Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможно также комбинированное управление, при котором требуемая нормальная сила создается в результате совместного действия органов управления тангажом, рысканием и креном. В этом случае для однозначного определения движения летатель­ ного аппарата, помимо двух основных связей еі=0 и 82= 0, необ­ ходима некоторая дополнительная связь 8 з = 0.

Из всего изложенного следует, что совокупность условий, оп­ ределяющих однозначно полет управляемого летательного аппа­ рата, у которого нормальные силы создаются вращением вокруг двух связанных осей, состоит из:

1)начальных условий, т. е. значений кинематических пара­ метров движения летательного аппарата в начальный момент времени;

2)двух уравнений, описывающих основные связи, наклады­ ваемые на движение летательного аппарата ( е і = 0 и 82= 0 );

3)двух уравнений, описывающих дополнительные связи ез=

=0 И 84= 0).

Методы полета

Идеальные связи еі = 0 и 82= 0, определяющие направление вектора скорости, характеризуют метод сближения летательного аппарата с целью (или с заданной точкой пространства) — другими словами, они характеризуют метод полета*.

Всевозможные методы полета можно подразделить на две группы: полет по программе и наведение на цель.

При полете по программе связи еі = 0 и ег= 0 определяют направление скорости полета относительно осей координат, дви­ жение которых наперед известно, и, в частности, относительно неподвижных осей координат. В этом случае теоретическая тра­ ектория беспилотного летательного аппарата заранее задана и не м о ж е т и з м е н я т ь с я в п р о ц е с с е п о л е т а .

При наведении на цель уравнения еі = 0 и 82= 0 прямо или косвенно задают направление скорости летательного аппарата относительно линии визирования цели, соединяющей центры масс аппарата и цели. В результате траектория полета опреде­ ляется не только связями, накладываемыми на движение лета­ тельного аппарата работой системы управления, но и движени­ ем цели (или в частном случае, когда цель неподвижна, ее по­ ложением) .

П р и м е р п о л е т а по п р о г р а м м е

В качестве примера рассмотрим полет одноступенчатой бал­ листической ракеты на активном участке траектории.

Полет такой ракеты происходит все время в одной и той же вертикальной плоскости (рис. 2.18). Ракета стартует вертикально

* Дополнительные идеальные связи ез=0 и 8 4 = 0 обычно выбирают вне зависимости от метода сближения с целью.

5—3422

129


Рис. 2.19. Программа изменения угла Ѳ на активном участке тра­ ектории дальней баллистической ракеты

в точке Л и в течение нескольких секунд поднимается по верти­ кали. Затем траектория ее искривляется, отклоняясь от верти­ кали до тех пор, пока угол наклона траектории не достигает за­ данного значения Ѳк. К этому времени ракета достигнет значи­ тельной высоты. Когда скорость становится равной заданной ве­ личине Ѵк, двигатель выключается (точка В), и ракета далее Летит, как свободно брошенное тело. Это происходит в разре­ женных слоях атмосферы, где сопротивление воздуха почти не

Рис. 2.18. Траектория полета дальней балли­ стической ракеты (пунк­ тиром показана услов­ ная граница плотных

слоев атмосферы)

сказывается. Пролетев некоторое расстояние, ракета снова вхо­ дит в плотные слои атмосферы (точка С) и затем падает на зем­ лю в точке D.

Траекторию полета баллистической ракеты дальнего действия можно разделить на два участка: активный, т. е. участок полета с работающим двигателем, и пассивный, т. е. участок полета с неработающим двигателем.

На пассивном участке балли­ стическая ракета обычно не уп­ равляется и летит под действием силы тяжести по траектории, на­ зываемой баллистической кривой.

В этом случае дальность полета ракеты определяется величиной и направлением скорости в момент выключения двигателя. От точ­ ности выдерживания угла накло­ на траектории и величины скорос­ ти в конце активного участка за­ висит точность попадания ракеты в цель. Поэтому полет ракеты на активном участке всегда должен быть управляемым, подчиненным

определенной программе. Программа изменения угла Ѳ задается таким образом, чтобы в конце активного участка ракета летела по прямой, сохраняя постоянным угол наклона траектории Ѳ*= —Ѳк. Благодаря этому предупреждаются ошибки, которые мог­ ли бы произойти от несовпадения момента выключения двигате­ ля с моментом достижения заданного угла Ѳк.

На рис. 2.19 показан примерный вид зависимости угла Ѳ* от времени полета для баллистической ракеты.

130


Как видно, полет баллистической ракеты на активном участ­ ке траектории должен быть подчинен следующим связям:

(2.118)

Однако при построении системы управления эти связи ис­ пользовать нецелесообразно, так как углы Ѳ и f измерить дос­ таточно просто не удается, но зато очень просто (с помощью сво­ бодных гироскопов) могут быть измерены углы тангажа и рыс­ кания. Поэтому, использовав условия (2.118), можно рассчитать полет ракеты на активном участке, найти зависимость 0*Д), а затем идеальные связи

вГ- = К ( 0 - Я = 0;

е2= ^ (/) = 0 ^

можно положить в основу формирования управляющего сиг­ нала.

Дополнительным условием, накладываемым на движение ра­ кеты, является изменение по времени тяги ракетного двигате­ ля. Так, например, управление тягой может состоять в выключе­ нии двигателя в тот момент времени tK, когда скорость ракеты достигает заданного значения Ѵк.

Итак, в рассмотренном примере траектория полета односту­

пенчатой баллистической ракеты на активном участке опреде­ ляется:

1)

начальными условиями: Р = 0, Ѳ= Ф = 90°, TF = г|^ = 0, a

= =i ß

= 0, ус = у = 0, (Ü;C= Ü)2/ = <BZ= 0, x = y = z = 0;

 

2)

уравнениями основных связей

(программой изменения уг­

лов тангажа и рыскания):

—0 = 0 при Ог^Д^Д,

ег=

= ф = 0;

 

 

3)

дополнительными связями:

 

 

а)

условием полета без крена: ез= Ус = 0;

 

б)

программой изменения тяги:

е4 = Р *—Р 0 при Ѵ<ѴК-,

84 = Р = 0при Ѵ^Ѵк-

П о н я т и е о м е т о д а х н а в е д е н и я

Рассмотрим схему, поясняющую особенности наведения те­ леуправляемого летательного аппарата (рис. 2.20). Для упроще­ ния будем рассматривать плоское движение аппарата, предпо­ лагая, что цель движется по прямолинейной траектории и, следо­ вательно, траектория летательного аппарата лежит в плоскости, проходящей через траекторию цели и командный пункт. Эту плоскость называют плоскостью сближения. Рис. 2.20 соответ­ ствует случаю, когда плоскость сближения вертикальна, хотя в общем случае она может составлять с вертикалью некоторый угол.

5*

131


Рис. 2.20. Геометрическая схема теленаведения

Точка О на рис. 2.20 соответствует центру масс летательного аппарата, точка С — центру масс цели, а точка Р — положению командного пункта, или точнее, положению устройств, измеряю­ щих координаты цели и аппарата. В общем случае командный Пункт может быть подвижным (например, самолет-носитель).

Обозначения:

 

 

 

 

 

аппарата,

Ѳ, Ѳц>

Ѳн — углы наклона

траектории

летательного

 

цели и носителя;

 

 

 

 

 

Ф> фц— углы между

горизонтом

и линиями

визирования

 

летательного аппарата и цели;

 

 

 

Аф= фц-—Ф — угол упреждения;

 

 

 

 

 

г,

Гц— расстояния от

командного

пункта

 

(носителя) до

 

летательного аппарата и цели.

конечной цели

 

 

Для достижения

 

 

наведения, т. е. совмещения точек

 

 

О и С, необходимо

управлять дви­

 

 

жением центра масс аппарата так,

 

 

чтобы при г->Гц угол упреждения

 

 

Аф—й). Чтобы точно решить эту за­

 

 

дачу, следует

наложить

на движе-

 

 

ние аппарата

некоторые

идеальные

 

 

связи

£і = −0;

 

 

 

 

 

 

>=

0.

 

Конкретный вид этих связей опреде­ ляет метод наведения, т. е. теорети­ ческий закон сближения аппарата и цели.

В качестве примера телеуправ­ ляемого летательного аппарата можно привести зенитную управляе­

мую ракету, наводимую на воздушную цель по лучу радиолока­ тора. Один из возможных законов сближения состоит в том, что ракета все время должна находиться на оси радиолуча, т. е. на прямой «командный пункт — цель».

Уравнение идеальной связи в плоском движении имеет вид

е1=?ц — <Р = 0,

(2.119)

а в пространственном движении

Еі= <Рц —<Р= 0;

(2. 120)

®2 = Хц —Х = 0.

т. е. углы упреждения Аф и Ах в процессе наведения все время должны быть равны нулю.

Такой метод наведения называется методом совмещения. Возможны и другие методы, при которых углы упреждения из-

132


меняются в процессе наведения по определенным законам, об­ ращаясь в нуль только в конечный момент времени.

Рассмотрим теперь (рис. 2.21) особенности наведения самонаводящегося летательного аппарата, предполагая по-прежнему, что траектории аппарата и цели лежат в некоторой неизменной вертикальной плоскости сближения. На рис. 2.21 введены сле­

дующие обозначения:

(угол между вектором скорости аппа­

г)— угол

упреждения

рата и линией визирования);

 

 

 

 

£ — угол пеленга цели

(угол между продольной осью аппара­

та Ох 1 и линией визирования).

 

аппаратов,

метод

Как и для телеуправляемых летательных

наведения характеризуется видом

 

 

 

 

идеальных

связей еі = 0

и 82= 0,

 

 

 

 

накладываемых

на движение ап­

 

 

 

 

парата. В плоском движении ме­

 

 

 

 

тод наведения

задается

одной

 

 

 

 

идеальной связью еі = 0, которая

 

 

 

 

в конечном счете определяет угол

 

 

 

 

упреждения.

 

 

 

 

 

 

Естественно различать следую­

 

 

 

 

щие варианты самонаведения:

 

 

 

 

а) наведение с нулевым углом

 

 

 

 

упреждения

(т) = 0 ), называемое

Рис. 2.21. Геометрические

соот­

погоней\

 

 

 

ношения

при

самонаведении

б) наведение с постоянным уг­

(г] = const =?*=0 );

 

лом упреждения, отличным от нуля

 

в) наведение с переменным углом упреждения

(т]= ѵаг).

Последний вариант охватывает целую группу методов само­ наведения.

§8. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРОЩЕНИЯ УРАВНЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ

Взависимости от решаемой задачи полученные выше общие уравнения движения могут быть более или менее существенно упрощены. Так как выбор тех или иных упрощений неразрывно

связан с конкретными условиями задачи, будем рассматривать упрощение уравнений движения в соответствующих разделах книги. Здесь ограничимся лишь некоторыми общими методами упрощений уравнений, используемыми в динамике.

В первую очередь при составлении и упрощении движения приходится учитывать, какой участок траектории рассматривает­ ся. Это положение проиллюстрируем примером исследования по­ лета баллистической ракеты.

На активном участке траектории движение ракеты должно рассматриваться с учетом управления. Так как нас интересует полет ракеты относительно Земли, а система управления ракетой является обычно инерциальной, приходится рассматривать дви­

133