Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 254
Скачиваний: 16
Проекция ускорения / на касательную к траектории (танген-
. |
. |
dV |
циальное ускорение) равна |
ух = |
---- |
|
|
dt |
Проекции ускорения на нормаль к траектории, лежащую в вертикальной плоскости, и на нормаль к траектории, параллель ную горизонтальной плоскости, соответственно равны
Jy. = V |
dB |
у'*»= — п cos Ѳ dW |
|
dt ’ |
dt |
Правые части уравнений |
содержат суммы проекций всех |
внешних сил, действующих на летательный аппарат, на соответ ствующие полускоростные оси координат.
Сумму проекций всех сил, действующих на летательный ап парат, на касательную к траектории (2>FX) иногда называют ус коряющей силой.
Чтобы центр масс летательного аппарата двигался по криво линейной траектории, необходима центростремительная сила.
Как видно, для получения криволинейной траектории при по лете в вертикальной плоскости (4^ = const, ß= yc = 0) должна быть создана центростремительная сила, равная
2 Fy* = Р sin а 4-К — О cos Ѳ.
го аппарата
119
Эта сила получается за счет разности проекций на нормаль к траектории Ог/* нормальной силы Р sin а+ Y и веса G cos Ѳ.
Чтобы вогнутость траектории была направлена вверх {dQ/dt>0 ), должна быть создана нормальная сила P s in a +У, большая, чем Geos© (рис. 2.16); чтобы вогнутость траектории была направлена вниз (dQ/dt<6), сила P s i n a +У должна быть меньше, чем G cos Ѳ.
Для получения криволинейной траектории при полете в гори зонтальной плоскости (Ѳ = 0) должна быть создана центростре мительная сила 2 /^ . Эта сила может быть получена посред
ством накренения летательного аппарата или в результате сколь жения, а также путем одновременного придания летательному аппарату крена и скольжения.
Знак «минус» в левой части 3-го уравнения (2.110) показыва ет, что при принятом правиле знаков для угла Ч*- отрицательной проекции сил на ось Oz*(2 Fz < 0) соответствует положительная
угловая скорость dW/dt (рис. 2.17) и наоборот.
Перейдем к составлению системы уравнений движения лета тельного аппарата. В первую очередь запишем шесть динамиче ских уравнений (2.110) и (2.103) и кинематические уравнения
(2.65): |
|
|
|
■1) |
т |
dt |
Р cos a cos В — X — G sin Ѳ; |
. 2 ) |
|
dѲ |
|
m V ---- = P (s in а cos Yc + C°s а sin 3 sin Vc) |
|||
|
|
dt |
|
|
|
|
-\-Y cos Yc— Z sin Yc~~ О cos Ѳ; |
. 3) |
— mV cos Ѳ dt = P(sm а sin YC— |
||
|
|
— cos а sin ß cos Yc)-f Y sin YC+ Z cos YG |
|
|
/ |
di*x |
— M |
4)1 X |
dt |
Jvlx - U z |
|
|
|
• (2. 111a) |
day 5)U dt
!1
- ( / , —
/ |
. daz |
- M |
- U у - - 7jf) ШХ ШУ > |
|
|
6)1 z |
dt |
IViz |
|
||
_ |
= |
----- |
(«, cos Y — <*>* |
Y); |
|
7) dt |
cos |
0 |
S in |
|
|
d% . |
sin Y |
Wz cos Y; |
|
||
8) — — |
|
||||
dt |
y |
|
»(«о,, COS Y — сог sin Y)- |
||
9) dtdi |
— t g |
120
Выбор кинематических уравнений движения центра масс аппарата обусловлен типом системы управления. Для исследо вания движения летательного аппарата при автономном управ лении можно использовать уравнения (2.72). В этом случае на чало координат выбирается где-либо на земной поверхности, на пример в точке пуска. Уравнения (2.75) и (2.76) удобно применять при изучении движения телеуправляемого летатель ного аппарата. Тогда начало координат будет располагаться в командном пункте, неподвижном или движущемся. Уравнения (2.77) используются обычно при исследовании самонаведения.
Для общих рассуждений удобнее всего взять уравнения (2.75), описывающие движение центра масс летательного аппара та при неподвижном пункте управления. Однако при этом нель зя полностью отбросить уравнения (2.72). Так как тяга двига теля, расход топлива, аэродинамические силы и ускорение силы тяжести зависят от высоты Н, то необходимо оставить (Кинема тическое уравнение, описывающее изменение этой координаты. В итоге получим
10) |
~^—= Ѵ cos Ѳ cos (*F — у) cos <p-j-Vr sin’0 sin ®; |
|
|
dt |
' |
11) |
r dt = — V cos Ѳ cos (T- — y) sin <p-f- |
|
|
-\-V sin Ѳ cos<p; |
(2.1116) |
12) |
r cos срД^. = y cos Ѳ sin (ЦТ — у); |
|
|
dt |
|
13)— = l/s in 0 . dt
Кзаписанным уравнениям необходимо добавить еще уравне ние, описывающее изменение массы, и геометрические соотноше ния
14)dm —
|
dt |
|
|
15) |
sin 0 = cos а cos ß sin ö — (sin а cos ß cos у |
||
|
-f sin ß sin y) cos ft; |
|
|
16) |
sin W cos Ѳ = |
cos а cos ß sin ф cos &-j- |
(2Л1ІВ) |
-j- sin а cos ß (cos[<J) sin у -f sin ф sin 0 cosj ) |
— |
||
|
— sin ß(cos |
cos Y — sin <j) sin &sin Y); |
|
17)sin Yccos Ѳ = cos а sin ß sin &—
—(sin а sin ß cosy — cos ß sin y) cos D.
121
Система уравнений (2.111) содержит 17 уравнений, в том числе 14 дифференциальных уравнений первого порядка и три геометрических соотношения. Эта система может использоваться для описания движения неуправляемого летательного аппарата, но для управляемого аппарата она еще не замкнута.
Выясним, соответствует ли число неизвестных в системе (2.111) числу уравнений. Представим, что летательный аппарат неуправляем, т. е. органы управлениязафиксированы, а тяга двигателя (или подача топлива) не регулируется. Тогда силы G, Р, X, Y, Z, действующие на аппарат, и их моменты Мх, Мѵ, Mz относительно связанных осей будут однозначно определяться па
раметрами движения летательного аппарата. |
полета (или |
||
Нетрудно видеть, что в случае неуправляемого |
|||
полета с зафиксированными органами управления) |
рассматри |
||
ваемая система является замкнутой, т. е. число |
неизвестных |
||
функций |
|
|
|
ѴУ), Ѳ(0 , m |
а (t), ß(f), ye(t), |
М *), |
|
Ф(0. W |
YW, гу), <р(/),xW. |
т У) |
|
равно числу уравнений. При этом, если отсутствуют случайные возмущения, траектория полета полностью определяется началь ными условиями — значениями кинематических параметров дви жения в начальный момент времени:
ѵ у 0), Ѳ (д , ...,ту0).
В то время как неуправляемый летательный аппарат ікак твердое тело имеет шесть степеней свободы, управляемый аппа рат обладает в общем случае уже 12 степенями свободы: шесть степеней свободы для движения центра масс и вращения вокруг центра масс и шесть степеней свободы соответствующих органов управления. В частном случае, когда управляющие нормальные силы создаются вращением летательного аппарата вокруг двух осей, аппарат имеет четыре органа управления: органы управле ния вращательными движениями тангажа, рыскания и крена и тягой двигателя. В случае управляемого полета система (2.111) при этом не является замкнутой, так как проекции сил и момен тов, входящие в правые части уравнений, зависят от перемеще ний органов управления движениями тангажа бв, рыскания 6Н, крена бэ и тягой двигателя бдр.
Таким образом, к перечисленным 17 неизвестным добавляют ся еще параметр бдр, характеризующий режим работы двигате ля, и углы отклонения органов управления тангажом, рыскани ем и креном бв, бн, бэ.
Если, помимо начальных условий, задать изменение во време ни величин бдр(О, 6В(0 , 6Н(0 , бэ(0 , то тем самым будет опре делена единственная траектория летательного аппарата. В реаль ном полете изменение бдр (или х) и отклонение органов управле
122
ния осуществляются летчиком или системой управления в зави симости от выполняемой задачи полета. Чтобы задача нахожде ния решения системы (2 .111), т. е. определения траектории по лета, стала в принципе осуществимой, необходимо к системе уравнений движения летательного аппарата добавить уравнения, описывающие процессы в системе управления и связывающие перемещения органов управления с параметрами движения ле тательного аппарата. Эти уравнения могут иметь совершенно различный конкретный вид в зависимости от принципа работы и устройства системы управления.
В самом общем виде уравнения системы управления можно
записать следующим образом: |
|
|
|||
Л [а ,(0 , |
Vit), |
Ѳ(0, . |
. . <?(/), xW, |
H { t ) \ = 0; |
| |
/mW, |
V(t), |
ѳ(t), . |
. . cp(0,ZW, |
tf(*)}=0; |
! |
^8IM*), V(é), |
Ѳ(/),...«PW,X W,W1=0; |
|
|||
F 4IMW> V(t), |
8(/),. .•«PW,X W, |
Я (01=0, |
|
||
где JF), F2, F3 и F4— функционалы от функций, взятых |
в квад |
||||
С учетом |
|
ратные |
скобки. |
|
|
(2.111г) система уравнений (2.111) становится замк |
нутой и для управляемого движения, причем решение системы (траектория управляемого полета) определяется заданием на чальных условий и конкретных связей, накладываемых на движе ние летательного аппарата системой управления. Подробнее этот вопрос рассматривается в следующем параграфе.
§ 7. СВЯЗИ, НАКЛАДЫВАЕМЫЕ НА ДВИЖЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ
Если летательный аппарат является неуправляемым и в поле те отсутствуют случайные возмущения, то траектория полета полностью определяется начальными условиями, т. е. значениями кинематических параметров движения ів начальный момент вре мени.
Поскольку в управляемом полете величина и направление скорости полета могут изменяться в зависимости от положения органов управления, то для данных начальных условий суще ствует бесчисленное множество траекторий, по которым может двигаться управляемый летательный аппарат.
Чтобы однозначно определить движение управляемого лета тельного аппарата (т. е. чтобы данным начальным условиям со ответствовала определенная траектория), необходимо на движе ние аппарата наложить некоторые связи. В реальном полете та кие связи накладываются на движение летательного аппарата системой управления.
123