательного аппарата (2.29) можно записать в виде
гт - ^ - = ? + Р . |
(2.30) |
dt |
|
Здесь m = m (t) — масса летательного аппарата в |
момент вре |
мени t; |
|
dVa |
|
— ----- ускорение центра масс в инерциальнои систе- |
|
dt |
ме координат; |
_ |
|
F — главный вектор внешних сил, приложенных к |
|
_ |
летательному аппарату; |
Р— главный вектор сил тяги реактивных двига телей.
Под внешними силами, действующими на летательный аппа рат, подразумевают такие силы, как сила притяжения GT, пол ная аэродинамическая сила Л, сила взаимодействия аппарата с пусковой установкой или отбрасываемой ступенью.
3.2. УРАВНЕНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕНТРА МАСС
Аналогичным образом составляется приближенное вектор ное уравнение вращательного движения летательного аппарата относительно центра масс:
|
J £ - = M P + M pl |
(2.31) |
|
dt |
|
Здесь К — главный |
момент (относительно центра |
масс) ко |
личеств движения частиц «затвердевшего» лета |
||
тельного |
аппарата относительно осей, |
проходящих |
85
_ |
через центр масс и движущихся |
поступательно со |
|||
скоростью Ѵа относительно инерциальной системы; |
|||||
M F — главный момент |
(относительно центра масс) |
всех |
|||
|
внешних сил, действующих на летательный |
аппа |
|||
_ |
рат, за исключением сил атмосферного давления |
||||
и давления газов |
в выходном сечении сопла; |
сил |
|||
Мр — главный момент |
(относительно |
центра масс) |
|||
|
тяги реактивных двигателей, а также сил, |
вызван |
|||
|
ных движением топлива и газов |
внутри |
вращаю |
||
|
щегося летательного аппарата. |
|
|
|
Для упрощения уравнений вращательного движения лета тельного аппарата относительно его центра масс будем прене брегать моментами сил, обусловленными нестационарностью движения топлива и газов внутри корпуса и перемещением центра масс аппарата относительно корпуса, поскольку эти мо менты достаточно малы.
Следует заметить, что обычно имеют место значительные по величине моменты, обусловленные колебаниями жидкости в топ ливных баках при наличии свободной поверхности. Однако при соответствующем выборе параметров системы стабилизации колебания летательного аппарата вследствие подвижности жидкости в баках оказываются малыми и их влияние на траек торию полета несущественно. В этой связи изучение моментов, обусловленных взаимодействием жидкости с корпусом аппара та, опускаем, тем более, что эти вопросы представляют собой предмет исследования специальных разделов динамики ра кет [1, 10].
В дальнейшем при выводе уравнений движения летательно го аппарата предполагается, что аппарат является абсолютно жестким телом, т. е. не учитываются упругость аппарата и на личие жидкого топлива в баках.
3.3. ВЕКТОРНЫЕ УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТНОСИТЕЛЬНО ЗЕМЛИ
Движение летательного аппарата можно рассматривать как сумму поступательного движения, определяемого движением центра масс аппарата, и вращения аппарата около этой точки как неподвижной.
Движение центра масс летательного аппарата определяется уравнением (2.30).
т dVg |
Д + Р. |
|
|
dt |
|
|
|
Абсолютное ускорение a = d V jd t |
можно представить |
в виде |
|
а — У + |
Уе + |
Л» |
(2.32) |
86
где / — относительное ускорение; Je — переносное ускорение;
/к — кориолисово ускорение.
Следовательно, уравнение движения центра масс летатель ного аппарата относительно некоторой подвижной системы ко ординат будет иметь вид
m j— F Р — tnJe)-{-{ —ni]K), |
(2.33) |
где (—mje) и (—т/к) — соответственно переносная и кориоли сова силы инерции.
Пусть, например, рассматривается движение летательного аппарата в системе координат, вращающейся вместе с Землей
с угловой скоростью юз. Начало О этой системы координат расположено в центре Земли; оси Ох и Оу лежат в плоскости экватора; ось Oz совпадает с осью вращения Земли. Относи тельным ускорением / будет тогда ускорение центра масс лета тельного аппарата относительно Земли. Так как
— — СІЫгз |
— |
— — |
|
h = /о -1— dt |
X Г+ со3 X (<*>3 X г) , |
(2.34) |
причем /о = 0 и d(D3 /dt = 0, то переносное ускорение
/ , = “>зХ(“ з Хг ) . |
(2.35) |
Кориолисово ускорение, возникающее за счет вращения Зем ли при наличии относительной скорости V, определяется зави симостью
7к= 2& з Х Ѵ ). |
(2.36) |
Формулы (2.35) и (2.36) сохраняют свойвид для любой си стемы координат, связанной с Землей.
Уравнение движения центра масс летательного аппарата в системе координат, вращающейся вместе с Землей, если учесть, что / = dvldt, можно переписать в следующем виде:
т - ^ - — F -\-P — m je — m jK. |
(2.37) |
|||
dt |
|
|
|
|
Рассмотрим теперь произвольную подвижную систему коор |
||||
динат с началом в центре масс |
летательного аппарата. |
Пусть |
||
Q — угловая скорость вращения |
осей этой системы относитель |
|||
но осей, связанных с Землей. |
|
|
|
|
Тогда ' |
|
|
|
|
dV |
d'V |
+ 2 X K |
(2.38) |
|
dt |
dt |
|||
|
87
d 'V |
Гг |
|
где ------- — локальная |
производная вектора V |
по времени, |
dt |
|
|
характеризующая скорость изменения вектора в рассматриваемой подвижной системе координат.
Таким образом, векторное уравнение движения центра масс летательного аппарата может быть записано в виде
т |
+ STX V j = F + Р — m je — пі]к. |
(2.39) |
Вращение летательного аппарата относительно его центра масс определяется уравнением (2.31), записываемым теперь в виде
dK |
М, |
(2.40) |
|
dt |
|||
|
|
где К — главный момент количества движения летательного ап-
_ |
парата, или кинетический момент; |
|
М — главный |
момент всех внешних сил относительно цент |
|
При |
ра масс |
аппарата (в том числе и реактивных). |
определении главного момента количества движения |
обычно вращением Земли пренебрегают, рассматривая земные оси как инерциальные.
Согласно теореме о локальной производной
dK |
d'K |
' х к , |
|
dt |
dt |
||
|
|||
d'K |
|
г7 |
|
г д е -----------локальная производная вектора К. |
|||
dt |
|
|
|
Тогда |
|
|
|
d'K |
4- Q X K = M. |
||
dt |
|
|
(2.41)
(2.42)
Положение центра масс летательного аппарата в векторной форме определяется радиусом-вектором г, проведенным из на чала рассматриваемой системы координат в центр масс аппа рата.
Кинематическое уравнение движения центра масс аппарата в векторной форме имеет вид
|
|
— = Ѵ, |
(2.43) |
|
|
|
dt |
v |
’ |
где |
V — вектор скорости |
аппарата относительно |
рассматривае |
|
|
мой системы координат. |
|
|
|
Ориентация аппарата в пространстве относительно выбран |
||||
ной |
системы координат |
определяется тремя эйлеровыми |
угла |
88