Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 259
Скачиваний: 16
жение центра масс в земных осях координат, а ориентацию ра кеты— в инерциальных, т. е. начальных стартовых осях.
При рассмотрении движения на участке свободного полета за пределами атмосферы исследование траектории облегчается отсутствием силы тяги, аэродинамических сил и сил, создавае мых органами управления, а также моментов всех этих сил. Од нако вследствие большой дальности, высоты и скорости полета приходится учитывать изменение ускорения земного притяжения и влияние вращения Земли.
На участке снижения головной части в атмосфере большую роль играют аэродинамические силы и моменты. Поскольку по лет на этом участке является неуправляемым, нет необходимости опираться на инерциальную систему координат и для исследо вания можно использовать различные упрощения уравнений движения в проекциях на полускоростные оси.
8.1. РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ПРОДОЛЬНОЕ И БОКОВОЕ
Существенное упрощение системы уравнений управляемого движения летательного аппарата (2.111) достигается, когда удается разделить ее на две независимые группы уравнений, описывающих движение аппарата в двух взаимно перпендику лярных плоскостях.
Принципиальная возможность такого разделения обусловле на наличием симметрии летательного аппарата относительно продольной плоскости ОХ\У\.
Пусть полет совершается в некоторой вертикальной плоско сти так, что плоскость симметрии аппарата все время совпадает с плоскостью полета: например, в результате идеальной стаби лизации по крену. Тогда кинематические параметры ß, у, ус, (ду будут все время равны нулю. Если при этом направление
земной оси Охз выбрать в плоскости полета, то будут тожде ственно равны нулю и параметры Т, ф, г, %.
Такое движение часто называют продольным. В продольном движении меняются параметры V, Ѳ, #, а, со2, х, Н, г, ср, называе мые обычно кинематическими параметрами продольного движе ния. Как видно, продольное движение летательного аппарата складывается из поступательных движений центра масс вдоль осей Ох1 и Оу\ (т. е. в плоскости симметрии Ох\у\) и вращатель ного движения относительно оси Oz{.
Параметры ß, у, ус, <т>ж, соу, W, ф, 2, %, равные нулю в про дольном движении, обычно называют кинематическими парамет рами бокового движения или просто боковыми параметрами.
Изменению боковых параметров соответствует так называемое боковое движение, которое состоит из поступательного движения центра масс летательного аппарата вдоль оси Oz\ и вращатель ных движений относительно осей Ох\ и Оу\.
134
Общее движение летательного аппарата складывается из продольного и бокового движений, причем между этими движе ниями имеет место взаимное влияние.
Нетрудно видеть, что продольное движение может существо вать самостоятельно как движение в данной вертикальной плос кости. Поскольку продольное движение является симметричным, оно может реализоваться при условии, что во все время полета не возникает возмущений, нарушающих симметрию движения. Другими словами, не возникает отклонений органов управления рысканием и креном и отклонений боковых параметров движе ния от их нулевых значений в результате воздействия ветра. Практически это условие означает, что указанные возмущения должны достаточно быстро ликвидироваться.
При движении в вертикальной плоскости обращаются тож дественно в нуль уравнения, описывающие изменение боковых параметров. В результате движение летательного аппарата в вертикальной плоскости (продольное движение) описывается следующими уравнениями:
т -—■ = Р cos а — X — О sin Ѳ;
|
di |
|
|
|
|
mV |
dt |
— p sin а 4 -К — G cos Ѳ; |
|
|
|
|
|
|
|
||
r |
dwг |
M Zi |
|
|
|
z |
dt |
( |
( 2. 121) |
||
|
|||||
|
|
|
|||
dt |
|
|
|
|
|
— - = V cos (о — Ѳ); |
|
|
|||
dt |
|
v |
|
|
|
r |
= — V sin (cp — Ѳ); |
|
|
||
dt |
|
|
|
||
dH |
|
V sin Ѳ; |
|
|
|
dt |
|
|
|
||
|
|
|
|
||
dm |
|
|
|
|
|
dt |
|
|
|
|
|
Ѳ= |
&— а, |
,/ |
|
ккоторым следует добавить уравнения, описывающие процессы
вканале тангажа системы управления.
Вотличие от продольного движения боковое движение может существовать лишь совместно с продольным.
Выясним, при каких условиях возможно разделение общего движения аппарата на продольное и боковое и соответствующее
135
разделение уравнений управляемого движения летательного ап парата.
Выпишем уравнения летательного аппарата, описывающие изменение продольных параметров:
т |
|
dV |
= Р cos а cos ß — X —- G sin Ѳ; |
|
|||||||||
|
|
|
dt |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
m V |
йѲ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
---- — {P sin а -\-Y) cos ус-]-(Я cos а sin ?— ZJsin yc |
|
||||||||||||
|
|
|
dt |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— G cos Ѳ; |
|
||
|
|
dv>z |
: M.z |
[Iу |
|
І Х)ШЛ:wy> |
|
||||||
|
|
|
dt |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
й9 |
|
sin Y+ «Zcos v; |
|
|
|
||||||||
---- = 0) |
|
|
|
||||||||||
dt |
|
|
y |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
dr |
= V cos Ѳ cos(1F — z) cos cp -|- V sin Ѳ sin cp; |
> (2. 122) |
|||||||||||
dt |
|
|
— V c o s |
Ѳ c o s |
|
|
x ) sin cp -(- V sin Ѳ COS cp; |
|
|||||
r |
|
dtp |
(*F — |
|
|||||||||
——= |
|
||||||||||||
|
dt |
|
|
|
|
||||||||
dH |
--V sin Ѳ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
dt |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
dm |
|
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
dt |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
sin Ѳ = cos а cos ß sin 9- — (sin а cos ß cos y -f |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
-(- sin ß sin y) cos 9. |
|
||||
|
|
Уравнения, описывающие изменение боковых параметров дви |
|||||||||||
жения, в общем случае имеют вид: |
|
||||||||||||
— mV cos Ѳ |
dt |
|
= (P s in |
a-j-K) sin yc — |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— {P cos а sin ß — Z) cos yc; |
|
|||||||
V |
|
du>x |
— M |
|
d |
z |
- |
ly ) «v>*; |
|
||||
|
dt |
1ViX - |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
do)y |
II |
- d |
x |
~ |
Iz) |
|
|
(2.123) |
|||
|
|
dt |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
— = ---- г к |
|
cos Y - |
|
|
sin y), |
|
|||||||
dt |
|
cos & |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
——= со r — tg 9 (w,. cos y —t))z sin |
|
||||||||||||
dt |
|
|
|
|
|
y |
|
|
|
|
|
|
136
r cos ср-^- = |
J |
1/ cos Ѳ sin (Ф — ■/); |
|
dt |
|
sin Ф cos Ѳ = |
cos а cos ß sin ф cos 9 -j- |
-j- sin а cos 3 (cos ф sin y-J-cos у sin ф sin 9) -
(2.123)
— sin [3(cos ф cos у — sin у sin 9 sin ф);
sin Yccos Ѳ = cos а sin [3 sin 9 — (sin а sin ß cos у —
— cos 3 sin y ) C O S 9.
Силы и моменты, входящие в правые части уравнений (2.122) и (2.123), зависят главным образом от следующих параметров (см. гл. Ill—VII):
|
P ( V , H , Z ) ; |
|
|
||
|
|
0(H); |
|
|
|
|
Х(Ѵ, Н , а, р, |
8В, 8Н); |
|
|
|
|
У ( Ѵ , Н , а , |
8В); |
|
|
|
|
Z ( V , tf.ß , 8Н); |
|
|
||
МХ(Ѵ, Н, а, |
ß, 8в, 8Н, 8Э, шх, шу, шг); |
|
|||
|
М у(Ѵ, |
Р> |
%)\ |
|
|
|
Мг (Ѵ, Н, а, |
8в, <0 |
|
|
|
и, кроме того, |
|
|
|
|
|
|
тсек(Ѵ, |
*)• |
|
|
|
Чтобы уравнения (2.122) можно было решить независимо от |
|||||
уравнений (2.123), |
необходимо из |
правых |
частей |
уравнений |
|
(2.122) исключить |
боковые |
параметры 4я, сож, а у, у, |
ус, ß, ъ бн. |
||
Это возможно при следующих двух предположениях. |
|
||||
1) Боковые кинематические параметры |
ß, ус, у, а>х, му и от |
клонения органов управления боковыми движениями бн и бэ яв ляются такими малыми величинами, что можно
а) |
положить cos ß ^ cos у » cos ус~ 1; |
|
|
||
б) |
пренебречь произведениями малых величин |
|
|||
|
sin ß sin у,sin P sin yc, |
Шуsin у, шхшу, Z sin yc; |
|||
в) |
пренебречь влиянием ß, |
6H и бэ на |
лобовое |
сопротивле |
|
ние X. |
|
|
|
|
|
2) |
Траектория |
полета мало |
отличается |
от плоской, так что |
|
можно положить |
|
|
|
|
|
|
cos (ЧГ _ |
z) ~ co s (Фн- |
х ) Ж cos (Фц - X) ~ |
1• |
137
Использовав эти допущения, получим уравнения, описываю щие продольное движение независимо от бокового, в виде-
( 2.121).
Рассмотрим теперь уравнения (2.123), описывающие измене ние боковых параметров. В эти уравнения входят все продольные параметры: V, Н, Ѳ, Ф, а, со2, г, <р, бв, х, за исключением коорди наты X. Как бы мы ни упрощали уравнения (2.123), никогда не сможем исключить из них такие продольные параметры, как V и Я, а также массу апарата т. Это значит, что для самостоятель ного исследования бокового движения предварительно надо опре делить все необходимые продольные параметры путем более или менее приближенного решения уравнений продольного движе ния (2.121).
Таким образом, продольное движение всегда существенновлияет на боковое, а влияние бокового движения на продольноеможет быть относительно слабым. Разделение общего движения на продольное и боковое физически основывается на том, что при полете с малыми значениями боковых параметров по траектори ям, близким к плоским, боковое движение практически не влия ет на продольное. Поэтому для данного продольного движения можно исследовать уравнения бокового движения (2.123) от дельно от уравнений (2.121).
Рассмотрим полную систему уравнений управляемого движе ния летательного аппарата.
Пусть условия полета таковы, что движение летательного ап парата можно разделить на продольное и боковое. Тогда при от клонении органов управления тангажом возникает продольноедвижение, а при отклонении органов управления рысканием и креном — боковое движение. Если при этом отклонение органовуправления тангажом зависит только от продольных параметров движения, а отклонение органов управления рысканием и кре ном— только от боковых параметров, то разделяются уравнения, описывающие работу системы управления, и, следовательно, разделяется полная система уравнений управляемого движения летательного аппарата.
Такое упрощение уравнений управляемого движения лета тельного аппарата позволяет вдвое понизить порядок исследуе мой системы уравнений и широко применяется при исследовании полета летательного аппарата.
8.2. РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ДВИЖЕНИЕ ЦЕНТРА МАСС
И ВРАЩЕНИЕ ВОКРУГ ЦЕНТРА МАСС
Задачу исследования управляемого полета можно существен но упростить, если предположить, что система управления рабо тает идеально. Тогда оказывается возможным отделить движе ние центра масс летательного аппарата от вращения аппарата
138