Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 255
Скачиваний: 16
При исследовании управляемого полета к уравнениям движе ния летательного аппарата (2.111) необходимо добавить уравне ния, описывающие работу системы управления. Конкретный вид этих уравнений зависит от устройства системы управления. По скольку нас интересуют только связи, накладываемые системой управления на движение летательного аппарата, запишем урав нения системы управления в самой общей форме.
Уравнения системы стабилизации
Все элементы системы стабилизации можно подразделить на объект управления (летательный аппарат), элементы, образую щие рулевые тракты, и измерительные элементы. Рулевые трак ты в соответствии с поступающими в них сигналами осуществля ют повороты органов управления.
Измерительные элементы служат для определения различных параметров движения летательного аппарата. К ним относятся, например, гироскопические датчики углов, угловых скоростей и ускорений, датчики линейных ускорений, высотомеры и т. п.
Уравнения измерительных элементов связывают выходные ве личины— электрические сигналы Si-— с входными величинами —
параметрами движения летательного аппарата (ф, 'д, у, ф, Ф, у,
У, а, ß...):
s t = S i ( V , r Q, W, . . . , Ф, &, у, ... , 8B, 8H, 8J / = 1, . .., m. (2.112)
Уравнения рулевых трактов связывают выходные величины — отклонения органов управления — с входными величинами — электрическими сигналами s,, вырабатываемыми измерительны ми элементами:
5В= 8 В( . . . , |
sh |
...); |
|
||
8Н= |
8Н( . . . , |
sh |
■); |
12.113) |
|
8э = |
8э(- • •, |
«ь |
• ); |
||
|
|||||
8лр |
8Др { • • |
• 1 $ і > |
|
Представим, что в соответствии с уравнениями (2.113) орга ны управления отклоняются только в зависимости от параметров движения летательного аппарата. Тогда добавление 4 + т урав нений (2.112 и 2.113) к уравнениям (2.111) замкнет систему урав нений движения летательного аппарата. При этом траектория будет зависеть только от начальных условий, как при полете не управляемого аппарата.
В случае управляемого полета уравнения (2.112) и (2.113) не должны замыкать систему уравнений движения летательного ап-
124
парата. Часть сигналов должна вырабатываться так, чтобы мож но было управлять летательным аппаратом в соответствии с дви жением цели или требуемой программой полета. Эти сигналы, вырабатываемые системой наведения, обозначим через «г и на зовем управляющими сигналами.
Учитывая сказанное, уравнения рулевых трактов можно за писать в таком виде:
8В= 8В(--- , |
И„ |
. . . , s h |
.. • ); ' |
8н = 8н(- • •, |
11і, |
• Si, |
. . • ); |
8э —8э ( ■• •1 |
> ■ |
• ); |
|
8др = М - |
|
..., |
. 0 -.. |
Чтобы замкнуть систему уравнений (2.111), (2.112) и (2.114), необходимо добавить уравнения, описывающие процессы в сис теме наведения, т. е. процессы формирования управляющего сигнала.
Уравнения системы наведения
Для выяснения принципа формирования управляющего сиг нала обратимся к основным положениям теории автоматическо го регулирования.
Принцип работы системы управления летательным аппара
том, как и- любой системы |
автоматического регулирования, |
за |
|
ключается в следующем. Всякая ошибка |
системы е,, т. е. |
раз |
|
ность между требуемым Х і |
и действительным значением Х і |
ре |
|
гулируемого параметра: |
|
|
|
el = x u - x h |
(2.115) |
независимо от причины ее возникновения порождает ответную реакцию системы управления, направленную на уничтожение возникающей ошибки. Следовательно, система управления рабо тает только тогда, когда имеется ошибка е. По этой причине, а также в результате воздействия возмущений в реальных услови ях ошибка е всегда отлична от нуля, хотя система управления все время стремится ее уничтожить. Чем меньше ошибки, тем точнее работает система управления. В идеальном случае в те чение всего процесса управления фактическое значение регули руемого параметра равнялось бы его требуемому значению:
£i~ X it — Xi— 0. |
(2*116) |
Уравнение (2.115) назовем уравнением связи, накладывае мым методом полета на движение летательного аппарата, а со ответствующее ему уравнение (2.116) — уравнением идеальной связи.
125
Уравнение идеальной связи определяет теоретическую траек торию летательного аппарата. Действительная траектория всегда отличается от теоретической в силу различных причин. В основу формирования управляющего сигнала закладывается ошибка е,. характеризующая отклонение действительной траектории от тео ретической.
Уравнения системы наведения связывают выходные величи ны— управляющие сигналы щ — с входными величинами — ошибками ек:
«, = «/(■••, е*. ...)• |
(2.117) |
Если в уравнения связей (2.115) и уравнения системы на ведения (2.117), кроме 21 параметра V, Ѳ, W, ..., 6ДР, бв, бн, бэ, а также известных параметров движения дели и некоторых извест ных функций времени t, не будут входить какие-либо другие пе ременные, то система уравнений (2.111), (2.112) и (2.114) с уче том (2.115) и (2.117) замкнется. ТогДа траектория летательного аппарата (при отсутствии возмущений) будет определяться на чальными условиями и уравнениями связей.
Уравнения идеальных связей
Возникает вопрос: сколько связей требуется наложить на дви жение летательного аппарата и как выбрать эти связи, чтобы определить нужную траекторию полета? Поскольку подробное освещение этого вопроса не относится к курсу динамики полета,, ограничимся лишь изложением самых общих принципов. Для упрощения рассуждений вместо уравнений связей (2.115) будем рассматривать соответствующие им уравнения идеальных связей (2.116).
Чтобы привести летательный аппарат к цели или в заданную точку пространства, надо в различные моменты времени прямо или косвенно задать направление в пространстве вектора скоро сти V аппарата. Поскольку направление в пространстве любого вектора определяется двумя параметрами (в данном случае уг лом наклона Ѳ и углом поворота траектории), то для заданиявектора скорости аппарата необходимо и достаточно задать ка кие-либо две связи между параметрами движения.
Например, можно потребовать, чтобы полет происходил с за данным углом наклона траектории Ѳ* (t):
е і= Ѳ .( 0 - Ѳ = 0,
в одной и той же вертикальной плоскости:
е2= Ч Г(*) = 0.
В этом примере направление вектора скорости аппарата задано непосредственно углами Ѳ HJF. Возможно также косвенное за* дание направления вектора V. Пусть, например, требуется осу
120
ществить криволинейный горизонтальный полет на высоте Я* с заданным углом рыскания ф*(^). В этом случае на направление вектора скорости будут наложены следующие связи:
е1= Н, — Н = О, £2= 1)* (О — '> = 0.
Таким образом, чтобы обеспечить наведение летательного аппарата на цель или в заданную точку пространства, необходи мо и достаточно на движение аппарата наложить две связи, прямо или косвенно определяющие направление скорости лета тельного аппарата. Эти связи будем называть основными.
Подойдем к рассматриваемому вопросу с другой стороны. Ле тательный аппарат имеет шесть степеней свободы: три степени свободы поступательного перемещения в пространстве и три сте пени свободы вращения вокруг центра масс.
Степени свободы поступательного движения представляют основной интерес для наведения. Как видно из изложенного вы ше, для обеспечения наведения требуется только управление дву мя перемещениями аппарата в плоскости, перпендикулярной к вектору скорости (другими словами, требуется изменение на правления вектора скорости).
Третьей степени свободы (перемещению аппарата вдоль век тора скорости) соответствует управление величиной скорости аппарата, которое осуществляется обычно либо изменением тяги двигателей, либо изменением лобового сопротивления аппарата с помощью тормозов. Чтобы в этом случае сформировать управ ляющий сигнал, надо прямо или косвенно задать требуемую ве личину скорости полета. Примерами уравнений идеальной связи могут служить уравнения
в4 = Ѵ , ( і ) - Ѵ = 0,
или
е4 = 8лр* (0 — 8яр=0, |
|
где К*(і) — требуемая скорость полета; |
заслонки. |
бДр * (0 — требуемый угол отклонения дроссельной |
|
Рассмотрим вращательные степени свободы. В |
гл. I (см. |
разд. 5.1) было показано, что вращение летательного аппарата вокруг двух осей является средством изменения нормальной си лы и, следовательно, направления полета. Поэтому рассмотрен ные выше связи, определяющие направление скорости аппарата, в конечном счете определяют и его угловое положение. Посколь ку таких связей две, а вращательных степеней свободы три, возможны различные схемы управления летательным аппаратом.
Летательный аппарат либо остается неуправляемым относи тельно одной из осей, либо на его вращение относительно одной из осей накладывается дополнительная связь. В первом случае
127
аппарат имеет только два органа управления вращением вок руг центра масс, во втором случае — три.
В зависимости от аэродинамической схемы аппарата и типа системы управления используются различные виды дополнитель ной связи. Эта связь может быть выбрана независимо от основ ных связей, и от рационального ее выбора зависит простота сис темы управления.
Аэродинамически осесимметричный летательный аппарат соз дает необходимую нормальную силу посредством поворота от носительно осей ОуI и Oz\, для чего требуются только два органа управления. При этом в зависимости от типа системы управле ния поворот аппарата относительно продольной оси может быть либо свободным, либо подчиненным определенной связи.
Пусть, например, ошибки еі и 62 определяются в координат ных осях’ связанных с аппаратом. Тогда каждой из этих ошибок будет соответствовать отклонение одного определенного органа управления, как бы ни поворачивался летательный аппарат от носительно продольной оси.
При определении ошибок е, и ег в земных осях координат требуется более сложная схема управления, Если при этом ле тательный аппарат не управляется относительно продольной осщ то отклонение каждого из двух' органов управления зависит от двух ошибок, распределяемых между органами управления оп ределенным образом.
При определении ошибок еі и 82 в земных осях координат обычно предпочитают с помощью органов управления креном стабилизировать летательный аппарат относительно продольной оси так, чтобы полет происходил без крена:
e 3 = Y = 0-
Тогда ошибке в направлении скорости в вертикальной плос кости всегда будет соответствовать отклонение органов управле ния тангажом, а ошибке в направлении скорости в горизонталь ной плоскости — отклонение органов управления рысканием. Примером такой схемы управления может служить управление баллистической ракетой.
Летательный аппарат с крыльями, расположенными в одной плоскости, создает требуемую нормальную силу при повороте относительно поперечной оси Oz\ и продольной оси Охі с по мощью органов управления тангажом и креном. При этом орга ны управления рысканием иногда могут отсутствовать. У лета тельных аппаратов рассматриваемой аэродинамической схемы органы управления рысканием могут служить для осуществле ния координированного маневра, т. е. маневра, выполняемого без скольжения:
£3 = 0.
128