Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аэродинамические силы, действующие на летательный аппа­ рат, обычно задают либо в скоростной, либо в полусвязанной системе координат. Будем считать, что они заданы проекциями X, У, Z на скоростные оси координат *. Чтобы найти теперь проекции аэродинамических сил на полускоростные оси, обра­ тимся к табл. 2.2. Пользуясь этой таблицей и учитывая, что ло­ бовое сопротивление X направлено противоположно скорости полета, получим

R x= - X - ,

 

 

R Vil = Y cos Yc

Z sin Y c;

(2.96)

Rzt— Y sin Yc +

-Zcos Yc.

 

Для определения проекций на полускоростные оси равнодей­ ствующей силы тяги Р и сил, создаваемых двигателями управ­ ления Т, разложим сначала эти силы по связанным осям, а за­ тем, пользуясь матрицей косинусов углов между осями связан­ ной и полускоростной систем координат, найдем искомые проек­ ции сил.

Направление силы тяги будем считать совпадающим с осью двигателя, а силу, перпендикулярную этой оси и возникающую вследствие поворота струи воздуха при входе в канал воздуш­ но-реактивного двигателя, будем относить к аэродинамическим силам У и Z.

Если ось двигателя параллельна продольной оси Охь то про­ екции силы тяги на полускоростные оси будут соответственно

Рх ~ Р cos а cos ß;

 

Pyt = P (sin а cos Yc + cos а sin ß sin Yc);

(2.97)

Pgt — P (sin а sin Yc — cos а sin ß cos Yc).

 

Если же ось двигателя составляет некоторый угол срдв с про­ дольной осью Ох1 (см. рис. 2.15), то в эти выражения следует всюду вместо а подставить а+ ф дв. _

Проекции равнодействующей N силы тяги, аэродинамиче­ ских сил и сил, создаваемых органами управления, на полуско-

* При исследованиях в аэродинамических Трубах аэродинамические силы измеряют непосредственно в полусвязанных осях. Если летательный аппарат обладает симметрией относительно своей продольной оси или относительно двухвзаимно перпендикулярных плоскостей, проходящих через эту ось, то удобнее задавать аэродинамические силы в скоростных осях.

При составлении уравнений движения самолета аэродинамические силы часто задают проекциями на полусвязанные оси [22].

ИЗ


ростны е оси им ею т вид:

N х

( ^ i +

T’.vi) Tin + Т у{гіп 4- Т 2ІгІЯІ X;

 

Ny* =

(Px i +

Tx l ) rll2 -j- Ty l r l22 4- Tг1т)32+ ^ cos Yc — Z sin Yc;

(2.98)

N z * =

(Pjci +

Т яі) -rll3 +

^ г/1Т|2з4-7"г17 ]з з 4 -К S in Y C 4 - Z C 0S Y C -

 

где r\ij — элементы

матрицы косинусов углов между связанны­

ми и полускоростными осями.

 

Рис. 2.15. Пример установки стартового двигателя под углом к оси летательного аппарата

5.3. СИСТЕМА УРАВНЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ

Спроектируем уравнение (2.39) на полускоростные оси ко­ ординат. Предварительно силы F + Pmje, действующие на ле­ тательный аппарат, представим в виде

 

 

- m j e + F-\-P = N + Q.

(2.99)

Здесь F±=R + Gr •— результирующая

полной

аэродинамической

 

_

силы и силы притяжения;

 

 

Р — результирующая сил тяги основных двигате­

 

_

лей, выхлопных

патрубков, турбонасосного

_

агрегата (ТНА)

и управляющих двигателей;

_ G — сила тяжести;

полной

аэродинамической

N = R + P — результирующая

 

 

силы и сил тяги.

 

 

Проекции всех членов векторного уравнения движения цент­

ра масс аппарата

(2.39)

на полускоростные

оси определяются

формулами

(2.87),

(2.92),

(2.95) и (2.98).

 

Динамические уравнения движения центра масс аппарата в проекциях на полускоростные оси имеют вид:

114


V

m

 

g r sin Ѳ — g u (cos % cos T' cos Ѳ -)- sin срц sin Ѳ);

 

 

 

 

 

 

- ( — COS <рц cos Ф sin Ѳ -j-

 

 

N

 

cos Ѳ —

gqy

 

è =

——----- —

 

m V

 

V

 

 

V

 

 

 

-f-sin срцСОЭ Ѳ)-|-

V

 

cos Ѳ — 2o)3 cos срц sin ЧГ;

 

»F =

 

N ,

g ,0

COS <Рц

sin ¥

V tg срц sin W

COS

Ѳ

 

 

cos Ѳ

 

m V

V

 

Ѳfc>

r

 

 

 

 

cos

 

 

 

-f-2ci)3 (cos срц cos W tg Ѳ — sin <pj.

(2. 100)

)

Эти уравнения следует дополнить кинематическими уравнени­ ями движения центра масс аппарата в геоцентрической сфери­ ческой системе координат:

 

V

 

 

1

 

срц=

— cos'}' cos Ѳ;

 

 

 

 

г

sin ¥ cos

 

_ !

(2.101)

<

_

r

Ѳ

 

V

coseРц

)

 

 

 

 

 

 

г= V sin Ѳ

иформулой для определения высоты полета Н, от которой зави­ сят аэродинамические силы:

Н = г —а

1—е2

(2.102)

1 — е2 cos <рц

 

где а и е — большая полуось и эксцентриситет земного. эллип­ соида соответственно.

Уравнения вращательного движения летательного аппарата вокруг центра масс (2.42) спроектируем на связанные-с аппара­ том оси координат, вращающиеся относительно земных осей с уг­

ловой скоростью ев. Пусть (ох, ay, ft)z — проекции угловой скоро­

сти аппарата со на связанные оси. Будем полагать, что связанные оси координат совпадают с главными центральными осями инер­ ции. Такое предположение нужно для того, чтобы проекции век­ тора кинетического момента К на эти оси были соответственно

р а В Н Ы

Іх^хі

Iz^z*

с аппара­

Тогда, проектируя выражение (2.42) на связанные

том оси, получим так называемые динамические

уравнения

Эйлера:

 

 

115


(2.103)

Моменты инерции летательного аппарата будем считать из­ вестными функциями массы: /ж(т ), I y(m), Iz(m).

Соотношения между проекциями угловой скорости летатель­

ного аппарата на связанные оси координат со*, щ , coz и углами ф, #, у, определяющими ориентацию аппарата относительно мест­ ных географических осей, определяются кинематическими урав­ нениями (2.64):

sin ft—(-у -t- Л (cos фцcos Д cos 0 -j- sin ®цsin 9)4-

J-cp.jSin 'iicos 9;

о; —фсоз 9 cos уф- 9 siny ф Л (— cos cpuCOS

sin 9 cos y-(-

-f-COS грц sin 4» sin V -f-sin <рц cos 9 cos V’)—

 

(2.104)

— Фц (cos Фsin Y -f- sin <]>sin 9 cos y);

wz = — ф cos ö sin y-(- 9cos y-f-Л (cos <pucos

sin 9 sin у -4

-{- cos Фц sin ф cos у —- sin фц cos 9 sin y) —

— уц (cos Фcos y —sin ф sin 9 sin y).

Если изменение массы летательного аппарата вследствие вы­ горания топлива неизвестно, то к записанным выше уравнениям движения необходимо добавить еще одно дифференциальное уравнение:

dm

— m,

(2.105)

dt

 

 

где игсек— секундный массовый расход

топлива, зависящий от

типа двигателя, режима его работы, скорости и вы­ соты полета.

Режим работы двигателя характеризуется обычно различны­ ми параметрами: числом оборотов в случае ТРД, соотношением расходов топлива и воздуха в случае ПВРД и секундным расхо­ дом топлива т Сек в случае ракетного двигателя. В общих рас­ суждениях режим работы двигателя будем характеризовать па­ раметром к, представляющим собой отношение тяги двигателя Р(Ѵ, Н) к тяге Рном(Е, Н), развиваемой двигателем при работе

116

с ном инальной интенсивностью :

■— Р(У, Н) ЛюмОЛЯ) ’

или углом бдр отклонения дроссельной заслонки, служащей для регулирования тяги двигателя.

В общем случае величины к, V и Я неизвестны. Поэтому мас­ са летательного аппарата может быть найдена лишь при сов­ местном интегрировании уравнений движения летательного ап­ парата и уравнения (2.105). В случае ракетных двигателей т сек обычно можно считать известной функцией времени тсек (0 - Тогда уравнение (2.105) можно решить независимо от системы дифференциальных уравнений движения:

 

t

=

^ mceK{t)dt,

 

6

где m0— начальная масса летательного аппарата.

Как было выяснено в разд. 4.2, из восьми углов ф, О, у, а, ß, Ч', Ѳ, ус пять являются независимыми, т. е. существуют три'связи между этими углами, которые необходимо добавить к написан­ ным выше уравнениям:

sin 0 = cos а cos ß sin 4 — (sin а cos ß cos y-f-

 

-f sin Psin y) cos 8 ;

 

sin ¥ cos Ѳ=

cos а cos ßsin ф cos 8 -f sin а cos 3 X

I

X (cos ф sin у sin ф sin 8 cos y) —

(2.106)

— sin ß (cos ф cos у — sin ф sin 8 sin y);

 

sin yc cos Ѳ =

cos а sin ß sin 8 — (sin а sin ß cos у —

 

 

— cos ß sin y) cos 8 .

 

Система уравнений (2.100) — (2.106), описывающая простран­ ственное движение летательного аппарата относительно Земли, должна быть дополнена уравнениями системы управления (см. ниже § 6 и 7).

§ 6. УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТНОСИТЕЛЬНО ПЛОСКОЙ ЗЕМЛИ

В дальнейшем рассматриваются только те случаи полета ле­ тательных аппаратор в атмосфере Земли, когда центробежными и кориолисовыми силами, вызванными вращением Земли, можно пренебречь по сравнению с другими силами. Будем пренебрегать также кривизнойземной поверхности и считать, что сила тяже-

^117


сти направлена вдоль земной оси Оуз, проведенной из точки пус­ ка летательного аппарата. (Отклонению вертикали на 1° от оси Оу з соответствует дальность полета вблизи поверхности Земли в 111,1 км.) Вследствие такого предположения координата у и высота Н будут тождественны (г/==Я).

Так как сила тяжести направлена в отрицательную сторону оси Оуз, то ее проекции на полускоростные оси Ох, Оу* и Ог* будут соответственно

Ох= — G sin Ѳ; Оу* — — G cos Ѳ; Oz, = 0.

(2.107)

Вычислим проекции относительного ускорения на полуско­ ростные оси.

В полускоростной системе координат

ѴХ = Ѵ; V у*= 0\

=

(2.108)

Проекции со*, <о* и* угловой скорости вращения полускорост-

иых осей на эти же оси даны равенствами (2.66а). Используя (2.45), (2.66а) и (2.108), получим ускорения центра масс лета­ тельного аппарата в проекциях на полускоростные оси:

 

dV

Jx’

\

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

V

de

JyV

 

(2.109)

 

 

dt

 

 

 

 

V cos Ѳ dW

:/z*-

 

 

 

 

dt

 

 

Запишем теперь уравнения движения центра масс летатель­

ного аппарата в развернутом виде.

Пользуясь выражениями

(2.96), (2.97), (2.107) и (2.109), получим

 

т dV = Р cos а cos 3 — X О sin Ѳ;

 

1

 

I

dt

 

 

 

 

 

m V ---- = P (sin а cos yc + cos а sin ß sin Yc) +

 

dt

 

 

 

 

 

-\-Y cos Yc —Z sin YCG cos Ѳ;

(2, 110)

 

mV cos Ѳ dW

P(sin а sin YC— cos а sin ßcos Yc) +

 

dt

 

 

 

 

 

 

-f V sin Yc +

Z cos Yc-

 

 

Левые части этих уравнений содержат проекции ускорения / центра масс летательного аппарата на полускоростные оси коор­ динат.

118