Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ми: к, X, |л. Кинематическое уравнение вращательного движения

аппарата связывает угловые скорости и, Я, ц с угловой ско­ ростью аппарата ю:

x+X + ji=ü).

(2.44)

При практических исследованиях векторные уравнения дви­ жения летательного аппарата заменяют скалярными, проекти­ руя каждое векторное уравнение на какие-либо три оси коор­ динат.

В задачах динамики летательного аппарата могут использо­ ваться различные системы координат. Во многих случаях удач­ ный выбор системы координат значительно упрощает исследо­ вание. Для изучения полета обычно применяются декартовы прямоугольные правые системы координат и соответствующие им сферические системы координат. *

3.4. УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЕКЦИЯХ НА ВРАЩАЮЩИЕСЯ ОСИ КООРДИНАТ

Исследование полета летательного аппарата может быть значительно упрощено за счет удачного выбора системы коор­ динат. Практически всегда оказывается наиболее целесообраз­ ным получать уравнения вращательного движения аппарата проектированием соответствующего векторного уравнения на связанные с аппаратом оси. Однако выбор системы координат для составления скалярных уравнений движения центра масс аппарата во многом зависит от рассматриваемой задачи.

Спроектируем уравнение (2.39) на произвольные прямо­ угольные оси координат, имеющие начало О в центре масс ле­

тательного аппарата. Пусть Q — угловая скорость вращения этих осей относительно неподвижных. Как известно из механики (см., например [17], § 178), проекции уравнения (2.39) на ука-" занные подвижные оси будут иметь следующий вид:

где

Vx,

Ѵу,

Vz — проекции

вектора скорости

центра

масс

 

й*,

Qy,

летательного аппарата на подвижные оси;

 

Qz — проекции угловой скорости вращения

под­

 

 

 

вижных

осей относительно

неподвижных

на подвижные оси;

89


~EFX, ~ZFy, ~ZFz — проекции всех сил, действующих на лета­ тельный аппарат, на подвижные оси.

Для составления уравнений вращения летательного аппара­ та относительно центра масс воспользуемся векторным уравне­

нием

(2.42), в котором

К

— главный момент количеств движения фиктивного твер-

_

дого тела S;

М

— главный момент всех сил, приложенных к телу S.

В момент затвердевания t твердое тело 5 и реактивный ле­ тательный аппарат имеют одинаковое распределение масс, сле­ довательно, у них совпадают центры масс, направления глав­ ных центральных осей инерции и значения h(t), h(t), h(t) мо­ ментов инерции относительно этих осей.

Поскольку движение тела 5 совпадает с движением корпуса летательного аппарата, они будут иметь одну и ту же угловую

скорость вращения со относительно инерциальной системы коор­ динат и в момент времени t равные проекции этой скорости на главные центральные оси инерции (соі, озг, шз).

_ Согласно принципу затвердевания проекции производной dK/dt в момент времени t следует вычислять по Обычным пра­ вилам механики, как для твердого тела с постоянными момен­ тами инерции. Поэтому, приняв за координатные оси главные центральные оси тела и воспользовавшись известными резуль­ татами динамики твердого тела (см., например [17], § 178), мо­ жем написать уравнения вращательного движения в форме Эйлера:

d<s>\

Лdt

diо2 h dt

doiз

dt

f ( / 3

 

/ 2) 4)2l03~ 2 ^ 1 >

 

1

CO COs

1 M s; ot

Н Л

 

s

 

 

 

 

f ( / 2

 

/j) (OjCOg --

(2.46)

где 'ZMx, EMS, 2Л43 — суммы проекций моментов сил на главные центральные оси инерции.

Уравнения (2.46) записаны для произвольного, но фиксиро­ ванного момента времени t. Меняя момент затвердевания t, бу­ дем получать твердые тела 5 с различными моментами инерции и направлениями главных центральных осей инерции. Следова­ тельно, уравнения (2.46) в различные моменты времени t пред­ ставляют собой проекции уравнения (2.42) на различные оси ко­ ординат. Чтобы уравнения вращательного движения (2.46) записать в одной системе координат, необходимо учесть враще­ ние главных центральных осей инерции относительно корпуса летательного аппарата.

В дальнейшем будем пользоваться уравнениями (2.46), пред­ полагая, что направления главных центральных осей инерции

90



остаются неизменными относительно корпуса летательного ап­ парата во все время горения топлива. Такое предположение является вполне допустимым, так как учет вращения главных

центральных осей инерции

относительно корпуса

аппарата

[6, 9] дает в уравнениях (2.46) дополнительные

члены,

которые

в большинстве практических

задач являются

пренебрежимо

малыми.

 

 

 

§4. ОСИ КООРДИНАТ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ

ИКИНЕМАТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ

4.1. ОСИ КООРДИНАТ

Для исследования движения летательного аппарата приме­ няются прямоугольные правые системы координат: земная, свя­ занная, скоростная, полусвязанная, полускоростная и др.

З е м н а я с и с т е м а о с е й к о о р д и н а т

Оси этой системы Охз уз z 3 (рис. 2.3) неподвижно связаны с Землей и участвуют в ее суточном вращении. Сокращенно их называют земными осями.

Рис. 2.3. Земная система осей координат:

М — точка

старта; NABS — начальный

(Гринвичский) меридиан; NMLS — местный

меридиан;

фц— геоцентрическая широта

точки М; к — долгота точки М ; сс — каса­

тельная к местному меридиану в точке М; ф — азимут запуска

Начало земных осей выбирается где-либо на поверхности Земли, например, в точке старта летательного аппарата. Ось Оуз направлена по радиусу-вектору, проведенному из центра общего земного эллипсоида через точку старта; ось Охз ,— го­ ризонтально в каком-либо произвольном направлении; н’апри-

91


мер, ось О хз удобно направить так, чтобы плоскость полета совпадала с плоскостью Охзуз', ось Охз образует с плоскостью местного меридиана угол г|з, называемый азимутом запуска-, ось ÖZ3 направляется так, чтобы система координат была правой.

С т а р т о в а я с и с т е м а к о о р д и н а т

Стартовая система координат Oxcyczc (рис. 2.4) также свя­ зана с Землей и вращается вместе с ней. Начало координат рас­ положено в точке старта; ось Оус направлена вверх по линии отвеса, т. е. противоположно направлению силы тяжести; ось Охс образует с плоскостью местного меридиана угол азиму­ та запуска г|г, ось Огс соответствует правой системе координат.

Рис. 2.4. Стартовая система осей координат:

М — точка

старта; NABS — начальный

(Гринвичский)

меридиан;

NMLS — мест­

ный

меридиан;

ф д — астрономическая

ши­

рота

точки

М;

X — долгота

точки М;

сс

касательная

к местному меридиану в точ­

 

ке М; ^ — азимут запуска

 

Рис. 2.5. Ориентация связанных осей на стар­ те летательного аппара­ та

На старте связанные оси баллистической ракеты ориентиру­ ются по осям стартовой системы (рис. 2.5). Продольная ось ра­ кеты Ох 1 совмещается в осью Оус\ поперечная ось Оу\ направ­ ляется в сторону, противоположную оси Охс\ ось Ozi направ­ ляется по оси Ozc.

Н а ч а л ь н а я с т а р т о в а я с и с т е м а о с е й к о о р д и н а т

Оси начальной стартовой системы координат Ox0yoZo в мо­ мент пуска совпадают с осями стартовой системы. В дальней­

92