Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где m = m (t) ■— масса

летательного аппарата в

момент

време­

ни

t;

 

 

 

äe — переносное ускорение его центра

масс*.

 

В результате получим

 

 

 

 

n ä e = F + P + F K.

 

(2.26)

Однако в общем случае нельзя записать левую часть

(2.26)

в обычном виде

т

dVe . Действительно, когда

центр масс пе-

 

 

dt

 

_

ремещается относительно корпуса аппарата со скоростью Ѵ г и ускорением йг, а корпус вращается относительно инерциальной

системы координат с угловой скоростью ш, между переносными скоростью Ѵе и ускорением ае имеется следующее соотношение:

 

dVe

а е~\~ ш X П г.

 

dt

 

Поэтому перейдем

к абсолютному ускорению центра

dVa

 

»

а — — — с помощью известной формулы: dt

(2.27)

масс

 

а = а е-\-аг-\-2ш X V г.

(2.28)

Отсюда, учитывая (2.26), получим

 

 

'/n - ^ 2 - = = F + P + 7 K+ m ä',-f2m w X ^r.

(2.29)

 

dt

 

 

 

Последние два члена в правой части этого уравнения можно

рассматривать

как силы,

обусловленные

перемещением центра

масс летательного аппарата относительно корпуса.

перемен­

Как видно, составление уравнений движения тела

ного состава

сводится

к определению

реактивных

сил, что

является достаточно сложной задачей. Основной из этих сил яв­ ляется реактивная сила —qr, которую не удается непосредст­ венно измерить. Поэтому принято определять силу тяги реактив­ ного двигателя по формуле (2.22), в которую входит сила, вызванная атмосферным давлением и давлением газа на срезе

сопла (pa — poo)Sa- Хотя эта сила является

внешней, ее объеди­

няют с собственно реактивной силой — qr,

поскольку при испы­

тании двигателя на стенде измеряется сила, действующая на опоры стенда, определяемая зависимостью (2.22). Соответствен­ но сила {раРос) Sa исключается из числа внешних сил.

Кроме силы тяги Р, определяемой формулой (2.22), в состав сил, обусловленных переменным составом летательного аппара­ та входят:

* Переносным движением центра масс является движение связанной с корпусом точки, с которой совпадает центр масс в рассматриваемый момент времени t.

84


1)силы, вызванные нестационарностью движения топлива и продуктов горения относительно корпуса летательного аппа­ рата;

2)кориолисовы силы, обусловленные движением топлива и продуктов горения в летательном аппарате, вращающемся от­ носительно инерциальной системы координат;

3)силы, обусловленные перемещением центра масс лета­ тельного аппарата относительно корпуса.

Перечисленные силы очень малы по сравнению с тягой, опре­ деляемой формулой (2.22), причем непосредственное измерение их невозможно. В зависимости от принятых допущений разные авторы получают для них различные теоретические выражения.

Вдинамике обычно пренебрегают указанными малыми реактив­ ными силами и определяют силы тяги реактивных двигателей согласно выражению (2.22).

Следовательно, с достаточной для практики точностью век­

торное уравнение движения центра масс летательного аппарата (2.29) можно записать в виде

гт - ^ - = ? + Р .

(2.30)

dt

 

Здесь m = m (t) — масса летательного аппарата в

момент вре­

мени t;

 

dVa

 

----- ускорение центра масс в инерциальнои систе-

dt

ме координат;

_

F — главный вектор внешних сил, приложенных к

_

летательному аппарату;

Р— главный вектор сил тяги реактивных двига­ телей.

Под внешними силами, действующими на летательный аппа­ рат, подразумевают такие силы, как сила притяжения GT, пол­ ная аэродинамическая сила Л, сила взаимодействия аппарата с пусковой установкой или отбрасываемой ступенью.

3.2. УРАВНЕНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕНТРА МАСС

Аналогичным образом составляется приближенное вектор­ ное уравнение вращательного движения летательного аппарата относительно центра масс:

 

J £ - = M P + M pl

(2.31)

 

dt

 

Здесь К — главный

момент (относительно центра

масс) ко­

личеств движения частиц «затвердевшего» лета­

тельного

аппарата относительно осей,

проходящих

85


_

через центр масс и движущихся

поступательно со

скоростью Ѵа относительно инерциальной системы;

M F — главный момент

(относительно центра масс)

всех

 

внешних сил, действующих на летательный

аппа­

_

рат, за исключением сил атмосферного давления

и давления газов

в выходном сечении сопла;

сил

Мр — главный момент

(относительно

центра масс)

 

тяги реактивных двигателей, а также сил,

вызван­

 

ных движением топлива и газов

внутри

вращаю­

 

щегося летательного аппарата.

 

 

 

Для упрощения уравнений вращательного движения лета­ тельного аппарата относительно его центра масс будем прене­ брегать моментами сил, обусловленными нестационарностью движения топлива и газов внутри корпуса и перемещением центра масс аппарата относительно корпуса, поскольку эти мо­ менты достаточно малы.

Следует заметить, что обычно имеют место значительные по величине моменты, обусловленные колебаниями жидкости в топ­ ливных баках при наличии свободной поверхности. Однако при соответствующем выборе параметров системы стабилизации колебания летательного аппарата вследствие подвижности жидкости в баках оказываются малыми и их влияние на траек­ торию полета несущественно. В этой связи изучение моментов, обусловленных взаимодействием жидкости с корпусом аппара­ та, опускаем, тем более, что эти вопросы представляют собой предмет исследования специальных разделов динамики ра­ кет [1, 10].

В дальнейшем при выводе уравнений движения летательно­ го аппарата предполагается, что аппарат является абсолютно жестким телом, т. е. не учитываются упругость аппарата и на­ личие жидкого топлива в баках.

3.3. ВЕКТОРНЫЕ УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТНОСИТЕЛЬНО ЗЕМЛИ

Движение летательного аппарата можно рассматривать как сумму поступательного движения, определяемого движением центра масс аппарата, и вращения аппарата около этой точки как неподвижной.

Движение центра масс летательного аппарата определяется уравнением (2.30).

т dVg

Д + Р.

 

dt

 

 

 

Абсолютное ускорение a = d V jd t

можно представить

в виде

а — У +

Уе +

Л»

(2.32)

86


где / — относительное ускорение; Je — переносное ускорение;

/к — кориолисово ускорение.

Следовательно, уравнение движения центра масс летатель­ ного аппарата относительно некоторой подвижной системы ко­ ординат будет иметь вид

m j— F Р — tnJe)-{-{ —ni]K),

(2.33)

где (—mje) и (—т/к) — соответственно переносная и кориоли­ сова силы инерции.

Пусть, например, рассматривается движение летательного аппарата в системе координат, вращающейся вместе с Землей

с угловой скоростью юз. Начало О этой системы координат расположено в центре Земли; оси Ох и Оу лежат в плоскости экватора; ось Oz совпадает с осью вращения Земли. Относи­ тельным ускорением / будет тогда ускорение центра масс лета­ тельного аппарата относительно Земли. Так как

— — СІЫгз

— —

 

h = /о -1— dt

X Г+ со3 X (<*>3 X г) ,

(2.34)

причем /о = 0 и d(D3 /dt = 0, то переносное ускорение

/ , = “>зХ(“ з Хг ) .

(2.35)

Кориолисово ускорение, возникающее за счет вращения Зем­ ли при наличии относительной скорости V, определяется зави­ симостью

7к= 2& з Х Ѵ ).

(2.36)

Формулы (2.35) и (2.36) сохраняют свойвид для любой си­ стемы координат, связанной с Землей.

Уравнение движения центра масс летательного аппарата в системе координат, вращающейся вместе с Землей, если учесть, что / = dvldt, можно переписать в следующем виде:

т - ^ - — F -\-P — m je — m jK.

(2.37)

dt

 

 

 

Рассмотрим теперь произвольную подвижную систему коор­

динат с началом в центре масс

летательного аппарата.

Пусть

Q — угловая скорость вращения

осей этой системы относитель­

но осей, связанных с Землей.

 

 

 

Тогда '

 

 

 

dV

d'V

+ 2 X K

(2.38)

dt

dt

 

87


d 'V

Гг

где ------- — локальная

производная вектора V

по времени,

dt

 

 

характеризующая скорость изменения вектора в рассматриваемой подвижной системе координат.

Таким образом, векторное уравнение движения центра масс летательного аппарата может быть записано в виде

т

+ STX V j = F + Р — m je — пі]к.

(2.39)

Вращение летательного аппарата относительно его центра масс определяется уравнением (2.31), записываемым теперь в виде

dK

М,

(2.40)

dt

 

 

где К — главный момент количества движения летательного ап-

_

парата, или кинетический момент;

М — главный

момент всех внешних сил относительно цент­

При

ра масс

аппарата (в том числе и реактивных).

определении главного момента количества движения

обычно вращением Земли пренебрегают, рассматривая земные оси как инерциальные.

Согласно теореме о локальной производной

dK

d'K

' х к ,

dt

dt

 

d'K

 

г7

г д е -----------локальная производная вектора К.

dt

 

 

Тогда

 

 

d'K

4- Q X K = M.

dt

 

 

(2.41)

(2.42)

Положение центра масс летательного аппарата в векторной форме определяется радиусом-вектором г, проведенным из на­ чала рассматриваемой системы координат в центр масс аппа­ рата.

Кинематическое уравнение движения центра масс аппарата в векторной форме имеет вид

 

 

— = Ѵ,

(2.43)

 

 

dt

v

где

V — вектор скорости

аппарата относительно

рассматривае­

 

мой системы координат.

 

 

Ориентация аппарата в пространстве относительно выбран­

ной

системы координат

определяется тремя эйлеровыми

угла­

88