Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 265
Скачиваний: 16
Однако этим не исчерпывается значение подобных исследова ний. Основываясь на их результатах, можно определить некото рые динамические свойства летательного аппарата, имеющие весьма важное значение для проектирования системы управ ления.
В заключение приведем форму уравнений (2.124), удобную для вычислений. Углы будем измерять в градусах.
Допустим, чро углы атаки и скольжения не превышают 20° (0,349 рад). Поскольку sin20° = 0,342 и cos20° = 0,940, то можно
считать, |
что |
|
sin а : |
и sin ß: |
57,3 |
с |
ошибкой, не пре- |
|||
вышающей 2%, |
|
57,3 |
' |
|
не превышающей |
|||||
и co sa?» co sß ~ l |
с ошибкой, |
|||||||||
6%. Поэтому уравнения (2.124) |
будем записывать и исследовать |
|||||||||
в таком виде: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
т dV |
|
P — X — mg sin Ѳ; |
|
|
|
|
||||
dt |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
mV |
dQ |
|
P |
|
Y ) cos Yc— ( — P |
|
+ z ) x |
|||
57,3 |
dt |
|
57,3 |
57,3 |
||||||
|
|
|
|
|
X sin YC— mg cos Ѳ, |
|
|
|||
mV |
|
^ |
|
d'i' |
|
Y sin Yc |
|
|
||
|
cos Ѳ • |
dt |
|
57,3 |
|
|
||||
57,3 |
|
|
|
|
|
|
|
M ~ p 57,3 + Z cos Yc;
V cos Ѳ cos (4? — x ) cos ? + У sin Ѳ sin cp;
dt
r d<? = — V cos Ѳ cos (4f — ■/) sin cpX V sin Ѳ cos cp;
57,3 |
dt |
|
|
(2.125) |
|
|
|
|
|
r cos y |
^-P = V cos Ѳ sin (¥ —y); |
|||
57,3 |
dt |
V |
J |
|
dH |
= |
V sin Ѳ; |
|
|
dt |
|
|
|
|
dm |
|
m„ |
|
|
dt |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
£i = |
0; |
|
|
|
£2—0;
£3 = 0;
s4= 0 ;
8H) = 0 ;
M Z(V, H, a, 5„)= 0.
143
Зная начальные условия и четыре идеальные связи, можно найти решение системы уравнений (2.125), т. е. траекторию по лета и все ее элементы: V, Ѳ, Т, а, ß и т. д. В частности, можно найти необходимые для осуществления этой траектории отклоне ния органов управления 6Ви бн и тягу двигателя.
Следует заметить, что в частных случаях полета летательного аппарата некоторые из идеальных связей могут быть очевидны ми и поэтому специально о них можно не говорить.
Например, при полете в одной и той же вертикальной плоско сти такими связями являются 82=гК= 0 и ез = ус= 0. Кроме того, в течение всего полета i|)= ß = Y = 0, <х>ж= (йу= 0, 2 = 0. Поэтому можно говорить, что траекторию полета в вертикальной плоско сти определяют начальные значения параметров продольного движения V, Ѳ, а, az, Я, г, ф и два уравнения связей щ =0 и 82= 0.
Если тяга двигателя в течение всего полета не регулируется, то траектория полета в вертикальной плоскости определяется соответствующими начальными условиями и одним уравнением
СВЯЗИ 81= 0'.
8.3. УПРОЩЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ЦЕНТРА МАСС
Уравнения движения центра масс летательного аппарата по своему физическому смыслу могут быть разделены на три группы:
1. В первой группе основными уравнениями являются дина мическое уравнение в проекции на касательную к траектории и уравнение, описывающее изменение массы:
dV |
pi \г |
п |
|
т ----- — Р — X |
— т ц |
sin в; |
|
dt |
|
|
|
dm |
fftceK, |
|
|
dt |
|
(2.126) |
|
|
|
dH
V sin Ѳ;
dt
£4= 0.
Уравнения (2.126) характеризуют полет летательного аппа рата с энергетической стороны. Они определяют затраты топлива на разгон и подъем летательного аппарата и на преодоление ло бового сопротивления, а в конечном счете определяют скорость, высоту и дальность полета.
В четырех уравнениях (2.126) в общем случае содержится семь неизвестных: V, т, к, Н, Ѳ, а, ß, и три из них, а именно Ѳ, а, ß, являются лишними. Поэтому уравнения (2.126) могут быть точно решены лишь совместно с другими уравнениями, образую щими замкнутую систему, например систему (2.125). Однако возможны различные приближенные способы решения. В прос
144
тейшем случае можно задаться примерными значениями Ѳ, а и f>. При более точном решении можно привлечь какие-либо из оставшихся уравнений. В результате приближенного интегриро вания (2.126) будут получены зависимости V (t) и m (t).
Такой метод определения изменения скорости по времени для многих типов летательных аппаратов не является грубым. Так, например, анализ расчетов траекторий и результатов летных ис пытаний швейцарского зенитного снаряда «Эрликон» показыва ет, что для этого снаряда график изменения скорости по времени мало зависит от траектории полета и, следовательно, от углов а, J3 и Ѳ. Указанное обстоятельство позволяет для типовых'условий полета данного снаряда считать график изменения скорости не изменным.
2. Во вторую группу входят динамические уравнения в проек циях на нормали к траектории:
m V ~^— = (р |
s i n a + r ) c o s Yc- |
і |
— Р cos а sin |5-f- Z j sin yc — mg cos Ѳ; |
|
|
— mV cos Ѳ |
= (P sin a-J- v'j sin vc + |
(2.127) |
|
-j- ^ —- P cos а sin ß -)- Z j cos yc; .
ез№> Yc)= 0-
Уравнения (2.127) устанавливают связь между нормальными ускорениями и силами, действующими на аппарат. С помощью этих уравнений исследуются маневренные свойства летательного аппарата.
3. Третья группа состоит из кинематических уравнений и уравнений идеальных связей, определяющих направление векто ра скорости.
Например, при самонаведении это будут следующие урав нения:
— = Ѵц cos Ѳй cos (Т'ц - x) cos cp 4- 1/ц sin Ѳц sin cp - |
|
|
— V COS Ѳ COS (T' — x) cos cp — 1/ sin Ѳ sin cp; |
|
|
r - ~ - = |
—Hucos 0 ucos(Т'ц— x)sin cp+H„sin Ѳцсоэ cp-l- |
|
+ |
V cos Ѳ cos (T’ — x) sin cp — V sin Ѳ cos cp; |
(2.128) |
r cos cp - ^ = H„cos 0 usin (*F — x) — V cos Ѳ sin (¥ — /); dt
145
Поскольку движение цели при исследовании наведения пред полагается известным, кинематические уравнения (2.128) содер
жат шесть неизвестных: V, Ѳ, гГ, г, <р, |
Пусть уравнения иде |
|
альной связи не вносят в систему |
(2.128) других неизвестных, |
|
т. е. ei и Б2 — функции V, Ѳ, W, г, |
<р, /, |
Ѵц, Ѳц, Тц. Тогда уравне |
ния еі = 0 и е2= 0 будут служить для определения Ѳ и Т , и оста нется одна «лишняя» неизвестная V. Если теперь принять ско рость летательного аппарата известной функцией времени V( t ) y то можно будет отбросить уравнение, описывающее изменение скорости,
т dt — X — G sin Ѳ
и все другие уравнения, с ним связанные. В результате кине матические уравнения и уравнения идеальных связей еі = 0 и 82= 0 могут быть решены независимо от остальных уравнений *. Графиком изменения скорости V (t) можно задаться, например, на основании приближенного решения уравнений (2.126).
Траектории |
полета, найденные путем решения |
кинематиче |
||
ских |
уравнений |
совместно с уравнениями идеальных |
связей |
|
8і = 0 |
и 82= 0, называют обычно кинематическими, |
так |
как при |
их определении используются только кинематические данные о движении летательного аппарата.
Как видно из изложенного выше, точность кинематического метода исследования траекторий зависит лишь от точности за дания графика V(t). Если при некоторых условиях полета дан ного летательного аппарата можно без большой погрешности график V (t) принять неизменным, то для этих условий исполь зование кинематического метода позволит существенно упро стить исследование движения центра масс летательного аппа
рата. В этом случае, определив |
график |
V (t) на |
основании |
приближенного решения уравнений |
(2.126), можно найти кинема |
||
тические траектории из уравнений |
(2.128), |
а затем |
углы а, ß и |
Yc из уравнений (2.127). Далее с помощью балансировочных за
висимостей можно найти углы отклонения органов |
управления |
6 в и 6 н - |
приближен |
Благодаря своей простоте и наглядности такое |
ное исследование движения летательного аппарата может ши роко использоваться на начальном этапе проектирования. Даль нейшее уточнение движения аппарата и свойств его траекторий может быть получено при совместном исследовании всех урав нений движения центра масс.
* Решение уравнений (2.128) определяет относительное движение лета тельного аппарата и цели. Однако, зная Ѳ(<) и Ч'Д), можно найти траекторию полета относительно земных осей, если проинтегрировать уравнения (2.72).
ГЛАВА III
ПОДЪЕМНАЯ СИЛА
При изучении зависимости подъемной силы от различных факторов представим летательный аппарат в виде совокупности следующих основных частей: корпуса (фюзеляжа), передних не сущих поверхностей и задних несущих поверхностей* (рис. 3.1).
Как те, так и другие поверхности |
(или их части) в общем слу |
|||||||
чае |
могут |
отклоняться, |
|
|
||||
выполняя |
|
роль |
органов |
|
|
|||
управления. |
Все величи |
|
|
|||||
ны, относящиеся |
к перед |
|
|
|||||
ним |
поверхностям, |
будем |
|
|
||||
отмечать |
индексом |
I, |
а |
|
|
|||
величины, |
относящиеся |
к |
|
|
||||
задним |
поверхностям — |
|
|
|||||
индексом |
II. |
|
|
|
|
|
||
Положение |
летатель |
Рис. |
3.1 Примерная схема летательного |
|||||
ного |
аппарата |
относи |
|
аппарата |
||||
тельно набегающего пото |
|
|
ка при движении в плоскости хОу определяется углами а, бі и бц, причем в зависимости от аэродинамической схемы аппарата некоторые из этих углов могут быть равны нулю. Например, у летательных аппаратов обычной схемы 6і = 0, у аппаратов схемы «утка» и с поворотными крыльями 6ц = 0, а в случае «идеальной» схемы с поворотными крыльями а = 0 и 6ц = 0. В схеме «бесхвост- ка» без дестабилизаторов поверхность II отсутствует.
Коэффициент подъемной силы су принято определять в ско ростной системе координат Oxyz. Наряду с коэффициентом су в дальнейшем рассматривается и коэффициент нормальной си лы Су\, определяемый в связанной системе координат Ox\y\Z\
* Более сложные аэродинамические компоновки (например, с тремя рас положенными одна за другой несущими поверхностями) в данной книге не рассматриваются.
147